Расскажем, кому грозит штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2018 году, в каком размере и можно ли его избежать.

Кому грозит штраф за несдачу СЗВ-М в 2018 году

Может быть выписан любой компании, на которую возложено представление этого отчета. Это, в первую очередь, компании, в которых сотрудники работают по трудовым договорам. На таких сотрудников надо сдавать СЗВ-М независимо от того, получают они облагаемые взносами выплаты или нет. То есть заполнить СЗВ-М компании должны и на работников, которые ушли в отпуск без содержания или по уходу за ребенком.

Важно! Посмотрите, почему

Сдавать СЗВ-М следует компаниям, в которых трудятся сотрудники по договорам ГПХ. То есть если начисляются страховые взносы на вознаграждения по таким договорам. Например, если заключен договор аренды с физлицом, то выплаты по такому соглашению не облагаются страховыми взносами.

Соответственно сдавать СЗВ-М на такого гражданина не надо. Это значит, что штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2018 году никто не выпишет (письмо ПФР от 27.07.2016 № ЛЧ-08-19/10581).

А вот если в компании только единственный учредитель, форму СЗВ-М можно не сдавать. Это возможно, если в компании выполняются сразу три условия: фирма не ведет деятельность, учредитель исполняет функции руководителя, но трудовой или гражданско-правовой договор с ним не оформлен, выплат учредителю нет (письмо ПФР от 13.07.2016 № ЛЧ-08-26/9856).

Внимание: в 2017 году отменили форму РСВ-1. Зато в Пенсионный фонд помимо формы СЗВ-М надо теперь сдавать новый отчет о страховом стаже сотрудников. Подробнее про новую отчетность в ПФР читайте в материалах журнала «Зарплата»:

Выбрать удобный вариант подписки, скачать счет и оплатить его картой можно .

Каков штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2018 году

Представлять форму СЗВ-М надо каждый месяц. Крайний срок - 15-е число месяца, следующего за отчетным (п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ).

Срок сдачи продлевается, если последний день выпал на выходной. Тогда сдать отчет можно в ближайший рабочий день.

Если вовремя не сдать, сотрудники ПФР выпишут штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2018 году . Штраф будет рассчитан исходя из общего количества застрахованных лиц. Чем больше численность сотрудников компании, тем больше размер штрафа. Штраф за одного человека – 500 руб.

Пример. В компании трудятся 150 работников. СЗВ-М за май бухгалтер сдал с опозданием. За пропуск срока компании грозит штраф. Его размер 75 000 руб. (500 руб. x 150 чел.).

Кстати, штраф за несдачу СЗВ-М в 2018 году сотрудники фонда могут списать с расчетного счета компании. Форма решения о взыскании сумм приведена в постановлении Правления ПФ РФ от 23.11.2016 № 1058п.

Новый штраф за несдачу СЗВ-М в 2018 году

Помимо штрафа за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2018 году, сотрудники ПФР могут выписать штраф за нарушение формата представления.

Так, если сведения на 25 человек и более отправить не через интернет, а обычной почтой, компании будет выписан штраф в размере 1000 руб. (ст. 17 Закона № 27-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.07.16 № 250-ФЗ).

Можно ли снизить размер штрафа

Если вы сдали отчет позже срока, дождитесь из ПФР акта камеральной проверки. У вас есть 15 рабочих дней (ч. 8 ст. 17 Закона № 27-ФЗ), чтобы написать и подать письмо-возражение на акт (см. образец ниже). В письме опишите ситуацию, признайте вину и попросите учесть смягчающие обстоятельства при вынесении решения назначать или не назначать компании штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2018 году.

Возможно, специалисты фонда учтут обстоятельства и снизят размер штрафа. Но шансов мало. Фонд не имеет достаточных полномочий уменьшить размер штрафа, назначенного по закону.

Поэтому, чтобы снизить размер штрафа, напишите исковое заявление в арбитражный суд по местонахождению отделения ПФР. Оспорить штраф в суде позволяет статья 18 Закона № 27-ФЗ.

И это всё о нём — о штрафе за дополняющую СЗВ-М. После обращения в вышестоящую инстанцию получен ответ из регионального отделения ПФР «О рассмотрении жалобы». Разберемся, насколько убедительны тезисы ПФР, и приведем дополнительные аргументы в обоснование неправомерности взыскания штрафа по статье 17 Закона № 27-ФЗ.

Выдержка из ответа ПФР

Тезис № 1 о фабуле дела изложен в пятом абзаце письма-ответа. Из него следует, что страхователь не только не нарушал правовые нормы, но и прямо им следовал, поскольку тип формы «доп» (дополняющая форма), утвержден как раз для « дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период ». Основание: Постановление Правления ПФР от 01.02.2016 г. № 83п.

Тезис № 2 изложен в шестом и седьмом абзацах и повествует о толковании ПФР пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2016 г. № 766 н.

Возражения на этот тезис следующие. Во-первых, из пункта 39 Инструкции совсем не следует, что речь в нем идет о застрахованных лицах, сведения на которых ранее предоставлялись в исходной форме . Это чистой воды домыслы ПФР, потому что критерий «застрахованного лица» — это не факт предоставления сведений о нем в ПФР, а факт его страхования в системе ОПС.

Отсюда застрахованное лицо — это вообще любое лицо , в том числе и то, индивидуальные сведения на которое предоставлены не были. Основание: пункт 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 N 167-ФЗ: «Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим федеральным законом».

Во-вторых, практически невозможна в принципе ситуация, когда ПФР принимает исходные индивидуальные сведения с ошибкой (для исправления которой якобы впоследствии страхователю требуется сдать дополняющую форму).

Ведь во избежание ошибок по инициативе ПФР разработан и активно используется целый ряд программных обеспечений, перечень которых предоставлен в свободном доступе на официальном сайте ПФР. Каждая из этих квалифицированных программ легко способна сличить всего три позиции: Ф.И.О., СНИЛС и ИНН застрахованного лица. Положительный протокол входного контроля или отметка о принятии отчета гарантируют прохождение этого «проверочного фильтра» и наверняка свидетельствуют об отсутствии ошибок страхователя.

Поэтому пункт 39 Инструкции на самом деле о том, что финансовые санкции не применяются при самостоятельном обнаружении ошибки в индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица (вообще, а не конкретно указанного в исходной СЗВ-М), и предоставления исправлений (то есть дополняющей СЗВ-М).

Тезис № 3 невозможно не процитировать: «...впервые представленные в отношении застрахованного лица сведения нельзя считать уточненными (исправленными ) » (выделено ПФР ). Оппонируя ПФР, следует заметить, что индивидуальные сведения — это не только содержание (информация раздела 4 СЗВ-М), но и форма отчета СЗВ-М, который так и называется «СВЕДЕНИЯ О ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦАХ», а аббревиатура СЗВ-М расшифровывается как «Сведения о застрахованных входящие — ежемесячные». Поэтому впервые предоставленные в отношении застрахованного лица сведения в дополняющей форме СЗВ-М безусловно считаются уточненными (исправленными) , поскольку уточняют (исправляют) исходную форму СЗВ-М «СВЕДЕНИЙ О ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦАХ», как то и предусмотрено Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 г. № 83п. В противном случае смысл предоставления дополняющей формы вообще отсутствует как таковой. Никто же не станет утверждать, что она придумана исключительно для того, чтобы штрафовать страхователей.

Нельзя обойти вниманием и тезис № 4 . Он о том, что страхователю вменяется нарушение Инструкции, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2016 г. № 766 н, вступившей в юридическую силу 19 февраля 2017 года и поэтому отсутствовавшей как таковой на дату предоставления страхователем дополняющих форм СЗВ-М (в рассматриваемом примере это декабрь 2016 года ).

Отстаивание ПФР противоположной точки зрения — это не только абсурд, но и нарушение части 3 статьи 15 Конституции РФ: «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Тезис № 5 требует краткого пояснения. В рассматриваемом примере территориальный орган ПФР при вынесении санкций за дополняющие СЗВ-М 2016 года использовал не вступившие в юридическую силу формы Актов о выявлении правонарушения, утвержденные Постановлением Правления ПФ РФ от 23.11.2016 № 1058п. Изложенная в письме-ответе позиция регионального отделения ПФР такова, что это «не противоречит норме статьи 17 Закона № 27-ФЗ».

Но на самом деле ни в статье 17 Закона № 27-ФЗ, ни в каком другом нормативно-правовом акте нет и не может быть разрешения об использовании незарегистрированных и официально не опубликованных нормативно-правовых актов , и применять их действительно нельзя. Основание: пункт 10 Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 29.05.2017): «Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти...не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров».

Тезис № 6 представляется особенно интересным. ПФР не принимает во внимание собственное письмо от 14.12.2004 г. № КА-04-09-255/13379, поскольку полагает, что оно относится к периодам 2002-2009 годов и к формам СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2. И снова ПФР не прав. Во-первых, письмо не отменено и не изменено и действует по настоящее время. Во-вторых, конституционные принципы, изложенные в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2003 г. № 12-п, универсальны и отнюдь не привязаны к той или иной форме отчетности в ПФР. Речь здесь не о форме, а о содержании, это очевидно. Для тех, кто изложенного не понимает, в письме даже есть пояснения: «Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей ».

А еще подписавший письмо господин Куртин А.В., занимающий до настоящего времени должность первого заместителя Председателя Правления ПФР, кандидат экономических наук, обладатель звания «Заслуженный экономист РФ», награжденный «Орденом почета», медалью «В память 850-летия Москвы», полагает, что «такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР».

Поскольку в рассматриваемом примере руководитель регионального отделения ПФР считает иначе, тезис № 6 порождает две мысли: либо происходят «перегибы на местах», либо второе лицо в Правлении ПФР не в курсе интересов ПФР.

В тезисе № 7 ПФР затронул тему смягчающих обстоятельств и, несмотря на то, что страхователь об этом не просил (в связи с непризнанием неправомерности своих действий), кратко остановимся и на этом тезисе. Действительно, перечня смягчающих обстоятельств в Законе № 27-ФЗ нет, но это не значит, что органам ПФР вообще запрещено принимать такие обстоятельства во внимание. Основание: пункт 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 № 2-П: «Впредь до внесения необходимых изменений законодательство РФ о страховых взносах подлежит применению с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, сформулированных в настоящем Постановлении».

Тезис № 8 — о проведении камеральных проверок, которых (как указано в письме ПФР) не существует как «понятия». Действительно, Закон 27-ФЗ не содержал и не содержит механизма выявления органами ПФР правонарушений страхователя, и этот пробел обнаружился в законодательстве после вступления в силу Закона от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ. Однако до 01.01.2017 г. в Федеральном законе № 212-ФЗ вполне конкретно существовали и работали нормы о проведении камеральной проверки, и о ее сроке — три месяца (часть 2 статьи 34). Исключение этих норм не в пользу страхователя, потому что ПФР теперь считает, что вправе проверять его в любое время и за любой период (тезис № 9 ).

Но поскольку Федеральный Закон от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ, ухудшающий положение страхователя, обратной силы не имеет (ввиду отсутствия в нем соответствующей специальной оговорки), невозможна его ретроактивность, то есть применение к отношениям 2016 года. Следовательно, камеральная проверка форм СЗВ-М за декабрь 2016 года закончилась в марте 2017 года, не выявив никаких нарушений. Составленные впоследствии в мае 2017 года акты ПФР являются неправомерными также и потому, что вынесены за рамками законно установленных правил проведения камеральных проверок .

И, в заключение, немного позитива. Это — Постановление Арбитражного Суда Дальневосточного округа № Ф03-924/2017 от 10.04.2017 г. А, значит, страхователям есть резон отстаивать свои права и законные интересы.

Компании и ИП могут заработать штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2019 году, если не успеют сдать отчет в положенный срок. Размер штрафа теперь увеличен, поэтому прочитайте внимательно, от чего зависит величина штрафа за просрочку с отчетностью, и какой размер штрафа ждет вас.

Какие ошибки могут привести к штрафу за СЗВ-М в 2019 году

Заработать штраф за СЗВ-М в 2019 году можно сразу по нескольким причинам. Но для начала, напомним вам, что форму СЗВ-М сдают в ПФР ежемесячно все компании и ИП, имеющие оплачиваемых сотрудников, в том числе и по договорам ГПХ.

Итак, при представлении отчета по форме СЗВ-М в 2019 году организацию и ИП могут оштрафовать:

  • за несвоевременную сдачу СЗВ-М;
  • за ошибки при заполнении формы, особенно если они связаны с выходными данными компании, а также ФИО, СНИЛС, ИНН ваших работников;
  • за неправильную форму подачи СЗВ-М.

Важно! Компаниям в 2019 году грозит новый штраф за СЗВ-М, даже если компания в срок и без ошибок сдала отчет.

В 2019 году действует незыблемое правило. Если на предприятии или у ИП работает 25 и более человек, отчет по форме СЗВ-М можно сдавать только в электронной форме. Нарушение этого правила карается штрафом. При этом компании, в которых менее 25 человек работников, в праве сами выбирать форму подачи СЗВ-М: бумажную или электронную.

Штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2019 году

В первую очередь уточним, что компании и ИП отчитываются в 2019 году перед ПФР по форме СЗВ-М до 15 числа следующего после отчетного месяца. За несвоевременную сдачу отчета ПФР начислит штраф.

Такой порядок штрафа прописан в ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Кстати сказать, что точно такая же сумма будет взыскана с компании и ИП с работницами, если они перешлют в 2019 году в пенсионный фонд форму СЗВ-М с недостоверными или неполными данными. А вот штраф за неправильный вид подачи формы, иной, но об этом чуть ниже.

Отметим, что штрафуется именно организация. Руководитель и бухгалтер к денежной ответственности привлечены не будут.

Будьте внимательны! 500 рублей штрафа берется не за день просрочки, а за каждого человека, включенного в данный отчет.

То есть если вы опаздываете со сроком сдачи СЗВ-М, которая заполнена, например, на 12 человек, то размер штрафа будет 500*12=6000 рублей. Такую же сумму вы заплатите, если в этой форме инспектора ПФР обнаружат ошибки.

Итак, если речь идет о несвоевременной сдаче СЗВ-М в 2019 году, а также об ошибках и неточностях в форме, вы сами можете легко посчитать сумму штрафа путем умножения количества работников в справке на 500 рублей.

Но мы решили чуть облегчить задачу некоторым организациям, рассчитав сумму штрафа за опоздание с СЗВ-М для компаний и ИП, у которых трудится от 1 до 20 работников.

В какие сроки нужно уложиться, чтобы не получить штраф в 2019 году

Чтобы не заработать штраф за не вовремя сданный СЗВ-М в 2019 году, проверьте сроки предоставления отчета, которые мы собрали в таблицу. Напомним, что отчет нужно сдавать в ПФР не позднее 15 числа месяца, который идет после отчетного.

Отчетный месяц в 2019 году

Срок сдачи СЗВ-М в ПФР

Сентябрь

Штраф за неправильный вид подачи СЗВ-М в 2019 году

Кроме штрафа за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2019 году, а также за ошибки и неточности в форме, ПФР ввела еще один штраф. Речь идет о неправильной форме подачи СЗВ-М. Этот вид наказания начал действовать уже в январе 2017 и продолжил свое распространение в 2019 году.

Напомним, что компании и ИП подают СЗВ-М в 2019 году следующим образом:

  • при среднесписочном количестве работников 25 и более человек – только в электронном виде;
  • при среднесписочном количестве работников менее 25 человек – на бумаге или в электронном виде (на усмотрение предприятия).

Важно! Нарушение этого положения грозит штрафом в 1000 рублей.

Штраф за дополняющую форму СЗВ-М в 2019 году

Могут ли оштрафовать компанию, если она сама заметила ошибки при сдаче СЗВ-М в 2019 году, и отправила в ПФР дополняющую форму?

Согласно Федеральному закону от 01.04.1996 № 27-ФЗ Пенсионный фонд теоретически может взыскать с вас штраф, даже если вы сами обнаружили ошибку. Но на практике ПФР не всегда так делает.

Если ошибка незначительная (не связана с реквизитами предприятия и личными данными работника) и организации удается мгновенно спохватиться и отослать дополняющую форму СЗВ-М своевременно, то бывает так, что фонд не налагает штрафа.

Но если неточность выявит инспектор ПФР, наказания не избежать, даже если сдана уточненная форма. Штраф будет в размере 500 рублей за каждого сотрудника, указанного в справке.

Порядок взыскания штрафа за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2019 году

Есть два способа, как ПФР может оштрафовать компанию.

  1. Пенсионный фонд пришлет вам требование, в котором будет прописана сумма к уплате;
  2. Фонд может дать команду банку принудительно списать деньги с вашего счета.

Чаще всего схема такая, если организация не удовлетворит требования ПФР об уплате штрафа в указанный там срок. Пенсионный фонд пришлет в ваш банк инкассовое поручение, и все равно изымет эти деньги.

Куда платить штраф за СЗВ-М в 2019 году

Еще один вопрос, который задают бухгалтеры, куда платить штраф за СЗВ-М в 2019 году? Штраф вам выписывает ПФР, поэтому и платить его нужно на реквизиты фонда. КБК берите 392 1 16 20010 06 6000 140. Начало кода «392» как раз говорит о том, что администратор этого платежа именно фонд.

Штраф СЗВ-М возможен в нескольких случаях: сведения сданы в фонд несвоевременно, данные в отчете неверные или неполные, отчет сдан на бумажном носителе вместо электронного. А с 1 января 2017 года за ошибки и опоздание СЗВ-М штрафуют по новым правилам.

Штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М

C 1 января 2017 года сдавать СЗВ-М надо не позднее 15-го числа каждого месяца, следующего за отчетным. Если отчет сдать позже, фонд может оштрафовать:

  • директора или главбуха — на 300-500 рублей (ст. 15.33.2 КоАП РФ);
  • компанию — на 500 рублей за каждого сотрудника (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Сумма, как и раньше, не зависит от того, на сколько компания опоздала: на одну минуту, пару часов или месяц. Например, страхователю со штатом 1 тыс. человек грозит штраф в 500 тыс. рублей, если сдать отчетность не в срок.

В некоторых регионах фонд выписывает штрафы компаниям, которые уточняли расчет после крайнего срока сдачи. Если вы обнаружили ошибку в одном из прошлых отчетов СЗВ-М, безопаснее уточнить в своем отделении ПФР, примут ли уточненку без штрафа.

Совсем отменить штраф за несдачу СЗВ-М в 2017 году не получится. Но снизить сумму наказания можно значительно. Например, организация из Санкт-Петербурга опоздала с отчетом на 4185 сотрудников. Фонд оштрафовал ее на 2,1 млн рублей. Судьи снизили штраф в 70 раз до 30 тыс. рублей (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017 № А56-68844/2016).

Когда фонд оштрафовал, подайте возражение. Если ПФР не примет доводы, обратитесь в суд. Ссылайтесь на смягчающие обстоятельства. Например, что незначительно пропустили сроки, нарушили впервые. Судьи вас поддержат (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 № А56-92305/2016).

Сдавайте отчет заранее. Если сдадите отчет в крайний день, он может не пройти из-за сбоя у провайдера. Даже если компания докажет, что ее вины в нарушении нет, суд все равно оставит штраф. Ведь у организации было достаточно времени, чтобы подготовить и сдать СЗВ-М в срок (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 № А56-70942/2016).

Другие штрафы за несдачу СЗВ-М в 2017 году

Штраф за несдачу СЗВ-М в электронном виде. Если компания сдает сведения на 25 и более лиц, то отчет должен быть в электронном виде (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). C 2017 года фонд вправе оштрафовать страхователя на 1000 рублей, если сдать СЗВ-М на бумажном носителе вместо электронного отчета (ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Если же в отчете меньше 25 человек, то представить форму СЗВ-М разрешается на бумаге либо электронно. При этом расчет на бумаге можно сдать лично, через уполномоченного представителя либо по почте (лучше заказным или ценным письмом с описью вложения).

Штрафы за ошибки в СЗВ-М. С 2017 года штраф за ошибки в отчете такой же, как и за сдачу отчета позже установленного срока, — 500 рублей (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Но за ошибки могут оштрафовать также директора или главбуха на 300-500 рублей (ст. 15.33.2 КоАП РФ).

Штрафа за ошибки можно избежать, если компания сама обнаружит недочеты в расчете и уточнит сведения до того, как ошибки найдут налоговики (ст. 126.1 НК РФ).

Куда платить штраф по СЗВ-М в 2017 году: образец платежного поручения

У компаний возникает вопрос по уплате штрафа за СЗВ-М: не ясно, куда платить штраф, который прислал фонд, например за несвоевременную сдачу СЗВ-М, — на КБК фонда или налоговой.

Основной реквизиты для уплаты штрафа СЗВ-М — это КБК — 392 1 16 20010 06 6000 140 , где 392 — код администратора платежа, которым является Пенсионный фонд. Данный код должны применять все категории плательщиков при уплате штрафов за нарушение законодательства о внебюджетных фондах.

Образец платежного поручения для уплаты штрафа по СЗВ-М в 2017 году

Как отменить штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М

У компаний есть шанс отбиться от огромных штрафов СЗВ-М. Это показывает судебная практика.

В прошлом году сайт arbitr.ru опубликовал 11 первых дел об опоздании с ежемесячным расчетом. Компании выиграли все споры. Суды снижают штрафы, причем значительно: в десять, восемнадцать и даже сто раз (например, решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.09.2016 № А60-33366/2016).

Если фонд оштрафовал, сначала надо подать возражения. На это есть 15 рабочих дней с момента, когда вы получили акт. Решение можно в течение трех месяцев обжаловать в региональном отделении (ч. 5 ст. 38, ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Если фонд не примет доводов, не упускайте возможности обратиться в суд.

Конечное решение о сумме штрафа принимает суд. Но компания может повлиять на исход. Для этого в заявлении просите отменить штраф полностью. Тогда можно надеяться на максимальное смягчение. Бывает, компания просит лишь уменьшить штраф. Суд идет навстречу, но снижает сумму незначительно. Например, в одном случае суд снизил штраф вдвое, потому что так просила компания (решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.09.2016 № А47-6249/2016). Это меньше, чем по остальным делам.

Одной организации удалось отменить штраф полностью, потому что фонд нарушил процедуру. Он пригласил компанию для рассмотрения материалов на 22 июля, а принял решение 19 июля без ее участия (решение Арбитражного суда Красноярского края от 08.09.2016 № А33-17962/2016).

Если фонд ничего не нарушил, штраф полностью не отменят. Но его можно снизить во много раз. Четкая позиция и ее обоснование помогут вернуть больше денег. Приводите как можно больше доводов и по возможности представьте доказательства: подтверждение сбоя от провайдера, больничный лист и др. Аргументы, которые помогли компаниям в суде, смотрите ниже.

Три аргумента, чтобы отменить штрафы СЗВ-М

  1. Фонд должен выслать протоколы в течение четырех рабочих дней (распоряжение Правления ПФР от 11.10.2007 № 190р). Если протокол пришел с опозданием, компании по вине самих фондов не смогли сдать исправленные сведения в срок, установленный для сдачи расчетов.
  2. Ошибки можно исправить в течение двух недель с момента, когда получен протокол (п. 41 Инструкции, утв. приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2009 № 987н). Если компания получила протокол после установленного срока сдачи сведений, у нее есть 14 дней, чтобы дополнить сведения без штрафа. Такие же разъяснения разослал ПФР во все регионы.
  3. Закон не уточняет, что такое недостоверные сведения. Фонды чаще всего находят технические ошибки — лишние пробелы, дефисы, точки. Из-за этого сведения нельзя считать ошибочными. Ведь компания верно записала Ф. И. О., ИНН и СНИЛС.

Какие аргументы компании используют в суде

Компания нарушила впервые. На этот аргумент можно ссылаться, если страхователь в первый раз задержал именно отчет СЗВ-М. Так считают специалисты фонда, которых мы опросили.

Бюджет не пострадал. Он может пострадать, только если в организации работают пенсионеры и отчет задержался на 15 дней и больше. Об этом сообщили в фонде.

Просрочка незначительная. В большинстве дел компании опаздывали на один — три дня. Иногда суды признают незначительной просрочку даже на восемь рабочих дней (решение Арбитражного суда Приморского края от 15.09.2016 № А51-15102/2016).

Деятельность компании — социально значимая (печет хлеб, управляет жилым домом).

Фонд нарушил порядок взыскания штрафа, неверно составил документы, не пригласил компанию на рассмотрение материалов камералки и др.

Сломался компьютер или не было выхода в интернет.

В отчетную форму по СЗВ-М вносятся сведения о персонале организаций, которые в текущее время трудятся и имеют определенный доход. Основная часть формы включает в себя подробные сведения о каждом работнике, а именно ФИО полностью, личные регистрационные данные в ФНС и ПФР. Также с формой передается точное количество застрахованных сотрудников организации. В статье расскажем про штраф за несдачу СЗВ-М, рассмотрим применяемые санкции.

Что содержится в форме СЗВ-М

Форма отчета поделена на четыре раздела, каждый из которых обязательно заполняется необходимой информацией, которая собрана в таблице.

В 1 разделе Во 2 разделе В 3 разделе В 4 разделе
Полно и кратко указывается название страхователя;

Обязательно его номер в ПФР;

ИНН и КПП общества.

Указывается месяц, за который подаются сведения

Текущий год, в котором сдается отчет

Указываются вид сведений, которые содержатся в отчете;

ИСХ-для первичного варианта;

ДОП-такой вариант нужен для передачи информации о персонале, который не попал в первом случае;

ОТМН-вариант отчета, в котором содержится информация о сотрудниках, попавших в отчет ошибочно.

Сюда собирается полная информация о каждом сотруднике заключившем договор трудового или гражданско-правового формата:
  • ФИО физического лица;
  • Личный номер СНИЛС;
  • ИНН работника.

В данной форме должны найти отражение детальные сведения обо всех сотрудниках организации, резидентов или иностранных граждан.

Куда и в какие сроки сдавать СЗВ-М

Последний отчет по страховым взносам ПФР принял по итогам 4 квартала 2016 года. Начиная со сведений по начислению, уплате и контролю над страхованием работников в части пенсионного, медицинского и социального обеспечения все организации по месту нахождения передают в ФНС. Итоговые сведения по долгам или переплатам в отношении страховых взносов сотрудники ПФР передали в налоговую службу для дальнейшего мониторинга.

В работе служащих ПФР не изменяется функция, которая заключается в сборе актуальной информации о страховом, трудовом и пенсионном стаже трудоспособных граждан. Поэтому отчетные сведения в форме СЗВ-М, как и раньше администрируют сотрудники ПФР.

Теперь работодатель обязан передавать в форме отчетности СЗВ-М данные о своих сотрудниках ежемесячно. На выполнение обязанности по формированию сведений и передаче в ПФР отводится срок с 01 по 15 число, начиная с февраля 2017 года. Система приема отчетности допускает прием формы в электронном виде или на бумажном бланке с печатью и подписью ответственных лиц организации-страхователя.

Кто и как проверяет показатели СЗВ-М

Попадая к сотрудникам ПФР, отчетность по работникам проходит обязательную проверку на соответствие установленной форме, правильность и актуальность информации, которая содержится в отчете. Фонд обрабатывает в ручную отчетность от компаний, численность которых не превышает 25 работников. Все что свыше того требуется передавать в электронном формате с помощью специализированных операторов связи.

Порядок проверки любого формата не претерпел больших изменений. Период камеральной проверки не превышает трехмесячный срок. Сотрудниками фонда уточняются личные данные работников организаций (ИНН и СНИЛС). Далее если не имеют претензий к содержимому, информация поступает в отделения, которые администрируют начисление, выплату или индексирование пенсионных выплат населению региона.

Что будет организации за неточности в СЗВ-М

Если ревизорами фонда выявляются нарушения и несоответствия, то, скорее всего кроме письменных пояснений, страхователя ожидает денежное взыскание. Его размер зависит от того в каком разделе была допущена ошибка и как она повлияет на общие сведения в отчете. Санкции, которые применяются к страхователям, уточняются законом 27(ФЗ) статьей 17. В ней предусмотрено наказание в размере 500 рублей за неточные или недостоверные (искаженные) сведения о физических лицах.

Ошибки могут содержать ФИО, номера ИНН и СНИЛС. Штрафная санкция увеличится когда ошибка повторяется не у одного, а нескольких сотрудников. Соответственно, чтобы представить масштабы финансовых санкций количество человек умножить на минимальный размер штрафа 500 рублей и в итоге получится сумма к взысканию со страхователя.

По правилам, которые содержатся в законодательном акте 27-ФЗ, допускается отмена санкций, если исправления осуществились за 5 дней после полученного предупреждения от ПФР.

Накажут страхователя и в случае, когда нарушится регламент по ограничению численности, которая содержится в отчете, в сумме 1000 рублей. Начиная с 25-го сотрудника, предусмотрена только электронная форма передачи сведений в ПФР.

Какие санкции применяют к опоздавшим с подачей СЗВ-М

Порядок, по которому определяется размер штрафных взысканий за опоздание с предоставлением отчетности по СЗВ-М (независимо от формата) заключается в следующем:

  • Сумма штрафа исчисляется от фактической численности работников, занятых у страхователя. Минимальная сумма 500 рублей умножается на количество человек, в итоге к оплате фактическая сумма штрафа;
  • Взыскивается штраф от 300 до 500 рублей с должностных сотрудников организации.

Тот же алгоритм действий предусмотрен в случае, когда форму не подавали совсем. Поэтому, в интересах работников и самой организации не затягивать с отправкой формы, а также внимательно проверять содержащуюся в ней информацию.

Важно! В регламенте закона о предоставлении сведений в ПФР не предусмотрено особых условий для страхователя, которые помогли бы избежать штрафов или снизить их объемы.

Исключение составляет только судебные разбирательства, где в пользу налогоплательщика можно привести аргументацию такого рода:

  • Это первое и единичное правонарушение;
  • Налогоплательщик дисциплинирован и своевременно платит взносы;
  • Объемы предъявленных штрафов, в случае их отмены не нанесут глобального урона бюджету.

Можно ли возразить на штрафы по отчету СЗВ-М

Когда речь заходит о внушительных размерах финансовых взысканий, то организации-страхователи должны запастить весомыми основаниями к судебным разбирательствам с фондами. Обязательно уточнить тяжесть нарушения, виды ошибок и неточностей которые были допущены и как к ним относится ревизионный отдел ПФР. Некоторые ошибки, которые легко исправить и избежать фискальных взысканий:

Ниже представлены некорректные сведения и неточности, от которых следует избавиться заблаговременно:

Как фонд может истребовать штрафы за СЗВ-М

Избежать финансовых санкций со стороны фонда можно при условии соблюдения определенных правил при составлении СЗВ-М, а также в момент передачи отчета на проверку. Для этого потребуется:

  • Проверить индивидуальные данные работников (ФИО, СНИЛС для идентификации застрахованного лица);
  • Уточнить правильность варианта исходной отчетности;
  • Проставить нужную кодировку периода, за который составляется отчет;
  • Сверить со штатными списками численность работающих по договорам как трудовым, так и ГПХ работников и сведениями, которые содержит отчет;
  • Выяснить, не менялся ли формат отчета, его актуальность на момент подачи в фонд;
  • Заключить соглашение с оператором связи, передающим электронный формат отчета, если персонал компании составил 24 человека (от 25 и более фонд принимает отчет только по каналам телекоммуникационной связи).

И главное, уложиться в те сроки, которые отведены на составление и передачу отчетности в фонд. Если по каким-то причинам организация нарушила правила, фонд после проведения проверки выставляет требование с указанием размеров штрафа к уплате.