специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований, выданное специально на то уполномоченными органами юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Отличное определение

Неполное определение

ЛИЦЕНЗИЯ

1) выдаваемое в установленном порядке разрешение юридическим лицам и гражданам-предпринимателям на занятие отдельными видами деятельности. Как правило, это виды деятельности, которые либо имеют повышенную опасность (например транспорт), либо затрагивают интересы широкого круга лиц и потому требуют государственного контроля, либо для осуществления которых необходима соответствующая квалификация. Среди видов деятельности, на осуществление которых требуется Л., - биржевая деятельность (в частности, деятельность брокеров и дилеров), деятельность коммерческих банков, деятельность на рынке ценных бумаг в качестве его профессиональных участников, аудиторская, медицинская, фармацевтическая, образовательная деятельность, деятельность по оказанию нотариальных услуг, на пользование недрами, производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции, ее продажа и многие иные виды деятельности. Л. выдаются также на осуществление ряда внешнеторговых операций - экспорт и импорт определенных товаров. В ряде случаев Л. выдаются гражданам (например на добычу диких животных). Выдача Л. осуществляется соответствующими государственными органами, к ведению которых относится рассмотрение заявок заинтересованных лиц на получение Л. на осуществление отдельных видов деятельности. Например, Л. на ведение нотариальной деятельности выдает Министерство юстиции РФ; на право осуществления банковской деятельности - ЦБ России. Л. не является объектом гражданского права, ее нельзя передавать другим лицам, вкладывать в качестве взноса в уставный капитал. Подлежащая лицензированию деятельность, осуществляемая без Л., является незаконной, а потому сделки, совершенные в результате такой деятельности, ничтожны. О специфике правового режима Л., применяемых в патентном праве, см. Лицензионный договор. Т.Е. Абова 2) Л. экспортные и импортные - разрешения, получаемые от уполномоченных на то государственных органов, на осуществление экспортно-импортных операций по товарам, в отношении которых государством установлен строгий учет и контроль или введены количественные ограничения. Лицензирование является распространенным способом защиты внутреннего рынка, относится к нетарифному регулированию. Обычно применяется при экспорте или импорте квотируемого товара, товаров, находящихся под особым контролем в целях обеспечения безопасности по ветеринарным или фитосанитарным соображениям, в интересах здравоохранения, при экспорте или импорте товаров в соответствии с обязательствами по международным договорам. Различаются генеральные Л. - разрешения на экспорт и импорт товаров, выдаваемые, как правило, на срок до одного года, и разовые Л. - выдаваемые по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для ее совершения, но не свыше одного года. Копия полученной Л. прилагается к грузовой таможенной декларации и служит основанием для пропуска товаров через границу. Лицензирование применяется во внешней торговле РФ, предусмотрено Законом о государственном регулировании внешнеторговой деятельности РФ 1995 (с изменениями 1999). М.П. Бардина

Отличное определение

Неполное определение ↓

Лицензирование - это один из важных инструментов контроля качества различных видов деятельности со стороны государства. Эта грань взаимодействия органов власти с предпринимателями и различными компаниями очень важна, поскольку позволяет грамотно и безболезненно регулировать определенные экономические процессы.

Лицензирование деятельности

При использовании этих терминов имеется в виду процедура, необходимая для получения государственного разрешения на ведение конкретного вида деятельности. Есть определенный перечень услуг, для которых необходимо лицензирование, и все положения, касающиеся данного вопроса, регулируются действующим 99-м федеральным законом.

Чтобы узнать конкретные виды деятельности, которые без указанной выше процедуры не являются доступными, нужно изучить приложение к закону. Стоит понимать, что оказание услуг в рамках, обозначенных в таком приложении, не является законным, если предпринимателем не была получена соответствующая лицензия.

Следствием нарушения данного правила может стать административная ответственность. Так что лицензирование - это не то, к чему стоит относиться легкомысленно.

Ключевые понятия

Есть ряд терминов, помимо упомянутых выше, которые полезно знать для лучшего понимания ситуации с разрешительными документами.

Начать стоит с лицензирующих органов, поскольку именно они занимаются проверкой соответствия конкретной компании или физического лица требованиям закона. В данном случае речь идет о федеральных органах власти как субъектов РФ, так и исполнительной, которые занимаются выдачей разрешения на виды деятельности, упомянутые в ФЗ о лицензировании.

  • Соискатель разрешения. Это может быть ИП или юридическое лицо, обратившееся в вышеупомянутый орган с заявлением о предоставлении ему лицензии на ведение конкретного вида деятельности.
  • А вот тех, кто сумел получить положительное решение после проверки, определяют как лицензиатов.
  • Реестр лицензий. Под этим термином стоит понимать суммарные данные о выдаче разрешений, а также переоформлении той документации, которая подтверждает наличие лицензии.

Особенности государственного контроля

Изначально нужно понимать, что государство контролирует правильное и строгое соблюдение всех требований, касающихся использования лицензий. Это означает, что проверка в рамках различных направлений бизнеса неизбежна, поэтому пытаться как-то обойти закон не имеет смысла.

При этом не стоит путать контролирующие механизмы с тем соглашением на использование продукции, которое выдают правообладатели.

Для того чтобы не путать эти понятия, необходимо разобраться чем отличается лицензионный договор от государственной лицензии. При определенной схожести в названиях разница более чем ощутима.

Государственное лицензирование - это, как говорилось выше, документ, являющийся обязательным для оказания определенных услуг. Речь идет о таких сферах деятельности, как СМИ, образовательные проекты, организация азартных игр, фармакология, медицина, сыскная, охранная, а также любая опасная или стратегически важная деятельность.

Стоит отдельно отметить тот факт, что есть направления, в рамках которых лицензирование деятельности необходимо лишь при определенных условиях. В качестве примера можно привести СРО в строительной сфере. Тот факт, придется ли заниматься вопросом лицензии саморегулируемой организации, во многом зависит от ее профиля и видов выполняемых работ.

Договор

Это второе направление, где необходима лицензия. В этом случае имеется в виду соглашение, которое заключают между собой патентообладатель и автор.

Суть такого документа сводится к официальному предоставлению права на использование конкретной технологии или продукта, вплоть до копирования. Нетрудно сделать вывод, что подобная процедура не является обязательной и основана исключительной на взаимной выгоде сторон. За предоставленную возможность использовать запатентованный результат интеллектуальной деятельности автор получает определенное вознаграждение.

Другими словами, это процесс взаимодействия двух сторон в рамках конкретного соглашения, которые не имеют отношения к государству.

Актуальность ФЗ о лицензировании

Учитывая тот факт, что контроль за выполнением требований данного законодательства достаточно строгий, есть смысл выяснить, почему вопрос лицензии оказался так важен.

Если говорить в общем, то данная ветвь законодательства является одним из инструментов регулирования различных видов экономической деятельности. При более детальном изучении того, какую функцию выполняет лицензирование видов деятельности, стоит обратить внимание на следующие задачи:

  • создание определенного финансового барьера на входе;
  • защита потребителя от продукции низкого качества, а также от производителей, которые не прошли проверку;
  • повышение конкурентоспособности некоторых областей национальной экономики в масштабах международных рыночных отношений;
  • формирование высоких стандартов внутри различных отраслей;
  • ограничение допуска к деятельности неблагонадежных субъектов хозяйствования.

Если учесть данные критерии использования ФЗ о лицензировании деятельности, то можно прийти к очевидному выводу, что подобная система контроля важна для российской экономики.

Действующие виды лицензирования

Помимо подробного перечня направлений деятельности, которые требуют выдачи лицензии, есть ключевые сферы, в рамках которых подобная система контроля неизбежно даст о себе знать.

Речь идет о следующих видах разрешающих документов:

Лицензия ФСБ;

Лицензия МЧС;

Лицензия на грузо- и пассажироперевозки.

Подобная документация понадобится также в рамках образовательной, фармакологической, медицинской, авиастроительной, сыскной деятельности и в случае оказания услуг связи.

Если рассматривать виды лицензирования более подробно, то стоит отметить, что их количество доходит до 51. Их перечисление будет очень долгим, поэтому лучше найти закон № 99 и внимательно прочитать в его второй главе статью 12. Именно в ней содержится исчерпывающая информация о том, кто же обязан получать лицензию на деятельность.

Если предприятие не смогло пройти лицензирование, то осуществлять деятельность в рамках указанных выше направлений оно не сможет. Но в случае удачного итога переживать о повторном получении разрешающих документов не придется, поскольку лицензия выдается бессрочно.

Более подробно о законе № 99

Выше неоднократно упоминался ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", поэтому есть смысл уделить ему больше внимания.

Этот федеральный закон содержит 3 главы, которые включают в сумме 24 статьи. Сами главы имеют следующие названия:

Общие положения.

Организация и осуществление лицензирования.

Заключительные положения и порядок вступления в силу настоящего федерального закона.

В первой части внимание уделяется сфере применения критериев контроля, основным принципам их осуществления и понятиям, которые при этом используются. Также здесь рассматриваются обязанности и права должностных лиц, равно как и условия действия лицензии.

Вторая глава посвящена перечню тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию, описанию порядка принятия решения относительно выдачи разрешения, обзору сведений, включаемых в приказ, а также процессу переоформления лицензии.

Что касается третьей части закона, то она нужна для того, чтобы определить заключительные положения, порядок вступления его в силу. Здесь также рассматриваются особенности факта утраты актуальности определенных законодательных актов.

Нужно понимать, что ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" на самом деле содержит намного больше информации. Здесь были описаны лишь некоторые из статей. Поэтому для получения информации в полном объеме лучше работать с первоисточником.

Как получить лицензию

Для того чтобы стать обладателем разрешения на осуществление деятельности, отмеченной в упомянутом выше законе, нужно прежде всего подать заявление.

Желательно изначально все оформить правильно и собрать необходимый комплект документов грамотно, без ошибок и недочетов. Поэтому есть смысл обратиться к услугам опытных юристов. После того как заявление будет подано, соответствующие органы начнут проверку соответствия конкретного субъекта деятельности существующим требованиям, касающимся выдачи лицензии.

К слову, перед тем как подавать документы, нужно выяснить, какой именно лицензирующий орган является актуальным в конкретной ситуации. Это важно по той причине, что именно туда и нужно нести заявление.

После того как все будет сделано, сама документация также пройдет проверку на предмет правильного составления и достоверности указанных данных. Уже на этом этапе могут появиться причины для отказа в выдаче разрешения. Речь идет об искаженной, неверной, неполной или неточной информации. Если с бумагами все оказалось в порядке, и требования, которые включает ФЗ "О лицензировании видов деятельности", были соблюдены, то у заявителя есть все основания ожидать положительного итога проверки.

Итоги

На основе изложенной выше информации можно сделать следующий вывод: контроль деятельности посредством проверки хозяйствующих субъектов на предмет соответствия определенным критериям качества является очень эффективным способом контроля состояния рынка. Таким образом, лицензирование - это правильная инициатива со стороны государства, реализация которой полезна как стране в целом, так и конкретным группам потребителей в частности.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Задачи лицензирования

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Основными принципами осуществления лицензирования являются :

1) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

2) установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;

3) установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации;

4) установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

5) открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

7) соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

В федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Всего их 50. В том числе:

    Деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;

    Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах;

    Производство лекарственных средств;

    Оборот наркотических средств;

    Частная охранная деятельность;

    Оказание услуг связи;

    Телевизионное вещание;

    Космическая деятельность;

    Производство маркшейдерских работ;

    Медицинская деятельность.

Положения этого ФЗ не применяются к лицензированию отдельных видов деятельности, таких как: использование атомной энергии, деятельность кредитных организаций, клиринговая деятельность, страховая деятельность. Лицензирование этих видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Субъектами лицензируемой деятельности , с одной стороны, являются лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а с другой – юридические лица и индивидуальные предприниматели, наделенные специальной правоспособностью на основании выдачи им специального разрешения на такую деятельность (лицензии).

Важно отметить, что субъективные права, возникшие у лицензиата, нельзя передать другому лицу, за исключением прав правопреемства или реорганизации предпринимателя (организации).

Вопрос №24. Понятие и действие лицензии. Лицензионные требования.

Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Лицензия - это разрешение на право осуществлять конкретный вид деятельности, которое выдается специальным лицензирующим органом. Для получения лицензии соискатель должен соответствовать определенным требованиям и оплатить госпошлину.

Кому нужно получать лицензию?

В статье 12 закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 № 99-ФЗ приводится перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Всего их 51, среди них:

  • деятельность, связанная с шифрованием и защитой информации;
  • деятельность, связанная с оружием и военной техникой;
  • производство лекарств и медтехники;
  • охранная и детективная деятельность;
  • оказание услуг связи, телевидение и радиовещание;
  • деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных и фонограмм на любых носителях;
  • образовательная деятельность;
  • фармацевтическая и медицинская деятельность;
  • перевозки водным и воздушным транспортом;
  • перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и опасных грузов;
  • перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

Лицензионные требования

Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.

Например, лицензионные требования к перевозке пассажиров автотранспортом указаны в постановлении Правительства от 2 апреля 2012 г. № 280. Соискатель такой лицензии должен иметь:

  • транспортные средства, соответствующие техническим требованиям для перевозки пассажиров и оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС;
  • помещения и оборудование для техобслуживания и ремонта транспортных средств;
  • водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование;
  • специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств или наличие договора с медицинской организацией или ИП, имеющими соответствующую лицензию.

С требованиями к выдаче лицензий по вашему виду деятельности вы можете ознакомиться, обратившись в соответствующий лицензирующий орган. Требования к получению лицензии на продажу алкоголя мы рассмотрим ниже, в отдельном разделе.

Документы для получения лицензии

В лицензирующий орган надо подать заявление о выдаче лицензии и пакет подтверждающих документов, указанных в ст. 13 закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Учитывая, что лицензированию подлежат виды деятельности, контролируемые разными службами, формы таких заявлений будут отличаться. Для примера мы предлагаем вам ознакомиться с заявлением на получение лицензии для пассажирских автоперевозок.

В заявлении должны быть указаны наименование, организационно-правовая форма, место нахождения соискателя; лицензируемый вид деятельности; ИНН; данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ; сведения об оплате госпошлины.

Кроме заявления подаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензионным требованиям, а также опись всех документов. О том, какие именно нужны документы, надо узнавать в лицензирующем органе или самостоятельно найти соответствующий нормативно-правовой акт.

Необходимость представления нотариально заверенных учредительных документов отменена законом от 14.10.2014 № 307-ФЗ, поэтому если от вас требуют такие копии (а они по-прежнему указаны в некоторых Административных регламентах для получения лицензий), вы можете отказаться от выполнения такого требования, ссылаясь на этот закон.

Перечень сведений, указываемых в заявлении, и список документов, прилагаемых к нему, является исчерпывающим (ст. 13 (4) закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ), то есть от вас не должны требовать другие документы.

Сколько стоит лицензия?

Размер государственной пошлины за лицензию установлен статьей 333.33 НК РФ. Статья очень большая, поэтому подскажем, где искать. Находим пункт 1 подпункт 92. Размер госпошлины составляет 7 500 рублей для всех видов лицензируемой деятельности, за исключением :

  • банковских операций (0,1 % уставного капитала, но не более 500 тыс. рублей);
  • производство, хранение, закупку, поставки этилового спирта и алкогольной продукции (от 800 тыс. до 9,5 млн. рублей);
  • розничная продажа алкогольной продукции - 65 тыс. рублей за каждый год срока действия лицензии;
  • предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами - 30 тыс. рублей.

Обращаем ваше внимание - госпошлина оплачивается один раз за весь срок действия лицензии . В общем случае срок лицензии не ограничен, но по некоторым видам деятельности он установлен (с возможностью продления), например, срок алкогольной лицензии не должен превышать пять лет.

При отказе в выдаче лицензии госпошлина не возвращается . В 2013 году в Конституционном суде рассматривалось дело о возврате заявителю 40 тыс. рублей в связи с отказом в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя (Постановление КС от 23.05.2013 № 11-П). По этому вопросу даже сами судьи не пришли к согласию, один из них высказал особое мнение, суть которого «Формально правильно, но по сути — издевательство». Исходя из этого, прежде чем оплачивать лицензию, рекомендуем сначала обратиться в соответствующий лицензирующий орган, чтобы убедиться, что вы сможете соблюсти необходимые требования для ее получения.

Как получить лицензию?

После того, как вы нашли контакты лицензирующего органа, подготовили необходимые документы и уплатили госпошлину, надо обратиться за получением лицензии. Документы можно подать:

  • лично, при визите в лицензирующий орган;
  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

При получении документов соискателю лицензии выдается копия описи с отметкой о дате приема (лично или заказным письмом с уведомлением о вручении). Если в поданном пакете документов обнаруживается неполный комплект или нарушение требований, то в течение трех рабочих дней со дня приема заявления соискателю вручается (высылается) уведомление о необходимости устранить нарушения в тридцатидневный срок. После устранения нарушений мотивированное решение о рассмотрении заявления на лицензию или о возврате заявления принимается в течение трех рабочих дней.

Если же претензий к документам не было, то решение о выдаче лицензии выносится в течение пяти рабочих дней , а сама лицензия вручается лицензиату или направляется ему заказным письмом с уведомлением в течение трех рабочих дней после этого решения. Возможно получение лицензии и в форме электронного документа, если было указано в заявлении.

В выдаче лицензии могут отказать, тогда в решении об этом должны быть указаны мотивы отказа со ссылками на нормативно-правовые акты или реквизиты акта проверки соискателя лицензии, если отказ был основан на несоответствии лицензионным требованиям.

Выдается лицензия по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826. Если лицензия был испорчена или утеряна, то можно получить ее дубликат в порядке, предусмотренном статьей 17 закона № 99-ФЗ.

Действует лицензия на территории всей Российской федерации, но если лицензиат меняет регион деятельности, то должен сообщить об этом в лицензирующий орган того субъекта РФ (край, область, республика), где он собирается работать.

Как получить лицензию на алкоголь?

Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво - это достаточно популярный вид деятельности наших пользователей, поэтому расскажем подробнее, как получить лицензию на алкоголь. Регулирует лицензирование этого вида деятельности специальный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. Сначала внесем ясность в вопрос продажи пива (а также пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).

Пиво является алкогольной продукцией, но его реализацию регулируют отдельные положения закона. На продажу пива не распространяются особые требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции, указанных в статье 16 закона № 171-ФЗ, и для продажи пива не нужна лицензия .

С 2013 года продавать пиво можно лишь в стационарных объектах (магазинах), но к их площади нет определенных требований, как для реализации другой алкогольной продукции. В городских поселениях для продажи пива необходимо применять кассовый аппарат даже на режимах ЕНВД и ПСН. И еще одно отличие пива от другого алкоголя - его могут реализовывать не только организации, но и индивидуальные предприниматели.

Что касается алкоголя в целом, то получение лицензии на его производство и оборот кроме закона № 171-ФЗ регулирует еще и специальный Административный регламент. Документы для получения лицензии на производство алкоголя отличаются от тех, что подают на получение лицензий для других видов деятельности. В нашей статье мы рассмотрим лицензионные требования только к розничной продаже алкоголя , т.к. требования к его производству, хранению и оптовому обороту имеет смысл рассматривать отдельно.

Для получения лицензии соискатель должен:

  • быть юридическим лицом (ИП продавать алкоголь, кроме пива, не могут);
  • иметь в собственности или долгосрочной (от года) аренде стационарные торговые объекты и складские помещения;
  • общая площадь таких помещений для розничной продажи алкоголя должна быть не менее 50 кв. м в городских поселениях и не менее 25 кв. м в сельской местности;
  • при продаже алкоголя в городских поселениях лицензиат должен применять кассовый аппарат, даже если он является плательщиком ЕНВД;
  • иметь уставный капитал определенного размера (требование устанавливают региональные лицензирующие органы), но не более 1 млн. рублей.

Региональные лицензирующие органы могут устанавливать и другие дополнительные требования, поэтому прежде чем собирать необходимые документы и оплачивать госпошлину, обратитесь за подробной информацией в соответствующее окружное управление Росалкогольрегулирования. Их контакты, так же как и форму заявления на лицензию вы можете найти в Административном регламенте.

Переоформление, приостановление и возобновление действия лицензии

Если у лицензиата меняются данные, указанные в статье 18 закона № 99-ФЗ, надо обратиться в лицензирующий орган за переоформлением лицензии. Переоформление требуется в случаях:

  • реорганизации юридического лица;
  • изменения личных данных и места жительства ИП;
  • смене юридического адреса и наименовании организации;
  • изменения адреса, по которому осуществляется лицензируемый вид деятельности.

Порядок переоформления лицензии приводится в статье в статье 18 закона № 99-ФЗ, размер госпошлины составляет от 600 до 2600 рублей.

Лицензирующий орган не только выдает лицензии, но и следит за деятельностью лицензиата. Если в процессе плановой или внеплановой проверки обнаружатся нарушения лицензионных требований, то будет вынесено предписание об их устранении, а если это не произойдет в указанный срок, то деятельность лицензии может быть приостановлена (статья 20 закона № 99-ФЗ), На период приостановления вести лицензируемую деятельность запрещено.

После того, как требования лицензирующего органа выполнены, действие лицензии возобновляется. Сведения о приостановлении и возобновлении лицензий вносятся в специальный реестр.

Аннулирование и прекращение действия лицензии

В случае невыполнения требований, из-за которых было вынесено предписание или приостановлена деятельность лицензии, она должна быть аннулирована по иску лицензирующего органа. Действие лицензии прекращается в течение 10 рабочих дней после такого судебного решения.

Деятельность лицензии может быть прекращена и в добровольном порядке, если:

  • подано заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности;
  • прекращена деятельность физического лица в качестве ИП;
  • прекращена деятельность юридического лица (за исключением реорганизации).

При прекращении деятельности ИП или юрлица сообщать об этом в лицензирующий орган не надо, это сделает налоговая инспекция.

Ответственность за работу без лицензии

За нарушение законов о лицензировании предусмотрена административная ответственность:

  • за деятельность без лицензии по статье 14.1(2) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП - от 4 до 5 тысяч рублей, при этом допускается конфискация продукции, орудий производства и сырья;
  • за деятельность с нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1(3) КоАП РФ: штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для ИП - от 3 до 4 тысяч рублей;
  • за деятельность с грубым нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1(4) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП - от 4 до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • за деятельность без лицензии при производстве и реализации алкоголя по статье 14.1(17) КоАП РФ: от 200 до 300 тысяч рублей с возможностью конфискации продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота.

Если при этом деятельность без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям, государству или принесла доход в крупном размере (более 1,5 млн. рублей), то возможно привлечение и к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ - штраф до 300 тысяч рублей или арест до шести месяцев.