Участие прокурора в арбитражном процессе - одно из направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации. Правовой статус прокуратуры, закрепленный в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", определяет условия, при которых прокурор реализует свои полномочия в арбитражном процессе. Вместе с тем полномочия прокурора при рассмотрении дел арбитражными судами предусмотрены арбитражным процессуальным законодательством.

В Арбитражном процессуальном кодексе установлено правовое положение прокурора как лица, участвующего в деле. Пожалуй, наиболее важной формой участия прокурора в процессе является инициирование судопроизводства в арбитражных судах, т.е. подача заявлений (исковых заявлений).

В ст. 52 АПК РФ приведен исчерпывающий перечень оснований для обращения прокурора с иском (заявлением) в суд. Так, прокурор инициирует арбитражное производство и обращается с иском: об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; о признании недействительными сделок и применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований.

На практике столь детализированный перечень оснований участия прокурора в процессе вызывает немалые трудности, что сказывается на эффективности работы прокуратуры в целях защиты интересов общества и государства.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 52 АПК РФ участие прокурора в исковом производстве состоит в оспаривании сделок (признание недействительности сделки, применение последствий недействительности ничтожных сделок). Так, прокуратурами субъектов РФ предъявляются иски о признании недействительными сделок, одной стороной в которых является Российская Федерация, субъекты РФ, органы местного самоуправления, а также коммерческие организации, доля участия в которых принадлежит государству, субъектам РФ и органам местного самоуправления. Выделение указанного основания в качестве обязательного для участия прокурора обусловлено правовой природой заключения сделки как основания приобретения, изменения и прекращения прав и обязанностей субъектов гражданских правоотношений. В 2010 г. отделом по участию прокурора в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Свердловской области в порядке ст. 52 АПК РФ был предъявлен в суд 141 иск, из них 122 (86,5%) - о признании сделки недействительной, о применении последствий недействительности ничтожной сделки Гадиятова М.В., Слышкин И.Г. Проблемы эффективности участия прокурора в арбитражном процессе // Российский юридический журнал. 2013. N 4. С. 176 - 181.. Практика обращения прокуроров с исками свидетельствует о многократных нарушениях порядка передачи федерального имущества (19% исков) (заключение сделок по распоряжению имуществом в отсутствие согласия собственника имущества и др.); земельного законодательства (8,5%) (заключение договоров аренды земельных участков в нарушение требования о проведении аукциона); законодательства о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (14%) (незаконное проведение конкурсов, заключение контрактов с единственным участником конкурса, неправильное применение законодательства о размещении заказов на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд).

Целью участия прокурора при подаче иска в арбитражном процессе является защита интересов РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления. Несмотря на эффективную работу органов прокуратуры по оспариванию недействительности сделок, на практике нередко возникают сложности при защите прокурором в арбитражном процессе права государственной или муниципальной собственности исключительно путем предъявления исков о признании сделок недействительными. Право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, их возникновение, переход и прекращение в силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. Регистрация прав на основании ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // Собрание законодательства РФ. 28.07.1997. № 30. Ст. 3594. означает юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. В соответствии со ст. 52 АПК РФ прокурор не вправе предъявлять иск о признании недействительным зарегистрированного права собственности. При этом задача прокуратуры - не только добиться удовлетворения иска, но и обеспечить исполнимость вынесенного по делу решения. Безусловно, практикой участия прокуроров в арбитражном процессе найдены выходы из сложившейся ситуации. Так, по ходатайствам прокуратуры Свердловской области Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области привлекается в процесс в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, которое в случае удовлетворения требований прокурора на основании принятого судебного решения внесет изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. Прокуратуры Татарстана, Калмыкии, Башкортостана соединяют в одном исковом заявлении требование о признании сделки недействительной с требованием о признании недействительным зарегистрированного права Определения ВАС РФ от 22 декабря 2008 г. N 16522/08 по делу N А65-26353/04; от 11 декабря 2008 г. N ВАС-15645/08 по делу N А22-1098/07/14-142; от 21 августа 2008 г. N 10329/08 по делу N А07-18769/2006 // СПС "КонсультантПлюс".. Однако если в первом случае действия прокурора основаны на нормах процессуального права, то во втором - возможность заявления подобных требований может быть ограничена усмотрением судьи Гадиятова М.В., Слышкин И.Г. Проблемы эффективности участия прокурора в арбитражном процессе // Российский юридический журнал. 2013. N 4. С. 176 - 181..

Прокурор в арбитражном процессе не вправе заявить требование о признании права собственности на спорное имущество. При заявлении указанного требования можно оценить в ходе судебного разбирательства порядок приобретения ответчиком спорного имущества (приватизации, внесения в уставный капитал организации, купли-продажи) независимо от времени совершения сделок, а также факта его отчуждения. Таким образом, суд в рамках судебного разбирательства может рассматривать законность совершения совокупности сделок с недвижимым имуществом, включая приобретение и отчуждение данного имущества последнему собственнику. При этом государственное или муниципальное имущество может стать предметом последовательных сделок, направленных на передачу его в конечном счете добросовестному приобретателю. В этом случае в рамках полномочий, предоставленных прокурору ст. 52 АПК РФ, последний вправе оспорить только сделки, совершенные в пределах трехлетнего срока исковой давности, при условии, что одной из сторон по сделке является организация, в уставном капитале (фонде) которой есть доля участия Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Кроме того, к требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки применяется общий срок исковой давности, при этом в отличие от требования о признании права собственности к указанным требованиям не может быть применена ст. 208 АПК РФ, в соответствии с которой положения статьи о сроке исковой давности не распространяются на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения. Таким образом, при заявлении ответчика об истечении срока исковой давности суду надлежит отказать прокурору в удовлетворении исковых требований.

Недостаточная эффективность предъявления прокурором исков о признании сделок недействительными и применении последствий недействительности сделок дополняется невозможностью при предъявлении указанного иска истребовать государственное или муниципальное имущество из незаконного владения, если на момент предъявления иска оно принадлежит добросовестному приобретателю. Прокурор бессилен в тех случаях, когда государственное имущество стало предметом нескольких последовательных сделок.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2003 г. N 6-П если при разрешении спора о применении последствий недействительности сделки в форме возврата полученного по сделке судом будет установлено, что покупатель является добросовестным приобретателем, то в удовлетворении исковых требований в порядке ст. 167 ГК РФ суд должен отказать Постановление Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2003 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 167 ГК РФ в связи с жалобами граждан О.М. Мариничевой, А.В. Немировской, З.А. Скляновой, Р.М. Скляновой и В.М. Ширяева" // СЗ РФ. 2003. N 17. Ст. 1657..

Это обстоятельство связано с обязанностью суда в таких случаях, во-первых, проверять добросовестность последнего приобретателя имущества и, во-вторых, указывать истцу на необходимость предъявления требования об истребовании имущества из незаконного владения лица, приобретшего это имущество (виндикационный иск). Однако прокурор, не являясь субъектом спорного материального права, не имеет права на предъявление виндикационного иска, а заявление о признании недействительным зарегистрированного права собственности само по себе не исчерпывает права пользования и владения имуществом. Поэтому в случае отчуждения государственного или муниципального имущества помимо воли собственника (ст. 302 ГК РФ) и возмездного приобретения его добросовестным приобретателем прокурор не имеет полномочий для истребования данного имущества из незаконного владения, суд должен отказать в удовлетворении иска прокурора о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки.

Таким образом, следует заключить, что полномочия прокурора на оспаривание недействительности сделок существенно ограничивают его деятельность по защите государственной и муниципальной собственности. Отсутствие у прокурора права на предъявление исков о признании права собственности, истребовании имущества из незаконного владения, признании незаконным зарегистрированного права существенно снижает эффективность защиты прокуратурой интересов государства, органов местного самоуправления в сфере защиты права государственной или муниципальной собственности. В практике работы прокуратуры остаются без внимания случаи, когда государственное или муниципальное имущество было передано в результате нескольких сделок добросовестному приобретателю, срок исковой давности для обращения с иском по которым истек, иные нарушения прав собственника государственного и муниципального имущества, не связанные с заключением сделок, и др.

Между тем, рассматривая право прокурора на предъявление иска с позиции теории арбитражного процесса, необходимо признать, что особенность участия прокурора состоит в предъявлении им установительных исков или исков о признании, направленных на подтверждение судом существования или отсутствия определенного правоотношения Гражданское процессуальное право / Под ред. М.С. Шакарян. М., 2004. С. 203. В отличие от исков о присуждении, в которых истец требует не только признания за ним определенного субъективного права, но и присуждения ответчика к совершению конкретных действий (возмещению убытков, компенсации морального вреда, вселению в жилое помещение и др.), иски прокурора о признании права содержат требования неимущественного характера, предметом таких исков выступает правоотношение. Будучи процессуальным истцом по делу, действуя в соответствии с принципами диспозитивности, прокурор не вправе требовать возмещения ущерба, взыскания суммы долга, присуждения иных выплат. Правом на предъявление данных требований обладают субъекты спорного материального права в случае удовлетворения иска прокурора о признании. Потому предъявление прокурором исков о признании соответствует общей цели участия прокурора в арбитражном процессе (защита прав и интересов государства и граждан в сфере предпринимательской деятельности), а также подтверждает, что прокурор действует с соблюдением принципов диспозитивности и состязательности арбитражного процесса.

Однако иски о признании сделок недействительными и применении последствий недействительности ничтожных сделок являются одним из видов, но не единственными исками о признании (есть иски о признании права собственности, признании права пользования, владения имуществом, признании недействительности зарегистрированного права и др.). Потому для эффективной защиты государственного и муниципального имущества от незаконного отчуждения прокурорам должно быть предоставлено право на предъявление всех видов указанных исков.

2. В отличие от искового производства, в котором прокурор защищает государственные интересы, а также интересы муниципальных образований, при рассмотрении дел, возникающих из иных публичных правоотношений, деятельность прокурора направлена также на защиту прав и интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 192 АПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением о признании нормативных правовых актов недействующими при наличии двух условий: если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, и если указанным актом нарушаются права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Между тем арбитражным процессуальным законодательством, в отличие от гражданского, не предусмотрена возможность защиты прокурором интересов неопределенного круга лиц. В связи с этим при выявлении в ходе общенадзорной деятельности прокуратуры незаконных нормативных правовых актов в сфере экономической деятельности и невозможности устранить их путем принесения средств прокурорского реагирования прокурор, прежде чем обратиться с заявлением в суд, обязан найти лиц, чьи права были нарушены изданием указанного незаконного нормативного акта. Для этого материалы надзорных производств вновь направляются в районные (городские) прокуратуры для взятия объяснений с должностных лиц и граждан, а также поиска пострадавших, что существенно осложняет работу прокуратур и требует существенных временных затрат. Общеизвестно, что нормативный правовой акт направлен на неоднократное применение его неопределенным кругом лиц, соответственно, издание незаконного нормативного акта всегда нарушает интересы граждан и иных лиц. Потому требование доказывания прокурором факта нарушения прав граждан, организаций и иных лиц лишь усложняет действия прокурора. Кроме того, выявляя в каждом случае лиц, чьи права были нарушены незаконным актом, прокурор ограничивает свою деятельность по оспариванию незаконных нормативных правовых актов только пресечением правонарушений, а не их предупреждением.

Так, прокуратурой Свердловской области был возвращен в прокуратуру Верхней Пышмы проект искового заявления о признании недействующим решения Думы городского округа Верхняя Пышма от 27 ноября 2008 г., утвердившего Положение о порядке выдачи специальных разрешений на осуществление перевозок опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по дорогам местного значения городского округа Верхняя Пышма в связи с отсутствием в материалах дела указания на лиц, чьи права были нарушены указанным актом. Вместе с тем в силу Федерального закона от 8 ноября 2008 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ" Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 22.10.2014) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 12.11.2007. № 46. Ст. 5553. , Инструкции "О перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ", утвержденной Минтрансом РФ 27 мая 1996 г., органы местного самоуправления не обладают полномочиями по установлению ограничений для грузопассажирского автомобильного транспорта. В ходе дополнительных действий прокуратурой Верхней Пышмы были установлены юридические лица, уплатившие пошлину и получившие разрешение на перевозку крупногабаритного груза по дорогам местного значения. В связи с добровольной отменой оспариваемого акта Арбитражным судом Свердловской области производство по делу было прекращено Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.10.2009 по делу N А60-27186/2009-С9 // http://sudact.ru/arbitral/doc/?arbitral-txt.

3. Статистика подачи прокурорами заявлений о признании недействительными ненормативных правовых актов указывает на достижение прокуратурой незначительных результатов. Следует отметить, что положением ст. 198 АПК РФ, которой руководствуются прокуроры при обращении с заявлениями, предусмотрены те же требования, что и при оспаривании нормативных правовых актов. Применительно к оспариванию действия ненормативных актов, решений и действий (бездействия) должностных лиц требование об указании на то, в чем заключаются нарушения прав и свобод граждан и иных лиц в сфере экономической деятельности, представляется обоснованным.

Незначительное количество заявлений, поданных прокуратурой в арбитражные суды, связано с установлением 3-месячного срока для подачи заявления со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и законных интересов. О невыполнимости данного требования неоднократно говорили практики исходя из опыта работы прокуратуры по проведению общенадзорных мероприятий, подготовке проектов заявлений и направлению их в прокуратуру субъекта РФ в целях подачи заявления в арбитражный суд. Прокуратура не в состоянии обеспечить защиту публичных интересов в виде признания ненормативных правовых актов недействительными. Единственным возможным выходом из сложившейся ситуации является увеличение срока для подачи заявлений в суд.

В заключение необходимо отметить, что сегодня у прокуратуры недостаточно полномочий в арбитражном процессе для защиты как интересов государства, органов местного самоуправления, так и прав и интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Для более эффективной защиты права собственности на государственное и муниципальное имущество прокурору необходимо предоставить право на обращение с исками о признании права собственности, об истребовании имущества из незаконного владения, а также о признании недействительным зарегистрированного права. Эффективный надзор за законностью нормативных правовых актов законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации прокуроры могут осуществлять при наличии полномочий на обращение с заявлением о защите прав неопределенного круга лиц, что исключит излишние действия прокуратуры по поиску пострадавших от незаконных нормативных правовых актов. Наконец, для защиты прав граждан и иных лиц от незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, должностных лиц, принятия ими незаконных ненормативных актов следует увеличить срок подачи заявлений, что обеспечит прокуратуре возможность подготовиться и подать заявление в арбитражный суд.

Ряд направлений, по которым прокурорам следует предъявлять иски, отмечен в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 24 октября 1996 г. № 59 «О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитражном процессе». Участие прокуроров в арбитражном процессе в данном приказе рассматривается Генеральной прокуратурой РФ как действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской деятельности. Поэтому предлагается использовать обращение с исками в арбитражные суды в целях оперативного и реального пресечения и устранения правонарушений, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и затрагивающих государственные и общественные интересы, а также для возмещения причиненного ущерба, привлечения виновных к установленной законом ответственности.

Согласно п. 2 данного приказа при решении вопросов о подготовке и предъявлении исков предлагается считать безусловно необходимым вмешательство прокурора для защиты государственных и общественных (публичных) интересов в случаях:

  • выявления правонарушений, для устранения которых законодательство обязывает прокурора обратиться с иском (по делам приватизации, несостоятельности);
  • занятия запрещенными видами деятельности либо занятия коммерческой деятельностью, на осуществление которой необходимо специальное разрешение (лицензия), когда оно отсутствует или просрочено;
  • наличия данных о недействительности оспоримых сделок и ничтожности сделок, не соответствующих требованиям закона, а также совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности;
  • нарушении природоохранительного законодательства, связанных с причинением ущерба здоровью людей и окружающей природной среде;
  • невыполнения обязательств в пользу государства, если это привело или могло привести к срыву крупных инвестиционных проектов , целевых программ;
  • несоответствия учредительных документов юридических лиц требованиям законодательства и нарушения установленного порядка их образования и государственной регистрации .

При подготовке исков в интересах предприятий, организаций и граждан-предпринимателей предлагается предъявлять подобные иски в первую очередь в защиту интересов государственных и муниципальных предприятий, в том числе федеральных казенных предприятий, когда они сами по объективным причинам не могли обратиться с иском либо такое обращение не последовало из-за недобросовестности руководителей и других должностных лиц . Иски в интересах иных юридических лиц следует предъявлять в случаях нарушения не только прав истцов, но и ущемления государственных и общественных (публичных) интересов (срывы выпуска социально значимой продукции, нарушение нормальной эксплуатации объектов транспорта энергетики, оборонного комплекса, медицинских, образовательных учреждений, создание предпосылок экологических катастроф, серьезных социальных конфликтов и др.).

В качестве субъектов, имеющих право обращаться с иском в арбитражные суды субъектов РФ, в ст. 41 АПК названы только прокуроры либо заместители прокурора субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры и их заместители. Согласно ст. 11 Федерального забавна «О прокуратуре в Российской Федерации» ряд специализированных прокуратур приравнен по статусу к прокуратурам субъектов РФ. В этой связи в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 июня 1994 г. № С1-7/ОП-460 «О предъявлении специализированными прокуратурами исков в арбитражные суды» разъяснено, что Генеральный прокурор РФ может образовывать специализированные Прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей. Так, действующие в единой централизованной системе прокуратуры Российской Федерации органы военной прокуратуры относятся к категории специализированных прокуратур. Помимо военных прокуратур к специализированным прокуратурам, наделенным правами областных, относятся ряд природоохранных и транспортных прокуратур. Возглавляющие их прокуроры и их заместители пользуются правами прокуроров областей и их заместителей.

В то же время в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 июля 1993 г. № С-13/ОП-218 «Об исках прокуроров государств, входивших в СССР » разъяснено, что право прокуроров государств, входивших ранее в СССР, на предъявление исков в арбитражные суды Российской Федерации АПК не установлено. Такое право в отношении прокуроров стран– участниц СНГ не установлено и Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, подписанным в Киеве 20 марта 1992 г. В настоящее время до заключения соответствующих соглашений указанные иски не подлежат рассмотрению в арбитражных судах Российской Федерации. При поступлении исковых заявлений прокуроров государств, ранее входивших в СССР, в принятии их к рассмотрению следует отказывать, а по принятым исковым заявлениям прекращать производство по делам.

Порядок участия прокурора и ведения дела в арбитражном процессе

Порядок участия прокурора и ведения дела в арбитражном процессе. Заявление прокурора должно быть оформлено в соответствии с требованиями, установленными гл. 14 АПК; его копии и копии приложенных к нему документов должны быть направлены всем лицам, участвующим в деле. При этом прокурор должен отразить в заявлении не только фактические основания для возбуждения дела, но и правовые основания, т.е. сослаться на конкретные нормы материального и процессуального права. Заявление прокурора в суд должно быть исключительно мотивированным и обоснованным, так как составляется лицами, имеющими юридическое образование. Прокурор освобожден от возмещения каких-либо судебных расходов. В соответствии с ч. 2, 3 ст. 4 АПК прокурор имеет право обращаться в арбитражный суд без соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров.

Необходимо соблюдать и другие общие правила обращения в арбитражный суд. Необходимо соблюдать все правила подведомственности, в том числе и связанные с субъектным составом участников спора. Так, если иск прокурора подается одновременно в защиту прав организации, то она должна быть наделена правами юридического лица. На прокуроре лежит бремя доказывания в арбитражном суде обоснованности его требований, поскольку такая обязанность возложена на него в силу состязательного характера процесса.

От имени прокуратур субъектов РФ в арбитражном процессе могут выступать различные должностные лица. Данное положение разъяснено в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 1996 г. № С1-7/ОП-403 «О документах, подтверждающих полномочия прокуроров на участие в заседании арбитражного суда по рассмотрению дел, возбужденных по искам прокуроров». В заседании арбитражного суда субъекта РФ (в первой и апелляционной инстанциях) на основании служебного удостоверения могут участвовать прокурор субъекта РФ или его заместитель, предъявившие иск, старший помощник, помощник прокурора, старший прокурор, прокурор управления , отдела. Если прокурором предъявлен иск в арбитражный суд другого субъекта РФ, то указанный прокурор извещает соответствующего прокурора и уведомляет об этом арбитражный суд. На основании такого извещения и служебного удостоверения указанные выше прокуроры участвуют в заседании.

В заседании федерального арбитражного суда округа при рассмотрении кассационной жалобы на судебный акт, принятый по иску, предъявленному прокурором, участвуют прокурор, предъявивший иск, или прокурор субъекта РФ по месту нахождения федерального арбитражного суда округа, либо вышеуказанные работники этих прокуратур.

Процессуальное положение прокурора, возбудившего дело в арбитражном суде, характеризуется следующим. Обратившись в арбитражный суд с иском, прокурор в ходе судебного разбирательства первым дает объяснения по делу по существу заявленных требований. Прокурор участвует в исследовании всех материалов дела, вправе участвовать в осмотре на месте, осмотре вещественных доказательств , задавать вопросы всем участникам процесса, в том числе свидетелям , экспертам и т.д.

Если прокурор в ходе судебного разбирательства установит, что дело возбудил необоснованно, то он вправе отказаться от него. Однако такой отказ прокурора от поданного им иска не лишает заинтересованное лицо права требовать продолжения процесса. Согласно ч. 4 ст. 41 АПК отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истцa права требовать рассмотрения дела по существу. Только отказ самого истца (стороны в спорном материальном правоотношении) от иска, который предъявлен в его интересах прокурором, влечет оставление иска без рассмотрения (ч. 5 ст. 41 АПК).

Таким образом, прокурор является особым истцом. Он не участник спорного материального правоотношения. Поэтому к прокурору нe может быть предъявлен встречный иск, он не вправе заключить мировое соглашение, его отказ от иска не влечет прекращения производства по делу. У прокурора особый интерес к возбуждению дела, определяемый его должностным положением и необходимостью защиты публичноправовых интересов в арбитражном суде.

Прокурор в арбитражном процессе - это лицо, участвующее в деле, имеющее свой особый статус, порожденный специфическими особенностями деятельности прокуратуры и ее функциональной направленностью. Процессуальное положение прокурора и вытекающие из него правомочия обусловлены конституционной функцией прокуратуры осуществлять надзор за законностью.

Безусловно, принципы отправления правосудия исключают наделение прокурора властными полномочиями по отношению к арбитражному суду.

Более того, в силу тех же самых принципов суд управляет поведением всех участников процесса, в том числе и прокурора.

Действующий АПК РФ определил исчерпывающий перечень дел, в которых может принимать участие прокурор. При-чем все предусмотренные законом дела связаны с защитой интересов Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, организаций, в уставном капитале (фонде) которых есть доля уча стия го сударстве нно го или муниципального образования. Таким образом, несмотря на то, что в настоящее время в ст. 52 АПК РФ не указывается на обязанность прокурора выступать в защиту государственных или общественных интересов, анализ категорий дел, по которым он вправе принимать участие в арбитражном процессе, свидетельствует о том, что фактически сохранена ранее действующая направленность деятельности прокуроров в арбитражном процессе.

В заседаниях арбитражного суда субъекта Российской Федерации могут принимать участие в качестве лица, участвующего в деле на основании служебного удостоверения прокуроры субъектов Российской Федерации (и приравненные к ним прокуроры) и их заместители. Если прокурором предъявлен иск в арбитражный суд другого субъекта Российской Федерации, то этот прокурор извещает о предъявленном иске (заявлении) и необходимости участия в процессе прокурора соответствующего субъекта РФ (с направлением ему копий документов, предъявляемых в суд) и уведомляет об этом арбитражный суд. На основании такого извещения прокурор и иные перечисленные выше прокурорские работники субъекта РФ, где возбуждено арбитражное дело, участвуют в заседании арбитражного суда в качестве лиц, участвующих в деле. В заседании федерального арбитражного суда округа при рассмотрении кассационной жалобы на судебный акт, принятый по иску, предъявленному прокурором, принимают участие прокурор, предъявивший иск или прокурор субъекта РФ по месту нахождения федерального арбитражного суда округа или ранее указанные работники соответствующих прокуратур. В Высший Арбитражный суд может направить обращение только Генеральный прокурор или его заместители.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с целью возбуждения дела в следующих случаях (это исчерпывающий перечень):

1) Прокурор может инициировать возбуждение определенной категории дел, возникающих из административно- правовых и иных публичных правоотношений. В этих целях прокурор может подать:

заявления об оспаривании нормативных правовых актов,

заявления об оспаривании ненормативных правовых актов

органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление об оспаривании указанных выше нормативных правовых актов должно рассматриваться арбитражными судами в порядке, предусмотренном гл. 2 3 АПК РФ. Данное положение корреспондирует ч. 2 ст. 192 АПК РФ, в соответствии с которой прокурор, оспаривая нормативный правовой акт, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного акта недействующим в силу того, такой акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы лиц в cфеpе пpедпpинимaтельcкoй или итой экoнoмичеcкoй деятельнocти.

Paccмoтpение зaявления пpoкypopa O6 ocпapивaнии не- нopмaтивныx пpaвoвыx aктoв opгaнoв гocyдapcтвеннoй влacти Poccийcкoй Федеpaции, opгaнoв гocyдapcтвеннoй влacти cyбъектoв Poccийcкoй Федеpaции, opгaнoв меcтнoгo caмoyп- paвления, зaтpaгивaющиx пpaвa и зaкoнные интеpеcы opraH зaций и aaH в cфеpе пpедпpинимaтельcкoй и итой это- мичеcкoй деятельнocти, пpoизвoдитcя в пopядке, ycтaнoвлен- нoм глaвoй 24 ARK PФ. B cooтветcтвии c ч. 2 cт. 198 ARK PФ, пpoкypop впpaве oбpaтитьcя в apбитpaжный cyд c зaявлением o пpизнaнии недейcтвительными ненopмaтивныx пpaвoвыx a тов, pешений и дейcтвий (бездейcтвий) гocyдapcтвенныx opra- нoв, opгaнoв меcтнoгo caмoyпpaвления, MHMX opгaнoв и дoлж- нocтныx лиц, еcли OH пoлaгaет, что ocпapивaемый ненopмa- тивный aкт, pешение и дейcтвие (бездейcтвия), не cooтветcтвy- ют зaкoнy или инoмy нopмaтивнoмy пpa вo вoмy aктy и rnpyma - ют пpaвa и зaкoнные интеpеcы гpaждaн, opгaнизaций и MHMX лиц в cфеpе пpедпpинимaтельcкoй и инoй экoнoмичеcкoй дея- тельсти, незaкoннo вoзлaгaют Ha ниx кaкие-либo oбязaннoc- ти, coздaют иные пpепятcтвия для ocyщеcтвления пpедпpини- мaтельcкo й и итой экo нoмичеcкo й деятель™ cти.

2) B нacтoящее вpемя пpoкypop фaктичеcки лишен вoз- мoжнocти вoзбyждaть делa иcкoвoгo пpoизвoдcтвa. Пpoкypop впpaве oбpaтитьcя в cyд лишь в двyx cлyчaяx:

c жм o пpизнaнии недействительными cделoк (кaк в cилy иx ничтoжнocти, тaк и в лу иx ocпopимocти)

c жм o пpименении пocледcтвий ничтoжныx cделoк, coвеpшенныx opгaнaми гocyдapcтвеннoй влacти Pocra cкoй Федеpaции, opгaнaми гocyдapcтвеннoй влacти cyбъектoв Poccийcкoй Федеpaции, opгaнaми местго caмoyпpaвления, гocyдapcтвенными и мyниципaльными yнитapными пpедпpиятиями, гocyдapcтвенными уеж- дениями, a тaeже юpидичеcкими лицaми, в ycтaвнoм т- питaле (фoнде) кoтopыx есть дoля yчacтия Poccийcкoй Федеpaции, дoля yчacтия cyбъектoв Poccийcкoй Федеpa- ции, дoля yчacтия мyниципaльныx oбpaзoвaний.

Из бyквaльнoгo тoлкoвaния зaкoнa, тpебoвaние o пpименении пocледcтвий недейcтвительнocти ничтожй cделки мoжет быть зaявленo пpoкypopoм кaк oднoвpеменнo c требованием о признанием недействительной ничтожной сделки, так и отдельно от него.

Инициировать возбуждение гражданских дел по указан-ным основаниям прокурор вправе лишь в случаях, когда соот-ветствующие сделки были совершены перечисленными субъектами. В иных случаях, в том числе и когда соответствующие сделки нарушают права или законные интересы перечисленных субъектов, но были совершены иными лицами, прокурор не вправе обращаться в суд.

3) В соответствии со ст. 223, 224 АПК РФ, ст. 6 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)», ст. 35 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредит-ных организаций», прокурор имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

По указанным выше категориям дел, прокурор вправе не только возбудить процесс, но и вступить в него на любой стадии разбирательства, то есть может обратиться с протестами, возбуждающими апелляционное, кассационное и надзорное производство.

В соответствии с положениями АПК РФ, прокурор при предъявлении иска пользуется правами и несет обязанности истца. Причем каких-либо ограничений прав прокурора по предъявленному им иску в АПК РФ не содержится за исключением обязанности по уплате судебных расходов. Но, прокурор - самостоятельная фигура в процессе, он не является истцом. Следует признать недопустимыми содержащиеся в комментариях к АПК РФ выводы, со ссылкой на п. 4 ст. 52 АПК РФ, о возможности рассмотрения дела без истца. Такие выводы проти-воречат основополагающим принципам арбитражного процесса. Поэтому при обращении в суд прокурор должен указать лицо, подлежащее привлечению в дело в качестве истца. Согласие на возбуждение дела у истца не выясняется. К исковому заявлению прокурора предъявляются общие требования, предусмотренные в ст. 125 АПК РФ. Но наряду с обязанностью в заявлении указать на обстоятельства, обосновывающие исковые требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, прокурор должен указать на обстоятельства, дающие ему право на обращение в арбитражный суд и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

Истец по делу, возбужденному по инициативе прокурора, обладает всеми предусмотренными АПК РФ процессуальными правами и несет соответствующие процессуальные обязанности. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, отказ истца от иска, принятый судом, является основанием для прекращения производства по делу. Поэтому в тех случаях, когда истец отказывается от иска, предъявленного в его интересах проку-рором, и совершение такого действия не противоречит закону и не нарушает права иных лиц, то суд обязан прекратить производство по соответствующему делу.

Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу. Такое требование должно быть выражено в форме заявления или ходатайства, поданного в арбитражный суд, рассматривающий дело. В целях защиты прав и интересов истца в данном случае представляется более правильным соблюдение общей процедуры получения от истца согласия на прекращение производ-ства по делу на основании п. 4 ч. 1. ст. 150 АПК РФ. Если от истца не поступит безусловного заявления об отказе от иска, предъявленного прокурором в его пользу, то арбитражный суд должен продолжать рассмотрение дела по существу. Такая рекомендация связана с теми процессуальными последствиями, которые влечет за собой отказ прокурора от предъявленного иска. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, при повторном предъявлении истцом аналогичного иска, производство по делу подлежит прекра ще нию.

Эти же правила в силу указанных обстоятельств следует применять и при заявлении прокурором ходатайства о заключении мирового соглашения.

При возбуждении дел неискового производства прокурор пользуется всеми правами заявителя.

Возбудив арбитражное дело в суде, прокурор должен осуществлять действия по доказыванию законности и обоснованности заявленного требования. Прокурор на общих основаниях осуществляет доказательственную деятельность. Прокурор дает объяснения и участвует в судебных прениях первым, после него выступает лицо, в защиту интересов которого прокурор обратился в суд.

В соответствии с действующим законодательством (ч. 5 ст. 52 АПК РФ), прокурор вправе в целях обеспечения законности вступить в дело (не предъявляя самостоятельных требований), при рассмотрении арбитражным судом дел, по которым прокурор наделен правом предъявлять иски и заявления. Здесь прокурор так же является лицом, участвующим в деле со всеми принадлежащими ему правами, но занимает нейтральную позицию по отношению к сторонам спора. Прокурор вступает в дело на основании заявления. Волеизъявление арбитражного суда относительно вступления прокурора в процесс должно быть оформлено определением. Прокурор в рассматриваемых случаях должен активно участвовать в судебных заседаниях (задавать вопросы, исследовать доказательства и т.п.), но он не вправе участвовать в судебных прениях. Вся деятельность прокурора должна быть направлена на оказание помощи суду в выяснении действительных обстоятельств дела.

Еще по теме 8. Прокурор в арбитражном процессе:

  1. 1. Задачи и цели участия прокурора в арбитражном процессе
  2. 5. Порядок участия прокурора в случае возбуждения дела в арбитражном процессе
  3. 2.3. Участие в арбитражном процессе прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных субъектов, защищающих права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц
  4. Вопрос 18. Участие прокурора в гражданском процессе. Формы участия прокурора в гражданском процессе
  5. § 1. Понятие и состав субъектов арбитражного процессуального права. Арбитражный суд как участник арбитражного процесса

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство -

Главной задачей участия прокурора в арбитражном процессе является защита государственных и общественных интересов в формах и по основаниям, предусмотренным арбитражным процессуальным законодательством.

Участие прокурора в арбитражном процессе представляет собой одну из форм защиты публично-правовых интересов наряду с защитой таких интересов государственными органами и органами местного самоуправления. При этом защита публичных интересов прокурором не означает, что одновременно прокурором не могут защищаться и иные интересы, что вытекает из содержания ч. 4 ст. 52 АПК РФ.

Следует иметь в виду, что участие прокурора в арбитражном процессе полностью подчиняется регламенту, установленному АПК РФ, и происходит в соответствии с ним. Прокурор в суде не осуществляет функций надзора, а выступает в качестве одного из лиц, участвующих в деле. Об этом прямо сказано в ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации"*(76), согласно которой полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством.

2. Формы участия прокурора в арбитражном процессе

В ст. 52 АПК РФ предусмотрены 2 формы участия прокурора в арбитражном процессе.

Во-первых, возбуждение дела по основаниям, предусмотренным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ. В этом случае прокурор занимает процессуальное положение истца, защищающего публично-правовые интересы.

Во-вторых, согласно ч. 5 ст. 52 АПК РФ по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности. Здесь речь идет о тех случаях, когда прокурор не является истцом по делу, а вступает в уже начатый другим лицом арбитражный процесс. В доктрине процессуального права и по аналогии с ГПК РФ (ч. 3 ст. 45) можно говорить о даче прокурором заключения по делу. В этом случае прокурор наделяется всеми правами лица, участвующего в деле, указанными в ст. 41 АПК РФ, однако не имеет специальных прав сторон, указанных в ст. 49 АПК РФ.

Еще по теме § 4. Прокурор в арбитражном процессе 1. Задачи и цели участия прокурора в арбитражном процессе:

  1. Билет 5 1. Основания и формы участия прокурора в гражданском процессе. Участие прокурора в суде первой инстанции.
  2. § 1. Основания и цели участия прокурора в гражданском процессе
  3. Участие в арбитражном процессе прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления, выступающих в защиту прав других лиц, и иных заинтересованных лиц

Министерство образования и науки Российской Федерации

Уральская государственная юридическая академия

Институт юстиции

Кафедра прокурорской деятельности

Доклад по дисциплине: «Прокурорский надзор»

По теме: «Участие прокурора в арбитражном процессе»

Студента 4-го курса

Смирнова Михаила Григорьевича

Проверила: доцент, к.ю.н.

Потапова Лариса Валерьевна

Екатеринбург 2012

Введение

1.Участие прокурора в арбитражном процессе основные положения

Анализ некоторых положений Постановления Пленума ВАС от 23.03.2012 №15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе

Заключение

Список литературы

Введение

На сегодняшний день прокуратура остается одним из основных механизмов обеспечения соблюдения Конституции РФ, и провозглашенных ею прав и свобод человека и гражданина, принципов и основ законности и правопорядка. Сложившаяся в настоящее время экономическая ситуация в нашей стране диктует необходимость такого вмешательства со стороны государства в целях оказания позитивного воздействия на сферу экономических правоотношений. Эту роль и выполняют органы прокуратуры, осуществляя обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства (ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Исполняя обязанность прокуратуры за соблюдением законов в экономической сфере (в частности: надзор за исполнением законодательства о собственности, законодательства о предпринимательстве, законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий, законодательства о банках и банковской деятельности, законодательства о налогах, земельного законодательства, инвестиционного законодательства и т.д.), работники прокуратуры обязаны осуществлять защиту прав граждан либо публичных интересов путем подачи искового заявления в порядке предусмотренным арбитражным законодательством.

Участие прокурора в арбитражном процессе является актуальной темой для изучения, в марте 2012 года вышло постановление Пленума Высшего Арбитражного суда «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе», регламентирующих спорные вопросы, касающихся участия прокурора в арбитражном процессе.

В данной работе будут рассмотрены вопросы участия прокурора в арбитражных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорных инстанций. Кроме того будет произведен краткий обзор вышеуказанного постановления Пленума ВАС.

1. Участие прокурора в арбитражном процессе основные положения

прокурор арбитражный конституция

Участие прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами, регулируется: разделом IV ФЗ «О прокуратуре РФ»; АПК РФ (ст. 52 и др.); федеральными законами; нормативными правовыми актами Генеральной прокуратуры; актами Высшего Арбитражного Суда РФ.

Правом направления обращения в арбитражный суд наделен ограниченный круг прокуроров: Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, прокуроры или заместители прокуроров субъектов Российской Федерации, а также приравненные к ним прокуроры и их заместители. Данный перечень является исчерпывающим; прокурору, который не вправе обращаться в арбитражный суд, отказывается в приеме заявления, при выявлении же этого факта в процессе разбирательства арбитражный суд прекращает производство по делу. Согласно п.18 Постановления Пленума ВАС от 23.03.2012 Полномочия прокурора на обращение в арбитражный суд (часть 2 статьи 52 АПК РФ) не могут быть переданы по доверенности иным лицам.

Прокурор участвует в деле на основании служебного удостоверения. Иные работники прокуратуры участвуют в деле на основании служебного удостоверения и доверенности, оформленной в соответствии с федеральным законом и подписанной прокурором.

Тем не менее, некоторые особенности данного направления надзора необходимо знать всем прокурорским работникам, поскольку Генеральный прокурор РФ возложил ответственность за своевременную и качественную подготовку проектов исковых заявлений не только на подразделения прокуратур субъектов Российской Федерации, обеспечивающих участие прокурора в арбитражном процессе, но и на прокуроров районов (городов).

Участие прокурора в арбитражном процессе осуществляется путем реализации предоставленных ему законом прав как на обращение в арбитражный суд, так и на вступление в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

с заявлением об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Надо отметить, что арбитражному суду также подведомственно рассмотрение заявлений прокуроров о признании недействительными актов, адресованных конкретным лицам или группе лиц по мотивам противоречия их закону и нарушения ими прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан-предпринимателей;

с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации или доля участия муниципальных образований;

с иском о применении последствий недействительности сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации или доля участия муниципальных образований.

Положение прокурора в арбитражном процессе сходно с его процессуальным положением при участии в рассмотрении гражданских дел судами общей юрисдикции.

Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца. Вместе с тем положение прокурора в арбитражном процессе имеет свои особенности:

прокурор не обязан принимать предусмотренные законом для хозяйствующих субъектов меры к непосредственному урегулированию спора;

исковое заявление прокурора не оплачивается государственной пошлиной, а сам прокурор освобождается от обязанности по уплате судебных расходов;

к прокурору не может быть предъявлен встречный иск;

прокурор не может закончить процесс, заключив мировое соглашение.

Прокурор вправе отказаться от предъявленного им иска, однако это не лишает истца, если он участвует в деле, права требовать рассмотрения дела по существу.

При обращении в арбитражный суд в порядке части 1 статьи 52 АПК РФ, а также при обжаловании судебных актов прокурор обязан соблюдать требования к форме и содержанию обращений в арбитражные суды, предусмотренные Кодексом (статьи 125, 193, 199, 209, 263, 274, 294 АПК РФ).

Применительно к статье 125 АПК РФ прокурор в исковом или ином заявлении обязан обосновать наличие у него полномочий по обращению в арбитражный суд, а по делам, названным в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 АПК РФ, - указать публично-правовое образование, в интересах которого предъявляется иск, и уполномоченный орган, действующий от имени публично-правового образования. В случае несоблюдения этих требований арбитражный суд оставляет заявление без движения в соответствии со статьей 128 АПК РФ.

О значении рассматриваемой деятельности прокурора говорилось в предыдущей главе, теперь же уместно было бы сказать о факторах, приводящих к необходимости участия прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами. К ним относятся:

негативные социально-экономические последствия поспешной и хаотичной приватизации значительной части государственной собственности небольшой группой монополистов;

массовые уклонения субъектов предпринимательской деятельности от налогообложения;

несостоятельность политики отстранения государства от управления социально значимыми объектами государственной собственности, приведшей к росту социальной напряженности в обществе;

неполнота и противоречивость законодательного регулирования экономических отношений;

преувеличение роли рынка как стихийного регулятора экономических отношений и игнорирование социальных проблем общества;

отсутствие эффективного механизма, обеспечивающего защиту государственных и общественных интересов в деятельности контролирующих органов и др.

На мой взгляд, можно выделить случаи, когда участие прокурора в арбитражном процессе однозначно необходимо:

Когда есть объективные основания полагать, что реагирование в иной форме - внесение представления или принесение протеста - не повлечет своевременного и полного устранения нарушений законности.

Для предотвращения вреда государственным или публичным интересам путем принятия арбитражным судом по заявлению прокурора мер по обеспечению иска, если органы или должностные лица, допустившие нарушения закона, отказываются принять меры по добровольному устранению правонарушения и его последствий.

В случаях, когда прокурор не участвовал в рассмотрении дела в суде первой инстанции по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, он вправе вступить в дело при его рассмотрении судом апелляционной или кассационной инстанции, подать апелляционную или кассационную жалобу. Кроме того, согласно ст. 292 АПК РФ прокурор вправе подать представление о пересмотре судебных актов в порядке надзора по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ.

Анализ некоторых положений Постановления Пленума ВАС от 23.03.2012 №15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе"

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд не только с исками (заявлениями), указанными в ст. 52 АПК РФ, но и, например, с требованием о ликвидации организации, неоднократно или грубо нарушившей исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, а также с требованием о сносе самовольной постройки в целях защиты публичных интересов. Если прокурор обращается с заявлением по делам, не предусмотренным федеральным законом, то суд прекращает производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Прокурор может заявить иск о признании сделки недействительной и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной госорганами, органами местного самоуправления, унитарными предприятиями, госучреждениями, а также организациями, в уставных капиталах (фондах) которых участвует государство. В этой ситуации начало течения срока исковой давности определяется по правилам гражданского законодательства, как если бы за судебной защитой обращалось само лицо, право которого нарушено.

Прокурор вправе оспаривать ненормативный правовой акт как не соответствующий закону, только если он нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Если же заявление будет предъявлено прокурором в интересах конкретного лица (лиц), в отношении которого акт принят, то суд прекращает производство по делу об оспаривании ненормативного правового акта. В таком случае заинтересованное лицо вправе самостоятельно обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Разъяснения Пленума ВАС РФ относительно оспаривания ненормативных правовых актов применяются и при оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.

Заключение

В связи с вышесказанным, необходимо:

стремиться к высокому уровню эффективности прокурорской деятельности в рассматриваемой области;

совершенствовать законодательство о полномочиях прокуроров в арбитражном процессе;

укреплять правовые начала предпринимательства, обеспечивать реальный механизма защиты нарушенного права;

повышать уровень правовой грамотности субъектов предпринимательской деятельности с одной стороны и сотрудников прокуратуры с другой стороны;

изучать, анализировать и постепенно решать вопросы, возникающие в процессе осуществления арбитражного судопроизводства;

проводить грамотную, целесообразную и непротиворечивую законотворческую деятельность в рассматриваемой области и т.д.

В заключении необходимо сказать, что право на судебную защиту, является важнейшим механизмом отстаивания нарушенных прав в любом демократическом государстве. Поэтому государство и общество должны уделять огромное внимание такому институту, как участие прокурора в арбитражном судопроизводстве. Это должно выражаться в постоянном изучении и анализе практических и теоретических сторон вопроса, совершенствовании научного подхода к основным положениям и понятиям заданной темы. Это, на мой взгляд, во-первых, будет способствовать развитию юридической науки, во-вторых, постепенному решению возникающих проблем российского судопроизводства, и, в-третьих, о чем уже говорилось выше, повышению уровня правовой грамотности и правосознания граждан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Прокурорский надзор, Учебник/Винокуров Ю.Е. Москва 2006.

Денисова А. Пленум ВАС РФ разъяснил спорные вопросы об участии прокурора в арбитражном процессе // СПС КонсультантПлюс. 2012.

Трикс А.В. Справочник прокурора. Спб.: Питер Пресс, 2007.

А.А. Власов, В.М. Простова, Актуальные вопросы участия прокурора в арбитражном судопроизводстве. // Юрист // № 5, 2001 г., стр. 34.

Арбитражный процесс: Учебник, В.В. Ярков "Инфотропик Медиа", 2010

Федеральный закон «О прокуратуре» от 17.01.1992г. №2202-1

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002

Приказ Генпрокуратуры России от 25.05.2012 N 223 "Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе"

Постановление Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе"