Основные принципы стандартов аудиторской деятельности

Тема 4. СТАНДАРТЫ В АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В системе нормативного регулирования аудиторской деятельности важное место занимают правила (стандарты) аудита. Реализация их требований на практике служит определенной гарантией качества проверки.

Основные принципы стандартов аудиторской деятельности выражаются в следующем:

Деятельность по внутреннему аудиту собирает информацию для поддержки этой оценки посредством проведения нескольких аудиторских работ. Результатом этих работ, взятых вместе, является понимание процессов управления рисками организаций и их эффективности. Деятельность по внутреннему аудиту должна оценивать потенциал мошенничества и то, как организация управляет риском мошенничества. Помогая руководству в создании или улучшении процессов управления рисками, внутренние аудиторы должны воздерживаться от взять на себя какую-либо ответственность руководства за эффективное управление рисками.

1) аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативные требования к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением экономических условий аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности;

Контроль. Планирование аудита. Внутренние аудиторы должны разработать и документировать планирование для Каждая работа по аудиту, включая цели, сферу действия, сроки и распределение рабочих ресурсов. Для значительной работы это понимание должно быть документировано. Цели аудиторской работы Цели должны быть установлены для каждой аудиторской работы. Цели аудиторской работы должны отражать результаты этой оценки. Для оценки управления, рисков и контроля. При необходимости внутренние аудиторы должны использовать такие критерии при их оценке.

2) на базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью;

3) аудиторские стандарты служат основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов;

Программа работы должна быть утверждена до ее реализации, и любые корректировки должны быть незамедлительно одобрены. Выполнение аудиторской работы: Внутренние аудиторы должны идентифицировать, анализировать, оценивать и документировать достаточную информацию для достижения целей аудиторской работы. Идентификация информации. Внутренние аудиторы должны идентифицировать достаточную, надежную, релевантную и полезную информацию для достижения целей аудита. Достаточная информация является фактической, адекватной и убедительной, чтобы разумный и информированный человек мог прийти к тем же выводам, что и аудитор.

4) стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы.

Значение стандартов состоит в том, что они:

обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

Надежная информация - это наилучшая возможная информация, которую можно получить с помощью соответствующих методов аудита. Соответствующая информация поддерживает замечания и рекомендации по аудиту и согласуется с целями аудита. Полезная информация помогает организации достичь своих целей. Анализ и оценка. Внутренние аудиторы должны основывать свои выводы и результаты аудиторской работы на соответствующих обзорах и оценках. Документация информации. Контроль над аудиторской работой Должна быть надлежащим образом контролироваться работа по аудиту для обеспечения выполнения задач, обеспечения качества и разработки команды.

помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;

создают общественный имидж профессии;

устраняют контроль со стороны государства;

помогают аудитору вести переговоры с клиентом;

обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

Создание системы международных хозяйственных связей обусловило необходимость гармонизации стандартов аудита на международном уровне, что позволило расширить круг пользователей финансовой отчетности, облегчило сопоставление финансовых показателей деятельности компаний разных стран и дало возможность оценивать компетентность и профессионализм аудиторских фирм.

Необходимая степень надзора будет зависеть от профессионализма и опыта внутренних аудиторов и сложности аудиторской работы. Главный исполнительный директор по аудиту. После опубликования мнение или заключение должны учитывать ожидания высшего руководства, совета директоров и других заинтересованных сторон и должны поддерживаться достаточной, надежной, релевантной и полезной информацией. Интерпретация Мнения аудиторской работы могут быть классификациями, выводами или другими описаниями результатов.

Аудиторское взаимодействие может быть связано с контролем над конкретным процессом, риском или бизнес-единицей. Формулирование мнений требует рассмотрения результатов работы и их важности. Внутренние аудиторы поощряются к признанию удовлетворительной работы при представлении отчетов о аудиторской работе. Точная связь свободна от ошибок и искажений и верна фундаментальным фактам. Объективные сообщения являются справедливыми, беспристрастными и нейтральными и являются результатом справедливого и сбалансированного решения всех соответствующих фактов и обстоятельств.

Международные стандарты аудита (МСА) – это справочник для профессиональных аудиторов, в котором содержится описание общепризнанных методов аудита. Российские практикующие аудиторы могут применять международные стандарты в своей деятельности, что будет способствовать дальнейшей интеграции в международное аудиторское сообщество.

Четкие коммуникации легко понимаются и логичны, избегают ненужного технического языка и предоставляют всю содержательную и релевантную информацию. Конкретные сообщения прямолинейны и избегают ненужной разработки, лишних деталей, избыточности и чрезмерных слов. Конструктивные коммуникации полезны для работы и организации аудита клиента и приводят к улучшению там, где это необходимо. Полная коммуникация не пропускает ничего, что важно для целевой аудитории, и включает всю соответствующую и соответствующую информацию и наблюдения, которые поддерживают рекомендации и выводы.

Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимается несколько организаций, в том числе Международная федерация бухгалтеров (МФБ), созданная в 1977 г. Непосредственно аудиторскими стандартами занимается Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), который является постоянным комитетом Совета МФБ.

Ошибки и упущения Если окончательное сообщение содержит значительную ошибку или упущение, главный аудитор должен сообщить правильную информацию всем сторонам, совершившим ошибку или упущение. полученное сообщение Страница 15 из 23. Внутренние аудиторы могут сообщать, что их работа проводится в соответствии с профессиональной практикой внутреннего аудита только в том случае, если результаты поддержки программы оценки качества и улучшения Заявление о несоблюдении аудиторской работы. При несоблюдении определения внутреннего аудита, этического кодекса или стандартов влияет на конкретную работу, отчетность результатов должна раскрывать: принцип или правило поведения Кодекс этики или Стандарт, полное соблюдение которых не было достигнуто; Причина несоблюдения; и Влияние несоответствия на аудиторское участие и сообщенные результаты работы Раскрытие результатов Руководитель внутреннего аудита должен сообщить о результатах соответствующим сторонам.


Международные стандарты проведения аудита, издаваемые Комитетом, должны:

способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;

унифицировать по мере возможности подход к аудиту в международном масштабе.

Статус Международных стандартов аудита. МСА предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, а также при аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг. МСА содержат основные принципы и необходимые процедуры, соответствующие руководства, представленные в форме пояснительного и иного материала. Для обеспечения понимания и правильного применения основных принципов и необходимых процедур наряду с соответствующими руководствами необходимо учитывать полный текст МСА, включая пояснительные и иные материалы, содержащиеся в них. И только в исключительных случаях аудитор может отступить от МСА. При этом он должен быть готов аргументировать подобное отступление.

Главный исполнительный орган ревизии отвечает за рассмотрение и утверждение окончательного сообщения о проведении аудиторской работы до ее выпуска, а также для решения, кому и как оно будет распространяться. Всякий раз, когда эти моменты имеют важное значение для организации, их следует направлять старшему руководству и совету. Общие мнения При представлении общего мнения оно должно учитывать ожидания высшего руководства, совета директоров и других заинтересованных сторон и должно поддерживаться информацией достаточным, надежным, актуальным и полезным.

МСА не отменяют местных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В той степени, в какой МСА соответствуют местным нормативным актам в конкретном случае, аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране, проводимый согласно местным нормативным актам, должен соответствовать МСА. В случае, если местные нормативные акты отличаются либо противоречат МСА по конкретному случаю, организациям – членам МФБ необходимо следовать обязательствам членства, предусмотренным в Конституции МФБ в отношении данных МСА.

Интерпретация Сообщение будет идентифицировать: Страница 16 из 23. При наличии общего мнения, которое не является благоприятным, следует пояснить причины одного и того же мониторинга прогресса. Главный исполнительный директор должен создать и поддерживать систему контроля за распределением результатов, сообщенных руководству. Деятельность по внутреннему аудиту должна отслеживать предоставление результатов консультационных заданий в той мере, в какой это было ранее согласованное с клиентом. Сообщение о принятии рисков.

Когда главный исполнительный директор приходит к выводу, что руководство приняло уровень риска, который может быть неприемлемым для организации, главный руководитель по аудиту должен обсудить этот вопрос со старшим руководством. Если главный исполнительный орган по аудиту определяет, что этот вопрос не был решен, Главный исполнительный директор должен сообщить об этом Совету.

Статус Положений о международной аудиторской практике. Положения о международной аудиторской практике (ПМАП) разрабатываются с целью предоставления практической помощи аудиторам в соблюдении стандартов и обеспечения надлежащей аудиторской практики.

Утвержденным текстом проекта для рассмотрения, стандарта или положения считается текст, опубликованный МФБ на английском языке. Организации – члены МФБ получают право на перевод данных документов после получения надлежащего разрешения МФБ с целью их опубликования на языке своей страны. Перевод документов осуществляется за счет организаций-членов и должен включать наименование организации, которая его подготовила, а также ссылку на то, что данный документ является переводом утвержденного текста.

Интерпретация Идентификация риска, принимаемого руководством, может наблюдаться посредством оценочной или консультационной работы, отслеживая ход действий, предпринимаемых руководством в результате предыдущей работы или другими способами. Ответственность за риск не несет Главный исполнительный директор по аудиту. Контроль окружающей среды. Отношение и действия совета и руководства относительно важности контроля внутри организации. Контрольная среда обеспечивает дисциплину и структуру для достижения основных целей системы внутреннего контроля.

Первое издание МСА на русском языке представляло собой важный шаг по переходу российских аудиторов на международные стандарты. Однако это издание изобиловало ошибками и неточностями, что вызывало нарекания тех российских аудиторов, которые были знакомы с англоязычным первоисточником. Издание МСА 1999 г. на русском языке еще проходило процедуру редактирования, когда международная федерация бухгалтеров IFAC выпустила на английском языке издание 2000 г. Это обстоятельство создало новые объективные предпосылки несовпадения самого последнего варианта МСА и российских разработок, основанных на официальном русском переводе 1999 г.

Контрольная среда включает в себя следующие элементы: Целостность и этические ценности. Философия и оперативный стиль управления. Присвоение полномочий и ответственности. Аппетит к риску Уровень риска, который организация готова принять. Деятельность по внутреннему аудиту Отдел, подразделение, группа консультантов или другие специалисты, которые предоставляют независимые услуги, а также оценки и консалтинговые цели, призванные повысить ценность и улучшить работу организации. Деятельность по внутреннему аудиту помогает организации достичь своих целей, применяя систематический и дисциплинированный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления, управления рисками и контроля.

В издании МСА 2001 г. ряд документов существенно отличается от издания 1999 г., кроме того, к этому времени появились новые стандарты. Текст нового перевода был взят российскими разработчиками за основу при подготовке новых российских федеральных стандартов аудита.

Международные аудиторские стандарты , разработан­ные в 1994 г., включают 45 стандартов и подразделяют­ся на следующие 10 групп: вводные замечания, ответ­ственность, планирование, внутренний контроль, ауди­торские доказательства, использование работы других (третьих) лиц, выводы и отчеты в аудите, специализи­рованные области, задания, положения по международ­ной практике аудита.

Кодекс этики Кодекс этики Института внутренних аудиторов состоит из Принципов, касающихся профессии и практики внутреннего аудита и Правил поведения, которые описывают ожидаемое поведение внутренних аудиторов. Этический кодекс применяется к обеим сторонам и организациям, предоставляющим услуги внутреннего аудита. Цель Кодекса этики - продвигать этическую культуру в профессии глобального внутреннего аудита. Конфликт интересов Любые отношения, которые не соответствуют или не соответствуют действительности в интересах организации.

Соблюдение Соблюдение правил, планов, процедур, законов, положений, контрактов или других требований. Обычно это включает независимую группу директоров. Если группы как таковой не существует, совет может ссылаться на направление организации. Совет может обратиться к комитету по аудиту, которому руководящий орган делегировал определенные функции. Планы управления, организует и направляет выполнение достаточных мер для обеспечения разумной уверенности в том, что цели и цели будут достигнуты. Надлежащий контроль присутствует, если руководство планировало и организовывало его таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что риски организации были эффективно устранены и что цели и задачи организации будут достигнуты эффективно и экономично.

Для регулирования аудита МСА используют 153 про­фессиональных ассоциации из 113 стран. Некоторые страны официально приняли МСА в качестве нацио­нальных стандартов. Большинство стран, в том числе Россия, применяют МСА как методологическую основу создания национальных стандартов. Подобный подход обеспечивает учет мирового опыта аудиторской деятельности, сопоставимость результатов аудита, выполненно­го в различных странах, способствует повышению качества аудиторской деятельности и профессионального уровня аудиторов.

Управление информационной технологией Элементы управления, которые поддерживают управление бизнесом и управление, а также обеспечивают общий контроль и технический контроль над инфраструктурой информационных технологий, такой как приложения, информация, инфраструктура и люди. Обязательные стандарты должны использовать слово, чтобы указать безусловное требование. Если Нормы используют слово, в случае, когда соблюдение ожидается, если при применении профессионального суждения обстоятельства не оправдывают отклонения.

Статус Статус внутренней ревизии является официальным документом, который определяет цель, полномочия и ответственность деятельности внутреннего аудита. Положение о внутренней ревизии устанавливает позицию внутренней ревизии в организации; разрешает доступ к записям, персоналу и физическим свойствам, связанным с выполнением аудиторской работы; и определяет сферу деятельности внутреннего аудита. Официальные руководящие принципы состоят из двух обязательных и настоятельно рекомендованных категорий.

МСА действуют при любом проведении независимого аудита и по мере необходимости могут применяться при оказании сопутствующих аудиту услуг.

В то же время МСА не превалируют над национальными. Помимо общих МСА существуют и специ­альные - стандарты и нормы прогнозов, планов, этики т.д.

ТЕМА 1. Общая характеристика системы международных стандартов аудита.

2. В других странах, где существуют национальные стандарты, именно они играют решающую роль, а международные стандарты просто принимаются к сведению профессиональными организациями (это наиболее развитые страны - Канада, Великобритания, США).

3. В третьих странах международные стандарты выступают в качестве базы для разработки национальных стандартов (Австралия, Бразилия, Индия, Россия).

В зависимости от особенностей национальной правовой системы МСА действуют либо непосредственно, являясь обязательными без какой-либо их конкретизации (в 34 странах), либо практически без изменений (в 35 странах).

Российский аудит выбрал третий подход к гармонизации с международными стандартами. Однако воплощение этого подхода в жизнь на разных этапах развития аудита в России различалось.

До недавнего времени перед отечественным аудитом стояла цель оформиться в подсистему рыночной экономики и утвердиться в общественном сознании как профессия. Можно с большой уверенностью констатировать, что эта цель успешно достигнута. В рамках первого этапа развития Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ были одобрены 39 правил (стандартов) аудиторской деятельности. Они представляли собой подробные инструкции аудитору для проведения проверки и существенно отличались от МСА значительно большей степенью детализации. Такое отступление от МСА было оправдано целью ознакомления российских аудиторов, их клиентов и пользователей аудиторских услуг с тем, что собой представляет аудит, его целями, задачами, особенностями процесса аудиторской проверки.

В настоящее время решается задача сближения правовой и нормативной базы отечественного аудита с практикой работы международной системы аудита. Правовые основы такого сближения заложены Федеральным законом от 01.01.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". В развитие этого нормативного акта Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (в ред. Постановлений Правительства РФ,) утверждено тридцать одно федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности. Новые российские правила (стандарты) аудита в большей степени приближены к МСА. Однако в чистом виде система МСА не может быть перенесена в аудиторскую практику России.

Можно выделить следующие ограничения неизменного переноса МСА в российскую систему аудиторских стандартов :

Во-первых, конструкция МСА абстрактна (не привязана к какому-либо национальному законодательству), а отечественные аудиторские стандарты должны базироваться на российском законодательстве.

Во-вторых, в национальных российских стандартах должна быть учтена специфика России.

В-третьих, разработка стандартов представляет собой творческий процесс, устраняющий неизбежные недостатки базовой конструкции.

Для современного российского аудита международные стандарты являются примером организации системы национальных правил аудиторской деятельности, обобщающим опыт тех стран, где аудит сложился и функционирует уже давно. Кроме того, в скором времени аудиторам на практике придется столкнуться с применением МСА при проведении аудиторских проверок, так как планируется, что наряду с обязательным применением МСФО некоторые российские организации должны будут предоставлять аудиторское заключение, составленное по правилам МСА.

Получить полный текст

Говоря о статусе МСА необходимо отметить, что в исключительных обстоятельствах аудитор может отступить от международного стандарта. Но в случае возникновения такой ситуации подобное отступление должно быть убедительно аргументировано. В частности, такое отступление возможно в целях более эффективного выполнения задач аудита.

Международные стандарты аудита подлежат применению только по существенным аспектам. Любое ограничение в отношении применимости отдельного стандарта разъясняется во введении к такому стандарту.

Международные стандарты аудита не отменяют национальных стандартов и положений, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране в части, не противоречащей международным стандартам. В случае, если по определенным аспектам национальные стандарты аудита отличаются либо противоречат международным, организации-члены МФБ должны привести в соответствие с международными принципы национальных стандартов.

1.2. Организация создания международных стандартов аудита

Международные стандарты аудита разрабатывает и выпускает Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants – IFAC). Международная федерация бухгалтеров (МФБ) является международным объединением лиц бухгалтерской профессии.

МФБ была основана 07 октября 1977 г. с целью координации на мировом уровне деятельности профессиональных организаций в области учета, финансовой отчетности и аудита. Целью Федерации является развитие профессии и приведение в соответствие глобальных стандартов бухгалтерской деятельности по всему миру с общественными интересами. Для ее достижения МФБ разрабатывает и распространяет технические, профессиональные и этические руководства и публикации, применяемые бухгалтерами в различных секторах деятельности; выражает свое мнение по различным профессиональным вопросам и способствует развитию национальных бухгалтерских объединений.

Штаб-квартира МФБ находится в Нью-Йорке, США. В настоящее время ее членами являются 156 профессиональных организаций из 114 стран.

В соответствии с политикой IFAC каждая страна должна быть представлена только одной организацией, которая общепринята в данной стране как наиболее авторитетная либо определена в законодательном порядке. Однако многие страны, например Великобритания, представлены в IFAC несколькими профессиональными организациями бухгалтеров.

Россия в МФБ представлена Институтом профессиональных бухгалтеров, а Российская коллегия аудиторов является ассоциированным членом данной организации.

Работа МФБ организована следующим образом. Руководит МФБ Совет, в состав которого входит по одному представителю от каждой организации – члена. Совет созывается раз в год для решения организационных вопросов и проведения выборов Правления. В состав Правления входят 15 стран, которые избираются на трехлетний срок и отвечают за разработку политики и контроль за работой МФБ, применением ее программ и работой технических комитетов Федерации. Заседания Правления проводятся 3 раза в год. Оперативное руководство осуществляет Секретариат МФБ, штаб-квартира которого находится в Нью-Йорке, а сотрудники представляют собой профессиональных бухгалтеров из различных стран мира. Вместе с органами управления над решением основных задач Федерации работают следующие комитеты: Комитет по международной аудиторской практике, Комитет по соответствию, Комитет по образованию, Комитет по финансовому и управленческому учету, Комитет по компаниям государственного сектора , Транснациональный комитет аудиторов. Для решения отдельных вопросов Совет МФБ периодически создает рабочие группы. В настоящее время действуют Рабочая группа по малому и среднему предпринимательству и Рабочая группа по борьбе с отмыванием денег.

Итак, миссией МФБ является всемирное развитие бухгалтерской профессии на основе гармонизированных стандартов с целью предоставления высококачественных услуг в интересах общества.

Для выполнения своей миссии в аудиторской области Совет МФБ учредил Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), призванный разрабатывать стандарты и положения в отношении аудита и сопутствующих услуг. Принятие этих стандартов способствует большей однородности аудита в мире, а также повышению качества услуг.

Методика работы над стандартами и положениями, принятая в МФБ, следующая:

· отбор тем, предназначенных для изучения;

· создание специальных подкомитетов;

· изучение в подкомитетах исходной информации и подготовка проектов для рассмотрения Комитетом;

· в случае утверждения проекта – представление его Комитетом на рассмотрение организациям – членам МФБ и международным организациям;

· рассмотрение комментариев и предложений Комитетом для внесения изменений;

· издание утвержденной новой редакции проекта в виде соответствующего стандарта или положения.

В настоящее время перед МФБ инвесторами и регулирующими органами поставлена задача принятия более жестких правил аудиторской деятельности , которые способствовали бы повышению достоверности финансовой отчетности и обеспечивали бы единство подхода к аудиту во всем мире. Вторым направлением усовершенствования МСА является перераспределение внимания на содержание стандартов отчетности.

Получить полный текст

Цель ужесточения ставится в последнее время и перед стандартами финансовой отчетности. В целях унификации намечается тенденция к сокращению альтернативных методов учета (так, например, в из МСФО исключен метод оценки ЛИФО). Это важно отметить, поскольку реформирование бухгалтерского учета в России наоборот связывается с появлением множественности вариантов учета, повышением роли учетной политики предприятия.

С международными аудиторскими стандартами тесно связана деятельность еще одного международного комитета - Международного комитета по стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Committee - IASC - КМСФО), штаб-квартира которого находится в Лондоне. Этот комитет выпускает международные стандарты бухгалтерского учета (международные стандарты финансовой отчетности - International Accounting Standards – IASs).

Стандарты финансовой отчетности и аудита – два разных набора документов, тесно связанных между собой.

Стандарты финансовой отчетности содержат требования к тому, как должен вестись учет и готовиться отчетность, что такое активы и пассивы, каким требованиям должны отвечать баланс и отчет о прибылях и убытках, как относить на издержки производственные затраты , как считать амортизацию основных средств и т. п.

Стандартами аудита устанавливается, как следует проводить аудит, планировать и документировать его процесс и результаты, как получать и анализировать аудиторские доказательства, изучать систему внутреннего контроля клиента, готовить аудиторское заключение и т. п. В аудиторском заключении обязательно должно быть указано, по каким правилам готовилась финансовая отчетность, которая подверглась аудиту.

Например, на практике возможна ситуация, когда аудит финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с российскими правилами учета, проводится в соответствии с международными стандартами (и по желанию западного инвестора составляется финансовая отчетность в соответствии с требованиями МСФО). Или обратная ситуация – организация готовит отчетность по международным правилам, а аудит такой отчетности проводится по российским стандартам. В этом случае для российских пользователей финансовой отчетности, в первую очередь налоговых органов, необходима подготовка бухгалтерской отчетности в формате российских правил.

Таким образом, знание и использование международных стандартов аудита и международных стандартов финансовой отчетности тесно взаимосвязано.

Соотношение международных стандартов финансовой отчетности и аудита

Международные стандарты аудита взаимосвязаны с международными стандартами финансовой отчетности. Взаимосвязь международных стандартов отчетности и аудита проявляется в следующем:

1. Единство терминологии, применяемой в международных стандартах финансовой отчетности и международных стандартах аудита;

2. Международные стандарты финансовой отчетности используются аудиторами в качестве критерия соответствия проверяемой отчетности установленным требованиям.

1.3. Система международных стандартов аудита

Международные стандарты аудита нельзя назвать устоявшейся системой документов, годами существующей в неизменном виде. Первое издание МСА появилось в 70-е гг. двадцатого столетия и обновляются Международной федерацией бухгалтеров ежегодно. Обычно вносимые изменения незначительны и имеют редакционный характер (перечень ежегодных изменений составляет около двух страниц и содержит уточнение отдельных фраз, ссылок и т. п.). Но раз в несколько лет обновление носит довольно радикальный характер. Появляются новые стандарты, серьезно изменяются действующие.

Последнее значительное изменение МСА произошло в декабре 2004 года. Одна из существенных новаций в системе Международных стандартов аудита – это появление международного стандарта контроля качества (МСКК 1) «Контроль качества для фирм, которые проводят аудиты и обзорные проверки исторической финансовой информации и другие задания по обеспечению уверенности и сопутствующим услугам». Кроме того, в системе МСА появился новый стандарт (единственный, не имеющий номера) – «Международные принципы заданий, обеспечивающих уверенность».

Введены новые стандарты по оценке рисков: МСА 315 «Понимание бизнеса предприятия, его среды и оценка риска существенного искажения» и МСА 330 «Процедуры аудитора, выполненные в ответ на оцененный риск». Существенно переработаны МСА 240 «Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества в ходе аудита финансовой отчетности», МСА 500 «Аудиторские доказательства», МСА 700 «Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности». Переработанный вариант стандарта МСА 700 - МСА 700R «Отчет (заключение) независимого аудитора по полному комплекту финансовой отчетности общего назначения» заменил действующий с 31 декабря 2006 года. Причины внесенных изменений обусловлены развитием мирового аудита (например, появление МСА 545 «Аудит измерения и раскрытия информации о справедливой стоимости» или ПМАП 1013 «Электронная коммерция – влияние на аудит финансовой отчетности»), и необходимостью реакции на бухгалтерско-аудиторские скандалы последних лет (МСКК 1, МСА 240, МСА 315, МСА 330).

Получить полный текст

При проведении аудита по международным стандартам аудиторские фирмы должны руководствоваться оригиналом Международных стандартов аудита. Последний по времени выпуска официальный сборник этих стандартов подготовлен Международной федерацией бухгалтеров (IFAC) - Handbook of international auditing, assurance, and ethics pronouncements (2006 edition).

Классификация Международных стандартов аудита по заданиям и Положений о международной аудиторской практике

Группы стандартов (положений)

Номера и наименования МСА и ПМАП

1 Международные стандарты контроля качества

Контроль качества для фирм, которые проводят аудит и обзорные проверки отчетной финансовой информации и другие задания по обеспечению уверенности и сопутствующим услугам

Основные принципы

Международные принципы заданий, обеспечивающих уверенность

100-199 Введение

200-299 Общие принципы и обязанности

200 Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности

210 Условия аудиторских заданий

220R Контроль качества аудита отчетной финансовой информации

230 Документирование

240 Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества при аудите финансовой отчетности

1010 Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности

1012 Аудит производных финансовых инструментов

1013 Электронная коммерция – влияние на аудит финансовой отчетности

1014 Отчеты аудиторов о соответствии международным стандартам финансовой отчетности

Международные стандарты для заданий по обзорным проверкам

2400 Задания по обзору финансовой отчетности

2410 Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполненной независимым аудитором

Международные стандарты по заданиям, обеспечивающим уверенность

3000R Задания по обеспечению уверенности, отличные от аудита или обзорных проверок финансовой отчетности

3400 Проверка прогнозной финансовой информации

Международные стандарты по сопутствующим услугам

4400 Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации

4410 Задания по компиляции финансовой отчетности

Стандарты второй группы «Общие принципы и обязанности» объединены тем, что в них определяются обязанности, возлагаемые на аудитора и руководство аудируемого лица при проведении аудита финансовой отчетности.