Порядок проведения госзакупок в РФ регламентируется 44-ФЗ. Ст. 95 этого нормативного акта определяет основания и правила изменения и расторжения контракта, заключенного по результатам торгов. Рассмотрим далее некоторые положения статьи.

Общие сведения

На основании решения суда, по соглашению участников сделки, а также при одностороннем отказе одного из субъектов от его исполнения. При этом стороны должны руководствоваться нормами ГК.

Одностороннее расторжение контракта

Как устанавливает 95 статья заказчик может в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора по основаниям, предусмотренным в ГК, если соответствующая возможность закреплена в самом контракте. Для принятия соответствующего решения он вправе привлечь специалистов для проведения экспертизы выполненных работ, поставленных изделий или предоставленной услуги.

Расторжение контракта допускается, если по результатам исследований будет подтверждено нарушение условий сделки исполнителем, ставшее основанием для отказа.

Уведомление исполнителя

Согласно ч. 12 ст. 95 44-ФЗ , при отказе заказчика от исполнения контракта, он обязан известить вторую сторону об этом в трехдневный срок с момента принятия соответствующего решения. Кроме этого, он обязан разместить данную информацию в ЕИС (единой информсистеме).

Заказчик направляет свое решение исполнителю (поставщику, подрядчику) заказным письмом по почте (с уведомлением о вручении) на адрес, указанный в контракте, по факсу, телеграммой на электронный адрес или иным способом, обеспечивающим фиксацию отправки и подтверждение получения извещения.

Расторжение контракта допускается только при соблюдении указанных требований. В качестве даты надлежащего уведомления признается день получения заказчиком подтверждения о вручении извещения поставщику (исполнителю, подрядчику).

Между тем получить такое подтверждение не всегда возможно. В этих случаях в качестве даты надлежащего уведомления будет признан день по истечение 30 дней с момента размещения сведений в ЕИС.

Вступление решения в силу

Односторонний отказ приобретает юридическую силу и влечет соответствующие последствия по истечении 10 дней с момента надлежащего извещения исполнителя. Соответственно, контракт будет признан расторгнутым.

Заказчик должен отменить свое решение, если в десятидневный срок исполнитель (подрядчик, поставщик) устранит нарушения, являвшиеся основанием для отказа от исполнения. При этом вторая сторона должна компенсировать его затраты на проведение экспертизы.

Требование об отмене решения не распространяется на случаи повторного нарушения исполнителем (подрядчиком, поставщиком) условий сделки, являющегося, согласно ГК, основанием для одностороннего отказа.

Обязанность расторжения

Заказчик должен отказаться от исполнения контракта, если:

  • В процессе реализации условий сделки будет установлено, что продукция, работа, услуги или исполнитель (подрядчик, поставщик) не соответствуют требованиям, установленным в извещении или документации о закупке, победитель торгов предоставил недостоверные сведения о себе или товаре, что позволило ему выиграть.
  • В ходе исполнения контракта, оформленного согласно положениям 47 пункта 1 части 93 статьи ФЗ № 44 на поставку изделий, производство которых модернизировано/создано/освоено на территории РФ на основании специального инвестиционного соглашения, такое специальное соглашение было расторгнуто. Аналогичное правило действует и в случае расторжения госконтракта, заключенного на основании ст. 111.4 44-ФЗ, в процессе реализации условий закупки.

Сведения об исполнителе (подрядчике, поставщике), с которым был расторгнут контракт, указываются в реестре недобросовестных хозяйствующих субъектов.

Нюансы законодательства

При расторжении контракта вследствие одностороннего отказа заказчик может произвести закупку услуг, изделий, работ, являвшихся предметом сделки, на основании положений 6 пункта 2 части 83 статьи ФЗ № 44.

Если поставщик до прекращения правоотношений частично исполнил обязательства, при заключении нового контракта объемы выполняемых работ, предоставляемых услуг или поставляемых товаров должны быть уменьшены на соответствующее количество. Аналогичным образом корректируется и цена сделки.

Расторжение контракта по соглашению сторон

В соответствии с 14 частью 34 статьи ФЗ № 44, в договоре может предусматриваться возможность расторжения контракта вследствие одностороннего отказа от реализации условий сделки, согласно ч. 8-26 ст. 95. В указанной норме также установлено, что по данному основанию допускается, если в самом договоре присутствует соответствующий пункт. В отношении прекращения правоотношений по соглашению участников ФЗ № 44 не закрепляет подобного требования.

Как установлено в 1 части 450 статьи ГК, корректировка условий и по обоюдному согласию участников, если другое не закреплено в Кодексе или иных нормативных актах, а также в договоре. Следовательно, если стороны не закрепили в документе такую возможность, она существует в силу закона.

В также, что в силу существенного изменения обстоятельств. Другими словами, ситуация изменилась настолько, что если бы участники могли предвидеть это, то вообще не заключили бы сделку или заключили бы, но на иных условиях.

Практическая реализация положений

В рамках оборота участники по обоюдному согласию могут расторгнуть договор при:

Документальное оформление

В 452 статье ГК закреплен общий порядок расторжения контракта. В норме сказано, что соглашение об изменении или прекращении правоотношений составляется в той же форме, что и первоначальный договор. Следовательно, соглашение о расторжении контракта должно быть письменным и заверенным участниками сделки.

Последствия

О них говорится в 453 статье ГК. В случае расторжения контракта обязательства его участников прекращаются в момент заключения соглашения об этом, если другое не вытекает из условий сделки, закона или иных нормативных актов.

Стороны не могут требовать возвращения всего, что было исполнено по сделке до момента прекращения правоотношений. Другое правило может закрепляться в законе или соглашении.

Необходимо сказать, что в случае расторжения контракта по обоюдному согласию, сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не направляются в контролирующий орган для последующего включения в реестр недобросовестных хозяйствующих субъектов.

Отчетность заказчика

Субъекту, осуществляющему закупку, необходимо помнить об обязанностях, закрепленных ФЗ № 44. В частности, в нормативном акте заказчику предписывается оформлять отчет. В нем должны присутствовать сведения о результатах отдельного этапа выполнения контракта, информация о поставленных изделиях, предоставленных услугах или выполненных работах.

В случае ненадлежащего исполнения условий сделки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) эти данные также отражаются в отчете. В документе приводится информация и об изменении либо расторжении контракта.

Положение о составлении и размещении документа в ЕИС утверждено правительственным Постановлением № 1093 от 2013 г. На основании этого нормативного акта отчет со сведениями о расторжении контракта размещается заказчиком в семидневный срок с момента подписания соглашения, даты вступления в силу решения заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от выполнения условий сделки.

Как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ устанавливают, что при осуществлении закупок должны соблюдаться нормы ГК РФ 1 . В числе прочего нормы гражданского законодательства регулируют и вопросы, связанные с односторонним расторжением договора (контракта) 3 . И если в «скрупулезно-процедурном» 44-ФЗ имеются отдельные положения касательно одностороннего расторжения контракта 2 , то в «рамочном» 223-ФЗ таких положений нет. Поэтому в отношении одностороннего расторжения договоров, заключенных в рамках 223-ФЗ, единственным правовым регулирующим документом является именно ГК РФ. Отметим, что и содержание положений о закупке конкретных заказчиков по 223-ФЗ, связанное с односторонним расторжением договоров, также не должно противоречить нормам гражданского законодательства 4 . Рассмотрим данные нормы.

  1. Односторонний отказ стороны по договору от исполнения своих обязательств допускается только в случаях, предусмотренных самим ГК, другими законами или иными нормативными актами 5 .
  2. Например, в отношении договора купли-продажи в гражданском законодательстве предусмотрено право покупателя отказаться от исполнения такого договора, если продавец отказывается передать покупателю проданный товар 6 . Другой пример из ГК - в отношении договора проката арендатор вправе отказаться от договора в любое время, письменно предупредив о своем намерении арендодателя не менее чем за 10 дней 7 .

    Также в соответствии с ГК односторонний отказ от исполнения договора возможен в отношении договора поставки и договора возмездного оказания услуг. В первом случае право отказаться от исполнения договора имеет покупатель, если поставщик поставил товар ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, или неоднократно (то есть более 1 раза) нарушил срок поставки товаров. Такое же право есть у поставщика, если покупатель неоднократного нарушил срок оплаты товаров или допустил неоднократную невыборку товаров. При этом договор будет автоматически считаться расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон 8 .

    Во втором случае заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, а исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору при условии полного возмещения заказчику убытков 9 .

    Кроме того и в отношении договора подряда в ГК РФ есть норма, согласно которой, если иное не предусмотрено договором, заказчик в любое время до сдачи ему результата работы вправе отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора, при этом заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу 10 .

    Наконец, гражданское законодательство также устанавливает, что в случае отсутствия у одной из сторон договора лицензии на осуществление деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору, другая сторона вправе отказаться от договора (исполнения договора) и потребовать возмещения убытков 11 .

    Что касается случаев, установленных в «других законах», то в качестве примера можно привести ситуацию с оказанием услуг связи, когда пользователь услуг нарушает требования договора и в течение 6 месяцев после получения письменного предупреждения от оператора услуг связи не устраняет это нарушение, - в этом случае оператор имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор 12 .

    С полным перечнем таких установленных случаев можно ознакомиться по ссылкам к ч. 1 ст. 310 ГК РФ в справочно-правовых системах (например, «Консультант Плюс»).

    Отметим, что к числу данных случаев относятся и закупки по 44-ФЗ, в соответствии с которым заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (см. выше), при условии, если это было предусмотрено контрактом 13 . Более того, в определенных случаях это даже является его обязанностью - например, если в ходе исполнения контракта выясняется, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 14 . Но если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, то аналогичное право (опять же по основаниям, предусмотренным ГК - см. выше) предусматривается и у поставщика (подрядчика, исполнителя) 15 . При этом в случае принятия такого решения заказчиком или поставщиком (подрядчиком, исполнителем), оно вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления одной стороной другой стороны об одностороннем отказе от исполнения контракта; эти 10 дней даются, условно говоря, на «исправление нарушений» - если они исправлены, то принявшая решение сторона должна его отменить и контракт будет продолжать исполняться 16 .

    Отметим, что это чисто «добавочная» норма 44-ФЗ в отношении порядка и условий одностороннего расторжения контракта, правда, она уже не будет работать в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, ставшим основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта 17 . Кроме того важно учесть, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) 18 .

  3. Если на расторжении договора настаивает только одна из сторон, а другая с этим не согласна, в этом случае договор может быть расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных законами или самим договором; при этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора 19 .
  4. Исходя из данной нормы сторона по договору не может расторгнуть заключенный договор только по собственной инициативе без соответствующего судебного решения. Однако нельзя не отметить, что данная норма ГК несколько противоречит как другим нормам того же самого гражданского законодательства, которыми устанавливаются случаи «внесудебного» одностороннего расторжения договора (например, см. выше случай с односторонним отказом от исполнения и расторжением договора поставки), так и соответствующим нормам в других федеральных законах, в том числе в 44-ФЗ.

    На практике нередко возникает вопрос, чем же следует руководствоваться при одностороннем отказе от исполнения и расторжения контрактов по 44-ФЗ - ГК РФ или 44-ФЗ?

    Для ответа на него следует внимательно прочитать ч. 1 ст. 2 закона 44-ФЗ - в ней говорится, что нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие осуществление закупок, в том числе особенности исполнения контрактов, должны соответствовать 44-ФЗ. Следовательно, если по ГК РФ следует расторгать контракт в одностороннем порядке через суд, а в 44-ФЗ такое расторжение предусмотрено без обращения в суд, то превалирует норма 44-ФЗ. Но такой вывод может касаться только сторон по договорам, заключенных в рамках 44-ФЗ. Что касается сторон по договорам, заключенных по 223-ФЗ, то им следует придерживаться исключительно норм, содержащихся в самом ГК РФ (44-ФЗ к их отношениям уже не относится).

    Получается, что, с одной стороны, в соответствии с гражданским законодательством такой контрагент может в одностороннем порядке и без обращения в суд расторгнуть только договор поставки 20 , а во всех остальных случаях, где только идет речь об одностороннем отказе от исполнения договора (например, при договоре возмездного оказания услуг), он может только отказаться от исполнения своих обязательств по этому договору, а вот расторгать договор при невозможности сделать это по соглашению сторон ему придется через суд. Добиться нужного судебного решения, если отказ от исполнения договора уже произошел в соответствии с установленными законодательством случаями, будет в принципе несложно, но лишнее время и другие ресурсы это все равно займет.

    С другой стороны, в ГК РФ есть отдельная норма, согласно которой, в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным 21 . Хотя эта норма опять же несколько не стыкуется с рассматриваемым положением о том, что без согласия одной из сторон договор может быть расторгнут только по решению суда, именно на нее можно опираться в том случае, когда, отказавшись в одностороннем порядке от исполнения договора в разрешенных случаях, отказавшаяся сторона считает, что тем самым она одновременно и расторгла договор. Такой позиции в отношении закупок по 223-ФЗ могут придерживаться и суды 22 .

    Дополнительно отметим, что требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор по соглашению сторон либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок 23 . Также обратим внимание, что на практике степень значительности ущерба определяется судами в каждом конкретном случае.

  5. Сторона по договору может выступить с инициативой о расторжении договора в случае так называемого существенного изменения обстоятельств - настолько существенного, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях 24 .
  6. Если в этой ситуации сторонам не удалось расторгнуть договор по соглашению сторон, то решение принимается судом по требованию инициатора такого расторжения. Отметим, что, в основном судебная практика применительно к данному положению ГК РФ касается расторжения кредитных договоров, договоров аренды, купли-продажи, дарения недвижимого имущества.

    Но можно привести пример и из сферы государственных закупок 25 . В 2014 г. государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области» обратилось в суд с иском о расторжении государственного контракта с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Иркутской области, заключенного в последний день 2013 г. Причина этого обращения заключалась в том, что на момент заключения договора административные здания территориальных органов налоговой службы были включены в перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией 26 , но уже с 01.01.2014 (то есть со следующего день после заключения контракта) они были исключены из этого перечня 27 . В связи с данным обстоятельством сам поставщик услуги (учреждение вневедомственной охраны) предложил заказчику расторгнуть заключенный контракт, но заказчик не согласился.

    Вероятно, такая позиция поставщика была обусловлена тем, что он был не очень финансово заинтересован в исполнении данного контракта и, скорее, был вынужден заключить его в связи с обязательностью обеспечения охраны полицией зданий налоговых органов, а когда эта обязательность была отменена, то постарался «избавиться» от контракта. Однако суды различных инстанций сочли, что в данном случае поставщик услуг мог предвидеть «существенное изменение обстоятельств» до или в момент заключения договора, так как нормативный правовой акт, исключающий здания налоговых органов из перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией, был опубликован 12.12.2013 на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и 16.12.2013 в сборнике «Собрание законодательства РФ» № 50 (ст. 6658), то есть за 2 недели до даты заключения контракта. Доказательств же того, что что контракт фактически был заключен ранее даты публикации указанного нормативного правового акта, истец представить судам не смог.

  7. Если основанием для расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора 28 .
  8. Возмещение убытков может быть произведено в досудебном порядке, однако, если это оказывается невозможным, то потерпевшая убытки сторона может обратиться в суд. Рассмотрим пример 29 .

    В 2014 г. федеральное казенное учреждение здравоохранения «Санаторий-профилакторий «Солнечный» внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» заключило в рамках 44-ФЗ государственный контракт с ООО «СтройЛидер» на выполнение работ по капитальному ремонту на сумму 3,5 млн. руб. В результате исполнения контракта подрядчик допустил нарушения его условий - не в полном объеме и некачественно выполнил предусмотренные контрактом работы, не устранил выявленные недостатки, не освободил объект работ от строительного мусора и т.д. На основании этого заказчик в одностороннем порядке отказался от его исполнения, при этом для подтверждения нарушений условий контракта и оснований одностороннего отказа от его исполнения заказчик провел экспертизу. После чего заказчик обратился в суд с иском о взыскании с подрядчика возмещения своих убытков, связанных с устранением недостатков некачественно выполненных работ, расходов, связанных с исполнением за подрядчика его контрактных обязательств (вывоз строительного мусора) и с проведением экспертизы. В итоге судебных разбирательств, в ходе которых была проведена дополнительная судебная экспертиза нарушений, допущенных подрядчиком, было принято решение о взыскании в пользу заказчика с подрядчика суммы убытков в размере 1,9 млн. руб.

1 Ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3 Ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4 См. Письмо Минэкономразвития России от 24.02.2015 N ОГ-Д28-2482

5 Ст. 310 ГК РФ.

6 Ч. 1 ст. 463 ГК РФ.

7 Ч. 3 ст. 627 ГК РФ.

8 Ст. 523 ГК РФ.

9 Ст. 782 ГК РФ.

10 Ст. 717 ГК РФ.

11 Ч. 3 ст. 450.1 ГК РФ.

12 Ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

13 Ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

14 Ч. 15 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

15 Ч. 19 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

16 Ст. 13-14, 21-22 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

17 Ч. 14 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

18 Ч. 16 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

19 Ч. 2 ст. 450 ГК РФ.

20 В соответствии с ч. 4 ст. 523 ГК РФ.

21 Ч. 2 ст. 450.1 ГК РФ.

22 См., например, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.06.2016 N Ф01-1936/2016 по делу N А79-9006/2015.

23 Ч. 2 ст. 452 ГК РФ.

24 Ст. 451 ГК РФ.

25 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.09.2014 по делу N А19-2397/2014.

26 Распоряжение Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией».

Законодательство о государственных закупках позволяет заказчику и исполнителю в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора. При этом сторонам следует придерживаться определенного регламента.

В идеальном варианте процедура проведения государственной закупки стартует с определения победителя и завершается исполнением обязательств сторонами договора. При этом сам факт заключения государственного не означает его успешного исполнения. Недобросовестные действия могут последовать как со стороны заказчика, так и исполнителя, что потребует от другой стороны решительных действий в виде одностороннего расторжения контракта.

Все случаи расторжения государственных контрактов регулируются положениями:

  • «О контрактной системе в сфере государственных закупок товаров, работ и услуг…» (в частности, частями 8-26 ст. 95);
  • Гражданского кодекса;
  • иных нормативно-правовых актов.

Различают следующие виды расторжения государственных контрактов. С точки зрения инициатора процесса выделяют расторжение по инициативе заказчика или по инициативе поставщика. С позиции условий реализации данной процедуры можно выделить:

  • расторжение госконтракта по соглашению сторон;
  • по инициативе одной из сторон в одностороннем порядке;
  • в судебном порядке.

Расторжение договора в одностороннем порядке позволяет избежать длительных судебных разбирательств.

Статья 95 44-ФЗ указывает, что расторжение контракта в одностороннем порядке допускается при допущении стороной существенных нарушений. В результате ущерб от исполнения контракта превышает выгоду от него.

Право на одностороннее расторжение договора сторон должно быть прописано в заключаемом контракте.

Расторжение госконтракта по инициативе заказчика происходит по правилам Закона 44-ФЗ по одной из следующих причин:

  1. Поставщик нарушил свои обязательства по контракту .
  2. Исчезновение потребности в предмете закупки или иные основания, которые не связаны с нарушением условий контракта или условий, прописанных в ч. 15 ст. 95 44-ФЗ.
  3. Поставщик или товар не соответствует установленным требованиям закупки (п. 1 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).
  4. Предоставление поставщиком недостоверной информации о себе или товаре (п. 1 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).
  5. Расторжение инвестиционного контракта , в соответствии с которым было создано производство поставляемого товара на территорию РФ (п. 2 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).
  6. Расторжение государственного контракта со встречными обязательствами поставщика-инвестора , в соответствии с которым осуществляется производство поставляемого товара (п. 3 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).

При возникновении условий, которые содержатся в пп. 3-6, заказчик должен незамедлительно приступить к процедуре одностороннего расторжения контракта. Если он этого не сделает, то заказчика могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа до 20 тыс. р.

Гражданский кодекс (ст. 523) содержит такие основания для отказа от контракта: поставка товаров ненадлежащего качества, неустранение в разумные сроки существенных недостатков, нарушение сроков поставки товара и оказания услуг.

Поставщик также может расторгнуть контракт, но такая возможность должна быть закреплена за ним договором. Перечень причин для отказа от исполнения контракта по инициативе исполнителя содержится в Гражданском кодексе. В их числе такие нарушения заказчиком взятых на себя обязательств по контракту:

  1. Заказчик не выкупает или не заказывает услуги в тех объемах, которые ранее были оговорены.
  2. Заказчик неоднократно нарушал сроки оплаты .
  3. Заказчик не принимает товар или отказывается его принять (согласно п. 3 ст. 484 ГК РФ).
  4. Заказчик отказывается в принятии и товара (по п. 4 ст. 486 ГК РФ).
  5. Заказчик не перечисляет очередной платеж за проданный товар (п. 2 ст. 489 ГК РФ).
  6. Заказчик не застраховал полученный товар , хотя по условиям договора должен был это сделать (согласно ч. 2 ст. 490 ГК РФ).
  7. Заказчик не внес предусмотренную договором предоплату (п. 2 ст. 487, ст. 328 ГК РФ).

Таким образом, заказчик должен обладать веской причиной для расторжения государственного контракта, без которой его действия могут признать неправомерными.

Порядок отказа от заключения контракта по инициативе заказчика

При одностороннем отказе от исполнения контракта следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Проведение экспертизы, которая бы подтвердила несоответствие товара, работы или оказанной услуги требованиям (согласно ч. 10 ст. 95 44-ФЗ). Стоит отметить, что подобная экспертиза не является обязательной и выполняется по желанию .
  2. Принятие решения об отказе от исполнения контракта и оформление его в письменном формате.
  3. Публикация принятого заказчиком решения в (ЕИС) по ч. 12 ст. 95 44-ФЗ.
  4. Оповещение исполнителя контракта о принятом решении в течение 3 дней после его публикации . Это можно сделать по почте, в виде факса, электронного письма, телеграммы и пр. При этом нужно сохранить доказательства факта своевременного оповещения поставщика.
  5. Дождаться получения уведомления о вручении поставщику решения . Если же информирование исполнителя по указанным контактам в контракте невозможно, то он считается уведомленным в течение 30 дней после публикации в ЕИС.
  6. В течение 10 дней после получения решения у исполнителя есть возможность реабилитироваться . За этот срок он должен устранить существенные недостатки, которые привели к необходимости расторжения контракта (согласно ч. 14 ст. 95 44-ФЗ).
  7. Если отмеченные недостатки были устранены, то заказчик не расторгает контракт и отменяет ранее принятое решение.
  8. Решение об одностороннем отказе от контракта вступает в силу через 10 дней после уведомления (по ч. 13 ст. 95 44-ФЗ).
  9. Компенсация понесенных затрат заказчика на проведение экспертизы исполнителем (по ч. 14 ст. 95 44-ФЗ).
  10. Публикация сведений о расторжении договора в ЕИС (ч. 26 ст. 95 44-ФЗ).
  11. Поставщик будет включен в реестр недобросовестных (РНП) после расторжения контракта . Передача сведений заказчиком в данный реестр (за его ведение отвечает ФАС) является его обязанностью, а не правом (согласно (ч. 16 ст. 95, ч. 2 ст. 104). Сведения в реестр нужно передать в течение 3 дней.

Информация о недобросовестном исполнении своих обязательств исполнителем будет находиться в реестре в течение 2 лет (согласно ст. 104 44-ФЗ). Это сделает невозможным его участие в в указанный период, так как отсутствие информации о поставщике в реестре в большинстве случаев является обязательным условием для подачи заявки на конкурс.

Порядок отказа от заключения контракта по инициативе поставщика

Обычно своим правом на отказ от контракта в одностороннем порядке пользуются заказчики. Но иногда на такой шаг вынуждены идти и сами поставщики.

Процедура расторжения государственного контракта по инициативе подрядчика (поставщика) проводится по схожему алгоритму:

  1. Принимается решение об отказе от исполнения контакта (согласно ч. 19 ст. 95).
  2. Заказчику направляется соответствующее уведомление по почте заказным письмом или другими каналами связи.
  3. Факт вручения уведомления и дата поступления информации о расторжении контракта подрядчиком в обязательном порядке фиксируется .
  4. Решение об отказе от контракта вступает в силу через 10 дней после уведомления заказчика (по ч. 21 ст. 95 44-ФЗ), если заказчиком за этот срок не были устранены недостатки, которые привели к необходимости расторжения контракта (ч. 22 ст. 95 44-ФЗ). Иначе поставщик ранее принятое решение об отказе.
  5. Информация о расторжении договора публикуется в ЕИС (ч. 26 ст. 95 44-ФЗ).

Поставщик также вправе обратиться в суд с требованием компенсировать ему полученные убытки в результате недобросовестного исполнения заказчиком своих обязательств.

При несоблюдении предусмотренного законом алгоритма расторжения госконтракта стороны могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа.

Обжалование отказа в контролирующих органах

В том случае, если победитель закупки считает, что заказчик незаконно и без должных причин отказался от контракта либо допустил любые другие нарушения (не вернул обеспечение по договору в положенный срок или не проинформировал поставщика о своем решении должным образом), то тот вправе обратиться за защитой своих интересов в контролирующие инстанции. Такие функции выполняет Федеральная антимонопольная служба.

Для обжалования действий заказчика необходимо обратится в инстанцию в течение срока действия контракта, иначе жалобу можно будет подать только в суд. Жалоба должна иметь письменную форму. К ней прикладываются документы, подтверждающие обоснованность требований поставщика (обычно это копия протокола об отказе от заключения контракта).

Если в ходе проверки ФАС выяснится, что заказчик нарушил требования законодательства, то его обяжут аннулировать решение об отказе от заключения контракта.

Как отменить закупку по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

Отмена заказчиком госзакупки может происходить в двух основных вариациях: до размещения извещения о ее проведении и после.

Если было принято решение об отмене закупки до появления извещения о ней в ЕИС, то следует придерживаться такого алгоритма действий:

  1. Принятие официального решения об отмене закупки .
  2. Оформление такого решения в письменной форме: издание приказа об исключении процедуры закупки и изменения плана-графика проведения закупок. Его должен подписать руководитель государственной инстанции.
  3. Внесение соответствующих правок в план закупок и план-график и передача сведений в ЕИС.
  4. Сведения в ЕИС должны появиться в течение 3 дней после публикации приказа .

Таким образом, процедура отмены госзакупки до ее публикации предельно простая.

Должностным лицам важно учитывать один момент: если лот отменили еще на стадии планирования, но сведений об этом не передали в ЕИС, то виновникам грозит штраф в размере 5-30 тыс. р. (согласно ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Если информация о государственной закупке уже была размещена в ЕИС, то последовательность действий будет отличаться:

  1. Принимается решение об отмене закупки . Это необходимо сделать как минимум за 5 дней до окончания подачи заявок в рамках конкурсов и или за 2 дня при запросе котировок (при запросе предложений отмена недопустима). Нарушение данных сроков допускается в случае наступления обязательств непреодолимой силы (стихийных бедствий, забастовок и других чрезвычайных событий, которые невозможно предвидеть заранее).
  2. Оформление решения в виде приказа .
  3. Размещение информации об отмене в ЕИС в день издания приказа .
  4. Оповещение участников закупки о принятом решении по контактам , которые они предоставили при формировании заявок.
  5. Возврат обеспечительных мер участникам, если таковые были ими внесены . Это нужно сделать в течение 5 рабочих дней после отмены тендера. Если при закупке использовалась ЭЦП, то за разблокировку и возврат обеспечения на лицевой счет подрядчика должен отвечать оператор площадки.
  6. Информация о внесении изменений в план-график закупок вносится в течение 1 рабочего дня после ее отмены .

Административный кодекс содержит ответственность для заказчиков за нарушение сроков размещения информации в ЕИС (по ст. 7.30) и за несвоевременный возврат внесенного обеспечения по заявке (по ст. 7.31.1). Ответственность за снятие лота заказчику не грозит.

Таким образом, односторонний отказ от исполнения договора допускается, если это предусматривает подписанный сторонами контракт. Для этого одна из сторон должны допустить серьезные нарушения при исполнении своих обязательств в рамках контракта. Односторонний отказ позволяет в оперативном режиме аннулировать ранее достигнутые договоренности. Правила процедуры отказа от контракта содержатся в 95 ст. ФЗ-44.

Если условия расторжения не описаны в 44-ФЗ, стороны руководствуются Гражданским кодексом. Посмотрим на условия и риски каждого из способов.

По соглашению сторон

Условия

Стороны могут расторгнуть контракт, если у них нет претензий друг к другу. Эта возможность прописана в 44-ФЗ, ее необязательно указывать в контракте. Есть разные ситуации, когда стороны расторгают контракт по взаимному соглашению, например:

  • Поставщик не может исполнить контракт по независящим от него причинам (истек срок контракта, а заказчик выбрал не весь товар).
  • У заказчика нет необходимости в поставке товара, и поставщик согласен расторгнуть контракт, не требуя от заказчика возмещать ущерб.
  • Невозможно выполнить контракт из-за форс-мажора (наводнение, войны, забастовки, санкции и т.д.).

Стороны оформляют расторжение в виде дополнительного соглашения к контракту в той же форме, что и контракт: бумажной или электронной. В документе прописывают:

  • реквизиты сторон,
  • причины расторжения,
  • количество уже поставленного и оплаченного товара,
  • сроки возврата аванса или обеспечения (при необходимости),
  • отсутствие претензий.

Контракт нельзя расторгнуть частично. Это подтверждает Минэкономразвития России в письме от 16.01.2017 № Д28и-130 . Если товар поставлен не в полном объеме, то заказчик принимает и оплачивает его фактически поставленное количество.

Больница заключила контракт на поставку медикаментов в несколько этапов. В определенный момент заказчик отказался принимать товар, сославшись на его переизбыток на складе, и предложил поставщику расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Требовать это от поставщика заказчик не имеет права. Он должен или продолжить исполнение контракта, или расторгнуть по соглашению весь контракт и оплатить выполненный объем работ.

В 2018 году по соглашению сторон расторгли 441, 7 тыс. госконтрактов. Это 98% от числа всех расторгнутых контрактов (данные мониторинга Минфина).

Риски

Если стороны расторгли контракт по соглашению, поставщик не попадет в РНП. Но если в соглашении не прописать, «что обязательства сторон прекращаются, в том числе в части несения ответственности», заказчик сможет взыскать неустойки в любое время, пока не истек срок исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК).

По инициативе заказчика

Условия

Возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке должна быть прописана в контракте.

Причины одностороннего расторжения должны быть обоснованы. Например, поставщик:

  • указал в заявке неверные сведения о себе или товаре (задекларировал, что поставит товар российского происхождения, а привез китайский),
  • поставил некачественный товар,
  • не приступал к работам или выполняет их слишком медленно (очевидно, что не успеет выполнить ремонт школы к началу учебного года).

Если заказчик проводил экспертизу, она должна подтвердить, что товар не соответствует требованиям контракта. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины и должен оплатить частично выполненные работы, даже если контракт расторгается по его инициативе.

Заказчик за три рабочих дня после того, как принял решение расторгнуть контракт, размещает информацию об этом в ЕИС и уведомляет поставщика заказным или электронным письмом. Если поставщик за десять дней не устранил замечания, решение вступает в силу. Если устранил, заказчик отменяет свое решение (чч.12-18, ст. 95 44-ФЗ).

Поставщик может только один раз исправить ошибку: заказчик не отменит свое решение, если поставщик повторно нарушил условия того же контракта.

Риски

Информацию о поставщике, с которым расторгли контракт по инициативе заказчика, включат в РНП (ч. 16 ст. 95). Кроме того, заказчик вправе потребовать от поставщика возместить понесенный ущерб (ч. 23 ст. 95).

Если контракт расторгает поставщик

Условия

Поставщик может отказаться исполнять контракт, если такая возможность указана в контракте, а его права нарушены. Он также в течение трех дней уведомляет заказчика о своем решении. Если заказчик за десять дней не устранил нарушения, решение вступает в силу (ч. 21 ст. 95 44-ФЗ).

Причины для расторжения контракта должны быть существенными, например:

  • заказчик необоснованно отказывается принимать товар или оплачивать выполненные работы,
  • обстоятельства непреодолимой силы.

Также можно расторгнуть контракт в связи с существенным изменением обстоятельств. Но согласно формулировке из ГК, эти обстоятельства должны измениться настолько, что «если стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях».

Как и заказчик, поставщик может потребовать возместить понесенный ущерб. Например, затраты на получение банковской гарантии для обеспечения контракта или закупку партии товара у производителя (ст. 451 ГК РФ).

Риски

Не используйте возможность расторгнуть контракт по своей инициативе только потому, что его условия стали невыгодными. Финансовые кризисы, изменение курса валют, повышение цен на товары суды не считают обстоятельствами, которые нельзя предвидеть. Если поставщик решит пожаловаться на условия контракта после того, как приступит к его исполнению, шансов выиграть суд практически нет. А значит, его признают уклоняющимся от исполнения контракта и включат в РНП.

Победитель аукциона заключил контракт на поставку краски, но с момента победы до первой поставки производитель поднял цены на 25%. Поставщик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы. Однако резкий рост цены суд не счел форс-мажором. Победитель закупки заключает контракт добровольно, а значит согласился на его условия. Выход в такой ситуации один — просчитать все возможные риски до заключения контракта.

В судебном порядке

Условия

В арбитраж придется обращаться в этих случаях:

  • Возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке не прописана в контракте.
  • Возможность есть, но на расторжении договора настаивает только одна из сторон, а другая не согласна с причинами.

Риски

Исход дела зависит от того, на чью сторону встанет арбитраж. Если сочтут, что в споре прав заказчик, информацию об исполнителе контракта передадут в РНП.

Чтобы было больше шансов отстоять свои права:

Согласно ч. 8 ст. 95 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 № 44-ФЗ).

В законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (чч.12-22, ст.95 № 44-ФЗ):

  1. обязательное уведомление второй стороны,
  2. отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.

Заказчик имеет право на одностороннее расторжение контракта. А как же участник?

Если заказчик предусмотрел возможность одностороннего расторжения контракта, поставщик также имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ.

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба (ч.23, ст.95 № 44-ФЗ).

Возникает вопрос: Если подрядчик выполнил работы в срок и качественно, а заказчик уклоняется от подписания форм КС и оплаты, то заказчик сможет расторгнуть контракт и не платить за выполненные работы?

Нет, по закону такая ситуация невозможна. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины, и не может не оплатить выполненные работы, даже если контракт расторгается.

Односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ: причины и условия

  1. Причиной одностороннего расторжения может быть только «существенное нарушение договора другой стороной», причем существенным является «нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч.2, ст.450, ГК РФ), а также конкретные причины, указанные в тексте контракта.
  2. В контракте должны быть обязательно указаны условия ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта (ч.4, ст.34 № 44-ФЗ). Пени и штрафы за нарушение сроков оплаты также должны быть указаны в контракте (ч.5, ст.34 № 44-ФЗ).

В соответствии с этими пунктами поставщик сможет потребовать возмещения ущерба.

И все-таки, при исполнении и расторжении контракта следует руководствоваться законом № 44-ФЗ «О контрактной системе», а не Гражданским кодексом?

№ 44-ФЗ говорит, что расторжение контракта возможно по соглашению сторон, по решению суда и в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством. Значит, если какие-то условия и обязанности при расторжении контракта не описаны в законе о закупках, действует Гражданский кодекс и остальные Федеральные законы, в той части, в какой они не противоречат №44-ФЗ. «Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону» (ч.1, ст.2, № 44-ФЗ).

Расторжение госконтракта по 44-ФЗ. Что говорит закон о госзакупках?

Заказчик может провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Если выявлены нарушения со стороны поставщика, то заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке (ч. 10, 11 ст. 95).

В течение трех рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем расторжении контракта заказчик размещает его в ЕИС и направляет поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Возможны и другие способы уведомления поставщика, например, через электронную почту. Главное, чтобы такие способы обеспечивали фиксирование уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (ч. 12 ст. 95).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95).

Информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут, включается в РНП (ч. 16 ст. 95). Если в течение этих десяти дней поставщик, подрядчик или исполнитель успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95). Будьте внимательны! У поставщика есть право на одну единственную ошибку. Заказчик не отменит свое решение в случае повторного нарушения.

Поставщик, подрядчик или исполнитель со своей стороны также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте было предусмотрено подобное право заказчика (ч. 19 ст. 95). Процедура направления заказчику уведомления о решении расторгнуть контракт - аналогична процедуре направления такого решения от заказчика к поставщику, описанной выше. Стороны вправе потребовать возмещения ущерба по условиям, приведенным в ч. 23 ст. 95.

Не устроило качество услуг - заказчик расторгает контракт? Не всегда

По условиям контракта поставщик принял на себя обязательство по оказанию охранных услуг на охраняемых объектах, перечень которых утвержден в приложении к контракту (наличие одного поста, осуществление охраны одним охранником в смену, круглосуточное несение службы).

30.01.2014 заказчик провел проверку оказания услуг, по результатам которой пришел к выводу, что качество оказания услуг не соответствует требованиям государственного контракта.

На основании результатов проверки заказчик издал приказ об одностороннем отказе от исполнения контракта, решение было направлено поставщику и получено им.

Поставщик направил заказчику письмо, в котором сообщил об устранении выявленных нарушений, а также указал, что заказчик нарушил процедуру - односторонний отказ от исполнения контракта условиями контракта не предусмотрен, в связи с чем расторжение контракта возможно только в судебном порядке. Согласно пункту 10.3 контракт может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон. Поставщик считает, что заказчик неправомерно отказался от исполнения государственного контракта.

Суд установил, что условия контракта не предусматривают право ответчика на расторжение контракта в одностороннем порядке без обращения в суд, поэтому отказ ответчика от исполнения контракта в одностороннем порядке является незаконным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.11.2014 № Ф06-16631/2013 по делу № А49-2126/2014).

Поставщик отказался от исполнения контракта. Что делать заказчику?

Поставщик направил заказчику письмо о приостановлении им исполнения контракта, но не указал основания такого приостановления.

При рассмотрении дела суд установил, что поставщик фактически не приступил к выполнению своих обязательств по контракту. В силу ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В связи с тем, что поставщик фактически не приступил к исполнению своих обязательств, заказчик правомерно рассмотрел данное письмо в качестве одностороннего отказа от исполнения контракта, которое было предусмотрено контрактом, и направил в ответ свое решение о том, что он также в одностороннем порядке готов расторгнуть контракт.

В соответствии с частью 14 статьи 95 № 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение, послужившее основанием для принятия указанного решения. Но в течение указанного в законе срока поставщик к оказанию услуг не приступил и не устранил нарушения, послужившие основанием для принятия данного решения.

Поэтому суд признал расторжение контракта правомерным (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2015 по делу № А56-6651/2014).

Подрядчик нарушил сроки

Контрактом предусмотрено выполнение подрядчиком проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ и их последовательность в соответствии с техническим заданием. Срок начала работ установлен с 18.06.2012, окончание - не позднее 19 месяцев со дня заключения контракта, в том числе, подготовка рабочей и сметной документации, строительство и сдача в эксплуатацию жилых домов.

Согласно п. 4.2.2 контракта подрядчик обязался выполнить рабочую документацию в объеме, необходимом для получения разрешения на строительство; согласовать ее с заказчиком и компетентными органами, и передать заказчику.

В связи с неисполнением ответчиком обязательств в определенные контрактом сроки, истец обратился в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта на основании п. 1 ч. 2 ст. 450 ГК РФ.

Применительно к муниципальному контракту на выполнение подрядных работ существенным нарушением его условий является нарушение сроков выполнения работ. Как установлено судом, исходя из дат оформления документов на передачу части рабочей документации, данные работы по подготовке рабочей и сметной документации выполнены подрядчиком с нарушением срока, установленного контрактом.

При этом в полном объеме рабочая документация подрядчиком на момент рассмотрения спора в суде не изготовлена.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении ответчиком сроков изготовления указанной документации, то есть существенном нарушении условий контракта (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2015 № Ф09-9280/14 по делу № А60-10485/2014).

Также было установлено, что заказчиком был соблюден досудебный порядок - ответчику было предложено расторгнуть вышеуказанный контракт. Требование о расторжении контракта удовлетворено.

Отказ от приемки

Согласно контракту поставщик обязался поставить заказчику расходные материалы для копировально-множительной техники в соответствии со спецификацией, с необходимой документацией (счет, счет-фактура, товарная накладная ТОРГ-12, акт приема-передачи товара).

Согласно п. 3.3 товар поставляется в упаковке, обеспечивающей сохранность при транспортировке и перегрузке и с маркировкой: индекс, количество, вес, страна и название фирмы-производителя, модель аппарата, на который поставляется товар.

Согласно п. 9.1 договора поставка товара осуществляется в течение пяти рабочих дней после подписания договора. То есть в срок до 11.04.2014.

Как следует из представленных доказательств, первоначально товар предлагался к приемке 10.04.2014, в которой поставщику было отказано по мотиву недопоставки товара, неверного указания в товаросопроводительных документах количества товара, неверного указания наименования поставляемого товара, отсутствием в передаточных актах серийных номеров товара и информации о дате изготовления товара.

В дальнейшем поставщик поставил недостающее количество товара, но не привел товаросопроводительные документы в соответствие с условиями контракта.

Заказчик потребовал уплаты неустойки за просрочку поставки в полном объеме и в одностороннем порядке расторг контракт, указав как причину неверное оформление документов. Ч. 1 ст. 520 ГК РФ устанавливает: если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров в установленный срок, покупатель вправе потребовать допоставить необходимое количество товара.

Нормы ГК РФ и положения контракта в случае недопоставки не предоставляют покупателю право на отказ от принятия товара.

Суд правомерно указал на то, что в рамках приемки товара заказчиком не установлено каких-либо нарушений поставщиком требований к качеству товара, что дополнительно свидетельствует о неправомерном отказе заказчика от приемки.

Неверное указание в товаросопроводительных документах информации о товаре также не является обстоятельством, препятствующим принятию товара по условиям контракта и тем более, основанием для одностороннего расторжения контракта.

Требования о взыскании неустойки частично удовлетворены, поскольку поставщиком были нарушены сроки поставки заказчику товара, однако взыскиваемая неустойка уменьшена на основании ст. 333 ГК РФ, так как частично поставка была выполнена в срок. Требования поставщика о признании недействительным одностороннего расторжения контракта удовлетворены (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 № 09АП-51223/2014 по делу № А40-94139/2014). Они были признаны правомерными, поскольку заказчик расторг контракт по основанию, которое не предусмотрено ни в законе, ни в контракте.

Вывод

Государственный контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке. Главное - придерживаться законодательных норм и правил. Попытки уклониться от исполнения контракта через неправомерное расторжение в одностороннем порядке легко выявляются в ходе арбитражного процесса. Поэтому и поставщикам, и заказчикам лучше изначально добросовестно подходить к исполнению своих обязательств.

В силу ч. 9 ст. 95 Закона 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Необходимо обратить внимание на два условия, которые должны быть одновременно соблюдены, для осуществления отказа в одностороннем порядке:

Первое условие, возможность отказа в одностороннем порядке должна быть предусмотрена в контракте;

Второе условие, основания отказа в одностороннем порядке должны быть предусмотрены в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Например, в отношении подрядных работ применимы положения ч. 3 ст. 708 ГК РФ указанные в ч. 2 ст. 405 ГК РФ последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков. Согласно ч. 2 ст. 405 ГК РФ, если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков.

В отношении поставки в рамках ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый ч. 2 ст. 450 ГК РФ). Согласно ч. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:

Поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

Неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Положения статьи 95 Закона 44-ФЗ регламентируют порядок отказа в одностороннем порядке от исполнения контракта.

Источники материала:

1) Контур.Школа

2) Официальный сайт адвоката С.С. Ивлева

{jcomments on} (19.09 kB, количество скачиваний: 1762)