Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Разъяснения специалиста

В соответствии со ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами. С 01.01.2015 вступают в силу положения Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 421-ФЗ), значительно ужесточающие ответственность работодателей за нарушение трудового законодательства. Об этих изменениях мы и поговорим в статье.

Общие положения

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административнымправонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ ). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ ).

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом подразумевается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо указанных в ст. 4.5 КоАП РФ . Согласно внесенным в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ Федеральным законом № 421-ФЗ изменениям начиная с 01.01.2015 за нарушение трудового законодательства РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднееистечения одного года со дня совершения административного правонарушения.

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ ).

В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в частности, являются:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Ответственность за нарушение трудового законодательства

Согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (в редакции, действующей с 01.01.2015) нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. В настоящее время, помимо штрафа, юридическое лицо может быть также подвержено административному приостановлению деятельности на срок до 90 суток.

В случае повторного совершения административного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, на должностное лицо может быть наложен административный штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет. Юридическое лицо может быть подвержено административному штрафу в размере от 50 000 до 70 000 руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ ). В настоящее время предусмотрена только дисквалификация должностного лица на срок от одного года до трех лет.

Кроме того, следует отметить, что Федеральным законом № 421-ФЗ вводится ответственность за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор). Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 руб., а на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб. (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ ).

Напомним, что в силу ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается.

Необходимо отметить, что представителем работодателя в указанном случае является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом.

В случае уклонения от оформления или ненадлежащего оформления трудового договора либо заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, может быть наложен административный штраф:

  1. на должностных лиц - в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
  2. на юридических лиц - в размере от 50 000 до 100 000 руб. (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ ).
В силу ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 или 3 ст. 5.27 КоАП РФ , лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5 000 руб.; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб.

Ответственность за нарушение требований охраны труда

Федеральным законом № 421-ФЗгл. 5 КоАП РФ дополнена новой ст. 5.27.1 , устанавливающей ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ.

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда. Совершение данного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 - 4 ст. 5.27.1 влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 5 000 руб., а на юридических лиц - от 50 000 до 80 000 руб. Напомним, что государственные нормативные требования охраны труда устанавливаются Трудовым кодексом (разд. X ), федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. Напомним, что с 01.01.2014 бюджетные учреждения вместо аттестации рабочих мест по условиям труда обязаны проводить специальную оценку условий труда. В соответствии с Законом об оценке труда под специальной оценкой условий труда понимается единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Исходя из ст. 8 Закона об оценке труда обязанности по организации и финансированию специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Указанная процедура проводится совместно работодателем и организацией (организациями), соответствующей(ими) требованиям ст. 19 Закона об оценке труда и привлекаемым(ими) работодателем на основании гражданско-правового договора.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте осуществляется не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Законом об оценке труда. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Результаты специальной оценки условий труда оформляются отчетом, разрабатываемым организацией, проводящей оценку, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. При этом работодатель знакомит работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись в срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета.

Отчет составляется организацией, проводящей специальную оценку условий труда, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона об оценке труда в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, учреждение подает в государственную инспекцию труда по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Эта декларация действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. По истечении обозначенного срока и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, названных в ч. 5 ст. 11 Закона об оценке труда , срок действия декларации считается продленным на следующие пять лет.

В силу ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб., а на само бюджетное учреждение - от 60 000 до 80 000 руб.

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда. В силу ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Статьей 212 ТК РФ установлена обязанность работодателя по недопущению к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда. Напомним, что указанное обучение должно осуществляться в порядке, установленном Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» .

Согласно ст. 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности к выполнению поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Согласно медицинским рекомендациям указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» .

В соответствии со ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения бюджетные учреждения, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны проводить в соответствии с требованиями Закона о безопасности дорожного движения и Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ) обязательные медицинские осмотры и мероприятия по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Бюджетные учреждения обязаны проводить следующие обязательные медицинские осмотры:

  • предварительные - проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств;
  • периодические - проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства;
  • предрейсовые - проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб;
  • послерейсовые - проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров установлен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» .

В силу ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 руб., а на юридических лиц - от 110 000 до 130 000 руб.

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты. Согласно ст. 209 ТК РФ под средствами индивидуальной и коллективной защиты работников понимаются технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. На основании ст. 221 ТК РФ работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства на работах:

  1. с вредными и (или) опасными условиями труда;
  2. выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н .

В силу ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 руб., а на юридических лиц - от 130 000 до 150 000 руб.

Необходимо отметить, что под средствами индивидуальной защиты в ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ понимаются средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза от 09.12.2011 № 878 «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2-му классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику. Согласно п. 5.5 указанного регламента при выборе форм подтверждения соответствия средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю:

  1. 1-й класс - средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия;
  2. 2-й класс - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.
Повторное правонарушение. Совершение повторного правонарушения, предусмотренного ч. 1 - 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ , может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, а на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Невыполнение либо ненадлежащее выполнение предписания

В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, оуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ. Указанный порядок содержится в Положении о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права , утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее - Положение № 875).

Согласно п. 15 Положения № 875 по результатам проверки государственные инспекторы труда принимают меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений работодателями обязательных требований, а также привлечению виновных в их нарушении лиц к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Так, в случае выявления при проведении проверки нарушений контрольный орган:

  • направляет проверяемой организации предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
  • принимает меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, а также по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Невыполнение требований предписания в силу ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 1 000 до 2 000 руб., а на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.

Однако начиная с 01.01.2015 ответственность за совершение данного правонарушения будет регулироваться новой ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ согласно которой, невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, а на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб.

Решения суда по применению ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ?

Решения суда по применению ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.Решение Советского районного суда г. Тулы от 01.11.2017 № 12-350/2017.

Вопрос: Прислать пару судебных решений судов тульской области по применению ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (не выплата отпускных)

Судья Советского районного суда г. Тулы Стрижак Е.В., рассмотрев жалобу управляющего партнера ООО «Мастер права - правовое сопровождение бизнеса» Косякина К.С., зарегистрированного по адресу:

на постановление № от 27.09.2017г. о назначении административного наказания, вынесенного государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Тульской области Антиповой А.В. о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст.5.27 КоАП РФ,

установил:

постановлением № от 27.09.2017г., вынесенного государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Тульской области Антиповой А.В., управляющий партнера ООО «Мастер права-правовое сопровождение бизнеса» Косякин К.С. привлечен к административной ответственности по ч.б ст.5.27 КоАП РФ и ему назначено наказание виде штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, Косякин К.С. обратился в суд с жалобой, в которой указывает, что его действия ошибочно квалифицированы как правонарушение, предусмотренное ст. 5.27 КоАП РФ, поскольку у него не было умысла необоснованно удерживать выплату Кузиной Л.С, недоплаченная ей сумма в размере 1 700 руб., по мнению заявителя, не является существенной.

При увольнении Кузиной Л.С. были произведены все необходимые действия по выплате расчета. Доказательств намеренного перечисления Кузиной Л.С. расчета не в полном объеме в акте проверки не отражено. Полагает, что произошла досадная ошибка в расчетах.

Кроме того, указывает, что ранее за указанное выше правонарушение № от 27.09.2017г. по жалобе Кузиной Л.С. к административной ответственности привлечена непосредственно организация, в которой она работала, и в которой он - Косякин К.С. является управляющим партнером ООО «Мастер права-правовое сопровождение бизнеса».

Заявитель полагает, что привлечение к ответственности заявителя противоречит ч. 5 ст.4.1 КоАП РФ, согласно которой невозможно привлечь дважды за одно и тоже правонарушение.

В связи с чем, просит суд отменить постановление № от
27.09.2017г., производство по делу прекратить.

В судебное заседание Косякин К.С. не явился, извещен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель Государственной инспекции труда в Тульской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В письменном заявлении просил рассмотреть дело без участия представителя. Согласно представленным письменным возражениям указал, что в результате проверки в ООО «Мастер права-правовое сопровождение бизнеса» были выявлены нарушения трудового законодательства, а именно оставшаяся часть расчета Кузиной Л.С, уволенной в 15.05.2017г., была выплачена только 29.08.2017г., что является нарушением ч.1 ст. 140 ТК РФ.

«Досадная ошибка при расчетах», не имела места быть, поскольку в день увольнения, 15.05.2017г. денежные выплаты Кузиной Л.С. вообще не производились, что является нарушением ч.1 ст. 140 ТК РФ и доказательством факта совершения административного правонарушения. Кроме того, смягчающие обстоятельства были учтены государственным инспектором труда по правовым вопросам Антиповой А.В., поскольку наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. назначено по верхнему пределу санкции, предусмотренной ч.5 ст. 5. 27 КоАП РФ. Полагает, что доводы заявителя необоснованны и несостоятельны. Просит суд оставить постановление № от 27.09.2017г. без изменения, жалобу Косякина К.С. без удовлетворения.

Заинтересованное лицо Кузина Л.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.

Суд, исследовав материалы дела, не находит правовых оснований для отмены или изменения постановления по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статья 22 Трудового кодекса РФ устанавливает, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Согласно положениям статьи 84.1 Трудового кодекса РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса.

Статьей 140 Трудового кодекса РФ установлено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

Статьей 236 Трудового кодекса РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, согласно которой при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Из акта проверки от 30.08.2017г. следует, что государственной инспекцией труда в Тульской области по обращению Кузиной Л.С. проведена проверка соблюдения трудового законодательства РФ в ООО «Мастер права-правовое сопровождение бизнеса» в период с 3.08.2017г. по 30.08.2017г.

В ходе проверки установлено, что приказом № от 15.05.2017г. Кузина Л.С. уволена на основании п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ.

Часть окончательного расчета в сумме 4 350 руб. выплачена Кузиной Л.С. 15.05.2017г., оставшаяся часть окончательного расчета с учетом процентов (денежной компенсации) согласно ст. 236 ТК РФ в сумме 1 703 руб. 98 коп. выплачена Кузиной Л.С. только 29.08.2017 г., что является нарушением ч. 1 ст. 140 ТК РФ.

В адрес ООО «Мастер права-правовое сопровождение бизнеса» в лице управляющего партнера Косякина К.С. Государственной инспекцией труда в Тульской области направлено по почте предписание № от 30.08.2017г.

Постановлением № от 27.09.2017г., вынесенным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Тульской области Антиповой А.В. Косякин К.С, как руководитель, привлечен к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение трудового законодательства о труде) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Постановлением № от 27.09.2017г., государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Тульской области Антиповой А.В. ООО «Мастер права-правовое сопровождение бизнеса» привлечено к административной ответственности по ч.б ст. 5.27 КоАП РФ и юридическому лицу назначено наказание в виде предупреждения.

Доводы жалобы заявителя о возможности назначения Косякину К.С. административного наказания в виде предупреждения отмену или изменение состоявшихся по делу актов не влекут в связи со следующим.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 указанного Кодекса).

Согласно ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

Назначенное Косякину К.С. административное наказание по своему виду и размеру соответствует характеру совершенного правонарушения.

При определении вида и размера административного наказания главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в -Тульской

СТ 5.27 КоАП РФ

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено , -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 5.27 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации гражданами прав, предусмотренных нормами законодательства о труде и об охране труда.

Целями трудового законодательства, в соответствии со ст. 1 ТК РФ , являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Государство гарантирует обеспечение права каждого на защиту его трудовых прав и свобод.

6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи 5.27 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ, рассматривают должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (

30.01.2017 07:39

В силу ч.2 ст.22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, исполнять обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст.136 Трудового кодекса РФ, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала.

Из содержания ст.236 Трудового кодекса РФ следует, что при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Прокуратурой Шурышкарского района в МУП «Спецтрансервис» по обращению гражданина С. проведена проверка в ходе которой выявлены нарушения трудового законодательства.

Согласно п.п.9.7, 9.8 Положения об оплате труда МУП «СПС», заработная плата работникам выплачивается два раза в месяц, оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала.

В ходе проведения проверки установлено, что перед еще 34 работниками организации МУП «Спецтрансервис» имелась задолженность на 21.12.2016 по заработной плате в размере 1 522 446.61 руб.

Указанная задолженность была погашена частично перед 32 работниками МУП «Спецтрансервис», но только 21.12.2016 с задержкой на 11 дней, а перед еще 2 работниками задолженность по заработной плате погашена только 27.12.2016.

По указанным фактам прокурором района 29.12.2016 внесено представление об устранении нарушений закона, по итогам рассмотрения которого 12.01.2017 одно должностное лицо было привлечено к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, прокурором района 29.12.2016 в отношении МУП «Спецтрансервис» и и.о. директора организации было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, которое находится на рассмотрении в Государственной инспекции труда ЯНАО.

Частью 6 ст.5.27 КоАП РФ предусмотрено, что невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния , либо установление заработной платы в размере менее размера , предусмотренного трудовым законодательством, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.