Госзаказчиков нередко волнует вопрос, какое название должен носить документ, оформляемый по итогам торгов: контракт или договор. Отличия контракта от договора рассмотрим в нашем материале.

Отличие договора от контракта по 44-ФЗ

Прежде чем ответить на вопрос: чем отличается контракт от договора по 44-ФЗ, разберемся с понятиями «договор» и «контракт». В силу ст. 420 ГК РФ под договором понимается соглашение 2-х или более лиц:

  • об установлении,
  • изменении,
  • прекращении

гражданских прав и обязанностей.

Чем отличается контракт от договора на оказание услуг? В ст. 526 ГК РФ говорится, что по муниципальному или госконтракту производятся закупки для муниципальных или госнужд. При этом делается это местными или государственными заказчиками.

Чем отличается госконтракт от договора? На основании изложенного выше отличие контракта от договора на оказание услуг следующие:

  • госконтракт оформляется в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд;
  • контракт заключают муниципальные и госзаказчики.

В п. 3 ч. 1 ст. 1 закона № 44-ФЗ сказано, что контрактом является гражданско-правовой договор на закупку работ, товаров, услуг, заключаемый от имени РФ, региона, муниципалитета.

Чем отличается договор от муниципального контракта 44-ФЗ? Договор может заключаться между кем угодно и в любых целях, не противоречащих действующему законодательству. Муниципальный контракт оформляется муниципальным заказчиком в целях удовлетворения потребностей этого муниципалитета.

Отличие государственного контракта от договора по 44-ФЗ

Остановимся на том, чем отличается государственный контракт от контракта по 44-ФЗ и может ли в рамках этого закона быть оформлен договор.

Какой документ должен оформлять заказчик, работающий по закону № 44-ФЗ, прописано в письме МЭР от 30.09.2014 № Д28и-1889. В соответствии с ним:

  • госконтракты заключают госорганы, казенные учреждения, действующие от имени РФ или ее региона, осуществляющие закупки за счет средств соответствующего бюджета;
  • муниципальные контракты оформляют местные органы либо казенные учреждение, действующие от имени муниципалитета, проводящие закупки за счет местного бюджета;
  • бюджетные учреждения заключают договоры вне зависимости от вида закупки.

На деле же бюджетные учреждения, а также унитарные предприятия оформляют контракты. Без указания государственный или муниципальный, просто «контракт».

Чем отличается государственный контракт от договора

Ранее мы рассказали, чем отличается муниципальный контракт от договора. Кроме субъектного состава и цели оформления, они отличаются также правовым регулированием. Заключение контрактов регламентировано законом № 44-ФЗ.

Исходя из его положений, конкретизируем ответ на вопрос, чем отличается договор от муниципального контракта по 44-ФЗ. Итак:

Критерий

Контракт

Процедура

Оформляется по итогам торгов, без таковых его можно заключить только в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ.

Оформляется без торгов. Одна сторона делает предложение (оферту), вторая сторона ее акцептует.

Сроки подписания

Сроки четко прописаны законом № 44-ФЗ. Например, процедура и сроки оформления контрактов по итогам электронных торгов закреплены в ст. 83.2 закона № 44-ФЗ.

По соглашению сторон.

Существенные условия дополнены положениями о твердости цены, о сроках и условиях оплаты, об обеспечении выполнения контракта.

Стороны должны согласовать предмет и другие существенные условия.

Ответственность

За неисполнение или несвоевременное выполнение ответственность установлена ст. 34 закона № 44-ФЗ, она в обязательном порядке прописывается в контракте.

Договорная ответственность устанавливается сторонами, при ее отсутствии применяются положения ГК РФ.

Внесение изменений

Изменение существенных условий запрещено, исключения содержатся в ст. 95 закона № 44-ФЗ.

По соглашению сторон

Для тех, кто хочет стать профессионалом в сфере закупок, рекомендуем пройти курс обучения в Высшей школе Госзакупок. Программа курса профессиональной переподготовки на соответствие квалификации «Специалист-эксперт в сфере закупок» состоит из 6 тем и 4-х практических заданий. Каждая тема раскрывает специфику работы в соответствии с каждым Законом: №44-ФЗ, №223-ФЗ, №275-ФЗ и работе в ЕИС и структурирована в соответствии с деятельностью заказчика. По окончании обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке.

Вложенные файлы

  • Контракт на оказание услуг.docx
  • Договор об оказании услуг по Закону № 223-ФЗ.docx

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР
№ ______

Федеральное государственное бюджетное учреждение «______», в лице ______, действующего на основании ______, в дальнейшем именуемое «Заказчик», с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью «______» в лице ______, действующего на основании ______, именуемое в дальнейшем «Поставщик», с другой стороны, далее совместно именуемые «Стороны», заключили настоящий гражданско-правовой договор (далее – Договор) о нижеследующем

1. Предмет Договора

1.1. Поставщик обязуется на условиях настоящего Договора осуществить Заказчику поставку незамерзающей стеклоомывающей жидкости для автомобиля, именуемого в дальнейшем Товар.
1.2. Товар поставляется в ассортименте, количестве и по цене, указанным в Приложении № 1 «Спецификация», являющемся неотъемлемой частью настоящего Договора.
1.3. Поставка Товара осуществляется на склад Заказчика по адресу: ______
1.4. Заказчик обязуется оплатить Поставщику поставку Товара в порядке и в сроки, установленные настоящим Договором.
1.5. Основанием для заключения Договора является решение Единой комиссии (приказ о создании Единой комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) № ___ от ______ федерального государственного бюджетного учреждения «______» (Протокол от ______ № ______).

2. Цена Договора и порядок расчетов

2.1. Цена Договора составляет ______ (______) рублей __ копеек, в том числе НДС 18% в размере ______ (______) рублей __ копейка.
2.2. Цена Договора включает в себя: стоимость Товара, расходы, связанные с доставкой, разгрузкой - погрузкой, размещением в местах хранения Заказчика, стоимость упаковки (тары), маркировки, страхование, таможенные платежи (пошлины), НДС, другие установленные налоги, сборы и иные расходы, связанные с исполнением Договора.
2.3. Цена Договора является твердой и не подлежит изменению в течение срока действия Договора, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2.6, 2.7 настоящего Договора.
2.4. Источник финансирования настоящего Договора – субсидия на выполнение государственного задания.
2.5. Оплата по настоящему Договору производится в рублях, по безналичному расчету, путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Поставщика, указанный в настоящем Договоре, в течение 15 (пятнадцать) календарных дней с момента поставки Товара и предоставления Поставщиком Заказчику счета, счета-фактуры, товарной накладной и отгрузочных документов, на поставленный товар.
2.6. Заказчик по согласованию с Поставщиком в ходе исполнения Договора вправе увеличить или уменьшить предусмотренное Договором количество Товара, не более чем на десять процентов. При этом изменение цены Договора будет пропорционально изменению количества Товара, исходя из установленной в Договоре цены единицы Товара, но не более чем на десять процентов цены Договора. Цена единицы Товара из объема, на который увеличивается или уменьшается предусмотренное Договором количество Товара определяется как частное от деления первоначальной цены Договора на предусмотренное в Договоре количество такого Товара.
2.7. Цена договора может быть снижена по соглашению Сторон без изменения предусмотренных Договором количества Товара и иных условий исполнения Договора.

3. Порядок, сроки и условия поставки и приемки Товара

3.1. Заказчик передает Поставщику по телефону/факсу ______ или электронной почте ______ заявку о потребности в поставке Товара с указанием ассортимента и количества Товара (с последующим предоставлением оригинала заявки).
3.2. Поставщик подтверждает Заказчику по телефону/факсу ______, электронной почте ______ свою готовность к отгрузке Товара с указанием: даты и времени отгрузки, ассортимента и количества Товара, государственного номера транспортного средства, фамилии, имени, отчества водителя и сопровождающих Товар лиц.
3.3. Доставка и разгрузка Товара осуществляется автотранспортом Поставщика в период действия договора до ______, в течение двух дней после подачи заявки Заказчиком по электронной почте на склады Заказчика по адресу, указанным в п. 1.2 Договора и заявке, в рабочие дни не позднее __ часов.
3.4. Заказчик обязуется обеспечить своевременный и беспрепятственный доступ к месту поставки Товара.
3.5. Приемка Товара осуществляется представителем Заказчика в присутствии представителя Поставщика, в соответствии с наименованием, количеством и иными характеристиками поставляемого Товара, указанными в Спецификации, а также другими условиями Договора. Представитель Заказчика проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого Товара, указанным в Спецификации, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика.
3.6. Приемка и экспертиза в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» поставляемого Товара, проводимая своими силами или привлеченными экспертами, экспертными организациями должны быть произведены в общий срок не более 3 (трех) дней с даты поставки.
3.7. Поставщик обязан одновременно с передачей Товара передать Заказчику его принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), счет, счет-фактуру, товарную накладную и товарно-транспортную накладную.
3.8. Поставщик гарантирует качество и надежность поставляемого Товара. При поставке Товара ненадлежащего качества Заказчик вправе в течение 5 (пяти) календарных дней с момента получения Товара заявить Поставщику претензию по качеству Товара.
3.9. Поставщик обязан устранить недостатки или заменить Товар ненадлежащего качества в течение 2 (двух) дней с момента получения претензии по качеству Товара.
3.10. Право собственности и риск случайной гибели или порчи Товара переходит от Поставщика к Заказчику с момента приемки Товара Заказчиком и подписания Сторонами товарных накладных.
3.11. Во всех случаях, влекущих возврат Товара Поставщику, Заказчик обязан обеспечить сохранность этого Товара до момента фактического его возврата. Возврат (замена) Товара осуществляется силами и за счет средств Поставщика. Расходы, понесенные Заказчиком в связи с принятием Товара на ответственное хранение и (или) его возвратом (заменой), подлежат возмещению Поставщиком.
3.12 Товар, не соответствующий требованиям, указанным разделе 5 настоящего Договора, а также некомплектный и не имеющий сопроводительных документов, считается не поставленным.

4. Права и обязанности Сторон

4.1. Поставщик обязуется:
4.1.1. своевременно и надлежащим образом поставить Заказчику Товар в наименовании, количестве и иными техническими характеристиками поставляемого Товара, указанными в Спецификации и представить Заказчику документы, предусмотренные Договором;
4.1.2. обеспечить передачу Товара в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Договором;
4.1.3. передать Заказчику Товар соответствующего качества согласно разделу 5 Договора;
4.1.4. обеспечить устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Договором;
4.1.5. в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения настоящего Договора в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия этого решения, направить Заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Заказчика, указанному в Договоре, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение Поставщиком подтверждения о его вручении Заказчику.
4.2. Поставщик вправе:
4.2.1. требовать от Заказчика произвести приемку Товара в порядке и в сроки, предусмотренные Договором;
4.2.2. требовать от Заказчика полную и своевременную оплату поставленного Товара согласно разделу 2 Договора;
4.2.3. принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
4.3. Заказчик обязуется:
4.3.1. обеспечить своевременную приемку поставленных Товаров в порядке, предусмотренном настоящим Договором;
4.3.2. провести экспертизу поставленных товаров для проверки их соответствия условиям Договора, своими силами (в присутствии представителя Поставщика) или привлеченными экспертами, экспертными организациями, выбор которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
4.3.3. произвести оплату Товара в порядке и в сроки, предусмотренные разделом 2 Договора.
4.4. Заказчик вправе:
4.4.1. требовать от Поставщика полное и своевременное исполнение обязательств по Договору;
4.4.2. отказаться от приемки и оплаты Товара, не соответствующего условиям Договора;
4.4.3. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Договора вправе провести экспертизу поставленного Товара с привлечением экспертов, экспертных организаций, выбор которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5. Качество Товара и гарантийные обязательства

5.1. Поставщик гарантирует, что поставляемый Товар является качественным, новым (не был в употреблении, не прошел восстановление потребительских свойств) и соответствует требованиям, установленным настоящим Договором.
5.2. Товар должен соответствовать действующим ГОСТам, техническим регламентам, санитарным нормам и отвечать требованиям качества, безопасности и другим требованиям, предъявленным законодательством Российской Федерации и Договором.
5.3. Товар должен быть поставлен в упаковке (таре), обеспечивающей защиту Товара от повреждения, загрязнения или порчи во время транспортировки. На Товаре не должно быть механических повреждений.
5.4. Если Поставщик оспаривает факт поставки Товара ненадлежащего качества, Стороны привлекают для выявления производственного, либо иного характера недостатков Товара независимого эксперта. Оплата услуг эксперта осуществляется за счет Заказчика.
5.5. В случае если экспертиза подтверждает, что ненадлежащее качество Товара возникло по вине производителя Товара либо Поставщика, то есть до момента передачи Товара Заказчику, расходы по оплате услуг эксперта должны быть возмещены Поставщиком.

6. Ответственность Сторон

6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Договора Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего Договора.
6.2. Неисполнение Поставщиком условий Договора является основанием для обращения Заказчика в суд с требованием о расторжении настоящего Договора или расторжения Договора в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Договора.
6.3. В случае полного (частичного) невыполнения условий настоящего Договора одной из Сторон эта Сторона обязана возместить другой Стороне причиненные убытки.
6.4. За нарушение срока поставки Товара Поставщик уплачивает Заказчику неустойку (штраф, пени) в размере 1/150 от стоимости недопоставленного Товара за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня следующего после дня истечения срока поставки.
6.5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Договором, за исключением просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Договором, Поставщик уплачивает Заказчику штраф в размере, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063.
6.6. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Договором, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Договором, Поставщик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Договором, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Договором срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается Договором в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Договором, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Договором. Размер штрафа устанавливается Договором в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
6.7. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного Договором, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
6.8. Применение штрафных санкций не освобождает Стороны от исполнения обязательств по настоящему Договору.
6.9. Общая сумма штрафных санкций, начисляемых в соответствии с настоящим Договором, не может превышать цены Договора.
6.10. В случае расторжения Договора в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Договора другая Сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Договора.

7. Обеспечение исполнения Договора

7.1. На весь период действия Договора Поставщик обязуется предоставить Заказчику в качестве обеспечения надлежащего исполнения обязательств по Договору один из перечисленных видов обеспечения: безотзывную банковскую гарантию или передать в залог Заказчику денежные средства, в том числе в форме вклада (депозита) в размере 10% от начальной (максимальной) цены Договора на срок до ______. в размере ______ (______) рубля __ копеек.
7.2. Обеспечение исполнения Договора должно полностью покрывать срок действия обеспеченного им обязательства и предусматривать возможность предъявления Заказчиком требования о выплате денежной суммы (удержания денежных средств) в течение срока действия Договора.
7.3. Денежные средства, внесенные Поставщиком в качестве обеспечения исполнения Договора, возвращаются Поставщику в течение 5 (пяти) банковских дней, после выполнения Поставщиком своих обязательств по настоящему Договору.
7.4. В ходе исполнения Договора Поставщик вправе предоставить Заказчику обеспечение исполнения Договора, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных Договором, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения Договора. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения Договора.
7.5. В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Договора перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение обязательств по Договору, Поставщик обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней с момента, когда такое обеспечение перестало действовать, предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение Договора на тех же условиях и в таком же размере, которые указаны в настоящей статье Договора.

8. Обстоятельства непреодолимой силы

8.1. Стороны не несут ответственности за полное или частичное неисполнение предусмотренных настоящим Договором обязательств, если такое неисполнение связано с обстоятельствами непреодолимой силы.
8.2. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по настоящему Договору вследствие обстоятельств непреодолимой силы, не позднее 30 (тридцати) дней с момента их наступления в письменной форме извещает другую Сторону с приложением документов, удостоверяющих факт наступления указанных обстоятельств.
8.3. В случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы Стороны вправе расторгнуть настоящий Договор, и в этом случае ни одна из Сторон не вправе требовать возмещения убытков.
8.4. Доказательством наличия обстоятельств непреодолимой силы и их продолжительности является соответствующее письменное свидетельство уполномоченных органов и организаций.

9. Рассмотрение и разрешение споров

9.1 Претензии Сторон, возникающие в связи с исполнением настоящего Договора, включая споры и разногласия по техническим и финансовым вопросам (условиям), рассматриваются Сторонами в течение 30 (тридцати) дней путем переговоров с оформлением соответствующих документов.
9.2 Неурегулированные споры передаются на разрешение в Арбитражный суд г. Москвы, только после принятия мер по их досудебному урегулированию.

10. Срок действия и порядок расторжения Договора

10.1 Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до ______. Окончание срока действия Договора не освобождает Стороны от ответственности за его нарушение.
10.2. Изменение условий Договора при его исполнении не допускается, за исключением случаев предусмотренных пунктами 2.6, 2.7 раздела 2 настоящего Договора.
10.3 Расторжение Договора допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

11. Заключительные положения

11.1. Во всем, что не предусмотрено Договором, Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.
11.2. Все юридически значимые извещения (заявления, уведомления, требования, претензии и т.п.) должны направляться по адресам Сторон, указанным в настоящем Договоре.
11.3. В случае изменения контактного адреса соответствующая Сторона в течение 5 дней обязана известить об этом другую Сторону заказным письмом по почте. На Сторону, нарушившую данную обязанность, возлагаются все неблагоприятные последствия и риски отсутствия у другой Стороны актуальной информации об адресе для направления соответствующих заявлений. В частности все юридически значимые сообщения считаются доставленными, а их юридические последствия – возникшими при условии доставки по предыдущему, доведенному до сведения отправителя адресу получателя.
11.4. Внесение изменений, не противоречащих законодательству Российской Федерации, в условия Договора осуществляется путем заключения Сторонами в письменной форме дополнительных соглашений к Договору, которые являются его неотъемлемой частью.
11.5. При исполнении Договора не допускается перемена Поставщика, за исключением случаев, если новый Поставщик является правопреемником Поставщика по Договору вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния, присоединения.
11.6. Поставщик не должен без предварительного письменного согласия Заказчика раскрывать содержание настоящего Договора или какого-либо из его положений, информации, представленных Заказчиком или от его имени другими лицами, за исключением того персонала, который привлечен Поставщиком для выполнения настоящего Договора. Указанная информация должна предоставляться этому персоналу конфиденциально в той степени, насколько это необходимо для выполнения договорных обязательств. Поставщик не должен без предварительного письменного согласия Заказчика использовать какие-либо вышеперечисленные документы или информацию, кроме как в целях реализации настоящего Договора.

12. Адреса и банковские реквизиты Сторон

Подписи Сторон

Спецификация

№ п/п

Наименование

Характеристики

Количество,
Канистр по 5л

Сумма
(с НДС),
руб.

Жидкость для омывания стекол зимняя «-30°С»
Winter Liquid -30C 5л.
Изготовитель:
______

1. массовая доля изопропилового спирта,%, в пределах нормы - 40
2. Показатель активности водородных ионов(рН) при 20°С - 5,5
3. Содержание анионного поверхностно-активного вещ-ва или неионогенного поверхностно-активного вещ-ва - Выдерживает
4. Чистящая способность по стеклу,% - 85
5. Температура кристализации,°С - -30

ИТОГО по спецификации: ______ (______) рублей __ копеек, в том числе НДС 18% в размере ______ (______) рублей __ копейка.

Заказчик: ______________

Поставщик: ______________

ООО СБ «Аспект» не гарантирует полное соответствие материалов законодательным нормам в момент их просмотра пользователем. Материалы представлены в ознакомительных целях.

На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " " (далее – Закон № 44-ФЗ) отвечают начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center и юрисконсульт B2B-Center .

Из этого материала вы узнаете, как учитываются требования Закона № 44-ФЗ при заключении гражданско-правовых договоров с физическими лицами, необходимо ли проводить экспертизу по контрактам, заключенным в 2013 году на 2014 год, кто из сотрудников заказчика вправе утверждать план-график и что считать этапом исполнения контракта.

Необходимо ли включать закупки у единственного поставщика и естественных монополистов в расчет для определения доли участия субъектов малого предпринимательства в совокупном годовом объеме закупок?

В.Н. Королева

Таким образом, если единственный поставщик является естественным монополистом (например, предоставляет услуги по водоснабжению или водоотведению с использованием централизованных систем), то долю участия субъектов малого предпринимательства в совокупном годовом объеме закупок рассчитывать не нужно ().

Однако, если единственный поставщик предоставляет услуги, не поименованные выше (например, услуги по реализации экскурсионных билетов и экскурсионных путевок в соответствии с ), то закупка на предоставление этих услуг уже будет учитываться при определении совокупного годового объема закупок для расчета доли участия субъектов малого предпринимательства ().

Каким образом необходимо учитывать требования Закона № 44-ФЗ при оплате труда внештатных сотрудников, с которыми заключается гражданско-правовой договор?

МКУ "УДМСиТ"; Элеонора Жемердей; Отдел спорта города Кургана;
ГБУ РК "Спортцентр инвалидов"; А.В. Скугутовская

На привлечение физических лиц по гражданско-правовому договору распространяются все общие требования Закона № 44-ФЗ о закупке работ и услуг. Закупку работ или услуг на сумму до 100 тыс. руб. заказчик может провести без применения конкурентных процедур (). При этом ценой контракта необязательно должна быть цена годового договора – можно выплачивать вознаграждение физическому лицу в течение полугода, а потом заключить с ним новый контракт на следующие полгода.

Обращаем Ваше внимание на то, что при проведении закупки с физическим лицом (за исключением ИП или лица, занимающегося частной практикой, – адвоката, нотариуса и т.п.) заказчик обязан включить в контракт обязательное условие об уменьшении вознаграждения физическому лицу на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (). Иными словами, заказчик будет выступать налоговым агентом по отношению к физическому лицу.

Требование об обосновании начальной (максимальной) цены контракта при заключении контракта с физическим лицом сохраняется – Закон № 44-ФЗ не содержит исключений в этой части.

Кроме того, физическое лицо может выступать и единственным поставщиком при приобретении у него творческих услуг (), а также преподавательских услуг и услуг экскурсовода () – в этом случае закупка услуг у физического лица может производиться без конкурса.

Контракт с физическим лицом нередко заключается на небольшие суммы, поэтому следует помнить, что при закупке работ на сумму до 100 тыс. руб. заказчик может провести ее без применения конкурентных процедур (). Важно, что совокупный годовой объем "малых" закупок не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и должен составлять не более чем 50 млн руб. в год. При соблюдении этих требований можно привлекать по гражданско-правовому договору столько физических лиц, сколько необходимо заказчику.

Для оказания услуг государственной бюджетной организации по гражданско-правовому договору необходимо нанять сторожа-вахтера. Возможно ли заключение контракта с физическим лицом или же необходимо заключать договор с организацией, оказывающей подобные услуги?

Анастасия Колесникова

Можно ли включить в сумму контракта стоимость экспертизы?

Заливина, Кутищева Ирина Юрьевна; пользователь под ником "лайм спрайт"

С другими формами, образцами и бланками документов по Закону № 44-ФЗ можно ознакомиться в разделе " "

Законом № 44-ФЗ не урегулирован вопрос о распределении между сотрудниками заказчика обязанностей по утверждению плана-графика. В тексте закона и подзаконных актов фигурируют формулировки "утверждается заказчиком" и "утверждается и размещается заказчиком в информационной системе" (например, ). Можно предположить, что утверждать план-график и изменения к нему должен руководитель заказчика, который вправе действовать от его имени без доверенности – в том числе размещать информацию о закупках в информационной системе, либо иное уполномоченное должностное лицо заказчика.

Такой вывод можно сделать на основе анализа , утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1044 (вступит в силу с 1 января 2015 года). Указанная Форма плана-графика предлагает оформлять утверждение плана-графика следующим образом:

Рис. Извлечение из Приложения к требованиям к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1044

Что считать этапом исполнения контракта при формировании отчета об исполнении контракта на Портале закупок в рамках Закона № 44-ФЗ – ежемесячное оказание услуг либо четко определенные и зафиксированные в контракте этапы?

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем .

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения при заключении и совершении сделок, является Гражданский Кодекс РФ (ГК РФ).

Ст. 420 содержит понятие договора — это соглашение двух или более лиц о наличии, изменении или прекращении определенных прав и обязанностей, условия которого соответствуют установленным сторонами правилам, не противоречащим законодательству РФ.

Параграф 4 гл. 30 ГК РФ раскрывает особенности понятия контракта, как одной из разновидностей договора, заключаемого в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Более конкретизированное описание термина содержит ст. 3 44-ФЗ: государственный или муниципальный контракт — это договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования заказчиком соответствующего уровня для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд.

Основные отличия

  1. Порядок заключения. Госконтракт заключается посредством реализации процедур, предусмотренных 44-ФЗ.
  2. Субъектный состав. Обязательной стороной выступает государственный (муниципальный) заказчик, действующий от имени соответствующего публично-правового образования. При этом допускается смена заказчика, но не поставщика (за исключением его реорганизации).
  3. Цель заключения. Госконтракт призван реализовывать государственные и муниципальные нужды.
  4. Регламентация положений контракта сведениям извещения и документации. Условия соответствующей документации должны находить свое отражение в госконтракте, заключаемом по итогам процедуры закупки.
  5. Ограничения в сроках заключения. Сроки заключения регламентированы при проведении торгов в зависимости от способа определения поставщика (аукцион — не ранее 10 дней от публикации итогового протокола, конкурс — не ранее 10 и не позднее 20 дней, запрос котировок — не ранее 7 дней и т. д.).

Элементы содержания госконтракта

Государственный контракт, с одной стороны, обладает всеми особенностями и характеристиками обычного договора, но, с другой стороны, ему присущ ряд особенностей, согласно ст. 34 44-ФЗ, в частности:

  • условие о твердости размера цены;
  • обязательное наличие положений об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;
  • отображение порядка и сроков оплаты, приемки;
  • требования о денежном обеспечении поставщиком своих обязательств (и сроках возврата), о возможности введения банковского сопровождения;
  • наличие требований о предоставлении информации о привлекаемых субподрядчиках;
  • наличие возможности заключения контрактов жизненного цикла;
  • особый порядок отказа от исполнения условий.

Все данные особенности учитывают разработанные органами власти типовые документы, размещенные в Единой информационной системе (ЕИС) и обязательные для применения при проведении заказов в соответствующих отраслях. На сегодняшний день в библиотеке ЕИС размещено 9 типовых контрактов, в том числе на поставку медицинских изделий, радиоэлектронной продукции, оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности, техническое обслуживание автотранспортных средств и др.

Чем отличается договор от контракта с точки зрения 44-ФЗ? Какую форму выбрать для бюджетных, казенных, муниципальных учреждений и предприятий? Если тендер проводился в форме закупки у единственного поставщика? Если исполнитель ИП? Если сумма соглашения меньше 100 тысяч рублей? Ответы в этой статье.


Тем, кто участвует в госзакупках в качестве поставщика, не приходится выбирать форму заключения договоренности с заказчиком – в проекте документа, который присылают победителю на подпись, уже указано, договор это или контракт. Однако знать разницу необходимо, чтобы учитывать последствия.


С юридической точки зрения оба понятия синонимы. Закон о контрактной системе использует их как равнозначные и дает определение термину “контракт” через термин “договор”. 44-ФЗ не регламентирует ситуации, в которых следует использовать тот или иной вид заключения сделки, из чего можно сделать вывод, что разницы между ними нет. Оба документа должны содержать одинаковую информацию:

  • Ответственность победителя закупки по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг.
  • Ответственность заказчика по оплате.
  • Порядок действий при возникновении конфликтов, форс-можоров.
  • Условия расторжения сделки.
  • Реквизиты сторон.

Однако в государственной контрактной системе все должно быть однозначно, а вопросы о применении закона оставались. Поэтому в 2014 Минэкономразвития все-таки разграничило спорные понятия применительно к 44-ФЗ в разъяснении №Д28и-1889, подтвердив тем не менее, что юридически они взаимозаменяемы.

  • Бюджетные учреждения по результатам оформляют гражданско-правовые договоры.
  • Муниципальные органы и казенные учреждения, организующие закупки от лица муниципального образования, подписывают муниципальные контракты.
  • Государственные органы и казенные учреждения, внебюджетные фонды, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, заключают госконтракты.

В 223-ФЗ термин “контракт” не встречается вообще, поэтому особые госзаказчики подписывают только договоры.

Выводы:

  • С точки зрения 44-ФЗ разницы между договором и контрактом нет, требование изменить форму с одной на другую – незаконно.
  • Если углубляться, контрактом можно считать особую, более жесткую форму договора, которую используют казенные учреждения и органы власти, организующие закупки для государственных и муниципальных нужд. В тендерной практике сложилось, что к этому документу предъявляется больше требований. Внимание проверяющих органов к контрактам традиционно выше, чем к договорам.
  • Выбор типа оформления сделки зависит только от статуса госзаказчика, а не от типа тендера, правовой формы победителя или суммы соглашения. Так, для закупки на 90 тысяч рублей у единственного поставщика-ИП, будет подписан муниципальный контракт, если заказчик – городская администрация. И в той же ситуации будет подписан гражданско-правовой договор, если заказчик – средняя школа.