сельский хозяйство аграрный экономика

Введение

Сельскохозяйственный сектор экономики: сущность, структура, факторы, модель управления

Тенденции развития сельского хозяйства

Перспективы развития сельского хозяйства

Заключение

Список использованных источников

Введение

Известно, что развитое сельское хозяйство способствует оздоровлению макроэкономической ситуации в национальной экономике. В большинстве развитых стран предприятия АПК обеспечивают до 90% потребностей населения в продуктах питания и до 60-75% всего товарооборота страны. Это подтверждает определяющее значение данной сферы экономики в решении проблем инфляции, финансового оздоровления, товарной насыщенности, состояния торговли, транспорта и т.п. Очень важна роль АПК в удовлетворении спроса на рабочие места, который имеет сезонный характер. Создать дополнительные рабочие места (причем не требующие специальной подготовки и высокой квалификации) практически могут лишь предприятия АПК. К тому же, особый образ жизни сельского населения является фактором стабилизации общественных отношений, проводником политики нравственности.

Руководящей идеей такого рода растениеводства и животноводства является неприменение химических удобрений и пестицидов, а также других химических веществ. Методы, используемые в органическом сельском хозяйстве, позволяют производить так называемые «Здоровое питание» и вносит значительный вклад в защиту окружающей среды от загрязнения, в том числе за счет сокращения использования ископаемых видов топлива, что также способствует хорошей структуре почвы, а недавние исследования показали, что при традиционном почвообразовании потери почв из-за эрозии могут быть в четыре раза выше, чем использовать экологические методы, но для органического земледелия требуется больше работы, поэтому продукты, полученные от него, должны быть более дорогими.

Вопрос развития сельского хозяйства - один из наиболее болезненных, который многие годы беспокоит как региональные, так и федеральные власти.

Экономика сельского хозяйства во многом зависит от благоприятных погодных условий. Каждый год имеются определенные колебания. Кроме того аграрный комплекс нуждается в постоянном государственном регулировании и поддержке. С одной стороны, сельское хозяйство в силу своей специфики имеет достаточно длительный цикл оборота рубля (иногда до года). С другой - низкая доходность, которая присутствует в сельском хозяйстве, больно отзывается на экономической базе сельхозпроизводителей, жизненном уровне простых людей.

Продукты из аттестованных хозяйств и предприятий по переработке органических продуктов характеризуются высоким качеством, что обусловлено экологическими методами производства и условиями чистой окружающей среды. На каждом этапе производства абсолютный запрет на использование химических веществ является обязательным. Этот факт является достаточной предпосылкой для заключения о том, что материальные товары, полученные в результате естественного производства, свободны от примесей и химических соединений, которые в массовом порядке происходят в промышленно развитой экономике.

Безусловно, от государства никто не ждет дотаций для убыточных производств. Современное сельское хозяйство давно работает в условиях развитой конкуренции. Это не монополизированный рынок, на нем много участников, конкурентная среда очень велика. Агробизнес целиком относится к категории рынка. Государственное регулирование рассматривается как фактор, направленный на стабилизацию и выравнивание экономических деформаций, которые возможны при формировании рыночных отношений. В первую очередь, сюда относится комплекс нормативно-правовых мер, таможенно-тарифное регулирование, субсидирование затрат на производство сельхозпродукции, щадящие налоговые режимы, кредитование.

Это продукты, богатые натуральными ингредиентами и витаминами. Их вкус и запах можно отличить от искусственно «витаминизированных» и «улучшенных» продуктов. Они характеризуются высокой биологической ценностью, которая в прошлом обладала природными продуктами, производимыми в незагрязненной среде.

Органическое земледелие не может быть ограничено только производством продуктов питания без использования синтетических химикатов. Он также должен заботиться о качестве всей окружающей среды, в которой он работает. Не менее важно благосостояние животных.

Предметом работы является сельское хозяйство. Объект работы - показатели развития сельского хозяйства в регионе.

Целью работы является рассмотрение проблем и перспектив развития сельского хозяйства.

Цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:

Изучить сущность, структуру, факторы и модель управления сельским хозяйством.

Общее мнение состоит в том, что мнение касается исключительно элитарного характера органического земледелия. Такое убеждение, несомненно, подтверждается следующими фактами. Экологическая форма возделывания требует большего объема работы, хорошей организации, обширных знаний не только в области сельского хозяйства, постоянного расширения ресурса сообщений и повышения квалификации. Это исключает сосредоточенность на посредственности, посредственности, легкости и максимальной немедленной прибыли.

В большинстве западноевропейских стран органическое земледелие начало интенсивно развиваться только в конце 1980-х и в последующие годы. Важным фактором, стимулирующим развитие экологических хозяйств, является все более прогрессирующая деградация природной среды. В этом загрязнении участвует не только промышленность, но и сельское хозяйство, в котором все еще используются удобрения и токсичные пестициды. Уход за сохранением природной среды для поколений детей влияет на развитие экологических установок.

Рассмотреть тенденции развития сельского хозяйства.

Проанализировать перспективы развития сельского хозяйства.

1. Сельскохозяйственный сектор экономики: сущность, структура, факторы, модель управления

Роль сельского хозяйства в экономике страны или региона показывает её структуру и уровень развития. В качестве показателей роли сельского хозяйства применяют долю занятых в сельском хозяйстве среди экономически активного населения, а также удельный вес сельского хозяйства в структуре ВВП. Эти показатели достаточно высоки в большинстве развивающихся стран, где в сельском хозяйстве занято более половины ЭАН. Сельское хозяйство там идёт по экстенсивному пути развития, то есть увеличение продукции достигается расширением посевных площадей, увеличением поголовья скота, увеличение числа занятых в сельском хозяйстве. В таких странах, экономики которых относятся к типу аграрных, низки показатели механизации, химизации, мелиорации и др.

Наибольшая доля экологических площадей пахотных земель в общей земледельческой земле из 27 стран Европейского Союза составляет соответственно: Австрия, Латвия и Италия. Наша страна заняла только позицию с результатом 1, 9%. Предшественником органического земледелия был доктор Рудольф Штайнер - австрийский философ, архитектор, художник, мистик-визионер и натуралист, у которого был оригинальный взгляд на существование и функционирование природы. Гостыня, как первая в Польше, для биодинамического метода управления.

Он интенсивно продвигал метод экологического менеджмента путем выпуска учебных брошюр и организации учебных курсов и встреч фермеров на его ферме. После войны органическое земледелие в Польше ушло в небытие. Период так называемого реальный социализм был очень трудным для польского сельского хозяйства. Прошел первый курс биодинамического сельского хозяйства. в Варшаве через год. Эта ассоциация провела первую инспекцию в следующем году и выпустила 27 утверждений.

Наиболее высокого уровня достигло сельское хозяйство развитых стран Европы и Северной Америки, вступивших в постиндустриальную стадию. В сельском хозяйстве там занято 2-6% ЭАН. В этих странах "зелёная революция" произошла ещё в середине XX века, сельское хозяйство характеризуется научно-обоснованной организацией, повышением производительности, применением новых технологий, систем сельскохозяйственных машин, пестицидов и минеральных удобрений, использованием генной инженерии и биотехнологии, робототехники и электроники, то есть развивается по интенсивному пути.

Это создало условия для надлежащего функционирования рынка органических продуктов, регламентировало систему контроля за маркировкой продуктов органического земледелия и обеспечивало потребителям гарантию высокого качества продуктов питания из органических ферм, подлежащих сертификации.

Органическое земледелие было предметом интереса для фермеров в провинции Любуш в течение нескольких лет. Эти данные помещали Любушское воеводство в первую десятку воеводства в национальном масштабе. Следует отметить средний размер органической фермы, которая составляет почти 40 га; почти в два раза больше, чем на обычной ферме.

Подобные прогрессивные изменения происходят и в странах, относящихся к типу индустриальных, однако уровень интенсификации в них ещё значительно ниже, а доля занятых в сельском хозяйстве выше, чем в постиндустриальных.

При этом в развитых странах наблюдается кризис перепроизводства продовольствия, а в аграрных наоборот, одной из острейших проблем является продовольственная проблема (проблема недоедания и голода).

Процесс очень частых изменений в законодательстве стал огромной проблемой для владельцев органических ферм. Незнание существующих правовых положений отрицательно сказывается на их надлежащем функционировании и может сдерживать потенциальных производителей. Они также стали важной предпосылкой для организации совещания, посвященного экологическим вопросам.

Интерес участников конференции свидетельствует о хорошем выборе тем и профессиональной форме презентации. Тема симпозиума была разнообразной. Она затронула вопросы, важные для функционирования экологических хозяйств. Это стало возможным благодаря лекциям четырех дам. Первая из них - Юстина Магдзиарц, провинциальная инспекция качества торговли сельскохозяйственными продуктами и продовольственными товарами в Зеленой Гуре, подняла вопрос о органическом производстве в Польше и Европейском союзе, а также о состоянии органического земледелия в Любушском воеводстве на фоне страны.

Как отрасль хозяйства сельское хозяйство имеет следующие основные особенности:

Экономический процесс воспроизводства переплетается с естественным процессом роста и развития живых организмов, развивающихся на основе биологических законов.

2.Циклический процесс естественного роста и развития растений и животных обусловил сезонность сельскохозяйственного труда.

3.В отличие от промышленности технологический процесс в сельском хозяйстве тесно связан с природой, где земля выступает в роли главного средства производства.

Специалисты ФАО отмечают, что 78% земной поверхности испытывают серьёзные природные ограничения для развития земледелия, 13% площадей отличаются низкой продуктивностью, 6% средней и 3% высокой. В настоящее время распахано около 11% всей суши, ещё 24% используется под пастбища. Особенности агроресурсной ситуации и специализации сельского хозяйства значительно различаются по регионам.

Много споров вызвало информацию о требуемом литье в районе 1 га деревьев и кустарников и ягодных культур. Анджей Кузьемский представил переписку, которую он возглавляет с министром сельского хозяйства по вышеуказанной теме. Конечно, ответ был неудовлетворительным; правовые положения по-прежнему не согласованы.

Знание действующих правовых норм в области органического земледелия чрезвычайно важно. Наиболее важные изменения, указанные г-жой Метр, включают. Анна Литвинов, представляющая Сельскохозяйственный консультативный центр в Радоме, приблизила вопросы обработки на ферме.

Главной целью и задачей аграрного комплекса является обеспечение продовольственной безопасности страны, производство достаточного количества основных продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, обеспечение быстрого продвижения продукции от товаропроизводителей к первичным покупателям. Вопрос продовольственной безопасности страны являлся ключевым для российского государства на протяжении многих десятилетий.

Интерес к экологии, особенно в последние годы, очень велик. Об этом свидетельствует, среди прочего, большое количество участников симпозиума, что значительно превзошло ожидания его организаторов. Запланированное количество участников - 60 человек. Большинство из них были владельцами органических ферм, которые часто динамично развивались и функционировали на местном рынке, хотя не было нехватки сельскохозяйственных производителей, готовых принять и применять экологию в своих культурах.

Участники конференции очень интересовались обсуждаемыми темами. Это было подтверждено многочисленными вопросами и обсуждениями, проведенными с докладчиками до позднего вечера. Каждый из них мог ознакомиться с обсуждаемыми вопросами, благодаря подготовленным материалам конференции.

2. Тенденции развития сельского хозяйства

В 2008 году отмечалось, что принятые в последние годы меры, направленные на улучшение социально-экономического положения в аграрной сфере России, позволили сформировать тенденцию роста производств продукции и повышения эффективности сельскохозяйственного производства.

Среднегодовой темп роста за пять лет с 2003 года по 2007 год составил 102,7%. Существенные изменения произошли в макроэкономической политике. Более доступными для сельскохозяйственных товаропроизводителей стали кредитные ресурсы, повысилась инвестиционная активность в сельском хозяйстве. Среднегодовой темп роста инвестиций за пятилетний период составил 122,5%. Развитие сельскохозяйственного производства происходило на фоне благоприятной мировой конъюнктуры и улучшения экономических условий в аграрной сфере за счёт реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК". Факторами, ограничивающими развитие, являлись низкий уровень энерго- и фондовооружённости, химизации, недостаточный уровень агротехнической культуры, дефицит квалифицированных специалистов, неразвитость инфраструктуры внутреннего рынка.

Этот факт является стимулом для организации следующих встреч, и они, безусловно, будут организованы в этом году. Авторы текстов, представленных в книге, определяют отдельные проблемы социально-экономического развития современных сельских районов в Польше и формулируют выводы, важные с точки зрения проводимых в настоящее время публичных дискуссий по вопросам среднесрочных и долгосрочных стратегий развития сельских районов. Знание представленных вопросов - их существенный вклад, который должен использоваться при разработке стратегических правительственных документов.

В 2011 году российское сельское хозяйство выдало целый ряд рекордов. В том году были выполнены показатели Доктрины продовольственной безопасности с точки зрения самообеспечения по зерну, сахару, картофелю, мясу птицы. По итогам 2011 года сельхозпредприятия России показали более чем 20-процентный рост объёмов производства.

В июле 2012 года правительство России сократило финансирование госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы и привело её в соответствие с требованиями ВТО. Увеличен объём средств поддержки, относящихся к так называемой "зелёной корзине", отменена поддержка из разряда "красной корзины", сокращены деньги из "жёлтой корзины". К "зелёной корзине" относятся меры, направленные не на поддержание цен производителей, а на совершенствование инфраструктуры, научные исследования, образование, информационно-консультационное обслуживание, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, распространение рыночной информации, содержание стратегических продовольственных запасов, программы регионального развития, страхование урожая, содействие структурной перестройке сельского хозяйства и т. д. "Зеленая корзина" не связывается обязательствами по сокращению. В то же время "красная и желтая корзины" подразумевают разную степень поддержки цен производителей и выводят товар из конкурентного поля. Так, например, согласно одобренному правительством документу, будет упразднен механизм скидок на ГСМ для сельхозтоваропроизводителей, поскольку такие льготы позволяют членам ВТО обвинить российских сельхозпроизводителей в наличии признаков демпинга на рынке.

Первый из них касается изменений в уровне развития сельских районов в отношении городов. Что касается демографии, деревня создает трудовые ресурсы в качестве двигательной силы и концентрирует человеческий потенциал вокруг основных центров развития. Это не всегда выгодно для сельских районов и небольших городов, расположенных дальше и дальше от этих центров. Пространственная вариация уровня развития также относится к сельским районам, что является еще одной важной проблемой. Вы ищете ответ на вопрос о направлении этой дифференциации.

Концептуально перспективной концепцией является характеристика сельских районов, выходящих за пределы административного деления, путем применения различных критериев и группировки сельских муниципалитетов по месту расположения по отношению к городским центрам. Третья проблема касается дилеммы эффективности инвестиций - с дисконтированием «пенсии по инвалидности» или «задержка пенсионного обеспечения». Эта дилемма совсем нелегко однозначно решить, потому что она связана как с политическими целями, так и с мерами эффективности.

По состоянию на середину 2012 года такие скидки составляли до 30% от рыночной цены.

Общая посевная площадь сельскохозяйственных культур в России в 2010 году составляла 75,2 млн. гектаров, из них на зерновые и зернобобовые культуры приходилось 43,2 млн. гектаров, на технические культуры - 10,9 млн. гектаров, на картофель - 2,2 млн. гектаров, на кормовые культуры - 18,1 млн. гектаров.

Проблема модели развития очень актуальна: агломерация-диффузия или диверсификация в соответствии с необходимостью смягчения различий. Двухполюсность развития и связанное с этим разделение на мегаполисы и периферийные сельские районы по праву были подвергнуты критике из-за реальной угрозы исключения из процессов развития не только субрегиональных муниципалитетов, но и малых и средних городов. Следующая проблема касается мер социально-экономического развития. Индекс, определяемый как синтетический, является самым высоким в пригородных зонах, особенно в крупных городах.


По сравнению с 1999 годом в 2010 году общая посевная площадь сельскохозяйственных культур была меньше на 14,3%, зерновых и зернобобовых культур - меньше на 7,1%, технических культур - больше на 45,0%, картофеля - меньше на 24,3%, кормовых культур - меньше на 39,5%.

В 2009 году было собрано 97,1 млн. тонн зерновых и зернобобовых культур, 31,1 млн. тонн картофеля, 24,9 млн. тонн сахарной свеклы, 13,4 млн. тонн овощей открытого и защищённого грунта. По сравнению с 1999 годом в 2009 году сбор зерновых и зернобобовых культур увеличился на 77,7%, сахарной свеклы - на 63,5%, картофеля - на 11,2%, овощей открытого и защищённого грунта - на 21,7%. В 2010 году сборы по всем перечисленным видам сельхозкультур уменьшились.

Авторы задаются вопросом о том, должны ли эти меры одинаковыми для всех регионов или достаточны ли компоненты синтетического счетчика. Показатели, используемые до сих пор, загрязнены индустриализмом, они опускают ценности окружающей среды и ландшафтные ценности, что часто связано с увеличением уровня развития сельских районов вокруг крупных городов за счет периферийных районов. Подготовлено Моника Стэнни на основе опубликованного обзора проф.

Моника Стэнни, Мирослав Дригас Введение Анджей Роснер Пространственная дифференциация уровня социально-экономического развития сельских районов и динамика изменений. Моника Стэнни Население и его профессиональная деятельность - тенденции изменений в сельской местности. Адам Чарнецки. Процесс урбанизации в сельской местности в Польше. Патрикюш Зарибский Инвестиционная привлекательность регионов в Польше Катажина Завалинска Региональная диверсификация поглощения поддержки ЕС для польской деревни и влияние на социально-экономическое развитие страны Лех Горай Товарная сельскохозяйственная продукция в региональной системе Польши Артур Болтромук Роль социального и институционального капитала в процессе развития сельских районов.

В 2011 году ударные урожаи были получены по многим культурам: рапсу, кукурузе, подсолнечнику, сое, рису. Однако самым впечатляющим будет урожай сахарной свеклы. Самым впечатляющим был урожай сахарной свеклы, сбор которой (около 40 млн. тонн) стал историческим рекордом. Этого сырья достаточно для выработки 5 млн. тонн сахара, что составляет годовую потребность российского рынка. Животноводство является одной из ведущих отраслей российского сельского хозяйства.

Рисунок 3 - Производство мяса и мясопродуктов в России в 1990-2010 годах, в %

В России, как и в большинстве постсоветских стран, с началом рыночных реформ наиболее сильно пострадало животноводство, так как падение покупательной способности населения отразилось прежде всего на мясной и молочной продукции - наиболее эластичной по доходу. Кроме того, эффективность советского животноводства и выход продукции с единицы корма были крайне низкими. С открытием рынка стало выгоднее ввозить не кормовое зерно, как в советское время, а готовую животноводческую продукцию. Усиленный импорт создал конкуренцию для отечественных производителей, не оставляя им времени для кардинальной модернизации сектора.

В 2006 году в России приняты четыре приоритетных национальных проекта, среди которых Национальный проект "Развитие АПК". Одним из направлений этого нацпроекта является ускоренное развитие животноводства. Проект предполагал расширение доступности долгосрочных (до восьми лет) кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов путем субсидирования процентной ставки; увеличение поставок по федеральному лизингу племенного скота, техники и оборудования для животноводства и гарантированный уровень внешнеторгового протекционизма в животноводстве.

Одним из результатов реализации нацпроекта "Развитие АПК" стали массированные инвестиции в российское животноводство.

В феврале 2012 года глава Минсельхоза Елена Скрынник заявила: "В настоящее время производство мяса скота в живом весе составляет 2,9 миллиона тонн, молока - за 6 лет увеличилось на 1,8% и доведено до 31,742 миллиона тонн. В то же время в мясном и молочном скотоводстве происходят качественные изменения, которые как раз и характеризуют позитивный тренд в развитии этого направления". Во-первых, продолжила она, в 2011 году впервые за 20 лет прекращена тенденция снижения поголовья крупного рогатого скота. Во-вторых, растет доля племенного скота: в мясном стаде - с 41% в 2006 году до 60% в 2011 году, в молочном - с 6% до 11,3%. И, в-третьих, благодаря качественному изменению состава поголовья, замещению менее продуктивных пород более продуктивными, на 20% увеличились средние надои молока, товарность выросла до 61%.

В I квартале 2012 года в России сохраняется положительный тренд в животноводстве, достигнутый по итогам 2011 года. Так, с января по март 2012 производство молока увеличилось на 279 тыс. тонн в сравнении с аналогичным периодом 2011 года (на 4,5%) и составило 6 млн. 482 тыс. тонн. Поголовье КРС выросло на 223 тыс. голов, в том числе поголовье коров - более чем на 195 тыс. голов. Подобный рост по итогам I квартала по производству молока и поголовью КРС наблюдается впервые за последние 22 года. Положительная динамика также сохранена в свиноводстве и птицеводстве. По итогам первого квартала производство свинины выросло на 4,2%, птицы - на 16,3%.

Перспективы развития сельского хозяйства

Данная отрасль сохраняет положительную динамику развития, несмотря на мировой финансовый кризис и серьёзные проблемы, связанные с засухой и лесными пожарами. Однако темпы ежегодного роста очень малы и составляют всего половину процента. Таким образом, можно говорить о некотором застое в данной отрасли.

Такая ситуация развилась из-за неправильного подхода к сельскому хозяйству во времена позднего Советского Союза. Развитие осуществлялось только экстенсивными методами. То есть не применением высоких технологий и специальной техники, а расширением площадей. Кроме того работы велись очень тяжёлой сельскохозяйственной техникой, которая делала землю менее плодородной.

Однако теперь ситуация медленно меняется в лучшую сторону. Использование недорогой иностранной техники, которая покупается из-за границы и уже была в употреблении, позволяет возделывать землю в щадящем режиме. Новейшие виды удобрений стоят гораздо меньшие средства, чем раньше. Кроме того, они наносят меньший вред окружающей среде, а сама продукция не содержит в своём составе опасные для здоровья человека вещества.

Не последнюю роль играют различные системы автоматизации, применяемые в агропромышленном комплексе. В случае животноводческих ферм они позволяют снизить затраты на содержание и повысить эффективность всей организации.

Государство активно взялось за помощь в восстановлении продуктовой безопасности России. То есть понижение уровня ввоза продуктов питания и сельскохозяйственных товаров.

Некоторую проблему на пути развития сельского хозяйства может поставить вступление России в ВТО. Для этого необходимо оставить нормы финансирования на прежнем, невысоком уровне. Несмотря на это, России удалось добиться в этой сфере некоторых поблажек.

Заключение

Агропромышленный комплекс, являясь составной частью экономики страны, подчиняется общим законам экономического развития и в то же время отличается специфическими чертами, обусловленными высокой социальной значимостью производимой продукции.

Трансформация аграрного сектора экономики, проведенная без глубокого научного обоснования и в достаточно сжатый период, обусловила возникновение ряда проблем перманентного характера как на макро-, так и на микроуровне функционирования АПК.

В настоящее время, несмотря на отдельные признаки стабилизации, в целом агропромышленный комплекс находится в состоянии глубокого системного кризиса, обусловленного накопленными проблемами его функционирования в дореформенный период: наличием структурных диспропорций между различными сферами и отраслями агропромышленного производства, нарушением координационных связей между хозяйствующими субъектами, дисбалансом между всеми продуктовыми сегментами, высокой степенью физического и морального износа основных фондов, нерациональной специализацией сельскохозяйственного производства, недостаточным использованием в производстве достижений аграрной науки, наличием системы активной статистической дезинформации и др. Указанные проблемы обусловили объективную необходимость реформирования аграрного сектора в целях повышения эффективности его функционирования. В качестве наиболее значимых выделялись проблемы модификации производственно-экономических отношений между экономическими субъектами, создания новых, более совершенных производственных единиц, изменения земельных отношений, формирования специализированной системы кредитования для АПК, правовой регламентации.

Введение............................................................................................................................................. 3

1. Роль и место аграрного сектора в решение проблем продовольственной отрасли страны 4

2. Динамика функционирования сельского хозяйства России в 90-е годы.............................. 8

3. Пути совершенствования деятельности агропромышленного комплекса в России..... 20

Заключение....................................................................................................................................... 26

Список использованной литературы.......................................................................................... 27

Введение

Аграрные проблемы занимают важное место в современной экономической теории. Необходимость исследования тенденций развития аграрного строя обусловлена рядом моментов. Сегодня значительная часть населения земного шара живёт в странах, в экономике которых преобладает аграрный сектор. Кроме того, для многих стран, в том числе и России, продолжает оставаться актуальной проблема продовольственной безопасности страны. Сельское хозяйство обеспечивает население продуктами питания, а перерабатывающую промышленность сырьем. Примерно 70% предметов потребления производится из продукции сельского хозяйства, поэтому от эффективности этой отрасли прямо зависит жизненный уровень населения. Продовольственная безопасность страны, являясь составной частью её национальной безопасности, выступает как гарантия стабильного удовлетворения потребностей населения в продуктах питания.

Вклад аграрного сектора в экономический рост по участию в рынке связан с его двоякой ролью. Во-первых, как поставщика продукции на внутренний и внешний рынки, а во-вторых, как потребителя ресурсов, произведенных в других отраслях экономики. Интенсификация обусловливает быстрый рост потребления в сельском хозяйстве продукции отраслей промышленности, что влияет на темпы роста отечественной индустрии.

Анализ состояния и развития аграрного сектора имеет первостепенное значение для выявления основных закономерностей общественного развития.

Цель данной работы - рассмотреть и попытаться проанализировать функционирование агропромышленного комплекса за последнее десятилетие, а так же возможные пути совершенствования его деятельности.

1. Роль и место аграрного сектора в решение проблем продовольственной отрасли страны

Уже сейчас продовольственная проблема на нашей планете сильно беспокоит ученых. Пищевых ресурсов недостаточно, чтобы прокормить такое количество населения. Ученые посчитали, что на Земле могут жить, не испытывая голода и не принося вреда природе, только 5 миллиардов человек. Тогда как нас уже сейчас более шести. Трудно представить себе, что будет дальше, и если человечество не найдет конструктивного решения проблемы, пищевой кризис - реальная перспектива.

Сельское хозяйство использует земельные, водные, почвенные, растительные, животные и энергетические ресурсы, а также загрязняет окружающую среду и способствует ее деградации больше, чем любая иная деятельность человека.

Сельское хозяйство в развитых странах представляет собой отрасль индустриальных технологий и может развиваться лишь как звено многоотраслевого агропромышленного (АПК) или продовольственного (ПК) комплекса. Основу этих технологий образуют отрасли несельскохозяйственных сфер. Они поставляют промышленные средства производства и материалы, на которые приходится более 50% стоимости конечной сельхозпродукции.

Требования населения к ассортименту продукции, степени ее готовности для потребления, сезонной и территориальной нивелировке снабжения продовольствием таковы, что не менее 90% сельхозсырья подвергается промышленной переработке и сбывается через специализированную систему с обширной инфраструктурой. Доля чистой продукции сельского хозяйства не превышает 10-15% стоимости конечного продовольствия, остальное создается в несельскохозяйственных сферах. Поэтому преимущественно от них зависит функционирование сельского хозяйства и рациональное использование его продукции.

Продолжает оставаться актуальной проблема продовольственной безопасности страны. Проблема национальной продовольственной безопасности непосредственно затрагивает судьбу 6,7 млн. занятых в сельском хозяйстве, 1,5 - в пищевой промышленности и почти 40 млн. человек, проживающих в сельской местности России.

В сельском хозяйстве России занято 14,9% трудовых ресурсов страны, сосредоточено 17,2% основных производственных фондов (1996 г.); доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте составляет 8,9% (1995 г.). О существенном социальном значении отрасли говорит тот факт, что городская семья тратит на покупку продуктов питания 43,4% денежных доходов, сельская семья - 38,5%.

За землепользователями, занимающимися сельскохозяйственным производством, закреплено 707,4 млн. га земель (41,4% территории страны). Из них сельскохозяйственные угодья составляют 208,4 млн. га, в том числе пашня 126,8 млн. га сенокосы и пастбища 78,8 млн. га. Потенциальная стоимость земель сельскохозяйственного назначения составляет, по оценкам ряда экспертов, около 1 трлн долл. США. В РФ наблюдается устойчивая тенденция сокращения площадей продуктивных сельскохозяйственных угодий, что обусловлено недостатками их хозяйственного использования, сложной экономической ситуацией в аграрном секторе, не позволяющей в полной мере осуществить комплекс работ по сохранению и повышению плодородия почв и улучшению культуро-технического состояния земель, а также продолжающимся их изъятии для несельскохозяйственных нужд. Начиная с 1990 г., в сельском хозяйстве, как и во всей экономике, произошли глубокие перемены, обусловленные земельной реформой и развитием рыночных отношений. По существу, в стране формируется новый земельный и аграрный строй, основу которого составляет частное землевладение, представленное:

1) приватизированными колхозами и совхозами;

2) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;

3) хозяйствами населения, включающими личные подсобные хозяйства, садоводческие и огородные товарищества.

АПК включает три сферы:

1. Производство средств производства для сельского хозяйства;

2. Собственно сельское хозяйство;

3. Переработка и реализация готовой продукции.

Не следует забывать и о роли сельского хозяйства в создании валового национального продукта, национального дохода.

Вклад сельского хозяйства в экономический рост может быть оценен по трем направлениям:

По участию аграрного сектора в создании валового внутреннего продукта;

По доле товарной продукции и участию в товарообороте;

По факториальному вкладу сельского хозяйства в экономический рост.

Участие сельского хозяйства в создании валового внутреннего продукта можно оценить по ряду показателей:

Абсолютному объему произведенной продукции и изменению её структуры;

Объемам производства агропродуктов в расчете на одного жителя или на одного занятого в сельхозпроизводстве.

При этом просматриваются следующие зависимости:

Чем больше доля агропроизводства в валовом внутреннем продукте, тем выше степень участия аграрного сектора в экономическом росте;

Чем выше темпы роста агропродукции по сравнению с темпами роста производства в других отраслях экономики, тем больше вклад сельского хозяйства в экономический рост.

Отличие сельского хозяйства как отрасли материального производства от других отраслей проявляется, прежде всего, в том, что здесь в качестве главного средства производства выступает земля.

Особенности земли как главного средства производства в сельском хозяйстве, с одной стороны, обусловливают своеобразие технологического процесса в земледелии, с другой - являются естественными предпосылками определенных экономических отношений.

Аграрные отношения как составная часть всей системы экономических и социальных отношений представляют собой отношения между людьми, занятыми в аграрной сфере по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Основное ядро социально-экономической структуры аграрных отношений образует система землевладения и землепользования, точнее - отношения собственности на землю.

Аграрные отношения охватывают весь процесс расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве в его взаимосвязях с другими сферами АПК.

Субъектами аграрно-экономических отношений выступают:

Сельские товаропроизводители (независимо от формы собственности, на базе которой они функционируют);

Работники, занятые на предприятиях производственной и социальной инфраструктуры села;

Работники отраслей, выпускающих средства сельскохозяйственного производства, перерабатывающих и доводящих до потребителя его продукцию.

Выводы

Уровень самообеспечения продовольствием, исчисленный как отношение объема его национального производства к размеру внутреннего потребления, определяется:

Платежеспособным спросом населения на продовольствие;

Развитием агропромышленного комплекса и размерами его товарных ресурсов;

Научным обоснованием необходимости в потреблении сбалансированного набора продуктов питания;

Степенью выгодности и надежности международных продовольственных связей.

Проблема продовольственного самообеспечения кроме экономических аспектов имеет политические и социальные. Известно, что в недалеком прошлом поставки продовольствия, и в первую очередь зерна как решающего продукта, превращались в средство решения внешнеполитических задач. В связи с этим наличие в необходимых размерах собственных ресурсов продовольствия - одна из гарантий политической независимости страны.

2. Динамика функционирования сельского хозяйства России в 90-е годы

В результате аграрной реформы 1990-х годов возникла и распространяется частная собственность на землю. Среди позитивных результатов преобразований в первую очередь следует отметить создание сектора крестьянских хозяйств, расширение землепользования граждан (владельцев личных подсобных хозяйств, садово-огородных участков и т.д.).

В течение 1991-1997 гг. изменилась социальная структура сельскохозяйственных землепользователей в результате денационализации земли. Доля государственного сектора в использовании сельскохозяйственных угодий уменьшилась с 56,0% в 1991 г. до 13,4% в 1997 г., в то время как доля частных (коллективных и индивидуально-семейных) хозяйств возросла с 40,3% до 70,9%.

В 1997 году аграрным производством в России занималось 26,9 тыс. сельскохозяйственных организаций различных организационно-производственных форм (госхозы, производственные кооперативы (колхозы), общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, товарищества на вере и др.), 278,6 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств; около 16,4 млн. семей ведут личные подсобные хозяйства (из них 14 млн. семей в сельской местности), 22,1 млн. семей имеют садовые и огородные участки. Это разные по размерам землепользования, объемам производства и производственным отношениям сельскохозяйственные организации. Число сельскохозяйственных предприятий постепенно, уменьшаются их размеры; но это по-прежнему крупные сельскохозяйственные фирмы.

Новым явлением в жизни села в 90-е годы стало возрождение и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, однако со второй половины 1995 г. их численность сокращается, за исключением Северо-Западного, Волго-Вятского и Северо-Кавказского районов.

Изменения в структуре землепользования, вызванные отменой монополии государства на землю, либерализация ценообразования и другие меры рыночной реформы не привели, однако, к росту сельскохозяйственного производства, наоборот, наблюдалось его сокращение. Причем, в животноводстве снижение было более значительное, чем в растениеводстве. В результате трансформировалась внутриотраслевая структура сельскохозяйственного производства: доля животноводства сократилась до 51,4% в 1996 г., против 64,1% в 1990 г. Объясняется это тем, что по сравнению с растениеводством, животноводство более трудоемко и менее рентабельно.

Следует также отметить, что в отличие от коллективных хозяйств, в индивидуальном семейном секторе объемы производства не снизились, а даже возросли, что обусловило увеличение доли хозяйств населения в структуре продукции сельского хозяйства. За 1990-1996 гг. эта доля возросла на 20% и составила 46%.

Особенно велика доля личных подсобных хозяйств (ЛПХ) населения в производстве картофеля (90,2%) и овощей (76,8%); несколько ниже, но существенна - в производстве мяса (51,6%), шерсти (45,6%), молока (45,9%), яиц (31,2%). Рост производства этих продуктов в приусадебных хозяйствах отчасти компенсировал сокращение их выпуска сельскохозяйственными предприятиями. Между этими категориями хозяйств складывается определенное отраслевое разделение труда - производство трудоемких продуктов сосредотачивается в ЛПХ.

Хозяйствами всех категорий на 100 сельскохозяйственных угодий в 1996 г. было произведено продукции меньше, чем в 1990 г.: в целом по отрасли на 37%, продукции растениеводства - на 15%, а животноводства - на 50%. Урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность скота и птицы снижается.

Уменьшение объемов сельскохозяйственного производства и доходов большинства российских семей привели к сокращению и ухудшению структуры потребления продуктов питания. За 1990-1996 гг. увеличилось только потребление картофеля, остальных продуктов - снизилось. Причем, если накануне реформы (в 1990 г.) семьи рабочих и служащих (в основном городские семьи) потребляли молока и особенно мяса больше, чем семьи колхозников (сельские семьи), то к 1996 г. ситуация изменилась на противоположную, что объясняется большой ролью в продовольственном снабжении сельских семей личных подсобных хозяйств, потенциал которых возрос.

Дефицит отечественного продовольствия приходится восполнять за счет ввоза продуктов питания из-за рубежа. Доля продовольственного импорта, достигшая в СССР в 1980 г. 24% и снизившаяся до 16% в 1990 г., в России вновь стала расти. В 1991-1994 гг. она составила 28%. В последующие годы она немного снизилась. Стране приходится тратить на защиту продовольствия значительные валютные ресурсы.

При этом существенно изменилась структура импорта. Начиная с 70-х гг., СССР был одним из крупнейших импортеров зерна (в основном фуражного) в мире. В 90-х гг. вместо импорта кормов Россия стала импортировать готовую животноводческую продукцию, так как отечественное животноводство оказалось менее конкурентоспособным, чем растениеводство; причем ввоз мяса и, в особенности птицы, достиг особенно больших размеров.

Удельный вес импорта в продовольственных ресурсах в 1997 г. в сравнении с 1992 г. возрос по мясу и мясопродуктам с 8 до 30%, по маслу животному - с 12,9 до 38%, маслу растительному с 31 до 34%, сахару с 60 до 63%. Особенно велика доля импортной продукции в продовольственном снабжении крупных городов и промышленных центров (в Москве - около 70%).

С 1990 по 1992 гг. цены на реализованную сельскохозяйственную продукцию выросли почти в 14 раз (на продукцию растениеводства - в 30 раз, животноводства - в 9 раз), а цены на промышленную продукцию в 34 и услуги - в 19 раз. Заметное ухудшение паритета цен произошло в 1994 г. после либерализации цен на топливно-энергетические ресурсы. В 1996-1997 гг. индекс паритета тоже снизился, хотя и в меньшей степени. Доля производителей в розничной цене упала, например, молока с 83% в 1991 г. до 33% в 1995 г., хлеба с 32% до 11%, мяса говядины с 84% до 49%, а стоимость производства и доведения до потребителей сахара в среднем в 3-5 раз превышает стоимость сахарной свеклы как исходного сырья.

В 1997 г. за счет выручки от реализации продукции сельскохозяйственные предприятия смогли покрыть только 50% производственных затрат. С убытком завершили год 21,6 тыс. сельскохозяйственных предприятий (81%); в 1992 г. их было 5%. Рентабельность сельскохозяйственного производства с 50% в 1990-1993 гг. снизилась до минус 20% в 1996 году. В 29 регионах доля нерентабельных хозяйств превысила 90%.

Для поддержания производства и выживания большинство хозяйств вынуждено покрывать минимально необходимые затраты за счет наращивания долгов и снижения расходов на оплату труда; а также развивать бартерные сделки.

Происходит значительная экстенсификация сельскохозяйственных технологий из-за неспособности хозяйств оплатить покупку материально-технических ресурсов, удобрений, химических средств защиты растений и т. д. Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий тракторами (в расчете на 1 тыс. га пашни) уменьшилась с 10,6 единиц в 1990 г. до 8,7 единиц в 1996 г., зерноуборочными комбайнами (на 1 тыс. посевов) - соответственно с 6,6 до 5,4 единиц; внесение минеральных удобрений на гектар посева сокращено за эти годы с 88 кг до 17 кг, органических удобрений - с 3,5 т до 1,2 т.

Объем капитальных вложений в сельскохозяйственное производство с 1990 по 1996 гг. сократился более чем в 18 раз и в 1996 г. В сметных ценах 1991 г. оценивался в 2,1 млрд. руб., что составляет 3,3% от капитальных вложений в экономику страны. В самом начале реформы (1990-1992 гг.) приоритет был отдан развитию крестьянских (фермерских) хозяйств. Колхозы и совхозы, как и личные подсобные хозяйства, которые ведут в деревне 14 млн. семей, оставались без модернизации. В результате сельское общество раскалывалось на два противоположных лагеря - мигрантов и выходцев из коллективных хозяйств, с одной стороны, и тех, кто остался в колхозах и совхозах, - с другой. Государство должно было изыскивать немалые ресурсы для поддержки фермеров, отрезанных от колхозно-совхозной инфраструктуры. Долговременного успеха такая политика принести не могла; со второй половины 1994 г. Отмечается ослабление фермерского движения.

Наряду с обострением традиционных для села социальных проблем (узость сферы приложения труда, низкий уровень доходов населения, отставание социальной сферы) появились новые, среди которых особую тревогу вызывают:

Превышение, начиная с 1992 г. смертности сельского населения над рождаемостью;

Рост сельской безработицы (с середины 1995 г. она превышает городской уровень;

На 01.07.96 г. зарегистрированная сельская безработица составила 5, 2% против 3, 5% в городе);

Усиление процесса социальной дифференциации в сельском обществе;

Свертывание сети объектов сельской социальной сферы;

Рост информационной изолированности деревни.

Ряд федеральных и региональных бюджетных программ неэффективен, т.е. не достигает (или не полностью достигает) поставленных целей. Однако программы по субсидированию расходов на ресурсы (минеральные удобрения, средства защиты растений, покупка племенного скота, сортовых семян и д.р.), федеральная лизинговая программа, программа субсидирования ставки банковского процента показывают относительно высокую эффективность и нуждаются в поддержке.

В современных условиях усиливается зависимость состояния отечественного АПК от макроэкономических факторов - темпов инфляции, обменного курса и его динамики, общего состояния финансово-кредитной системы. Так, до августовского кризиса 1998 г., несмотря на введение, а затем последовательное повышение импортных тарифов, производство и доля отечественного продовольствия на внутреннем рынке быстро сокращались. После кризиса в результате эффекта девальвации ситуация на внутреннем аграрно-продовольственном рынке резко улучшилась без каких-либо дополнительных бюджетных затрат на поддержку сельского хозяйства, и при отсутствии структурных реформ. Импортные тарифы на ряд продовольственных товаров даже снижались, а ряд отечественных товаров стал конкурентоспособным на мировом рынке.

Ухудшение финансового положения сельского хозяйства привело и к сокращению потока собственных инвестиций в этот сектор. (Таблица 1).

По оценкам экспертов иностранные инвестиции в основном направляются в рамках вертикально интегрированных продовольственных цепочек: переработчики сельскохозяйственной продукции и трейдеры создают через них собственную сырьевую базу. Такое положение вещей свидетельствует о низкой эффективности функционирования аграрных рынков в стране. Тем не менее, поток иностранных инвестиций в сельское хозяйство позволяет повысить его эффективность.

Таблица 1.

Общий объем инвестиций в сельское хозяйство, млрд. руб.

Инвестиции 1996 1997 1998 1999 2000
6 мес. год 6 мес. год 6 мес. год 6 мес. 6 мес.
Предприятий 2,6 11,8 2,3 10,3 2,8 10,4 5,2 1,1
Иностранные 2,4 3,7 3,7 5,5 1,5 4,2 8,6 16
в т.ч. прямые 2 3,3 3,7 5,2 1,4 3,6 6,3 15
В % от общего объема иностранных инвестиций в экономику 0,12 0,06 0,06 0,05 0,02 0,04 0,24 0,3
В % от общего объема прямых инвестиций в экономику 0,36 0,16 0,17 0,13 0,14 0,17 0,34 0,84

Источник: Экономический журнал ВШЭ. Т.3. - 1999. - №4. - с. - 631, 633; Социально-экономическое положение России в июле. - Москва: Госкомстат, 2000. - с. - 131, 140.

Рост в пищевой промышленности, начавшийся в 1998 году как реакция на сокращение импорта, продолжился и в первой половине 2000 года (Табл.2). Все отрасли пищевой промышленности, за исключением мукомольной, продемонстрировали рост.

Таблица 2. Динамика производства в пищевой промышленности (%)

Источник: Социально-экономическое положение России в июле. - Москва: Госкомстат, 2000. - с. - 132.

В результате введения ограничений на вывоз подсолнечника в начале года произошло увеличение производства растительного масла (почти в 2 раза) и майонеза (на 34%).

Пищевая промышленность постепенно восстанавливает объем выпуска (Табл. 3). Прибыль отрасли продолжает расти - за первое полугодие 2000 года она увеличилась на 22% (в первом полугодии 1999 года - в 2,2 раза).

Таблица 3. Производство в пищевой промышленности (тыс. тонн)

1990 1995 1998 1999 6 мес. 2000 2000 в % к 1990
Сахар 3758 3155 4812 6781 3380 179,9
Мясо 6629 2416 1336 1072 538,4 16,2
Колбасные изделия 2283 1293 1113 944 544 47,7
Хлеб и хлебопродукты, млн. т 18,2 11,2 8,3 8,957 4,304 47,3
Кондитерские изделия 2869 1372 1376 1496 753 52,5
Макаронные изделия 1038 603 554 679 328,4 63,3
Маргариновая продукция 808 198 239 377 205,5 50,9
Цельномолочная продукция, млн. т 20,8 5,6 5,6 5,451 3,036 29,2
Масло животное 833 421 276 258 117,5 28,2
Сыры и брынза 458 218 185 183 103,8 45,3
Мука, млн. т 20,7 14 12 12,2 5,219 50,4
Крупа 2854 1418 1098 868 383,8 26,9
Растительное масло 1159 802 782 845 659,8 113,9

Источник: Социально-экономическое положение России в июле. - Москва: Госкомстат, 2000. - с. - 134.

Рост в пищевой промышленности продолжает поддерживаться инвестициями.

В первом полугодии 2000 г. существенно (на 70,9% по отношению к 1 полугодию 1999 г.) увеличилось производство тракторов и прочих машин сельскохозяйственного назначения. Пока еще рано говорить о восстановлении производства в дореформенном объеме, но вместе с тем можно отметить, что производство в первом полугодии 2000 г. превысило годовой уровень выпуска тракторов и комбайнов 1998.

Таблица 4.

Динамика производства отдельных видов сельскохозяйственной техники

Источник: Социально-экономическое положение России в июле. - Москва: Госкомстат, 2000. - с. - 135.

Уже в 1999 г. отрасль стала безубыточной, а в первом полугодии текущего года - прибыльной впервые с начала аграрной реформы. Тем не менее, финансовое положение основных предприятий достаточно тяжелое ввиду накопленных долгов. В Правительстве обсуждается возможность расширения мер по реструктуризации задолженности в сельском хозяйстве и на предприятиях сельхозмашиностроения.

Улучшилось качество продовольствия, поступающего на потребительский рынок, что косвенно свидетельствует об улучшении положения населения, которое с ростом доходов отказывается приобретать дешевые, но некачественные товары, продукты с просроченным сроком годности, продаваемые без сертификатов качества. Так, в 7 раз сократились объемы забракованного или сниженного в сортности отечественного мяса всех видов, в два раза - колбас, на 1,2% - животного масла.

Рост потребительского спроса на продовольствие и некоторое улучшение структуры потребления в сторону более эластичных групп товаров расширяет возможности для роста отечественного производства продовольствия и сельскохозяйственной продукции.

Более того, отечественные производители продолжают сохранять конкурентные преимущества, возникшие после кризиса 1998 на внутреннем рынке против импортных аналогов. Так, средние розничные цены на основные виды продовольствия отечественного производства остаются ниже соответствующих импортных цен: на говядину - на 15%, на сыры - на 30%, на макаронные изделия - на 44%, птицу - на 7,6%, на полукопченую колбасу - на 30,9%. Правда, ценовой разрыв постепенно сокращается, в первую очередь - по мясной группе товаров: по говядине - на 4%, полукопченой колбасе - 24%, птице - на 22%.

Начиная с 1999 года пищевая промышленность более адекватно реагировала на изменение потребительского спроса.

Выводы

Причины бедственного положения аграрного сектора экономики России очевидны и обусловлены, прежде всего, глубоким кризисом всей экономики страны: инфляцией, дефицитом бюджета, политической нестабильностью, распадом межотраслевых и территориальных связей, ослаблением государственного управления аграрной экономикой, снижением уровня доходов большинства населения, что обусловило его низкую покупательную способность.

Перераспределение земли и прав собственности в аграрном секторе не было подкреплено соответствующими макроэкономическими преобразованиями и развитием рыночных институтов; более того, за годы реформы общеэкономические условия ведения сельского хозяйства существенно ухудшились. Ослабление роли государства нашло отражение в резко увеличившемся диспаритете цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, сокращении аграрных статей в государственном бюджете, невыполнении обязательств федеральных властей и органов управления субъектов Федерации по закупкам сельскохозяйственной продукции.

Однако, после десятилетия непрерывного падения производства и ухудшения основных экономических показателей отрасли, в течение последних двух лет 20-го века сельское хозяйство России демонстрирует восходящую динамику (по официальным данным, по сравнению с 1998, в 1999 г. объем валовой сельскохозяйственной продукции увеличился на 3,7%, а в 2000 г. - на 5,0%). При этом увеличиваются объемы производства продукции и в растениеводстве и животноводстве. В 2000 г. аграрная сфера в целом превратилось из убыточной в прибыльную отрасль.

Положительные сдвиги в течение двух последних лет были вызваны прежде всего эффектом импорт замещения после девальвации 1998 г. В настоящее время эффект импорт замещения существенно ослаб и экономический рост в отрасли поддерживается в основном другими факторами. К ним относятся:

Рост реальных доходов населения. В ближайшей и отдаленной перспективе эластичность спроса на продовольствие по доходам будет оставаться весьма высокой, так что не менее половины прироста реальных доходов населения (если он будет иметь место) будет расходоваться на покупку продуктов питания;

Благоприятное развитие соотношения цен на средства производства для сельского хозяйства и сельскохозяйственную продукцию. После девальвации рост цен на сельскохозяйственную продукцию пока опережает рост цен на основные покупные средства производства для сельского хозяйства;

Рост спроса на сельскохозяйственное сырье со стороны новых и модернизированных пищевых предприятий. За последние годы пищевая промышленность была объектом крупных отечественных и иностранных инвестиций. Это привело к объективному росту спроса на местное сельскохозяйственное сырье. В ближайшие годы рост внутреннего спроса на сельскохозяйственное сырье будет наблюдаться, прежде всего, в производстве молока, пивоваренного ячменя, подсолнечника, овощей и фруктов предназначенных для промышленной переработки.

Появление новых инвесторов-операторов, которые “трансформируют” указанные выше благоприятные возможности в реальный экономический рост.

Таким образом, несмотря на постепенное исчерпание эффекта девальвации, отечественное сельское хозяйство обладает определенным набором относительно устойчивых факторов, содействующих продолжению экономического роста. В то же время текущие успехи аграрного сектора нельзя переоценивать:

Во-первых, положительная динамика имеет место с исключительно низкого стартового уровня. По объему сельскохозяйственного производства страна отброшена на десятилетия назад. Особенно велико отставание от развитых стран в эффективности развития животноводства.

Во-вторых, экономический рост вызван, прежде всего, факторами, связанными с высокими мировыми ценами на энергетические ресурсы. Положительная динамика не закреплена глубокими структурными реформами, прежде всего введением в рыночный оборот сельскохозяйственных земель.

В-третьих, экономический рост носит очаговый и секторный характер. Он имеет место в секторе “новых операторов” на фоне продолжения стагнации и ухудшения экономического состояния широкого массива “традиционных” ферм. Рост объемов продаж и прибыльности в растениеводстве пока не сопровождается существенным улучшением экономического положения в животноводстве. Более того, наблюдается постепенное восстановление импорта животноводческой продукции, как это было до кризиса. Обостряется проблема кадрового потенциала аграрного сектора.

3. Пути совершенствования деятельности агропромышленного комплекса в России

Можно выделить три основные долгосрочные цели аграрно-продовольственной политики страны:

Экономический рост и повышение эффективности аграрно-продовольственной сферы как одной из важнейших структурообразующих отраслей национальной экономики;

Повышение жизненного уровня и качества жизни сельского населения;

Повышение уровня доступности продовольствия и продовольственного снабжения населения страны.

Указанные цели могут вступать в противоречие друг с другом. Так, повышение продовольственного обеспечения населения может потребовать снижения или сохранения на низком уровне импортных и введения экспортных тарифов на продовольствие (что особенно важно в стране с низкими доходами на душу населения, как Россия). А это противоречит задаче защиты доходов отечественного сельскохозяйственного производителя и росту внутреннего производства.

В рамках достижения одной стратегической цели также могут также иметь место противоречия. Так, многие отрасли отечественной пищевой промышленности заинтересованы в низких импортных тарифах на продовольственное сырье и введении экспортных тарифов на продукцию сельского хозяйства, а сельское хозяйство, напротив, заинтересовано в высоких импортных тарифах на сельскохозяйственное сырье и отсутствии или минимальных экспортных тарифах на собственную продукцию.

Поэтому позиция государства неизбежно сводится к балансировке между указанными противоречивыми интересами участников внутреннего рынка.

Меры внутренней аграрно-продовольственной политики должны быть направлены на поиски и использование таких путей повышения эффективности аграрно-продовольственной системы, которые не вступали бы в прямое противоречие с задачами вступления и членства в ВТО. Речь идет о постепенном переходе от нынешних условий фрагментарных (“неполных”) аграрных рынков к созданию полноценных рыночных институтов и систем. Среди таких мер (“резервов”) внутренней аграрно-продовольственной политики можно отметить:

1. Создание системы кредитования отрасли.

За годы реформ в стране так и не создана рыночная система кредитования сельскохозяйственных производителей. Вместо этого действует множество фрагментарных полугосударственных - получастных дорогостоящих и низкоэффективных программ на федеральном и, особенно, региональном уровне. Основная доля сельскохозяйственной продукции сбывается в рамках бартерных схем. Система кредитования должна строиться на создании комфортных условий для кредитования сельского хозяйства частными банками и сельскими кредитными кооперативами, с чёткими и прозрачными схемами господдержки.

2. Реструктуризация сельскохозяйственных предприятий.

В результате первичной приватизации аграрного сектора в России появился еще один новый, уникальный для мировой экономики, тип “виртуальных ферм” (многие хозяйства являются дочерними компаниями или арендуют имущество у предприятий - банкротов, при этом основное средство производства - земля - отделена от других фермерских активов и находится в собственности десятков и сотен индивидуальных владельцев). Разумеется, осуществление инвестиций в такого рода “виртуальные фермы” крайне затруднено.

3. Решение проблемы земли и задолженности аграрного сектора.

Задолженность отечественного аграрного сектора в настоящее время достигла 185 млрд. руб. Это примерно соответствует официальному объему (как представляется, заниженному) годовых продаж хозяйств. Отметим, что в США общая задолженность ферм также примерно соответствует общему объему годовых продаж ферм. Но в России основную массу составляет просроченная краткосрочная задолженность и соответствующие штрафы и пени. А в США доля просроченной задолженности исключительно низка и около половины задолженности является долгосрочной под залог земли и недвижимости. Это, среди прочего, указывает на кардинальное значение наличия рынка (“оборота”) земли и недвижимости для эффективного развития сельскохозяйственного сектора.

В качестве промежуточного этапа решения этой исключительно сложной проблемы можно было бы задействовать долгосрочную аренду и возможность оборота сельскохозяйственных земель через ее залог. Обе меры нуждаются в детальном законодательном и правоприменительном обеспечении. Без введения механизмов оборота сельскохозяйственной земли и включения ее в качестве интегральной составляющей фермерских активов невозможно существенно повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность отечественного аграрного сектора.

4. Резко понизить налоги на производство и переработку продуктов, оставив лишь небольшие налоги в целях учёта и статистики.

Это позволит перейти к достоверной системе учета. Нынешняя система статистического учета (тесно связанная с задачами сбора налогов) провоцирует массовые искажения (занижение показателей) отчетности. Необходимо перейти к системе сельскохозяйственного учета и отчетности, соответствующей особенностям отечественных сельскохозяйственных предприятий (крупные размеры, большое количество собственников и занятых).

Отдельной задачей является создание государственной системы рыночной информации. От отсутствия такой системы страдают, прежде всего, отечественные сельскохозяйственные производители, которые становятся объектом картельного сговора крупных торговых компаний. (Целесообразно было бы рассмотреть вопрос о запуске отечественного проекта системы космического слежения за сельскохозяйственными посевами в мире. В стране имеются высококвалифицированные специалисты и накоплен значительный опыт. В настоящее время монополию на этом перспективном высокотехнологичном рынке держит США) .

5. Изменение направлений и характера бюджетной поддержки сельского хозяйства.

За последнее десятилетие на фоне общего сокращения доли бюджетных расходов на сельское хозяйство в совокупных бюджетных расходах (с примерно 12 до 1%), произошла децентрализация бюджетной поддержки - в настоящее время около 2/3 государственных расходов осуществляется на региональном уровне. При этом основная доля расходов (около 9/10) приходится на текущую поддержку хозяйств. Такая структура поддержки резко отличается от подавляющего большинства стран - членов ВТО, где значительная доля затрат на сельское хозяйство приходится на развитие и поддержку рыночной инфраструктуры, аграрной науки и служб консалтинга и внедрения и др. При отсутствии реальной реструктуризации хозяйств бюджетная поддержка “проедается”. Необходимы:

Запуск федеральных программ бюджетной поддержки сельского хозяйства;

Переориентация части программ с текущей на меры долгосрочной поддержки аграрно-продовольственного рынка и его инфраструктуры.

6. Создание единого рыночного аграрно-продовольственного пространства в стране путем развития рыночной инфраструктуры.

Внутренний аграрно-продовольственный рынок оказался разделен на множество слабо связанных и нетранспарентных региональных “квазирынков”. Как справедливо замечают экономисты-аграрники, “в настоящее время сложнее экспортировать партию зерна из Краснодара в Вологду, чем из Греции в Финляндию”. Это связано как с прямыми административными ограничениями на вывоз продукции из регионов, так и с трудностями получения необходимых лицензий и сертификатов, подтверждающих качество и безопасность каждой партии товара. Указанные препятствия существенно увеличивают трансакционные издержки на отечественном рынке, повышают барьеры для входа для малых и средних операторов, уводят в теневой сектор значительную долю поступающего на рынок продовольствия.

7. Общая координация и консолидация мер внутреннего регулирования отечественного рынка с задачами вступления и членства в ВТО.

В настоящее время такой координации и консолидации не наблюдается. Меры, принимаемые государством для регулирования отдельных рынков сельскохозяйственной продукции, зачастую не носят комплексного характера, дезориентируют инвесторов и производителей. Региональные власти разрабатывают систему мероприятий, направленных не на облегчение доступа на рынок частных отечественных операторов, а, наоборот, на усиление административного контроля, введение в рамках основных продуктовых сегментов “торговых режимов”, идущих в противоположном от целей вступления в ВТО направлении.

Выводы

Таким образом, для повышения эффективности аграрно-продовольственной системы необходимо принятие ряда серьезных мер. В настоящее время разработаны общие предложения по отдельным элементам государственного регулирования в АПК, которые могли бы заметно оздоровить обстановку в отрасли, но они не реализованы. В частности:

Новая государственная система кредитно-финансового обслуживания АПК в части предоставления налоговых и иных льгот инвесторам в инфраструктуру сельского хозяйства - производство сельхозтехники, удобрений, совершенствование условий хранения зерна и т.п. Однако до настоящего времени еще не начата разработка соответствующих механизмов.

Введение новых правил льготирования процентной кредитной ставки при предоставлении заемщикам денежных кредитов любым российским банком. Несмотря на то, что Постановление Правительства подписано и село испытывает огромный дефицит финансов в период уборочных работ, широкомасштабное кредитование еще не начато, не определены до конца его механизмы.

В то же время после кризиса в результате эффекта девальвации ситуация на внутреннем аграрно-продовольственном рынке резко улучшилась без каких-либо дополнительных бюджетных затрат на поддержку сельского хозяйства, и при отсутствии структурных реформ. Импортные тарифы на ряд продовольственных товаров даже снижались, а ряд отечественных товаров стал конкурентоспособным на мировом рынке. Таким образом, валютно-курсовая политика играет не менее важную роль, чем специальные меры государства.

Заключение

С точки зрения конкурентоспособности сельского хозяйства России вопросами первостепенной важности являются, во-первых, макроэкономическая политика государства, во-вторых, состояние ресурсного сектора.

С точки зрения макроэкономической политики ключевую роль может играть политика валютного курса. Осуществление политики относительно слабой национальной валюты повышает конкурентоспособность отечественного сельского хозяйства так, что возможные уступки ВТО по импортным тарифам не приведут к росту импорта продовольствия. И наоборот, чрезмерное укрепление рубля может привести к негативным последствиям для отечественных производителей продовольствия даже при установлении относительно высоких импортных тарифов.

С точки зрения состояния ресурсного сектора исключительно важные последствия для сельского хозяйства будет иметь реформа естественных монополий. В настоящее время сельское хозяйство России потребляет, пожалуй, самые дешевые в мире горюче-смазочные материалы, минеральные (азотные) удобрения, натуральный газ и электричество, зерноуборочные комбайны и трактора (хотя качество и надежность сельскохозяйственной техники далеки от совершенства). По данным независимых исследований, при прочих равных условиях, себестоимость растениеводческой продукции в России является сейчас самой низкой в мире. Исключительно низкая стоимость средств производства создает резерв конкурентоспособности, которым в настоящее время пользуется аграрный сектор. Если в результате реформ внутренние цены на средства производства сравняются либо вплотную приблизятся к мировым, это приведет к тяжелейшим, если не катастрофическим последствиям для отечественного сельского хозяйства.

Список использованной литературы

1. Белокопытова Л. А. Совершенствование производственной и рыночной инфраструктуры АПК // АПК: экономика, управление. - 1999. - № 1. - С. 45-50.

2. Гордеев А. Государственное регулирование агропромышленного производства // Экономика с/х. -1998. - № 9. - С. 15-20.

3. Основные направления развития рыночных отношений в АПК России // Экономика с/х и перерабатывающих предприятий. - 1996.

4. Певзнер Е. Государственное регулирование с/х // АПК: экономика, управление. - 1998. - № 6. - С. 32-41.

5. Пищевая промышленность РФ в условиях рынка под редакцией Сизенко Е. И. - М. - 1997.

6. Продуктовая программа регулирования рынка в АПК // Экономика сельского хозяйства России. - 1997. - № 9. - С. 4.

7. Счастливцева Л. В., Губанова Н. В. Ценовая ситуация на аграрном рынке России и ее государственное регулирование // Экономика перерабатывающей промышленности. - 1997. - № 5. - С. 8-23.

8. Четвертакова В. Ценовая политика в АПК и ее влияние на с/х производство // АПК: экономика, управление. - 1997. - № 5. - С. 43-50.

9. Аграрные отношения: теория, историческая практика, перспективы развития / Буздалов И.Н., Крылатых Э.Н., Никонов А.А. и др. - М.: Наука, 1993.

10. Аграрные доктрины двадцатого столетия: уроки на будущее. - М. - 1998.

11. Семенов В. Новый курс аграрной политики // Экономист. - 1999. - №1. - С. 12-18.

12. Захаров Ю. Проблемы развития АПК // Экономист. - 1999. - №1. - С. 5-11.

13. Агропроизводство в развивающихся странах // Экономика сельского хозяйства. - 1998. - №11. - С. 8-14.

14. Экономический журнал ВШЭ. Т.3. - 1999. - №4. - С. - 631-633.

15. Социально-экономическое положение России в июле. - Москва: Госкомстат, 2000. - С. - 131-140.