Правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только судом. Этот принцип, предусматривающий исключительное право суда осуществлять правосудие, не допускает переложения данной функции ни на один внесудебный орган государства. Судебная власть – это государственная власть, призванная (уполномоченная и обязанная) рассматривать и разрешать правовые конфликты, споры о праве в особом, законом предусмотренном порядке.

Указанный принцип, сформулированный в ст. 32, 118 Конституции РФ, ст. 13 УПК РФ, получил свое развитие в ст. 49 Конституции РФ, раскрывающей саму суть правосудия: признать лицо виновным в совершении преступления, а также подвергнуть его уголовному наказанию полномочен только суд своим приговором.

Данный принцип означает, что:

1) суд занимает особое положение суда среди иных органов государственной власти и правомочен принимать решения, имеющие силу закона;

2) отмена или изменение судебных решений может иметь место лишь в пределах судебной системы;

3) исключительное право суда при осуществлении правосудия – признавать лицо виновным либо невиновным и применять наказание к виновному.

Только суд вправе признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание, применить к лицу принудительные меры медицинского характера, применить к лицу принудительные меры воспитательного воздействия, отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом (п. 1 ст. 29 УПК).

Это придает судебному разбирательству значение важнейшей стадии процесса, а суд выделяет из всех иных органов, ведущих производство по делу, ставит его в особое положение, обязывая выступать гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном УПК.

Принцип осуществления правосудия только судом не ограничивается судебным разбирательством в суде первой инстанции, а характеризует все судебные стадии процесса. В каждой из них правосудие осуществляется в тех формах, какие соответствуют характеру и назначению разрешаемых данной стадии задач.

Принцип определяет такой правовой режим, при котором отмена или изменение судебных решений допускается не иначе как вышестоящим судом и в порядке осуществления правосудия по уголовным делам. Ни одно судебное решение не может быть отменено или изменено каким бы то ни было государственным органом, в т. ч. высшей государственной властью. В этом проявляется не только исключительность, но и полнота судебной власти: вступившие в законную силу решения суда обязательны для всех, не исключая высшие органы власти (ст. 392 УПК РФ).

Исключительное право суда осуществлять правосудие исходит из того, что деятельность суда протекает в особом правовом порядке, который создает такие преимущества в разрешении уголовных дел, какими не располагает ни одна иная форма государственной деятельности. Этот порядок заключает в себе наибольшие гарантии для вынесения по делу законного и справедливого решения.

Подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено.

В суде первой инстанции дела рассматриваются:

1) единолично:

а) судьей федерального суда общей юрисдикции;

б) мировым судьей;

2) коллегиально:

а) с участием присяжных заседателей;

б) коллегией из трех профессиональных судей.

Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора – в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции.

Правосудие по уголовным, гражданским, административным делам в соответствии с Конституцией Российской Федерации может осуществлять только суд (ст. 118). Применительно к правосудию по уголовным делам Конституция устанавливает, что лицо может быть признано виновным лишь приговором суда (ст. 49). Статья 8 УПК, находящаяся в соответствии с приведенными конституционными положениями, устанавливает, что только суд в своем приговоре может признать лицо виновным в соверше­нии преступления и подвергнуть уголовному наказанию. В отношении ключевого положения суда, его исключительной роли в осуществлении правосудия по гражданским делам положения ст. 118 Конституции РФ конкретизируются в соответствующих нормах ГПК и АПК России.

Судебная власть в Российской Федерации, как указано в Законе о су­дебной системе, осуществляется только судами в лице судей и привлекае­мых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия при-

сяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия (ч. 1 ст. 1). Здесь надо, однако, заметить наметившуюся тенденцию к усилению про­фессионального начала в деятельности судов. В арбитражном процессе, например, арбитражные заседатели участвуют в рассмотрении дел, если об их участии заявит ходатайство какая-либо из сторон (ч. 3 ст. 17 АПК РФ). В уголовном процессе предполагается участие народных заседателей в осуществлении правосудия до 1 января 2004 г., после чего коллегиальные составы суда первой инстанции будут рассматривать дела в составе трех профессиональных судей 1 .

Конституция не только четко определяет исключительные полномочия суда в осуществлении правосудия, но и устанавливает порядок назначения судей федеральных судов первого и второго звеньев - Президентом РФ, а судей высшего звена по его представлению - Советом Федерации (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102). Необходимо к тому же принять во внимание уста­новление Конституцией РФ правила о несменяемости и неприкосновенно­сти судей (ст. 121, 122). Эти и другие положения свидетельствуют о том, что Конституция не только провозгласила самостоятельность судебной власти (ст. 10), но и, как никогда прежде, на высшем законодательном уровне пре­дусмотрела правовые средства обеспечения независимости судей.



В развитие положений ст. 118 Конституции РФ в Законе о судебной системе дан полный перечень федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов (ч. 3 ст. 4).

В соответствии со ст. 4 Закона о судебной системе в Российской Феде­рации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

В систему федеральных судов указанным Законом отнесены:

а) Конституционный Суд Российской Федерации;

б) Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды авто­номной области и автономных округов, районные суды, военные и специали­зированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрис­дикции;

в) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные ар­битражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Феде­рации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

1 См с г. 2 1 Федерального закона от 26 апреля 2002 г. (29 мая 2002 г.) № 59-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в дейст­вие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"» (СЗ РФ. 2002. № 2 Ст. 2028).

Раздел I. Общие положения

Наряду с системой федеральных судов Закон о судебной системе преду­смотрел существование судов субъектов Российской Федерации. К ним отнесены: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Феде­рации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Суду предоставлены исключительные полномочия по осуществлению правосудия потому, что ни один другой государственный орган не обладает такими возможностями, как суд, для принятия решения на основе непо­средственного всестороннего, полного и объективного исследования об­стоятельств дела в условиях гласного и устного судебного разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон.

В соответствии с нормами УПК в стадии судебного разбирательства на­ходит наиболее полную реализацию вся система принципов судопроизвод­ства и правосудия. В этой стадии уголовного судопроизводства более ши­рокие права, чем на других этапах процесса, предоставлены обвиняемому (подсудимому), его защитнику и законному представителю, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям. Значи­тельным объемом прав пользуются общественные обвинители и общест­венные защитники. Все это обеспечивает именно суду наибольшие воз­можности для установления объективной истины и вынесения справедли­вого приговора. При этом в законе установлено, что приговор суда может быть изменен или отменен только вышестоящим судом по основаниям, перечисленным в уголовно-процессуальном законе.

Сказанное можно дополнить указанием на то, что обвинительный при­говор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимо­го в совершении преступления подтверждена совокупностью исследован­ных судом доказательств (ч. 4 ст. 302 УПК РФ). Таким образом, в своих выводах суд не только не связан мнениями следователя, проводившего предварительное расследование, и прокурора, утвердившего обвинитель­ное заключение и осуществляющего уголовное преследование в судебном разбирательстве, но не связан и доказательствами, собранными на предвари­тельном следствии и представленными суду. В результате судебного разби­рательства суд может вынести обвинительный или оправдательный приго­вор. Обвинительный приговор суд не обязательно выносит по тому обвине­нию, которое сформулировано в обвинительном заключении. Во-первых, это обвинение суд может изменить до судебного разбирательства. Во-вторых, хотя судебное разбирательство производится лишь по тому обвинению, по которому назначено слушание дела, суд вправе изменить обвинение, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту (ст. 252 УПК).

В системах судов общей юрисдикции и арбитражных судов правосудие осуществляют суды первой инстанции, кассационной и надзорной инстан-

Глаеа 5 Конституц принципы организации и деят органов судебной власти

ций. Рассмотрение дел по первой инстанции осуществляют как судьи еди­нолично (в низовом звене), так и суды в коллегиальном составе. Коллеги­альное рассмотрение дел по первой инстанции осуществляется судом в составе судьи и двух заседателей, в составе трех профессиональных судей, а по ходатайству обвиняемого (в случаях, предусмотренных законом) - в составе судьи и двенадцати присяжных заседателей. Рассмотрение дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей, а в по­рядке надзора - в составе не менее трех судей (ст. 30 УПК).

Конституционный Суд рассматривает дела только в коллегиальном со­ставе (в пленарном заседании или заседании палаты). При этом решение Конституционного Суда обязательно, не подлежит обжалованию и вступа­ет в силу немедленно после провозглашения (ст. 79 Закона о Конституци­онном Суде).

Установление запрета на создание чрезвычайных судов является одной из важнейших гарантий реального обеспечения прав человека и граждани­на, предусмотренных Конституцией (ст. 45-52).

Под принципами понимаются основополагающие начала, исходные правовые идеи, определяющие содержание норм отрасли права, ее назначение в правовой системе. Правовые принципы являются правовой основой, на которой строится нормативная база отрасли права в целом.

Принципы правосудия в РФ

Принцип законности

Принцип осуществления правосудия только судом

Принципы независимости судей

Принцип равенства всех перед судом и законом

Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд

Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту

Национальный язык судопроизводства

Принцип состязательности сторон

Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Формы участия:

Арбитражные заседатели

Присяжные заседатели

Принцип открытости судебного заседания:

Гласность (кроме тайных)

Устность (в зале судебного заседания всё проговаривается)

Публичность (вне зависимости от гласности, решение судом оглашается публично)

Принцип презумпции невиновности

Принципы законности и компетенции суда

[править]

Принцип законности

В наши дни законностью принято считать соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями,их служащими и должностными лицами,гражданами,иными лицами,находящимися на территории Российской Федерации.Основные положения данного принципа закреплены в ч.2 ст.15 Конституции РФ. К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные закон,а также принимаемые в субъектах РФ конституции и уставы,другие законодательные акты.Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ.Акты,которые противоречат Конституции РФ или закону,применяться не могут. Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности при определении его понятия,тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства конкретных судебных дел.Там,где нет соблюдения закона,нельзя говорить о правосудии.Это,скорее, будет произвол.Такое "правосудие" не в состоянии выполнить свою социальную функцию.

[править]

Принцип осуществления правосудия только судом

В соответствии со ст.118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом.Также данное положение конкретизировано в ч.1 ст.4 Закона о судебной системе,где сказано:"Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами,учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.Создание чрезвычайных судов и судов,не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом,не допускается." Применительно к разбирательству уголовных дел рассматриваемый принцип детализируется в ст.49 Конституции РФ и ч.1 ст.8 УПК.В последней по данному принципу сказано следующее:"Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке,установленным настоящим Кодексом." Круг органов уполномоченных вершить правосудие четко ограничен законами.К ним отнесены:Верховный Суд РФ,Высший Арбитражный Суд РФ,верховные суды республик,краевые и областные суды,суды городов федерального значения,суды автономной области и автономных округов,районные суды и мировые судьи,военные суды,а также федеральные арбитражные суды округов,арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.Этот перечень является исчерпывающим.Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности,поскольку у них нет соответствующих полномочий.

[править]

Принцип независимости судей

Судьи имеют льготы, не могут заниматься коммерческой деятельностью, они и их близкие должны быть ограждены от воздействий третьих лиц.

[править]

Принцип равенства всех перед судом и законом

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. В части второй указанной статьи приведенное положение раскрыто и конкретизировано. Его сущность состоит в том, что равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения в религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, других обстоятельств.

[править]

Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд

В Конституции РФ закреплено в статье 46 п.1 право граждан на защиту своих интересов в суде.

[править]

Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту

Обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту как принцип правосудия и уголовного судопроизводства опирается на конституционные и уголовно-процессуальные нормы.

[править]

Национальный язык судопроизводства

Данный принцип является конкретным выражением национальной политики государства в области судопроизводства. Судопроизводство ведется на русском языке или на языке республики в составе РФ, автоном-ной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. Суть принципа: · Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право делать заявления, давать показания, заявлять ходатайства, знакомиться со всеми материалами дела, выступать в суде на родном языке; · Обеспечивается возможность пользоваться услугами переводчика в порядке, предусмотренном УПК; · Следственные, судебные документы, в соответствии с порядком, установленным УПК, пере-даются обвиняемому в переводе на его родной язык или на другой язык, которым он владеет.

[править]

Принцип состязательности судопроизводства

Сущность этого принципа состоит в том, что при осуществлении правосудия по уголовным делам судебное разбирательство построено таким образом, что функцию обвинения осуществляет одна сторона (прокурор, общественный обвинитель, потерпевший), функцию защиты - другая сторона (защитник, подсудимый, законный представитель подсудимого). Соответственно в гражданском процессе противоборствующие стороны представляют гражданский истец, его представитель, а также гражданский ответчик (представитель гражданского ответчика). Знаменательно, что стороны при состязательном порядке судопроизводства равноправны, что подчеркивается в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ. Функция же разрешения дела (уголовного, гражданского) принадлежит суду.

[править]

Принцип участия граждан в осуществлении правосудия

Конституционная норма, установившая этот принцип, гласит: "Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия" (ч.5 ст.32 Конституции РФ). В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей в судах общей юрисдикции и в качестве арбитражных заседателей - в арбитражных судах. Присяжные заседатели - граждане РФ, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя является гражданским долгом.

[править]

Принцип открытости судебного заседания

Судебное заседание проводится открыто, за исключением судебных дел, которые составляют государственную или личную тайну.

[править]

Принцип презумпции невиновности

Подсудимый считается невиновным, пока не доказано обратное. Действует в уголовном и административном процессах.

[править]

Принцип обеспечения законности, компетенции и беспристрастности суда

Кратко суть данного принципа можно выразить примерно следующим образом:суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен, независим и беспристрастен. Это самоочевидное положение прямо в действующем законодательстве не сформулировано. Оно вытекает из анализа предписаний Конституции РФ(см. ст.18,45,47,119,121,123) и других российских законов, в первую очередь судоустройственных и процессуальных, а равно авторитетных международных документов. К числу последних можно отнести, к примеру,Международный пакт о гражданских и политических правах."Каждый имеет право,-говорится в ч.1 ст.14 этого документа,-при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона." Для обеспечения всех перечисленных свойств суда существует значительное количество установленных законом средств. Эти смногообразные средства вполне можно объединить в три группы правил: правила,регламентирующие порядок наделения судей,присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями,включая те правила,которые устанавливают требования,предъявляемые кандидатам на эти роли. правила определения суда,где должно разбираться конкретное дело,а также его состава(правила определения подведомственности и подсудности) правила,соблюдение которых гарантирует объективность и беспристрастность судей,принимающих решения по существу вопросов,возникающих при отправлении правосудия по конкретным судебным делам.

[править]

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина

[править]

Принцип обязательности судебных решений

Осуществление правосудия в точном соответствии с законом.

Законность - универсальный правовой принцип, кото­рый нашел свое нормативное воплощение в многочислен­ных статьях действующей Конституции.

Принцип законности в правосудии и судопроизводстве направлен на неуклонное исполнение и соблюдение законов всеми участниками общественных отношений, на обеспе­чение такого поведения граждан и деятельности государственных органов, которые соответствуют требованиям норм права. В процессуальных кодексах тщательно регламен­тировано производство всех допустимых законом процес­суальных действий п принятие процессуальных решений. При этом участники процесса должны точно соблюдать требования не только процессуального, но и материально­го (уголовного, гражданского, административного) законов. Требование точного соблюдения п исполнения законов при производстве, в частности, предварительного расследования или в суде адресуется нормами УПК не только субъектам, осуществляющим производство по делу (судье, следовате­лю, дознавателю), но и вовлеченным в сферу уголовного судопроизводства гражданам, их защитникам и представи­телям, экспертам, специалистам и др.

Осуществление законности при отправлении право­судия обеспечивается системой гарантий, установленных процессуальным законодательством.

Правосудие по уголовным, гражданским, админист­ративным делам в соответствии с Конституцией может осуществлять только суд. Применительно к пра­восудию по уголовным делам Конституция устанавливает, что лицо может быть признано виновным лишь приговором суда. Статья, находящаяся в соответствии с приведенными конституционными положениями, устанав­ливает, что только суд в своем приговоре может признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть уголовному наказанию.

Судебная власть в Российской Федерации, как указано в Законе о судебной системе, осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом поряд­ке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе при­нимать на себя осуществление правосудия.

Конституция не только четко определяет исключитель­ные полномочия суда в осуществлении правосудия, но и ус­танавливает порядок назначения судей федеральных судов первого и второго звеньев - Президентом РФ, а судей выс­шего звена по его представлению - Советом Федерации. Необходимо к тому же при­нять во внимание установление Конституцией правила о несменяемости и неприкосновенности судей. Эти и другие положения свидетельствуют о том, что Конс­титуция не только провозгласила самостоятельность судеб­ной власти, но и, как никогда прежде, на высшем законодательном уровне предусмотрела правовые средства обеспечения независимости судей.



9Независимость судей, гарантии .

Независимость судей - важнейший принцип правосу­дия. Значение данного принципа правосудия состоит в созда­нии для судей таких условий осуществления их деятельнос­ти, при которых они могли бы рассматривать дела и при­нимать по ним решения на основе Конституции и других законов, руководствуясь исключительно своим внутрен­ним убеждением. Такое положение может быть обеспечено, если суд огражден от какого-либо воздействия, давления на него со стороны. Только в этом случае может быть ре­альной самостоятельность судебной власти при осущест­влении правосудия. Провозглашение самостоятельности органов судебной власти па высшем законодательном уровне, во-первых, означает их неподве­домственность иным видам власти (законодательной, ис­полнительной). Во-вторых, оно означает неподчиненность нижестоящих судов вышестоящим.

Независимость судей является непременным условием отправления правосудия. Независимость - это исключение любого воздействия на судей со стороны других лип и орга­низаций при рассмотрении судом конкретных дел. При рас­смотрении дел суд не связан мнением участников процесса. В каждом случае, принимая решение, суд руководствуется законом, правосознанием, своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела в со­вокупности.

В числе средств обеспечения независимости судей Закон о статусе судей указывает: а) наличие особой процедуры осуществления правосудия; б) установление под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бвг то ни было в деятельность по осуществлению правосудия; в) ус­тановление порядка приостановления и прекращения пол­номочий судьи; г) право судьи на отставку; д) неприкосно­венность судьи; е) систему органов судейского сообщества; ж) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высо­кому статусу; з) наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.

Закрепление в законе принципа независимости судей служит обеспечению судами законности, объективному и беспристрастному выполнению задач правосудия.

Правосудие по уголовным, гражданским, административным делам в соот­ветствии с Конституцией Российской Федерации может осуществлять только суд (ст. 118). Применительно к правосудию по уголовным делам Конституция уста­навливает, что лицо может быть признано виновным лишь приговором суда (ст. 49). Статья 13 УПК, находящаяся в соответствии с приведенными конститу­ционными положениями устанавливает, что только суд в своем приговоре может признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть уголовному наказанию. В отношении ключевого положения суда, его исключительной роли в осуществлении правосудия по гражданским делам положения ст. 118 Конститу­ции РФ конкретизируются в соответствующих нормах ГПК и АПК России.

Конституция не только четко определяет исключительные полномочия суда в осуществлении правосудия, но и устанавливает порядок назначения судей фе­деральных судов первого и второго звена - Президентом России, а судей выс­шего звена по его представлению - Советом Федерации Российской Федерации (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102). Необходимо к тому же принять во внимание уста­новление Конституцией РФ правила о несменяемости и неприкосновенности су­дей (ст. 121, 122). Эти и другие положения свидетельствуют о том, что Конститу­ция не только провозгласила самостоятельность судебной власти (ст. 10), но и, как никогда прежде, на высшем законодательном уровне предусмотрела право­вые обеспечения независимости судей.

Суду предоставлены исключительные полномочия по осуществлению пра­восудия потому, что ни один другой государственный орган не обладает такими возможностями, как суд, для принятия решения на основе непосредственного, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела в усло­виях гласного и устного судебного разбирательства при обеспечении состяза­тельности и равноправия сторон.

В соответствии с нормами УПК в стадии судебного разбирательства нахо­дит наиболее полную реализацию вся система принципов судопроизводства и правосудия. В этой стадии уголовного судопроизводства более широкие права, чем на других этапах процесса, предоставлены обвиняемому (подсудимому), его защитнику и законному представителю, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям. Значительным объемом прав пользуются общественные обвинители и общественные защитники. Все это обес­печивает именно суду наибольшие возможности для установления объективной истины и вынесения справедливого приговора. При этом в законе установлено, что приговор суда может быть изменен или отменен только вышестоящим судом по основаниям, перечисленным в уголовно-процессуальном законе.

Сказанное можно дополнить указанием на то, что суд обосновывает свой приговор лишь доказательствами, рассмотренными в судебном разбирательстве (ст. 301 УПК). Таким образом, в своих выводах суд не только не связан мне­ниями следователя, проводившего предварительное расследование, или проку­рора, утвердившего обвинительное заключение и осуществляющего уголовное преследование в судебном разбирательстве, но не связан и доказательствами, со­бранными на предварительном следствии и представленными суду. В результате судебного разбирательства суд может вынести обвинительный или оправдатель­ный приговор. Обвинительный приговор суд не обязательно выносит по тому обвинению, которое сформулировано в обвинительном заключении. Во-первых, это обвинение суд может изменить до судебного разбирательства. Во-вторых, хотя судебное разбирательство производится лишь по тому обвинению, по кото­рому назначено слушание дела, суд вправе изменить обвинение, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту (ст. 254 УПК).

Приведенные положения показывают, почему суду и только суду закон предоставил право признавать лицо виновным и подвергать уголовному наказа­нию, т. е. осуществлять правосудие.