Деятельности бюджетных учреждений (БУ) являются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг. Объем субсидий определяется на основании показателей государственного (муниципального) задания. В отношении федеральных госучреждений порядок формирования и финансового обеспечения выполнения госзадания Положением № 640. Выясним, какие нормы указанного порядка и каким образом влияют на финансы БУ.

Формула объема субсидии на выполнение государственного задания

Анализ финансовых последствий порядка формирования госзадания предлагаем провести на основе Положения № 640. Несмотря на то, что данный документ распространяется на учреждения федерального уровня, он определяет методологию формирования государственного (муниципального) задания в целом. Аналогичные региональные и муниципальные нормативные акты, как правило, не отступают от заложенных в Положении № 640 принципиальных позиций.

В соответствии с п. 12 Положения № 640 объем финансового обеспечения выполнения госзадания (R ) определяется по формуле:

R = ∑ i N i х V i + ∑ w N w х V w - ∑ i P i х V i + N УН + N СИ , где:

N i нормативные затраты на оказание i-й госуслуги, установленной госзаданием;

V i – объем i-й услуги, установленной госзаданием;

N w – нормативные затраты на выполнение w-й работы, установленной госзаданием;

V w – объем w-й работы, установленной госзаданием;

P i – размер платы (тариф и цена) за оказание i-й услуги;

N УН – затраты на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения;

N СИ – затраты на содержание имущества учреждения, не используемого для оказания государственных услуг (выполнения работ) и общехозяйственных нужд.

Из приведенной формулы ясно, что, во-первых, объем госзадания рассчитывается на основе нормативного метода учета затрат; во-вторых, учредитель выступает как заказчик, покупая услуги и работы в установленном объеме (V i , V w ) по установленной цене (N i , N w ); в-третьих, часть затрат (N УН , N СИ ) возмещается напрямую, вне увязки с объемом услуг или работ.

Нормативный метод учета затрат

Применение нормативного метода при исчислении объема госзадания влечет для БУ экономию в случае превышения нормативных затрат над фактическими или перерасход выделенных средств, если установленные нормативные значения ниже фактических показателей БУ.

С учетом того, что в силу ч. 17 ст. 30 Закона № 83-ФЗ полученная в ходе выполнения госзадания экономия не изымается в бюджет , а остается в распоряжении БУ для достижения уставных целей, учреждение заинтересовано в снижении затрат. Таким образом, применение нормативного метода стимулирует БУ к рациональному расходованию всех видов ресурсов, повышению эффективности их использования и выявлению скрытых резервов.

Пример 1.

Объем госзадания по услуге «присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательную программу» (R) составляет 4 200 тыс. руб. исходя из нормативных затрат (N i i ) 4 200 детей в год. Фактические затраты в расчете на одного ребенка составили 980 руб. (например, достигнуты за счет оптимизации расходования материальных ресурсов: канцтоваров, наглядных пособий и т. д.).

Рассчитаем финансовый результат (Фин рез ) – экономию или перерасход: (1 000 - 980) х 4 200 = 84 (тыс. руб.).

Учреждение получило экономию в размере 84 тыс. руб., которой вправе воспользоваться для достижения целей, ради которых оно создано.

Переменные и постоянные затраты

Если разбить формулу финансового обеспечения выполнения задания на две части, то видно, что она представляет собой не что иное, как уравнение совокупных затрат, в котором присутствует переменная часть (i N i х V i + ∑ w N w х V w - ∑ i P i х V i ) и постоянная часть (N УН + N СИ ).

Читайте также

  • Формирование государственного задания

Формула совокупных затрат имеет следующий вид:

З сов = З пер х Объем + З пост , где:

З сов – совокупные затраты;

З пер переменные затраты на единицу услуг;

З пост – постоянные затраты.

Данная формула основана на допущении, что все затраты исходя из их чувствительности к колебаниям объема оказываемых услуг делятся на условно-переменные и условно-постоянные. Условно-переменные изменяются пропорционально изменению объема оказываемых услуг (материальные затраты, транспортные расходы, заработная плата основного персонала). Величина условно-постоянных затрат при изменении объема услуг остается более или менее постоянной (содержание и обслуживание зданий и помещений, аренда земли и помещений, зарплата управленческого персонала).

При распределении затрат на группы рассматривают такой интервал времени, при котором рост объема услуг не приводит к увеличению постоянных затрат (не строятся новые здания, не приобретаются новая техника и оборудование, не растет управленческий штат). «Коварство» постоянных расходов заключается в том, что от них практически невозможно отказаться даже в случае полной остановки деятельности учреждения.

Пример 2.

БУ оказывает платные услуги по дополнительному обучению, для чего арендует помещение уплачивая за это 500 тыс. руб. в год. Цена курса обучения одного слушателя 6 тыс. руб., переменные затраты на курс обучения одного слушателя 4 тыс. руб. Каким должно быть минимальное количество слушателей, чтобы покрыть постоянные расходы в виде арендной платы?

Данный минимальный объем услуг принято называть точкой безубыточности (Т без ), ее величина составит: 500 000 / (6 000 - 4 000) = 250 (чел. в год).

Проверка: 4 000 х 250 + 500 = 6 000 х 250.

Поскольку арендная плата – величина постоянная, не зависящая от посещаемости курсов, то при числе обучающихся свыше 250 человек в год БУ будет получать прибыль, ниже 250 человек – соответственно убыток.

Клиентов БУ не волнует ни величина переменных издержек, ни тот объем услуг, который учреждения должны оказывать, чтобы покрыть свои постоянные расходы. Независимые покупатели готовы приобретать услуги по рыночной цене в нужном им количестве. Поэтому покрытие учредителем части постоянных затрат БУ можно квалифицировать как нерыночную меру, характерную для собственника имущества. Однако перечень расходов, не зависящих от объема услуг, ограничен лишь затратами на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения (N УН ), и затратами на содержание имущества учреждения, не используемого для оказания госуслуг и общехозяйственных нужд (N СИ ).

Как же возмещаются иные постоянные издержки БУ?

Если обратиться к тексту Положения № 640, то в со ставе переменной части госзадания можно обнаружить следующие условно-постоянные расходы:

Включая большую часть условно-постоя нных расходов в переменную часть госзадания, учредитель руководствуется рыночными факторами, выступая уже не в роли собственника имущества, а в роли заказчика. Поддержка необходимого для покрытия постоянных расходов объема услуг как за счет госзадания, так и за счет платной деятельности становится заботой самого БУ. Продемонстрируем чувствительность БУ к изменению госзадания с помощью примера.

Пример 3.

Исходные условия примера 1: объем госзадания по услуге «присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательную программу» (R) – 4 200 тыс. руб. исходя из нормативных затрат (N i ) 1 тыс. руб. и установленного объема (V i ) 4 200 детей в год. Допустим, что фактические расходы на одного ребенка в размере 980 руб. состоят из условно-переменных 700 руб. и условно-постоянных 280 руб. Размер условно-постоянных расходов на весь объем – 1 176 тыс. руб. (280 руб. х 4 200 чел.). Как изменится финансовый результат, если объем госзадания по «присмотру и уходу за детьми, осваивающими образовательную программу»:

а) увеличится до 4 500 детей в год;

б) уменьшится до 3 900 детей в год?

Рассчитаем объем госзадания:

а) R = 1 000 х 4 500 = 4 500 (тыс. руб.);

б) R = 1 000 х 3 900 = 3 900 (тыс. руб.).

Определим фактические затраты на выполнение госзадания, учитывая, что условно-постоянные расходы сохранятся на уровне 1 176 тыс. руб.:

а) З факт = 700 х 4 500 + 1 176 = 4 326 (тыс. руб.);

б) З факт = 700 х 3 900 + 1 176 = 3 906 (тыс. руб.).

Выявим финансовый результат (экономию или перерасход):

а) Фин рез = R - З факт = 4 500 - 4 326 = 174 (тыс. руб.) – экономия;

б) Фин рез = R - З факт = 3 900 - 3 906 = -6 (тыс. руб.) – перерасход.

При увеличении объема госзадания с 4 200 до 4 500 услуг в год размер экономии возрастает с 84 тыс. руб. до 174 тыс. руб., при снижении объема до 3 900 услуг в год БУ получит перерасход 6 тыс. руб.

Софинансирование затрат на имущество

Вернемся к той части госзадания, которая состоит из имущественных налогов и затрат по содержанию не используемого при оказании госуслуг имущества. Государство придерживается принципа софинансирования, вменяя в обязанность БУ покрывать за свой счет определенную долю этих затрат . Если БУ оказывает платные услуги, то возмещаемые за счет субсидии затраты на имущественные налоги и содержание неиспользуемого имущества рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности (п. 33 и 35 Положения № 640). Если БУ не оказывает платных услуг, то в силу п. 34 Положения № 640 затраты на содержание неиспользуемого имущества учитываются в объеме госзадания в следующем размере:

а) на потребление электроэнергии – в размере 10% общего объема затрат учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги;

б) на потребление теплоэнергии – в размере 50% общего объема затрат учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги.

Если в отношении имущественных налогов государство планирует и в дальнейшем покрывать полностью или частично (в зависимости от наличия доходов от платных услуг) затраты на их уплату, то в отношении неиспользуемого имущества ситуация иная. Начиная с госзадания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов затраты на содержание неиспользуемого имущества за счет бюджета возмещаться не будут (п. 6 Постановления Правительства РФ от 26.06.2015 № 640). Это побуждает учреждения самостоятельно изыскивать средства для содержания находящегося на их балансе имущества или избавляться от него.

Коэффициент платной деятельности

Коэффициент платной деятельности (КПД) представляет собой инструмент, с помощью которого бремя содержания части затрат на имущество распределяется между основной и платной деятельностью учреждения.КПД определяется как отношение планируемого объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания к общей сумме планируемых поступлений, включающей поступления от субсидии и доходов от платной деятельности.

Как известно, доходы, полученные бюджетными учреждениями от оказания платных услуг, выполнения платных работ, поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Через КПД часть таких доходов изымается на покрытие затрат, связанных с уплатой имущественных налогов и с содержанием не используемого в основной деятельности имущества. Насколько обоснованно данное распределение постоянных затрат? С позиции государства – это справедливо, ведь БУ, оказывая платные услуги, использует помещения, принадлежащие учредителю. С точки зрения БУ – данная мера в некоторых случаях может показаться избыточной, так как софинансируются расходы, размер которых учреждение, не являясь собственником имущества, не в состоянии полностью контролировать.

Пример 4.

Субсидии на выполнение госзадания составляют 4 200 тыс. руб.; платные услуги – 1 470 тыс. руб. (эти величины носят справочный характер, в расчете текущего КПД не участвуют, они лишь иллюстрируют структуру поступлений БУ); КПД – 0, 64915; налог на имущество – 50 тыс. руб., затраты на содержание неиспользуемого имущества – 250 тыс. руб.

Рассчитаем затраты, которые подлежат покрытию:

а) за счет финансового обеспечения выполнения госзадания – (50 + 250) х 0,64915 = 194,745 (тыс. руб.);

б) за счет платной деятельности – (50 + 250) х (1 - 0,64915) = 105,255 (тыс. руб.). Или (50 + 250) - 194,745 = 105,255 (тыс. руб.).

Итак, порядок расчета объема финансового обеспечения выполнения госзадания стимулирует БУ к экономии, рациональному использованию имущества и развитию платной деятельности. Наиболее критичная проблема управления финансами в свете возмещаемых за счет субсидии затрат заключается в минимизации убытков от имущества, не задействованного ни при выполнении госзадания, ни при оказании платных услуг, выполнении платных работ . Возможно, некоторые учреждения в состоянии покрыть убытки за счет высоких доходов от платной деятельности. Но такое положение не может сохраняться длительный период без ущерба финансовому благополучию БУ. Наиболее предпочтительный вариант решения проблемы – сдача имущества в аренду или расширение платной деятельности за счет эксплуатации свободных площадей.


субсидии аренда госуслуги

Правовая основа государственного задания
Государственное задание бюджетного учреждения определяет требования к составу, объему и качеству деятельности учреждения. Порядок финансирования работы учреждения зависит от статуса государственного учреждения. Бюджетные учреждения получают государственное (муниципальное) задание и субсидии на госзадание. Подробнее о госзадании бюджетного учреждения и муниципальном задании – в материале эксперта журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

Статус государственного учреждения
Основной документ, регулирующий реформу бюджетной сферы, – Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Согласно ему, все государственные (муниципальные) учреждения делятся на казенные, бюджетные, автономные. Для того чтобы они могли определиться со статусом государственного учреждения, законодатели дали время (переходный период) до 1 июля 2012 года.
Если учреждение не готово принципиально менять систему финансирования, оно выбирает статус казенного учреждения (здесь предусмотрена сметная система, причем пока учреждение не определится с новым статусом, ему следует работать по нормам, предусмотренным именно для казенных учреждений).
Бюджетное и автономное учреждения финансируются иначе. Им выделяются субсидии на госзадание.
Напомним, что бюджетное учреждение нового типа владеет имуществом на праве оперативного управления и может распоряжаться им, за исключением особо ценного движимого и недвижимого имущества.
Полученными от ведения деятельности доходами, а также приобретенным за счет этих средств имуществом бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно (п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ).
Однако заключать крупные сделки можно только с согласия учредителя (ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
По своим обязательствам бюджетное учреждение отвечает всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, кроме особо ценного. При этом собственник не несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения.
На основании общепринятых норм приказом Росархива от 28 апреля 2011 г. № 31 определены правила работы по формированию государственных заданий в отношении подведомственных Росархиву федеральных бюджетных учреждений и контролю их выполнения.

Государственное (муниципальное) задание
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ, государственное (муниципальное) задание (госзадание бюджетного учреждения) – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг и выполнения государственных (муниципальных) работ.
Форма утверждена постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671.
Основные нормы, регламентирующие действие государственного задания бюджетного учреждения, прописаны в статье 69.2 Бюджетного кодекса РФ. В частности, там определено, что государственное задание бюджетного учреждения содержит:

  • показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
  • порядок контроля исполнения государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
  • требования к отчетности об исполнении госзадания бюджетного учреждения.
  • Государственное задание бюджетного учреждения на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также включает в себя:
  • определение категорий физических и (или) юридических лиц – потребителей соответствующих государственных и муниципальных услуг;
  • порядок оказания таких услуг;
  • предельные цены (тарифы) на оплату этих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления цен (тарифов) в случаях, определенных законодательством.

Порядок формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания утвержден постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671 (далее - Положение № 671).
Обратите внимание: бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Это четко сказано в пункте 6 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ.
Однако если в нормативные акты, на основании которых было сформировано государственное задание бюджетного учреждения, внесены изменения, госзадание бюджетного учреждения может быть откорректировано.
Также, согласно пункту 5 Положения № 671, изменение объема субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (субсидии на госзадание) в течение срока выполнения госзадания бюджетного учреждения возможно только при соответствующем изменении государственного задания бюджетного учреждения.

Субсидии на госзадание
На выполнение государственных (муниципальных) заданий средства выделяются из соответствующего бюджета. Причем если речь идет о казенном учреждении, финансирование происходит в рамках утвержденных смет. Бюджетным и автономным учреждениям выделяются субсидии на госзадание.
Размер субсидии на госзадание определяется путем суммирования следующих показателей:
нормативные затраты на оказание государственных услуг в рамках государственного задания бюджетного учреждения;
нормативные затраты на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду).
Методические рекомендации по расчету нормативных затрат утверждены приказом Минфина России, Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. № 137н/527.

Важно запомнить
Бюджетные учреждения имеют право оказывать услуги и выполнять работы в пределах установленного государственного (муниципального) задания за плату (конечно, если такой вариант законодательно допустим). Тогда субсидии рассчитываются с учетом планируемых поступлений.

показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);

порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:

порядок оказания соответствующих услуг;

предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в порядке , установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

(см. текст в предыдущей редакции)

Государственное (муниципальное) задание в части государственных (муниципальных) услуг, оказываемых федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями физическим лицам, формируется в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, формирование, ведение и утверждение которых осуществляется в порядке , установленном Правительством Российской Федерации. Включение в указанные перечни (классификаторы) положений, приводящих к возникновению расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), не допускается.

Федеральные органы государственной власти вправе формировать государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями также в соответствии с федеральными перечнями (классификаторами) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации. Формирование, ведение и утверждение федеральных перечней (классификаторов) государственных услуг и работ осуществляется в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) вправе формировать государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение работ учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципальными учреждениями муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта Российской Федерации) также в соответствии с региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами), в том числе при осуществлении переданных им полномочий Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Формирование, ведение и утверждение регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг и работ осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Включение в указанный перечень (классификатор) положений, приводящих к возникновению расходных обязательств муниципальных образований, не допускается.

Региональные перечни (классификаторы) государственных (муниципальных) услуг и работ размещаются на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях и на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке , установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке , установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований , определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

По решению органа государственной власти, государственного органа (органа местного самоуправления), осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания используются нормативные затраты на выполнение работ.

С недавнего времени госзадание стало ключевым документом, который определяет качество обеспечения госуслугами. В бюджетной системе оно наиболее распространено в бюджетных и автономных организациях, но в некоторых случаях составляется и казенными.

Задание бюджетного учреждения на очередной финансовый год (плановый период) утверждается и доводится до него учредителем. Расчет нормативных затрат на выполнение государственного задания бюджетной организацией согласовывается и определяется учредителем. При этом порядок и нормативы затрат устанавливаются на тот период, на который принимается закон о бюджете.

Порядок формирования государственного задания для казенных учреждений аналогичен порядку, установленному для бюджетных и автономных организаций, однако важно помнить, что есть особенности, так как казенные учреждения, помимо выполнения госзадания, также выполняют другие функции. Их эффективность оценивается по иным критериям.

Госзадание для учреждений субъекта и муниципальных учреждений устанавливается высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Учредители бюджетных учреждений разрабатывают для подведомственных организаций:

  • порядок формирования;
  • ведомственные перечни госуслуг и работ;
  • требования к определению нормативов затрат.

С 2018 года госзадания формируются на основании общероссийских базовых и федеральных перечней госслуг, которые оказываются физическим лицам (Постановление Правительства РФ от 13.09.2017 № 1101). Учредителям следует привести действующий порядок в соответствие с изменениями в законодательстве и формировать госзадания на 2018 год для подведомственных учреждений по новым правилам.

Структура разделов, порядок формирования

БК РФ определяет государственное задание на оказание государственных услуг как документ, который устанавливает требования к госуслугам. Форма состоит из нескольких частей: отдельного раздела по каждой госуслуге и общих разделов.

В государственное задание на 2018 год, помимо основных сведений, необходимо включить:

  • критерии предоставления госуслуги (потребители, перечень услуг с кодировкой, показатели качества и объемов, допустимые отклонения и т. д.);
  • порядок контроля выполнения (основания досрочного прекращения, формы и сроки контроля, требования к отчетности о выполнении и прочие условия контроля).

Условия финансового обеспечения

Госзадание финансируется учредителем в пределах ассигнований, которые выделяются на эти цели. При этом основанием для определения объема являются нормативные затраты.

Если у бюджетной организации имеется обособленное подразделение, субсидия на оказание госуслуг перечисляется на основании правового акта, согласованного с учредителем (п. 40 положения о формировании государственного задания).

Финансирование осуществляется . Она перечисляется на основании соглашения, которое заключается между организацией и учредителем. В соглашении указываются.

Какие изменения внесены в порядок формирования государственного задания, в форму задания и отчета о его выполнении? Как рассчитывать затраты, включаемые в расчет базового норматива, и коэффициент платной деятельности?

15.09.2017 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 13.09.2017 № 1101, которым вносятся изменения в порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 (далее – Изменения № 1101, Положение № 640), а также в форму госзадания и отчет о его выполнении. Некоторые поправки вступают в силу с сентября 2017 года, некоторые – с 01.01.2018.

Изменения с 15 сентября 2017 года.

Коэффициенты выравнивания.

Пунктом 9 Положения № 640 установлено, что коэффициенты выравнивания применяются в целях доведения объема финансового обеспечения выполнения госзадания до уровня финансового обеспечения в текущем финансовом году в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю средств федерального бюджета (далее – ГРС) на предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения госзадания. Данные показатели применяются при необходимости и на основании п. 2 Изменений № 1101 должны определяться главным распорядителем средств федерального бюджета. Ранее такие коэффициенты рассчитывались в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Минфином.

Формирование госзадания.

Напомним, что согласно п. 3 Положения № 640 госзадание должно содержать:

    показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) госуслуги (работы);

    предельные цены (тарифы) на оплату услуг физическими или юридическими лицами, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен в случаях, установленных законодательством РФ;

    сведения о контроле над выполнением госзадания и требования к отчетности.

Подпунктом «а» п. 4 Изменений № 1101 уточнено, что оказываемые платные услуги должны осуществляться в рамках госзадания.

Допустимые (возможные) отклонения значений показателей от установленных в госзадании теперь могут быть не только в процентах, но и в абсолютных величинах.

Пунктом 4 Положения № 640 установлено, что госзадание, не содержащее сведений, составляющих государственную тайну, формируется в форме электронного документа в системе «Электронный бюджет».

Данный пункт дополнен новой нормой, согласно которой предварительный отчет о выполнении госзадания и отчет о его выполнении, не содержащие сведений, составляющих государственную тайну, формируются в системе «Электронный бюджет», в том числе посредством информационного взаимодействия с иными информационными системами органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей (ГРС, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения в случае утверждения федеральному казенному учреждению госзадания).

Согласно внесенным в п. 7 Положения № 640 изменениям распределение показателей объема государственных услуг (работ), содержащихся в госзадании между ФГУ и созданными им обособленными подразделениями или внесение изменений в указанные показатели осуществляется по форме, предусмотренной приложением 1 к Положению № 640, с заполнением показателей, определенных федеральным государственным учреждением, без ограничения периода в 10 дней с момента утверждения госзадания, как это было ранее (пп. «г» п. 4 Изменений № 1101).

Расчет базового норматива затрат. Изменения, касающиеся затрат, включаемых в расчет базового норматива, для наглядности приведем в таблице.

Базовый норматив затрат

Вид затрат

Нововведения

– непосредственно связанные с оказанием государственной услуги (п. 19 Положения № 640);

Затраты на формирование резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, используемого в процессе оказания госуслуги, выполнения работы (основных средств и нематериальных активов, амортизируемых в процессе оказания услуги), с учетом срока их полезного использования (пп. «б (1)» п. 19, пп. «б (1)» п. 29 Положения № 640)

Указанные затраты необходимо рассчитывать на основании годовой расчетной (плановой) суммы амортизации, которая должна начисляться по особо ценному движимому имуществу, используемому в процессе оказания госуслуг и выполнения работ ( и , амортизируемые в процессе оказания услуги) и необходимому для общехозяйственных нужд (основные средства и нематериальные активы), исходя из срока его полезного использования, установленного с учетом Классификации основных средств, включаемых в *, и особенностей условий его эксплуатации (повышенная сменность и (или) агрессивность среды), определяемых на основании содержания оказываемых услуг (пп. «з», «к» п. 4 Изменений № 1101)

Затраты на приобретение материальных запасов и движимого имущества (основных средств и нематериальных активов), не отнесенного к особо ценному движимому имуществу и используемого в процессе оказания государственной услуги, с учетом срока его полезного использования, а также затраты на аренду указанного имущества (пп. «б» п. 19, пп. «б» п. 29 Положения № 640)

– на общехозяйственные нужды (п. 20 Положения № 640);

– на выполнение работы в рамках госзадания (п. 29 Положения № 640)

Затраты на формирование резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд (основных средств и нематериальных активов), с учетом срока их полезного использования (пп. «г» п. 20, пп. «ж» п. 29 Положения № 640)

Затраты на содержание (пп. «б», «в» п. 20, пп. «б», «д», «е» п. 29 Положения № 640):

– объектов недвижимого имущества, а также затраты на аренду указанного имущества;

Затраты на аренду имущества учитываются в составе указанных затрат в случае, если имущество, необходимое для выполнения госзадания, не закреплено за федеральным бюджетным или автономным учреждением на праве оперативного управления (пп. «з», «к» п. 4 Изменений № 1101)

* Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Согласно п. 28 Положения № 640 нормативные затраты на выполнение работы федеральными бюджетными и автономными учреждениями, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Правительство РФ, определяются при расчете объема финансового обеспечения выполнения госзадания в порядке, установленном указанными учреждениями по согласованию с Минфином.

Теперь допускается применять порядок определения нормативных затрат на выполнение работ, утвержденный уставом федерального бюджетного или автономного учреждения (пп. «и» п. 4 Изменений № 1101).

Коэффициент платной деятельности.

В соответствии с п. 33 Положения № 640 в объем финансового обеспечения выполнения госзадания включаются затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.

В этом же пункте приведено понятие коэффициента платной деятельности и установлены условия его применение и расчет.

В частности, законодатель допускает ситуацию, когда учреждение оказывает сверх установленного госзадания госуслуги (выполняет работы) для физических и юридических лиц за плату, а также осуществляет иную приносящую доход деятельность (далее – платная деятельность). В этом случае затраты на уплату налогов рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности. Данный коэффициент определяется как отношение планируемого объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (далее – субсидия) к общей сумме планируемых поступлений, включающей поступления от субсидии и доходов от платной деятельности, определяемых исходя из объемов указанных поступлений, полученных в отчетном финансовом году.

Подпунктом «м» п. 4 Изменений № 1101 внесено уточнение, согласно которому при расчете коэффициента платной деятельности не учитываются поступления в виде:

    целевых субсидий, предоставляемых из федерального бюджета;

  • пожертвований;

    прочих безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц;

    поступающих в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией федерального имущества, переданного в аренду (безвозмездное пользование).

Изменение размера субсидии. Пункт 41 Положения № 640 содержит условия для уменьшения объема субсидии в течение срока выполнения госзадания. В частности, это возможно только при его изменении.

Данный пункт дополнен новым абзацем, из которого следует, что объем субсидии может быть увеличен в течение срока выполнения госзадания в случае изменения законодательства РФ о налогах и сборах, в том числе в случае отмены ранее установленных налоговых льгот (пп. «п» п. 4 Изменений № 1101).

Также установлено, что при досрочном прекращении выполнения госзадания в связи с реорганизацией учреждения неиспользованные остатки субсидии подлежат перечислению соответствующим учреждениям, являющимся правопреемниками.

Срок представления отчета.

В соответствии с п. 47 Положения № 640 федеральные бюджетные и автономные учреждения представляют своим учредителям, а федеральные казенные учреждения – ГРС отчет о выполнении государственного задания в сроки, установленные государственным заданием, но не позднее 1 марта финансового года, следующего за отчетным.

Согласно внесенным изменениям, если учредителем, ГРС преду­смотрено представление отчета о выполнении госзадания в части, касающейся показателей объема оказания государственных услуг (выполнения работ), на иную дату (ежемесячно, ежеквартально), показатели отчета формируются на отчетную дату нарастающим итогом с начала года. При этом учредитель, ГРС вправе установить плановые показатели достижения результатов на определенную им отчетную дату в процентах от годового объема оказания госуслуг (выполнения работ) или в натуральных показателях как для государственного задания в целом, так и относительно его части (с учетом неравномерного процесса их оказания (выполнения)).

Изменения с 1 января 2018 года.

В соответствии с пп. «д» п. 8 Изменений № 1101 с 01.01.2018 госзадание формируется на оказание госуслуг (выполнение работ), определенных в качестве основных видов деятельности федеральных государственных учреждений, содержащихся в общероссийских базовых (отраслевых) перечнях (классификаторах) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам (далее – общероссийские базовые перечни), и федеральных перечнях (классификаторах) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами РФ (далее – федеральные перечни), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

До внесения изменений госзадание формировалось в соответствии с утвержденным ГРС, в ведении которого находятся федеральные казенные учреждения, либо учредителем в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений ведомственным перечнем государственных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности (далее – ведомственный перечень), сформированным в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности (далее – базовый (отраслевой) перечень).

Финансовое обеспечение выполнения госзадания.

В пункте 12 Положения № 640 приведена формула, по которой определяется объем финансового обеспечения выполнения государственного задания. В два показателя этой формулы (Ni, Nw) внесены корректировки, согласно которым госуслуга и выполненная работа, для которых приводятся нормативные затраты, должны быть установлены госзаданием, а не как раньше – ведомственным перечнем.

Ni – нормативные затраты на оказание i-й государственной услуги, установленной госзаданием;

Nw – нормативные затраты на выполнение w-й работы, установленной госзаданием.

Согласно п. 17 Положения № 640 в новой редакции базовый норматив затрат с 01.01.2018 будет рассчитываться исходя из затрат, установленных в общероссийском базовом и (или) федеральном перечне (пп. «ж» п. 4 Изменений). Ранее – в базовом (отраслевом) перечне.

В связи с изменениями порядка формирования госзадания скорректированы и формы государственного задания (ф. 0506001), отчета о выполнении государственного задания (ф. 0506501).

Государственное задание.

На титульном листе строку с видом деятельности учреждения необходимо заполнять на основании общероссийского или федерального базового перечня.

В части I «Сведения об оказываемых государственных услугах» в таблицу 3.1 добавлены для отражения допустимых (возможных) отклонений от установленных показателей качества государственной услуги графы 13 «в процентах» и 14 «в абсолютных показателях», в таблицу 3.2 – графы 16 «в процентах» и 17 «в абсолютных показателях». В части II «Сведения о выполняемых работах» в таблицу 3.1 добавлены те же графы, что и в таблицу 3.1 ч. I. Таблица 3.2 дополнена графой 10 «описание работы», также добавлены графы для отражения допустимых и возможных отклонений: 17 «в процентах» и 18 «в абсолютных показателях».

Заметим, что и ранее эти показатели отражались в отчете, только сведения о них следовало указывать в конце разд. I и II.

Отчет о выполнении государственного задания.

Как и в форме госзадания, в отчете о его выполнении на титульном листе строку с видом деятельности учреждения необходимо заполнять на основании общероссийского или федерального базового перечня.

В таблицы 3.1 и 3.2 ч. I «Сведения об оказываемых государственных услугах» и II «Сведения о выполняемых работах» добавлена графа, в которой отражается значение показателя качества госуслуги, утвержденного в государственном задании на отчетную дату. Он заполняется в случае установления учредителем требования о представлении промежуточного отчета о выполнении государственного задания. При установлении этого показателя:

    в процентах он рассчитывается путем умножения годового объема государственной услуги (работы) на установленный процент достижения результатов выполнения государственного задания на отчетную дату, в том числе с учетом неравномерного оказания государственных услуг (выполнения работ) в течение календарного года;

    в абсолютных величинах – заполняется в соответствии с государственным заданием (в том числе с учетом неравномерного оказания государственных услуг (выполнения работ) в течение календарного года).

В заключение выделим несколько основных изменений.

При формировании госзадания следует руководствоваться общероссийскими базовыми перечнями и федеральными перечнями.

В таблицах 3.1 и 3.2 ч. I и II появились новые графы:

    в форме госзадания – графа, в которую нужно вносить абсолютную величину допустимых (возможных) отклонений от установленных показателей качества или объема госуслуги либо работы;

    в форме отчета о выполнении госзадания – графа, в которую вносится показатель качества или объема, утвержденного в госзадании на отчетную дату. Ее необходимо заполнять, если учреждению требуется подавать промежуточный отчет.

В новом виде форма госзадания будет применяться при его составлении на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.