Как оформить изменение либо дополнение к приказу и как с ним ознакомить? Существуют ли ограничения на количество дополнений к одному приказу по основной деятельности?

С январского номера мы начали публиковать цикл статей, посвященный оформлению и правилам работы с приказами, и получили уточняющий вопрос читателя, который сочли интересным.

Куда: [email protected]
Тема: Бесплатные консультации для подписчиков

У нас в организации есть приказ о выдаче подотчетных сумм. В нем прописаны все подробности, в том числе указан перечень должностей, которым полагается выдача. А к этому приказу есть лист ознакомления, в нем – дата, должность, подпись каждого, кто ознакомился с приказом.

Сейчас в штатном расписании появилась новая должность, и этому человеку тоже будет разрешено получать подотчетные суммы. Как это оформить? Точнее:

  • как оформить дополнение к приказу – как составить и нумеровать?
  • как ознакомить нового человека – будет ли правильно вписать его в лист ознакомления первоначального приказа или лучше подпись об ознакомлении нового подотчетника попросить поставить на дополнении к приказу?

Существует ли стандарт, который регламентирует количество дополнений к приказу по основной деятельности?

Приказ об установлении подотчетных лиц, сумм и сроков отчета по ним с 01.01.2012 не является обязательным для издания документом. Подробности – в статье «Подотчетные деньги: получаем, тратим, отчитываемся» журнала № 4’ 2013

Приказ – это документ, в котором, как в зеркале, отражается сложившаяся управленческая ситуация. А в этом мире все течет и изменяется. Поэтому факты, поручения, правила, требования и порядки, изложенные в форме приказа, со временем устаревают, и, естественно, возникает необходимость вносить в него соответствующие изменения или дополнения.

Изменения вносятся в приказ в том случае, если меняется какая-либо изложенная в нем фактическая информация. Например, издан приказ о распределении полномочий между руководителями организации, но позже произошли кадровые перестановки: один сотрудник уволен, а на его место назначен новый. В случае, когда функционал уволенного сотрудника необходимо передать вновь принятому, без изменения «основной» сути большей части текста приказа, издается новый документ, с помощью которого вносятся изменения в уже действующий.

Новый документ издается в форме приказа с очередным порядковым номером, просто в его заголовке следует сделать ссылку на наименование, регистрационный номер и дату изменяемого приказа, а в констатирующей части текста указать причину / основание вносимых изменений; еще можно повторить констатирующую часть основного приказа, в который вносятся изменения.

Изменение к приказу

Если со временем появляются какие-либо новые факты, которые не были учтены в момент издания приказа, то оформляется приказ в дополнение к ранее изданному. Например, приказом утвердили список членов Экспертной комиссии, но возникла производственная необходимость включить в ее состав еще одного члена. В этом случае будет издан новый приказ о внесении дополнений в ранее изданный документ.

Он оформляется аналогично приказу, вносящему изменения (см. Пример 2).

Заголовок и текст приказа, вносящего дополнение в ранее изданный приказ (помещаются на место фрагмента приказа из Примера 1, выделенного оранжевой заливкой)

Какое количество изменений и дополнений можно вносить в один приказ? На государственном уровне это не регламентируется. Да и локальными документами организации сложно установить какие-либо ограничения: 2-3 или 10–20. В любом вопросе должна быть логика.

Если за массой изменений и дополнений уже не видно самого приказа, то пора остановиться и задуматься: может быть, лучше издать новый документ? В этом случае издается новый приказ, в котором последним пунктом распорядительной части обязательно будет: «Приказ от... № ... «О...» считать утратившим силу». В этой фразе указываются реквизиты только первоначального приказа, в который прежде вносились изменения / дополнения. Этого будет достаточно, чтобы утратили силу он и все корректирующие его документы.

При работе с дополнениями и изменениями к приказам основной сложностью является не их издание, а их учет, который позволил бы потом «найти концы». Современные СЭД позволяют связывать между собой документы по различным параметрам, например, в виде таких «связок»:

  • основной документ → изменения к основному документу;
  • основной документ → дополнения к основному документу.

И, конечно, в момент регистрации документов необходимо указывать, что новый документ является изменением или дополнением ранее изданного. Однако и здесь мы сталкиваемся с некоторыми подводными камнями. Часто в регистрационных формах, не ставя перед собой далеко идущих целей, регистраторы в графе «Краткое содержание» указывают только:

Если мы говорим об изменениях / дополнениях к приказам, утверждающим распределение полномочий или предоставляющим право подписи какого-либо документа, то можно тихо сходить с ума от такого краткого содержания, которое показано в таблице выше, и потратить уйму своего драгоценного времени на поиск нужного документа. При регистрации подобных документов желательно добавлять какой-либо поисковый «маячок» – см. текст в скобках ниже:

Это кажется элементарным, но сколько раз мне приходилось решать «нерешаемую задачу»: Васильев И.В. заболел, а кто вместо него подписывает счета-фактуры? И начинаешь перелистывать горы бумаг или кБайты электронных страниц. В любом деле нужно рационально смотреть на вещи и думать о последствиях.

Теперь ответим на последний вопрос: как ознакомить новых лиц, появившихся в процессе, изначально регулируемом ранее изданным приказом?

Прежде всего нового участника процесса нужно ознакомить с документом, в котором он фигурирует (т.е. с дополнением или изменением к приказу). С ним же можно ознакомить тех, кто в первоначальном приказе числится в качестве организаторов процесса (например, в ситуации с подотчетными деньгами это могут быть главный бухгалтер и кассир). См. Пример 1.

Если в основном документе есть не только перечень лиц, но и правила организации процесса, в который вводится новый участник, то имеет смысл ознакомить новичка еще и с основным приказом.

Носарева Наталия, руководитель архивной службы банка, член Гильдии Управляющих Документацией

С январского номера мы начали публиковать цикл статей, посвященный оформлению и правилам работы с приказами, и получили уточняющий вопрос читателя, который сочли интересным.

Свернуть Показать

Куда: delo@сайт
Тема: Бесплатные консультации для подписчиков

У нас в организации есть приказ о выдаче подотчетных сумм. В нем прописаны все подробности, в том числе указан перечень должностей, которым полагается выдача. А к этому приказу есть лист ознакомления, в нем - дата, должность, подпись каждого, кто ознакомился с приказом.

Сейчас в штатном расписании появилась новая должность, и этому человеку тоже будет разрешено получать подотчетные суммы. Как это оформить? Точнее:

  • как оформить дополнение к приказу - как составить и нумеровать?
  • как ознакомить нового человека - будет ли правильно вписать его в лист ознакомления первоначального приказа или лучше подпись об ознакомлении нового подотчетника попросить поставить на дополнении к приказу?

Существует ли стандарт, который регламентирует количество дополнений к приказу по основной деятельности?

Приказ об установлении подотчетных лиц, сумм и сроков отчета по ним с 01.01.2012 не является обязательным для издания документом. Подробности - в статье «Подотчетные деньги: получаем, тратим, отчитываемся » журнала № 4’ 2013

Приказ - это документ, в котором, как в зеркале, отражается сложившаяся управленческая ситуация. А в этом мире все течет и изменяется. Поэтому факты, поручения, правила, требования и порядки, изложенные в форме приказа, со временем устаревают, и, естественно, возникает необходимость вносить в него соответствующие изменения или дополнения.

Изменения вносятся в приказ в том случае, если меняется какая-либо изложенная в нем фактическая информация. Например, издан приказ о распределении полномочий между руководителями организации, но позже произошли кадровые перестановки: один сотрудник уволен, а на его место назначен новый. В случае, когда функционал уволенного сотрудника необходимо передать вновь принятому, без изменения «основной» сути большей части текста приказа, издается новый документ, с помощью которого вносятся изменения в уже действующий.

Новый документ издается в форме приказа с очередным порядковым номером , просто в его заголовке следует сделать ссылку на наименование, регистрационный номер и дату изменяемого приказа, а в констатирующей части текста указать причину / основание вносимых изменений; еще можно повторить констатирующую часть основного приказа, в который вносятся изменения.

Пример 1

Изменение к приказу

Свернуть Показать

Если со временем появляются какие-либо новые факты, которые не были учтены в момент издания приказа, то оформляется приказ в дополнение к ранее изданному. Например, приказом утвердили список членов Экспертной комиссии, но возникла производственная необходимость включить в ее состав еще одного члена. В этом случае будет издан новый приказ о внесении дополнений в ранее изданный документ.

Он оформляется аналогично приказу, вносящему изменения (см. Пример 2).

Пример 2

Заголовок и текст приказа, вносящего дополнение в ранее изданный приказ (помещаются на место фрагмента приказа из Примера 1, выделенного оранжевой заливкой)

Свернуть Показать

Какое количество изменений и дополнений можно вносить в один приказ? На государственном уровне это не регламентируется. Да и локальными документами организации сложно установить какие-либо ограничения: 2-3 или 10-20. В любом вопросе должна быть логика.

Если за массой изменений и дополнений уже не видно самого приказа, то пора остановиться и задуматься: может быть, лучше издать новый документ? В этом случае издается новый приказ, в котором последним пунктом распорядительной части обязательно будет: «Приказ от... № ... «О...» считать утратившим силу» . В этой фразе указываются реквизиты только первоначального приказа, в который прежде вносились изменения / дополнения. Этого будет достаточно, чтобы утратили силу он и все корректирующие его документы.

При работе с дополнениями и изменениями к приказам основной сложностью является не их издание, а их учет , который позволил бы потом «найти концы». Современные СЭД позволяют связывать между собой документы по различным параметрам, например, в виде таких «связок»:

  • основной документ изменения к основному документу;
  • основной документ дополнения к основному документу.

И, конечно, в момент регистрации документов необходимо указывать, что новый документ является изменением или дополнением ранее изданного. Однако и здесь мы сталкиваемся с некоторыми подводными камнями. Часто в регистрационных формах, не ставя перед собой далеко идущих целей, регистраторы в графе «Краткое содержание» указывают только:

Если мы говорим об изменениях / дополнениях к приказам, утверждающим распределение полномочий или предоставляющим право подписи какого-либо документа, то можно тихо сходить с ума от такого краткого содержания, которое показано в таблице выше, и потратить уйму своего драгоценного времени на поиск нужного документа. При регистрации подобных документов желательно добавлять какой-либо поисковый «маячок» - см. текст в скобках ниже:


Это кажется элементарным, но сколько раз мне приходилось решать «нерешаемую задачу»: Васильев И.В. заболел, а кто вместо него подписывает счета-фактуры? И начинаешь перелистывать горы бумаг или кБайты электронных страниц. В любом деле нужно рационально смотреть на вещи и думать о последствиях.

Теперь ответим на последний вопрос: как ознакомить новых лиц, появившихся в процессе, изначально регулируемом ранее изданным приказом?

Прежде всего нового участника процесса нужно ознакомить с документом, в котором он фигурирует (т.е. с дополнением или изменением к приказу). С ним же можно ознакомить тех, кто в первоначальном приказе числится в качестве организаторов процесса (например, в ситуации с подотчетными деньгами это могут быть главный бухгалтер и кассир). См. Пример 1.

Если в основном документе есть не только перечень лиц, но и правила организации процесса, в который вводится новый участник, то имеет смысл ознакомить новичка еще и с основным приказом.


Во время ведения хозяйственной деятельности субъектом могут поменяться один или несколько окружающих его факторов. К примеру, будут вступать в действие новые законодательные акты, изменяются ответственные лица за определенные операции, приходят и уходят работники. Из-за этого возникает необходимость произвести изменения в действующие по предприятию распоряжения. Для этого составляется приказ о внесении изменений в приказ.

Обычно приказы, которые издаются на предприятии, определяют необходимую в указанных условиях процедуру действий, либо закрепляют какие-либо факты. При этом такие распоряжения могут быть как простыми, которые определяют отношения работодателя с определенным сотрудником, так и сложные, определяющий взаимодействие множества работников между собой и с предприятием.

К последнего рода приказам можно отнести:

  • Приказ о возложении обязанностей работника в отпуске на других сотрудников;
  • Приказ о проведении инвентаризации;
  • Приказ о документообороте между подразделениями;
  • Приказ о направлении работников на медосмотр
  • и другие.

При этом из-за изменившихся окружающих обстоятельств такое распоряжение может частично потерять свою значимость либо юридическую силу.

Однако общая суть документа при этом остается неизменной. В этом случае оформляется приказ об изменениях в другом приказе. В случае, когда из-за изменений сила документа утрачивается целиком, то оптимальнее издать приказ об отмене приказа.

Важно! Закон устанавливает, что в текст уже действующего документа запрещается вписывать какие-либо изменения, делать там исправления. Чтобы внести в него какие-либо изменения, даже на первый взгляд самые незначительные, нужно оформить соответствующий приказ.

В качестве внесения изменений в распорядительный документ расценивается выполнение одного из следующих действий:

  • Замена слов, предложений в любом из частей приказа либо приложениях к нему;
  • Исключение слов или предложений из любой части приказа либо приложений к нему;
  • Исключение либо определение как утратившей силу какой-либо части документа;
  • Дополнение любой части приказа словами либо предложениями, введение в документ новых частей;
  • Изложение имеющихся в приказе частей в новой редакции.

Какие приказы можно изменять

Закон не содержит прямых запретов на изменение каких-либо приказов. Таким образом, изменениям должны подвергаться любые распорядительные документы, в которых есть неточности, либо по причине изменения окружающих обстоятельств стала неактуальной какая-либо часть.

Это могут быть следующие группы приказов:

  • Относительно условий труда работников;
  • Относительно выпущенных на предприятии локальных актов;
  • О назначении ответственных лиц за какие-либо действия;
  • Регулирующие отношения между работниками и работодателем;
  • В связи с кадровыми изменениями.

В целях совершенствования организации работы налоговых органов при планировании и подготовке проведения выездных налоговых проверок, а также повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков приказываю:

1. Внести следующие изменения в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (в редакции приказов ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@, от 22.09.2010 № ММВ-7-2/461@ и от 08.04.2011 № ММВ-7-2/258@) (далее - Приказ):

1.1. Пункт 6 Приказа изложить в следующей редакции:

"6. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Аналитического управления ежегодно до 5 мая определять среднеотраслевые показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, для уточнения значения Критериев N N 1 и 11 и размещать на официальном Интернет-сайте ФНС России".

1.2. Пункт 7 Приказа изложить в следующей редакции:

"7. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Контрольного управления совместно с начальниками (исполняющими обязанности начальников) Управления налогообложения, Правового управления и Управления досудебного аудита по результатам контрольной работы с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и складывающейся арбитражной практики проводить регулярный анализ выявляемых способов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, применяемых налогоплательщиками".

1.3. В пункте 8 Приказа слова "Управлению информатизации (В.Г. Колесников)" заменить словами "Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Управления информатизации".

1.4. В пункте 9 Приказа слова "Контрольному управлению (Л.А. Аршинцева)" заменить словами "Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Контрольного управления".

1.5. В пункте 11 Приказа слова "заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Т.В. Шевцову" заменить словами "заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, курирующего деятельность Контрольного управления".

1.6. Внести изменения и дополнения в приложения № № 1 - 2 к Приказу согласно приложению № 1 к настоящему приказу.

1.7. Приложение № 3 к Приказу изложить в редакции согласно приложению № 2 к настоящему приказу.

1.8. Приложение № 4 к Приказу изложить в редакции согласно приложению № 3 к настоящему приказу.

2. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить информирование налогоплательщиков о внесенных изменениях.

Приложение № 1
к приказу ФНС России
от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@


Изменения и дополнения,
которые вносятся в приложения №№ 1 и 2 к приказу
ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@


1. В Приложении № 1 к Приказу пункт 9 раздела 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция) изложить в следующей редакции:

"9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.".

2. В Приложении № 2 к Приказу:

2.1. Дополнить пункт 5 абзацем девятым следующего содержания:

"При выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговый орган учитывает также информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы ("в конвертах"), неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иную аналогичную информацию".

2.2. Пункт 9 изложить в следующей редакции:

"9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных п. 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного п.п. 4 п. 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Необеспечение в нарушение п.п. 8 п. 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 1 статьи 17 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с учетом изменений и дополнений) сохранности данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), и уплату (удержание) налогов, а также их восстановления в случае утраты в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, затопление, наводнение, порча, и пр.).".


Руководитель Федеральной налоговой службы М.В. МИШУСТИН

Зачеркивания и исправления в распоряжениях недопустимы, в 2019 году внесение изменений в приказ происходит по-другому. Читайте о том, как правильно оформить изменения и дополнения, скачайте образцы документов

Читайте в нашей статье:

Как внести изменения в приказ

На предприятиях нередки случаи, когда возникает необходимость внести изменения в ранее изданное распоряжение. Обстоятельства бывают разными – меняются условия труда и законодательство, приходят и уходят работники, всплывают допущенные ошибки. В связи с этим документы становятся неактуальными или, как минимум, неточными.

Зачеркивания и исправления в старом варианте распоряжения недопустимы, в 2018 году внесение изменений в приказ происходит по-другому. Руководитель принимает решение, что редакция необходима, издает новый приказ, в котором описывает, какие пункты из старого подвергаются корректировке. Составление распоряжения можно доверить ответственному лицу – секретарю, кадровику, юристу, но визирует его только директор.

Исправления в действующий приказ можно вносить неограниченное количество раз. Но в случае, если все его пункты или большая их часть безнадежно устарели, разумнее будет отменить его и издать новый, если нужно. Если возникнет потребность редактировать распоряжение, корректирующее исходный приказ, это тоже станет поводом для отмены, иначе документооборот на предприятии будет существенно затруднен.

Шаг 6. Указать дату, с которой вышеуказанные правки вступают в силу.

Шаг 7. При необходимости назначить ответственных за исполнение приказа лиц.

Шаг 8. Завизировать личной подписью руководителя организации. Также , если это требуется. Заверить печатью учреждения.


Шаг 9. В книге регистрации приказов в графе «примечание» сделать отметку напротив старого распоряжения – о том, что новым (указать реквизиты) в него внесены изменения, и напротив нового – о том, что он изменяет некоторые пункты старого. Крайне важно не забыть это сделать, во избежание путаницы и для того, чтобы облегчить в будущем поиск необходимой информации.

Шаг 10. Под роспись ознакомить с вновь изданным распоряжением всех сотрудников, которых оно касается.

Как правильно оформить дополнение к приказу

Если действующий приказ не требует исправлений, а нужно лишь дополнить его какими-либо сведениями, издается распоряжение о внесении дополнений в приказ.

Непосредственные правки в подписанном документе не допускаются. Новая бумага будет именоваться «О внесении дополнений в приказ от … № …», а структура его будет аналогична корректирующему распоряжению. Чаще всего дополнения требуются, если по невнимательности была пропущена какая-то часть сведений или с течением времени дополнялся список упомянутых лиц.

Напомним, если в течение года к приказу издавалось много дополнений, то целесообразна будет его полная отмена и составление на начало следующего года нового документа - исправленного и дополненного.

Процедура отмены оформляется похожим образом - изданием нового распоряжения, в котором последний пункт распорядительной части гласит: «Приказ от... № ... «О...» считать утратившим силу». После этого утрачивает силу не только само отмененное распоряжение, но и все последующие, корректировавшие или дополнявшие его.