5. Для получения лицензии заявитель представляет в соответствующий орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, следующие документы:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

наименования, организационно-правовой формы и местонахождения предприятия;

идентификационного номера налогоплательщика;

даты уплаты предприятием государственной пошлины за предоставление лицензии;

сведений о наличии допуска к государственной тайне у руководителя предприятия;

адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности;

реквизитов правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, необходимые для осуществления заявленного вида деятельности на срок действия лицензии, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

вида деятельности, на осуществление которого должна быть выдана лицензия;

срока действия лицензии;

подтвержденной в установленном порядке степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми заявитель предполагает проводить работы;

формы предоставления лицензии (на бумажном носителе или в электронной форме (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью));

б) копии учредительных документов юридического лица;

в) копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, необходимые для осуществления заявленного вида деятельности на срок действия лицензии, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

г) копия договора об оказании услуг (в случае использования заявителем услуг структурного подразделения по защите государственной тайны другой организации).

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. N 749 настоящее Положение дополнено пунктом 17

17. За предоставление лицензирующим органом лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, и продление срока действия лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

_____________________________

* Функции Межведомственной комиссии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 1994 г. N 614 временно возложены на Государственную техническую комиссию при Президенте Российской Федерации.

Компании, которые работают над строительными и монтажными операциями на режимных объектах, которые используют сведения, составляющие государственную тайну, сталкиваются с тем, что им необходимо получить лицензию ФСБ.

Процедура получения лицензии ФСБ на проведение секретных работ связанных с гостайной проходит в несколько этапов:

I этап:

Ходатайство, допуск на генерального директора и договор с РСП

  1. Необходимо заключить договор с организацией на оказание услуг по защите государственной тайны (договор на режимное обслуживание) .
  2. Необходимо наличие Заказчика секретных работ, который направит материалы на допуск Ген. директора с проведением проверочных мероприятий.
  3. Так же Заказчик секретных работ направляет в УФСБ РФ по г. Москве и Московской области Ходатайство о намерение привлекать организацию к конкретному виду работ, согласно Перечню сведений, подлежащему засекречиванию.
  4. Внесение в Устав организации изменений касаемо государственной тайны (желательно сделать до прохождения этапа спецэкспертизы, но не обязательно т.к. эксперт выпишет гарантийное обязательство внести изменения в течение 6 мес. с даты подписания данного обязательства).

II этап:

Лицензирование ООО, спецэкспертиза и аттестация руководителя

После полученного допуска на Ген. директора, полученного Ходатайства от Заказчика работ и подписанного договора с РСП.

  1. В УФСБ РФ по г. Москве и Московской области сдается Заявление с полным комплектом документов и оплаченной гос. пошлиной (в случае сдачи неполного комплекта документов выписывается отказ в рассмотрении).
  2. УФСБ выписывает предписание на проведение Аттестационным Центром специальной экспертизы (Спецэкспертиза) предприятия и государственной аттестации Ген. директора.
  3. После получения акта спецэкспертизы и акта государственной аттестации (на основании которых выдается лицензия) УФСБ рассматривает все материалы дела и выдает лицензию.

Срок получения лицензии ФСБ по г. Москве – от 6 месяцев.

* в стоимость включены все услуги (ходатайство, обучение, аттестация и т.д.), дополнительных затрат не требуется

В каких случаях, требуется лицензия ФСБ

  • на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну 2-ой (совершенно секретно) и 3-ей (секретно) формы секретности;
  • на осуществление работ, связанных с созданием средств защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну;
  • на осуществления мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны.

Мы предлагаем комплексные решения для получения лицензии ФСБ. Работаем в соответствии с законодательными актами и инструкциями курирующих органов

Чем мы отличаемся от конкурентов

Наша компания помогает организациям получить лицензию максимально быстро. Любые проблемы, с которыми вы можете столкнуться в процессе самостоятельного оформления этого документа, мы поможем вам разрешить быстро и просто. Мы консультируем, советуем, объясняем, а также помогаем вам подготовить все необходимые документы, которые у вас потребуют в аттестационной комиссии. Помимо этого мы работаем с теми организациями, которые уже получили лицензию ранее. Для них мы оказываем услуги иного рода. Мы помогаем обеспечить необходимый уровень защиты информации для тех, кто работает с государственной тайной.

Полезная информация о лицензии ФСБ

Государственная тайна – это информация, которая касается военных, внешнеполитических, финансовых, разведывательных, оперативных или розыскных мероприятий и операций, и ее разглашение может повлечь за собой ущерб безопасности страны. Допуск к государственной тайне – это операция, в результате которой некоторый гражданин страны получает доступ к закрытым сведениям, которые являются частью государственной тайны, а организация – право проводить работы с оглядкой на данную секретную информацию. Доступ к информации, которая приравнивается к государственной тайне - это разрешение некоторому лицу получить сведения, которые являются секретными и их разглашение может стать опасным для безопасности страны. Чтобы получить право работать с государственной тайной, организация или предприятие обязаны получить специальную лицензию, которая выдается в порядке, установленном Правительством РФ.

THE MECHANISM OF RECEIVING THE LICENSE FOR THE RIGHT TO WORK WITH USING THE INFORMATION, WHICH CONNECT WITH THE STATE SECRETS

Madlena Vorontsova

assistant of St. Petersburg state economic university constitutional rights chair,

Russia, St. Petersburg

Daria Tcvetkova

student of St. Petersburg state economic university,

Russia, St. Petersburg

АННОТАЦИЯ

В статье освещаются некоторые вопросы охраны государственной тайны как важнейшего условия обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Особое внимание уделяется изучению установленного законодательными и подзаконными актами порядка организации работ при подготовке предприятия к получению лицензии на право осуществления деятельности с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

ABSTRACT

In article some questions of protection of the state secrets as the most important condition of ensuring information security of the Russian Federation are taken up. Special attention is paid to studying established legislative and bylaws of an order of the organization of works by preparation of the entity for receipt of the license for the right of implementation of activities with use of the data which are the state secrets.

Ключевые слова: государственная тайна, информационная безопасность, механизм лицензирования.

Keywords: state secrets, information security, licensing mechanism.

XXI век – век технологий и информации. Социальная ценность информации в настоящее время столь высока, что право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом отнесено в Основном законе Российской Федерации к числу конституционных прав и свобод человека и гражданина (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ . На этапе современного развития информатизации сведения все чаще становятся предметом гражданского оборота с участием предприятий, учреждений и организаций. При этом гражданско-правовые сделки, в которых объектом регулирования выступает информация, зачастую касаются «жизненно важных интересов» личности, общества и государства . Наибольшую значимость в этой связи приобретает такое комплексное средство правового воздействия как правовой режим государственной тайны . Согласно ст. 2 Федерального закона № 5485-1 от 21.07.1993 г. (в ред. от 08.03.2015 г.) «О государственной тайне» государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Осведомленность информацией, ставящей под угрозу интересы национальной безопасности, необходимо, прежде всего, сопрягать с выполнением требований об обеспечении ее сохранности .

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Федеральным законом «О государственной тайне». К государственной тайне могут быть отнесены следующие сведения: сведения в военной области, сведения в области экономики, науки и техники, сведения в области внешней политики и экономики, сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности (ст. 5 Федерального закона «О государственной тайне» . Подробный перечень каждого из видов сведений, составляющих государственную тайну, и механизм отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, устанавливается на основании Федерального закона «О государственной тайне», в частности, Указом Президента РФ от 24.01.1998 г. (в ред. от 28.02.2016 г.) «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» и Постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 г. № 870 (в ред. от 18.03.2016 г.) «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» .

Передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 закона «О государственной тайне» находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан – соответствующего допуска.

Ответственность за незаконное получение информации, относящейся к государственной тайне, регламентируется статьей 283.1 Уголовного кодекса Российской Федерации «Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну» и наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет .

Если организация или предприятие желает получить лицензию на осуществление деятельности с использованием государственной тайны, в первую очередь, следует создать в организации условия, которые предусмотрены требованиями действующих нормативных актов, необходимых для надежной защиты сведений, составляющих государственную тайну (речь идет, прежде всего, о таком нормативно-правовом акте как Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 г. № 333 (в ред. от 24.12.2014 г.) «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» .

На основании инструкции «О порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 г. № 63 , допуск к государственной тайне производится при реализации трех обязательных процедур:

1. написание и отправка в орган безопасности заявления на оформление допуска с приложением к нему анкетных материалов и учетных форм, предусмотренных п. 33 Инструкции № 63-2010 г. ;

2. проведение органом безопасности проверки лица, оформляющего допуск;

3. вынесение решения о допуске лица к государственной тайне.

Прежде чем начать процесс допуска к государственной тайне руководителя компании, заказывающая организация в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О государственной тайне» обязана запросить у органа исполнительной власти санкцию на их передачу .

Следующий этап механизма получения лицензии на право осуществления работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, заключается в формировании и отправке в органы безопасности пакета документов, перечисленных в пункте 5 Постановления Правительства РФ от 15.04.1995 г. № 333 :

1) заявления на имя начальника Управления ФСБ России по выбранному региону о выдаче лицензии. Заявление подписывается только руководителем организации-заявителя либо лицом, исполняющим его обязанности:

2) копии устава организации-заявителя, заверенной у нотариуса;

3) копии свидетельства о постановке организации-заявителя на учет в налоговом органе, заверенной нотариусом;

4) копии свидетельства о внесении записи об организации в Единый государственный реестр юридических лиц, заверенной нотариусом;

5) копии свидетельства о регистрации права собственности либо копии договора аренды здания (сооружения), в пределах которого находятся помещения, используемые для проведения секретных работ;

6) копии уведомления заказчика о необходимости обращения в лицензирующий орган за получением лицензии на проведение секретных работ.

Затем проводится экспертиза организации для удостоверения готовности ее к осуществлению выбранного рода деятельности.

В случае отрицательного заключения финансовые средства, перечисленные организации, проводившей специальную экспертизу, возврату не подлежат, а организация оказывается перед необходимостью повторной подачи в лицензирующий орган пакета заявительных документов.

Последним этапом назначается государственная аттестация руководителя организации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну.

В соответствии с пунктом 11 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной аттестации, утвержденных решением Межведомственной комиссии от 13.03.1996 г. № 3, руководитель организации, получивший лицензии на работу с государственной тайной, обязан пройти в течении первых 3-х месяцев со дня назначения государственную аттестацию .

После прохождения всех указанных выше этапов лицензирующий орган приступает к подготовке итоговых документов. По административному регламенту, утвержденному решением межведомственной комиссией от 13.03.1996 № 3, на оформление лицензии территориальному органу ФСБ отводится не более 7 дней. В это время организация должна оплатить стоимость экспертизы, оплатить государственную пошлину за получение бланка лицензии .

Иногда лицензия на работу с государственной тайной требуется филиалам организации. В этом случае необходимо наличие лицензии у головной организации. Поэтому филиалу выдается копия лицензии головной организации. Если же работать с государственной тайной требуется не всему филиалу, а отдельным сотрудникам, то эти сотрудники могут быть допущены к работе руководителем головной организации по общей номенклатуре должностей, т. е. дополнительная документация не требуется, кроме наличия лицензии у головной организации.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что в современный период лишь то государство может рассчитывать на лидерство в экономической, военно-политической области, иметь стратегическое и тактическое преимущество, поддерживать преимущество по ряду передовых технологий, которое надежно охраняет свою государственную тайну . Это требует дальнейшего совершенствования законодательной регламентации административных процедур обеспечения информационной безопасности, поиска новых организационно-правовых средств и мер, образующих государственно-правовой механизм обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации.

Список литературы:

  1. Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.А. Вуса и А.В. Федорова. СПб.: Изд-во Юридический центр Пресс, 2003. 610 с.
  2. Инструкция «О порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 г. № 63 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.11.2012 № 1123, от 18.03.2016 № 214) // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения: 13.11.2016).
  3. Конституция Российской Федерации. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения: 13.11.2016).
  4. Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 г. № 870 «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности». (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.01.2008 № 8, от 22.05.2008 № 384, от 18.03.2016 № 214) // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения: 13.11.2016).
  5. Постановления Правительства РФ от 15.04.1995 г. № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.04.1996 № 509, от 30.04.1997 № 513, от 29.07.1998 № 854, от 03.10.2002 № 731, от 17.12.2004 № 807, от 26.01.2007 № 50, от 22.05.2008 № 384, от 31.03.2010 № 200, от 24.09.2010 № 749, от 03.11.2011 № 898, от 05.05.2012 № 445, от 24.12.2014 № 1469) // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения 13.11.2016).
  6. Решение Межведомственной комиссии от 13.03.1996 г. № 3. (с изм. от 27.11.2001) // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения: 13.11.2016).
  7. Уголовный кодекс Российской Федерации (ред. от 06.07.2016) // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения 13.11.2016).
  8. Указ Президента РФ от 24.01.1998 г. «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». (ред. от 10.10.2016) // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения 13.11.2016).
  9. Федеральный закон № 5485-1 от 21.07.1993 г. «О государственной тайне» (в ред. от 08.03.2015) // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения: 13.11.2016).
  10. Фомин А.А. Некоторые теоретико-правовые аспекты обеспечения информационной безопасности // Конституционные основы информационной политики в России и за рубежом: Материалы IV Международного Конституционного Форума, посвященного 95-летию юридического факультета СГУ имени Н.Г. Чернышевского (Саратов, 12–15 декабря 2012 г.). Выпуск 4. Часть 1: Сборник научных статей. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2013. С. 302–305.
  11. Фомин А.А. Юридическая безопасность государства как особого субъекта российского права // Право и политика. Научный юридический журнал. 2005. № 3. С. 68–73.
  12. Фомин А.А. Правовое образование, правосознание и юридическая безопасность: проблемы взаимообусловленности в современном обществе // Право и образование. 2005. № 3. С. 77–87.
  13. Фомин А.А. Чрезвычайное законодательство в Российском государстве: Теория. История. Практика: Монография. Пенза: Информационно-издательский центр Пенз. гос. ун-та, 2002. 246 с.
  14. Федеральный закон от 06.10.1997 № 131-ФЗ «О государственной тайне» // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения: 13.11.2016).
  15. Федеральный закон от 12.11.2012 № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения: 13.11.2016).

В соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, ст. 4673; 2003, N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4449; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6055, 6079; 2009, N 29, ст. 3617; 2010, N 47, ст. 6033; 2011, N 30, ст.4590), пунктом 28 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 7, ст. 762), приказываю:

1. Утвердить:

перечень медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно приложению N 1;

Порядок получения справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно приложению N 2;

форму справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно приложению N 3.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 марта 1999 г. N 83 "О Перечне медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июня 1999 г. N 1796).

Министр Т. Голикова

Приложение N 2

Порядок получения справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну

1. Настоящий Порядок определяет правила получения должностными лицами и гражданами Российской Федерации (далее - граждане) справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну (далее - Справка).

2. Справка выдается гражданам врачебными комиссиями медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям "психиатрия" и "психиатрия-наркология", "неврология" (далее - медицинские организации).

3. Граждане, обратившиеся в медицинскую организацию для получения Справки, предъявляют документ, удостоверяющий личность.

4. В целях определения наличия (отсутствия) у гражданина заболеваний, включенных в перечень медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, предусмотренный приложением N 1 к настоящему приказу (далее - Перечень), обследование граждан включает осмотр врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом, врачом-неврологом.

Сведения о проведенном обследовании заносятся в медицинскую карту амбулаторного больного по форме, принятой в медицинской организации.

5. При отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, врач-специалист вносит медицинское заключение в Справку по форме, предусмотренной приложением N 3 к настоящему приказу, с указанием даты обследования, которое заверяется личной печатью и подписью врача, проводившего обследование.

В случае, если обследование проводилось в разных медицинских организациях, каждое медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, заверяется печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации, где проводилось обследование.

6. Медицинское заключение врачей-специалистов утверждается врачебной комиссией медицинской организации и заверяется печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации.

7. В случае выявления у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, Справка не выдается.

8. Справка действительна в течение

1 года со дня ее выдачи.

1.3. Специальная правовая подготовка руководителя организации.

Одним из условий для получения организацией лицензии на осуществление секретных работ является государственная аттестация ее руководителя.

Государственная аттестация проводится сотрудниками органа безопасности, как правило, в форме собеседования и ставит своей целью оценку фактического уровня знаний руководителем требований нормативно-правовых актов в области защиты государственной тайны.

Необходимость проведения государственной аттестации базируется на положениях пункта 7 статьи 20 Федерального Закона «О государственной тайне», возлагающего ответственность за обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, на руководителей органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, использующих эти сведения.

Руководитель организации должен детально изучить существующие нормы:

Федеральный Закон «О государственной тайне»;

Инструкцию «О порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 г. № 63;

Положение «О лицензировании…», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.95 г. № 333;

Федеральный Закон «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации»,

В соответствии с пунктом 6 «Методических рекомендаций по организации и проведению государственной аттестации руководителей…», утвержденных решением межведомственной комиссии по защите государственной тайны от 13.03.1996 г. № 3, от государственной аттестации освобождается лицо, прошедшее курс обучения и имеющее свидетельство установленного образца об освоении специальных программ в учебных заведениях, уполномоченных осуществлять подготовку (повышение квалификации) специалистов по вопросам защиты информации, составляющей государственную тайну.

В Мурманске по программе “Защита государственной тайны” (в зачет государственной аттестации руководителей) проводятся в очно-заочной форме. Курсы организуется ООО “РегионПротэкт”, а учебным заведением является ОУДПО «СЗЦКЗИ» (г. Санкт-Петербург), который решением Межведомственной комиссии по защите государственной тайны № 130 от 08 августа 2008 года включен в Перечень учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по указанным программам.

Законодательство допускает любую форму подготовки граждан по вопросам защиты государственной тайны. Обучения в аккредитованных образовательных учреждениях является достаточно действенным и оправданным методом, так как наряду с необходимыми знаниями даёт возможность получить персональные консультации специалистов, занятых в области защиты государственной тайны, обменяться мнениями с другими руководителями, выработать правильные методы к комплексному подходу реализации механизмов защиты информации, получить необходимые исходные данный для разработки организационно-распорядительной документации.

2. Формирование и направление в лицензирующий орган пакета заявительных документов, необходимых для получения лицензии.

Перечень указанных документов определен в пункте 5 Положения «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 г. № 333, и включает в себя:

1) Заявление на имя Начальника Управления ФСБ России по Мурманской области о выдаче лицензии с указанием:

Наименования и организационно-правовой формы, места нахождения Вашей организации, адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, номера расчетного счета в банке и наименования банка;

Вида деятельности, на которую выдается лицензия, срока ее действия;

Максимальной степени секретности сведений, которые будут использоваться Вашей организацией при проведении секретных работ, подтвержденной уполномоченным органом власти либо организацией (в качестве такого подтверждения может рассматриваться санкция органа власти, разрешающая Заказчику передать Вам сведений, составляющие государственную тайну);

Сведений о наличии допуска к государственной тайне у руководителя Вашей организации, а также сведения о возможном наличии в уставном (складочном) капитале Вашей организации доли (долей) иностранных физических или юридических лиц;

Лица, который от имени организации будет заниматься вопросами получения лицензии, и его контактного телефона.

При выборе формы организации режима секретности с использованием услуг по защите государственной тайны базового предприятия, данный факт также оговаривается в заявлении со ссылкой на номер заключенного договора.

Заявление подписывается только руководителем организации-заявителя либо лицом, исполняющим его обязанности.

2) Копию устава организации-заявителя, заверенную у нотариуса.

3) Копию свидетельства о постановке организации-заявителя на учет в налоговом органе, заверенную нотариусом.

4) Копию свидетельства о внесении в записи о Вашей организации Единый государственный реестр юридических лиц, заверенную нотариусом.

5) Копию свидетельства о регистрации права собственности либо копию зарегистрированного в Росреестре договора аренды здания (сооружения), в пределах которого находятся помещения, используемые для проведения секретных работ.

6) Копию ходатайства Заказчика о необходимости получения лицензии на проведение секретных работ.

7) Организации, заключившие договор об использовании услуг по защите государственной тайны, помимо перечисленных выше документов, также предоставляют:

Копию (либо один из экземпляров) договора об использовании услуг по защите государственной тайны;

Копию лицензии на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг по защите государственной тайны организации, с которой Заявителем заключен соответствующий договор.

8) К пакету заявительных документов может быть также приложена копия свидетельства о прохождении руководителем организации-заявителя курсов подготовки (повышения квалификации) по программе защиты информации, составляющей государственную тайну.

Управление ФСБ России по Мурманской области рассмотрит представленные Вами документы на предмет их соответствия действующим требованиям и назначит проведение специальной экспертизы Вашей организации.

3. Проведение специальной экспертизы организации-заявителя.

Согласно пункту 10 Положения «О лицензировании…», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.95 г. № 333 (далее также Положение № 333), специальная экспертиза предприятия (организации) проводится путем проверки выполнения требований нормативно-методических документов по режиму секретности, противодействию иностранным техническим разведкам и защите информации от утечки по техническим каналам, а также соблюдения других условий, необходимых для получения лицензии.

В Мурманской области специальные экспертизы проводятся силами экспертной комиссии Управления ФСБ России по Мурманской области, а также по его поручениям – аттестационными центрами, имеющими лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг по защите государственной тайны.

Специальная экспертиза подпунктом 6 пункта 10 Положения № 333 отнесена к числу платных государственных услуг, расходы по которой относятся на счет заявителя. При этом, размер договорной суммы определяется органом (организацией), проводящим специальную экспертизу, исходя из имеющихся расчетных методик и предполагаемого объема работ.

Вступая в данную фазу лицензионного процесса, Вы должны учитывать, что:

Проведение специальной экспертизы требует присутствия руководителя организации (либо лица, исполняющего его обязанности, сотрудника, ответственного за ведение секретного делопроизводства, начальника (либо назначенного им работника) отдела кадров, а также руководителей и представителей иных подразделений организации, привлекаемых к выполнению секретных работ;

При проведении специальной экспертизы экспертной комиссией могут быть затребованы материалы о взаимоотношениях Вашей организации с фирмами контрагентами, подрядчиками, поставщиками и т.д., зарегистрированными как в Российской Федерации, так и за рубежом, а также о планируемых Вами деловых контактах с иностранными компаниями, ожидаемых визитах делегаций иностранных специалистов и прочее;

Срок проведения специальной экспертизы может быть существенно сокращен, если Вы заблаговременно подготовите все материалы, которые имеют отношению к данному виду деятельности;

Результатом работы экспертной комиссии является акт специальной экспертизы, отражающий объективные данные о степени готовности Вашей организации к осуществлению работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и вывод экспертной комиссии о возможности выдачи лицензии. Внимание: в случае отрицательного заключения финансовые средства, перечисленные организации, проводившей специальную экспертизу, возврату не подлежат, а Вы окажетесь перед необходимостью повторной подачи в лицензирующий орган пакета заявительных документов.

4. Проведение государственной аттестации руководителя организации.

В соответствии с пунктом 11 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной аттестации, утвержденных решением Межведомственной комиссии от 13.03.96 г. № 3, вновь назначенный руководитель организации, имеющей лицензию на проведение секретных работ, обязан пройти государственную аттестацию в трехмесячный срок со дня его назначения на должность.

5. Получение лицензии.

После реализации всех перечисленных выше стадий лицензионного процесса сотрудники лицензирующего органа осуществляют подготовку итоговых документов, в том числе и непосредственно бланка лицензии. Административный регламент по исполнению государственной функции лицензирования, утвержденный Приказом ФСБ России от 27.01.09 г. № 75 , отводит на это 7 дней. В указанный период необходимо оплатить государственную пошлину за получение бланка лицензии, которая на основании подпункта 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2012 составляет 6000 рублей.
Бланк лицензии выдается при предоставлении документов, подтверждающих факт названных выше выплат, на руки руководителю организации либо иному ее сотруднику, имеющему доверенность установленной формы.

Особенности лицензирования филиалов.

Лицензия на проведение секретных работ требуется организациям, имеющим сеть филиалов, расположенных как в границах одного, так и в различных субъектах Российской Федерации. Процесс лицензирования подобных организаций имеет некоторые специфические моментами. Определяющим аспектом здесь является наличие объективной необходимости в привлечении филиалов к производству работ, связанных с использованием носителей сведений, составляющих государственную тайну, непосредственно по месту их дислокации. При этом, следует учитывать следующее:

1. Филиал не может получить лицензию на проведение секретных работ, если такой лицензией не обладает его головная организация. Заявление на получение лицензии подается головной организацией, а в тексте заявления указываются все адреса (филиалы), по которым планируется производство работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

2. Процедура формирования в филиале системы защиты сведений, составляющих государственную тайну, подчиняется общим требованиям, то есть предполагает создание в структуре филиала соответствующего подразделения (либо заключение договора об использовании услуг по защите государственной тайны) и государственную аттестацию его руководителя.

3. После выполнения мероприятий, предусмотренных Положением «О лицензировании…» № 333, в случае положительного заключения специальной экспертизы и государственной аттестации руководителя, филиалу выдается копия лицензии головной организации.

4. Если объективная необходимость в использовании филиалом носителей сведений, составляющих государственную тайну, отсутствует, однако имеется потребность в выполнении его сотрудниками отдельных работ на территории либо в интересах других режимных предприятий, то эти сотрудники могут быть допущены к государственной тайне решением руководителя головной организации по общей номенклатуре должностей. При этом предоставления какого-либо дополнительного разрешительного документа, кроме лицензии самой головной организации, не требуется.

Ответственность за нарушения в области защиты государственной тайны.

Статьей 31 Федерального Закона «О государственной тайне» функции межведомственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны в органах власти, на предприятиях, учреждениях и в организациях возложены на Федеральную службу безопасности Российской Федерации. Непосредственно на местах эти функции реализуются через территориальные управления ФСБ России.

Основной формой осуществления межведомственного контроля является проведение проверок обеспечения сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в организациях, их использующих.

В случае, если в результате проверки экспертной комиссией будут выявлены нарушения действующих в указанной области требований, то, в зависимости от характера этих нарушений и тяжести наступивших последствий, органом безопасности могут быть приняты решения:

О привлечении организации либо конкретного должностного лица к административной ответственности, предусмотренной статьями 13.12 часть 3 (нарушение условий действия лицензии) или 13.13 часть 2 (осуществление секретных работ без лицензии) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

О привлечении руководителя организации к административной ответственности, предусмотренной ст.ст. 19.5 (неисполнение представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации) или 19.6 (неисполнение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения);

О приостановке действия лицензии на проведение секретных работ до устранения организацией выявленных нарушений режима секретности и предпосылок к утечке сведений, составляющих государственную тайну;

Об аннулировании (отзыве) лицензии на проведение секретных работ (если вскрытые нарушения не позволяют предоставить организации в дальнейшем право заниматься деятельностью с использованием сведений, составляющих государственную тайну).

Передача сведений, составляющих государственную тайну, лицу, не имеющему оформленного установленным порядком допуска к государственной тайне, подпадает под признаки преступления, предусмотренного статьей 283 Уголовного кодекса Российской Федерации, а утрата документов, содержащих такие сведения – под признаки преступления, предусмотренного статьей 284 УК России.