Дело о банкротстве начинается с подачи заявления о признании должника банкротом. Судья арбитражного суда должен вынести определение о принятии такого заявления и указать в нем дату заседания, на котором будет рассматриваться вопрос обоснованности заявления о признании должника банкротом (п. 1,2,3 ст. 42 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). По итогам этого заседания может быть принято определение о признании требований заявителя обоснованными и введении процедуры наблюдения (п. 6 ст. 42 , п. 3 ст. 48 , п. 1 ст. 62 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Что такое наблюдение при банкротстве

Процедура наблюдения применяется к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения их первого собрания. За процедуру наблюдения отвечает временный управляющий (ст. 2 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица это по сути предварительный этап, поскольку целью процедуры не является ни полное восстановление платежеспособности компании, ни ее ликвидация. В ходе наблюдения должно быть созвано первое собрание кредиторов, по итогам которого может быть принято одно из следующих решений (ст. 74 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ):

  • о введении финансового оздоровления;
  • о введении внешнего управления;
  • об обращении в суд с тем, чтобы признать должника банкротом и открыть конкурсное производство;
  • о заключении мирового соглашения (ст. 151 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

То есть признание должника банкротом - лишь один из вариантов сценариев дальнейшего развития событий. И только если кредиторы выберут его, фактически начнется банкротство компании.

Отметим, что наблюдение является обязательной процедурой и определение о ее введении подлежит немедленному исполнению (п. 4 ст. 49 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Плюсы и минусы наблюдения

Проведение процедуры наблюдения при банкротстве имеет как свои достоинства, так и недостатки. КС РФ в свое время отмечал, что наблюдение позволяет учесть законные интересы всех участников дела о банкротстве, в том числе «предупредить злоупотребление правами как со стороны должника, так и со стороны кредиторов» (

Самым первым этапом в ходе рассмотрения судом дел о несостоятельности является наблюдение. Эта стадия вводится в случае положительного рассмотрения поданного заявления о признании компании-должника неплатежеспособной (п. 1 стат. 62 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г.). Какой срок наблюдения процедуры банкротства в соответствии с законодательными нормами РФ? Как производится окончание наблюдения, и какие решения могут быть приняты по итогам? Обо всех правовых особенностях - далее.

Что такое процедура наблюдения

Четкий регламент признания банкротства определен в соответствующем федеральном Законе РФ № 127-ФЗ от 26.10.02 г. (далее - Закон). Именно в этом нормативно-правовом документе утвержден последовательный механизм введения обязательных этапов банкротства юрлиц. Одной из значимых и первой стадий признано наблюдение, по итогам которого выносится решение об официальном запуске дела о несостоятельности или же об отказе в его возбуждении. Во втором случае предполагается, что финансовые трудности организации носят временный характер и имеются возможности для реабилитации платежеспособности.

Введение наблюдения предполагает, что юрлицо соответствует критериям несостоятельности, то есть имеет неисполненные обязательства со сроком задолженности свыше 3 мес. (п. 2 стат. 3 Закона). Подача в суд заявления может быть выполнена самим юрлицом или же по инициативе его кредиторов, включая банки, налоговые органы, социальные фонды и других заинтересованных лиц. Однако провоцирование неплатежеспособности, а точнее намеренное создание признаков фиктивного банкротства, строго карается и преследуется уголовным законодательством РФ.

Максимальный период рассмотрения поданного заявления равен 1 мес. По итогам проверки обоснованности документа, то есть изучения признаков несостоятельности и реального финансового положения предприятия, суд или отказывает в инициировании дела или же выносит решение о запуске процесса банкротства и вводит первый его этап - наблюдение. Для чего проводится это мероприятие?

Основные цели стадии наблюдения:

    Сохранение активов фирмы-должника - обеспечивает максимальную сохранность имущества и ресурсов юрлица при их наличии на момент введения наблюдения.

    Анализ сложившегося финсостояния, расчет общих долгов и отдельных, определение возможностей для последующего ведения бизнеса.

    Разработка и составление реестра кредиторских требований - в ходе этих действий выявляется общий долг фирмы, определяется характер задолженности и обоснованность.

    Созыв и проведение первого кредиторского собрания.

Последствия введения наблюдения - наступают со дня вынесения судебного определения:

    Предъявление кредиторских требований возможно только при соблюдении установленного Законом порядка.

    Дела по взысканию долгов с фирмы-должника приостанавливаются, равно как и исполнение имущественных взысканий - на практике это подразумевает снятие ареста с активов, а также других наложенных ограничений по распоряжению собственностью компании, кроме тех исполнительных документов, которые были выданы до начала стадии наблюдения.

    Запрещается выделение доли в уставном капитале по причине выхода участников, выдача дивидендов, иное распределение прибыли.

    Запрещается проведение зачетов требований для исполнения нетто-обязательств, если такая сделка выполняется с нарушением установленной очередности.

    Запрещается изъятие владельцем УП собственного имущества.

    Прекращается начисление различных штрафных и финансовых санкций на сумму неисполненных долгов.

Обратите внимание! Судебные органы в лице управляющего публично информируют всех заинтересованных лиц о введении в действии этапа наблюдения путем размещения сообщений в ЕФРСБ и других государственных специальных изданиях. В соответствии со стат. 28 Закона такая информация является открытой и общедоступной.

Срок процедуры наблюдения

Как ясно из норм закона, задачи и цели наблюдения имеют важное значение для фирмы- должника и его кредиторов. Именно на этой стадии принимается решение о дальнейшей судьбе бизнеса, и точно определяется размер и характер долгов. А на какой срок вводится процедура наблюдения? Для ответа обратимся к п. 3 стат. 62 Закона , где сказано, что эта стадия должна быть завершена с учетом норм стат. 51, в которой регулируется общий срок банкротства. Следовательно, максимальный период наблюдения не может превышать 7 мес. от момента принятия судом заявления.

Как правило, процедура наблюдения вводится арбитражным судом на срок, обозначенный как дата следующего заседания. Соответствующее сообщение доводится до сведения персонала компании-должника, ее руководства, собственников УП. Срок, отведенный для информирования, составляет 10 дн. от момента вынесения судебного определения (п. 3 стат. 68 Закона). Какие данные подлежат отражению в сообщении? В публикации указываются следующие сведения:

    Точное название фирмы-должника или предпринимателя, а также его адресные данные.

    Точное название территориального судебного органа, который вынес определение с указанием его даты и № дела о несостоятельности.

    Полные ФИО выбранного управляющего (временного) и его почтовые данные для отправки корреспонденции.

    Определенную арбитражем дату заседания по делу о неплатежеспособности.

Окончание стадии наблюдения

Мы выяснили, что срок процедуры наблюдения составляет 7 мес. максимально. А что происходит по завершении подобных предварительных мероприятий? Как заканчивается этот этап? Подробные действия суда описаны в стат. 75 Закона , где сказано, что судебное решение принимается только после проведения первого кредиторского собрания. Вариантов развития событий два - или выносится определение по применению финоздоровления (либо внешнего управления), или же должник сразу признается банкротом и начинается конкурсное производство для распродажи активов в целях покрытия долгов. Также возможно, как и на любой другой стадии, подписание мирного соглашения.

Но может быть и так, что кредиторское собрание по каким-либо причинам не в состоянии прийти к единому мнению и откладывает утверждение решения. Такое не исключено, тогда законодательство дает отсрочку, но с учетом срока по стат. 51 , то есть опять же в пределах 7 мес. Если повторно отведенные сроки истекают, а решение собранием так и не принято, суд вправе самостоятельно:

    Вынести решение о переходе к санации, то есть финоздоровлению - при этом обязательно должны быть ходатайства учредителей фирмы-должника, или же собственников активов УП, или госорганов, или третьих лиц. Кроме того, исполнение обязательств должны быть обеспечены по графику погашения долгов, а начало расчетов состоится не позже месяца с введения санации.

    Вынести решение о переходе к внешнему определению - такая мера принимается, если есть возможности по реабилитации должника и восстановлению его платежеспособности.

    Вынести решение об окончательном признании несостоятельности - такие крайние меры принимаются, если возможностей для оздоровления должника нет.

К кому не может применяться наблюдение

Подобная стадия обязательно проводится при рассмотрении дел о неплатежеспособности. Но есть и исключения. Так, введение наблюдения недопустимо по отношению к должникам, которые уже находятся в процессе ликвидации; отсутствуют по различным основаниям; ведут хоздеятельность незаконно (без оформления официального статуса); не являются юрлицами или ИП. Регламент банкротства физлиц регулируется отдельным параграфом Законом. Пока выполняется наблюдение должник продолжает функционировать, но с рядом ограничений и под контролем управляющего (временного). Права и обязанности этого должностного лица приведены в стат. 65-67 Закона .

Вывод - в этой статье мы разобрались, на какой период может вводиться судебными инстанциями стадия наблюдения в отношении фирмы-должника и к каким последствиям приводит. Максимальный срок составляет 7 мес. Отсчет ведется от момента передачи в суд заявления для инициирования дела о неплатежеспособности. Точный регламент проведения этапа наблюдения и других обязательных стадий описан в

Банкротство согласно Федеральному закону РФ «О несостоятельности (банкротстве)» можно определить в двух понятиях. Во-первых, процедура банкротства — это юридический факт, который выражается в неспособности организации или физического лица погасить задолженности, а также рассчитаться с долгами перед своими кредиторами из-за отсутствия средств и разорения. Во-вторых, процедура банкротства — это судебный процесс, вводимый арбитражным судом по заявлению кредитора должника или непосредственно самим должником. Порядок введения этого процесса регламентируется действующими нормативно-правовыми актами. В нашей стране обычно реализуется только банкротство, процедура которого касается организаций, а вот физических лиц нет, поскольку правовые механизмы еще не до конца проработаны.

Зачастую организация подвергается банкротству из-за того, что не может погасить свой долг, который возник в процессе заключения правовых гражданских договоров, ведения хозяйственной деятельности, неуплаты в бюджетный и внебюджетный фонд.

Суть процедуры банкротства состоит в том, что когда организация не может закрыть свои обязательства перед кредиторами, она отдает им свое имущество или по отношению к ней вводят специальные процедуры, которые способствуют улучшению финансового положения и восстановлению платежеспособности организации для погашения задолженности.

Для того чтобы должник был признан банкротом, нужно, чтобы организация имела все признаки банкротства, которые предусмотрены законодательством. Существует два условия:

  1. Задолженность не меньше 100 тысяч рублей.
  2. Просрочка платежа больше 3 месяцев с того времени, когда обязательства по оплате должны быть исполнены.

Все процедуры банкротства начинаются с заявления о признании банкротом должника.

Подать его может как сама компания, признающая себя банкротом в добровольном порядке, так и кредитор (один или несколько) в виде крайней меры по вопросу возврата своих финансов.

Бывает, что процедуры несостоятельности исполнения финансовых обязательств используются для сокрытия хищения имущества компании, в качестве противоправного средства введения в заблуждение контрагентов и ухода от обязательств. Такой вид банкротства еще называется фиктивным и наказывается в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Помимо этого, Кодексом об административно-правовых нарушениях и Уголовным кодексом предусмотрена судебная ответственность за . Это действие/бездействие участника или руководителя компании, причиняющее ущерб организации и приводящее к ее несостоятельности.

После того как заявление о признании банкротом должника принято, арбитражный суд проводит рассмотрение его обоснованности, то есть осуществляется проверка всех признаков банкротства. Если требования кредиторов на момент судебного заседания до сих пор не удовлетворены, суд проводит четыре основные процедуры банкротства:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;

Процедуры финансового оздоровления и управления в чем-то схожи, потому как обе имеют восстанавливающую направленность и считаются альтернативой конкурсному производству, которое, как правило, заканчивается ликвидацией организации.

Наблюдение — первая стадия банкротства

Общее правило предусматривает определенные сроки проведения этой процедуры — 7 месяцев. Основная ее задача — это принятие эффективных мер по сохранности имущества должника. Это важный момент, который необходим для проведения анализа финансового состояния неплатежеспособной организации и дальнейшего принятия решения по поводу объективного удовлетворения требований кредитора и будущего компании.

Для того чтобы анализ финансового состояния был более независимым и эффективным, а также для управления компанией в процессе процедуры наблюдения судом назначается .

Целью анализа финансового состояния является:

  • выяснение возможности восстановления платежеспособности организации;
  • погашение кредиторской задолженности;
  • определение достаточности активов для покрытия судебных расходов;
  • выявление задолженностей по заработной плате сотрудникам компании.

Кроме того, существует еще одна важная задача наблюдения. Это составление реестра требований кредитора. Любой кредитор с того момента, как введена , свои требования направляет в арбитражный суд и временному управляющему. Исходя из этого определяется, сколько кредиторов имеет организация и какие требования они предъявляют. Каждое из требований рассматривается судом по отдельности с проверкой их обоснованности и вынесением определения об отказе/включении их в реестр.

Кредиторы, которые заявили о своих требованиях в течение месяца с момента опубликования сообщения о начале , могут участвовать в первом собрании кредиторов. Те же, кто пропустил данный срок, будут рассматриваться в следующей процедуре уже после наблюдения. Они участвовать в первом собрании кредиторов не имеют права.

Достаточно важный момент процедуры наблюдения — . На нем определяется дальнейшее развитие банкротства, процедура которого проводится для рассмотрения таких вопросов:

  • возможно ли заключение мирового соглашения;
  • какая процедура последует за наблюдением.

Кроме того, происходит утверждение кандидата на роль реестодержателя, арбитражного управляющего, который в последующем будет руководить дальнейшими процедурами, осуществляется создание . Все вопросы решаются в процессе голосования.

Финансовое оздоровление — вторая стадия банкротства

Этот этап отличается двумя важными особенностями. Первая заключается в том, что компания продолжает функционировать, а учредители имеют относительный контроль над ней несмотря на то, что введена процедура банкротства. Обычно органы управления остаются такими же. Однако существуют и ограничения. К примеру, должник не может принимать решение о реорганизации компании без согласия на то комитета кредиторов или не имеет права заключать сделки по отчуждению имущества организации.

Вторая особенность предполагает то, что при восстановлении финансовой состоятельности суд, вынося соответствующее решение, проводит утверждение плана погашения кредиторской задолженности и устанавливает крайний срок восстановления состоятельности компании. Если провести судебную процедуру банкротства предполагается тогда, когда требования так и не удовлетворены, а сроки составляют менее 48 месяцев с начала ведения процесса, собрание кредиторов подает ходатайство в арбитражный суд по поводу или внешнего управления.

Внешнее управление — третья стадия банкротства

Процедура внешнего управления отличается от финансового оздоровления тем, что от управления компанией отстраняются ее органы управления и генеральный директор. Обязанность по руководству компанией ложится на внешнего управляющего. Важная особенность такой процедуры состоит в том, что вводится , возникших до его введения. Это дает должнику шанс на отсрочку выплат, благодаря чему происходит увеличение времени восстановления финансовой состоятельности должника.

Процедура которого предусматривает составление плана мер для ликвидации несостоятельности, предполагает:

  • уступку прав требований;
  • перепрофилирование деятельности компании;
  • продажу имущества организации-должника;
  • закрытие убыточных производств и другое.

Процедура внешнего управления длится 18 месяцев. Суд может продлить ее на срок до 6 месяцев.

Конкурсное производство — последняя стадия банкротства

Если компании не удалось устранить кредиторскую задолженность в процессе вышеописанных , наступает конечная стадия — конкурсное производство. С этого момента организация является банкротом. Целью конкурсного производства является устранение предприятия-должника и удовлетворение требований кредитора за счет продажи имущества организации. Эта стадия контролируется конкурсным управляющим и длится полгода. Одной из важных задач конкурсного производства считается полная инвентаризация и оценка стоимости имущества компании.

Это имущество — , из которой соразмерно удовлетворяются требования кредиторов. Все это заносится в . По данному отчету, после того как удовлетворены все требования, выносится судебное решение о завершении конкурсного производства. Это определение направляется конкурсным управляющим в государственные органы регистрации, которые вносят в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности организации. Стоить помнить, что процедура несостоятельности банкротства в виде конкурсного производства — это крайняя мера взыскания кредиторской задолженности. Так, можно понять, что законодательство предусматривает ряд сценариев процедур банкротства, начиная от полного восстановления финансовой состоятельности и заканчивая уголовной ответственностью. При невозможности восстановления платежеспособности законом гарантируется судебная защита интересов кредитора путем взыскания задолженностей организации за счет ее имущества.

Перед тем, как начать детально разбирать этапы процедуры банкротства предприятия , нужно определить, что из себя представляет банкротство как правовое явление. Если же читателя интересуют не теоретические вопросы, а цена или другие нюансы банкротства юридических лиц, то используйте любую из форм обратной связи на сайте.

Термин «банкротство » происходит от итальянских слов bancа и rottа, что дословно означает «сломанная скамья». Этот термин возник в средневековой Италии, где ростовщики, осуществлявшие свою деятельность в людных местах на скамьях, ломали их, если разорялись.
В соответствии с современным российским законодательством, а именно с Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве), банкротство можно рассматривать в двух понятиях:

  • банкротство – как юридический факт, неспособность физического лица или организации погасить задолженность , рассчитаться по своим долгам перед кредиторами в связи с отсутствием средств, разорением.
  • банкротство – как судебная процедура, которая вводится арбитражным судом по заявлению либо самого должника, либо его кредитора. Порядок введения данной процедуры регламентирован соответствующими нормативно-правовыми актами, основным из которых является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Хочется сразу сделать оговорку, что в данной статье речь пойдет только о банкротстве организаций (юридических лиц) , поскольку банкротство физических лиц, несмотря на то, что оно предусмотрено в законе, в нашей стране пока не реализуется из-за отсутствия проработанных правовых механизмов. В настоящее время в Государственной думе находится соответствующий законопроект, который призван более детально урегулировать отношения между заемщиком – физическим лицом и кредитором-организацией (речь идет прежде всего о неспособности вернуть задолженность по банковскому кредиту). Однако эти вопросы будут рассмотрены в отдельной статье. В 2015 году банкротство физических лиц было введено, но по состоянию на 2016-2017 годы работоспособность механизма вызывает сомнения по ряду причин.

Чаще всего банкротство организации наступает из-за неспособности погасить долг , возникший вследствие ведения хозяйственной деятельности, заключения гражданско-правовых договоров или из-за неуплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Суть процедуры банкротства заключается следующем: если организация не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам перед контрагентами, она либо предоставляет свое имущество кредиторам для реализации в счет долга, либо в отношении нее вводятся специальные процедуры, направленные на улучшение финансового состояния и восстановление платежеспособности для последующего погашения задолженности.

Для признания должника банкротом необходимо, чтобы компания обладала предусмотренными законом признаками банкротства. Таких условий два: у компании должна быть задолженность не менее 300 000 рублей, а просрочка платежа составлять более трех месяцев с момента, когда обязанность по оплате должна была быть исполнена.

Процедура банкротства начинается с заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано самой компанией, которая таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом, либо одним или несколькими из ее кредиторов, в качестве крайней меры вернуть свои денежные средства.

Стоит отметить, что процедура банкротства может использоваться как противоправное средство ухода от своих обязательств, введения контрагентов в заблуждение, также может применяться с целью сокрытия хищения имущества организации. Такое банкротство квалифицируется как фиктивное банкротство, и является уголовно наказуемым. Кроме этого, в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство– действия (бездействия) руководителя, участника организации, которые причиняют ущерб компании и приводят к несостоятельности.
После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления, а именно проверяет наличие вышеуказанных признаков банкротства. Убедившись, что требования кредиторов не удовлетворены на момент данного судебного заседания, суд вводит наблюдение – одну из четырех процедур, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве).

Наблюдение не вводится и заменяется конкурсным производством в случае, когда подано заявление о банкротстве компании, находящейся в стадии ликвидации.

Процедура “Наблюдение”

По общему правилу процедура наблюдения длится 7 месяцев. Ее главными задачами являются – принять эффективные меры по сохранению имущества должника. Сохранность этого имущества – ключевой фактор, который необходим для анализа финансового состояния несостоятельной компании и в дальнейшем принятия решения относительно справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также будущего организации. Для наиболее эффективного и независимого анализа финансового состояния организации, а также в целях ее управления на период процедуры наблюдения, суд назначает временного управляющего. Цель анализа финансового состояния – выяснить возможно ли восстановление платежеспособности данной организации, погасить кредиторскую задолженность, определить достаточность имеющихся активов для покрытия судебных расходов, задолженностей по зарплате сотрудникам должника.

Другой важной задачей процедуры наблюдения является составление реестра требований кредиторов. Каждый кредитор с момента введения процедуры наблюдения направляет свои требования временному управляющему и в арбитражный суд. Таким образом, выясняется общее количество кредиторов должника и характер их требований. Каждое требование кредитора суд рассматривает отдельно, проверяет обоснованность их требований и выносит определение о включении или об отказе во включении в реестр. Юристы ЮК Антанта оказывают услугу по включению в реестр кредиторов должника физических и юридических лиц. Кредиторы, заявившие свои требования в течение 30 дней со дня опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения и включенные в реестр требований кредиторов , имеют право участвовать в первом собрании кредиторов. Требования кредиторов, пропустивших этот срок, рассматриваются в следующей процедуре, после наблюдения. Также такие кредиторы не имеют права голоса на первом собрании кредиторов.

Проведение первого собрания кредиторов – это еще один важный этап процедуры наблюдения. На этом собрании решается дальнейший ход процедуры банкротства, а именно прорабатываются следующие вопросы: какая из дальнейших процедур будет введена после наблюдения (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство), есть ли возможность заключить мировое соглашение. Также утверждается кандидатура арбитражного управляющего, который будет руководить следующей процедурой, создается комитет кредиторов, выбирается реестродержатель. Эти вопросы решаются путем голосования.
Далее рассмотрим три процедуры, которые могут быть введены после процедуры наблюдения. Это внешнее управление, финансовое оздоровление и конкурсное производство. Первые две процедуры схожи, поскольку обе направлены на восстановление платежеспособности должника и являются альтернативой конкурсному производству, которое обычно заканчивается ликвидацией предприятия.

Процедура банкротства – Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление имеет две важных особенности.
Во-первых, организация продолжает свою хозяйственную деятельность, участники (учредители) должника сохраняют относительный контроль над компанией, несмотря на введенную в отношении нее процедуру банкротства. Органы управления должником обычно остаются прежними. Хотя есть некоторые ограничения: например, должник не имеет права без согласия комитета кредиторов принимать решение о реорганизации . Без согласия административного управляющего организация не имеет права заключать сделки, которые связаны с отчуждением имущества должника (кроме имущества, изготовление и реализация которого является целью ее деятельности).
Во-вторых, при финансовом оздоровлении суд, вынося определение о введении финансового оздоровления, утверждает план погашения задолженности перед кредиторами, а также устанавливает срок финансового оздоровления. Данная процедура банкротства вводится на срок не более двух лет, и в случае, если требования по-прежнему не удовлетворены, то собрание кредиторов обращается с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления, либо конкурсного производства.

Процедура банкротства – Внешнее управление

Что касается внешнего управления, то здесь, в отличие от процедуры финансового оздоровления, отстраняются генеральный директор и другие органы управления должником, обязанность по руководству организацией возлагается на внешнего управляющего. Важной особенностью внешнего управления является установление моратория на удовлетворение требований кредиторов, которые возникли до его введения, что позволяет должнику отсрочить осуществление выплат. Благодаря этой мере увеличивается вероятность того, что у компании-должника будет достаточно времени для восстановления своего финансового благополучия.
Помимо этого, в рамках данной процедуры составляется план внешнего управления, в котором предусмотрены меры для устранения несостоятельности. Эти меры могут быть различны: закрытие убыточных производств, продажа имущества должника, перепрофилирование деятельности организации, уступка прав требования и др. Данная процедура вводится на 18 месяцев и может быть продлена судом на срок до полугода.

Конкурсное производство – завершающая стадия банкротства

В случае, если задолженность перед кредиторами устранить не удалось в рамках описанных выше процедур, вводится завершающая фаза процедуры банкротства – конкурсное производство . С момента введения этой процедуры должник считается банкротом. Цель данной процедуры – ликвидация должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет реализации имущества компании – банкрота. Конкурсное производство осуществляется конкурсным управляющим, и вводится на срок в шесть месяцев (может быть продлено по ходатайству лица, участвующего в деле). Одной из главной задач конкурсного управляющего является полная инвентаризация и оценка стоимости имущества должника. Это имущество образовывает конкурсную массу, из которой соразмерно удовлетворяются требования кредиторов, что отмечается в отчете конкурсного управляющего. На основании этого отчета, после удовлетворения всех требований (насколько это было возможно в рамках имевшейся конкурсной массы) арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Конкурсный управляющий направляет данное определение в органы, осуществляющие государственную регистрацию, которые вносят запись о ликвидации данного юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц.

В рамках конкурсного производства управляющий при наличии оснований подает заявление об оспаривании сделок должника и о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

Стоит отметить, что конкурсное производство является крайней мерой , поскольку велика вероятность, что требования кредиторов не смогут быть удовлетворены в полном объеме в рамках сформированной из имущества должника конкурсной массы.

Таким образом, мы видим, что законодательством предусмотрены несколько сценариев развития процедуры банкротства должника – от полной финансовой «реабилитации» до ликвидации бизнеса и даже уголовной ответственности учредителей. Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления дают шанс организации привести свою деятельность в порядок, восстановить свое финансовое положение. Это также выгодно и кредиторам, поскольку появляется вероятность, что должник сможет полностью расплатиться по своим обязательствам, пусть даже и в несколько другой форме. Если же восстановить платежеспособность должника не получится, закон гарантирует защиту интересов кредиторов, предоставляя возможность для принудительной ликвидации должника и взыскания задолженности (или части задолженности) за счет его имущества. Таким образом, закон защищает и интересы должника, освобождая его от пожизненного «долгового рабства» и исключая парализацию хозяйственной деятельности должника одним кредитором с целью заставить должника исполнить перед ним свои обязательства.

  • Как начинается процедура банкротства?
  • Как предприятие осуществляет свою деятельность в период наблюдения?
  • Период, в течение которого ведется наблюдение
  • Мероприятия в период наблюдения
  • Кто должен быть уведомлен о начале процедуры наблюдения?
  • Проведение первого собрания кредиторов
  • Когда заканчивается процедура наблюдения?

Необходимость введения процедуры наблюдения вызвана требованием сохранности имущества должника по причине его несостоятельности (банкротства). Введение этой процедуры помогает сделать полноценный анализ финансового состояния банкрота, чтобы максимально расплатиться с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Как осуществляется наблюдение и в какие сроки проводится?

Как начинается процедура банкротства?

Наблюдение при банкротстве не применяется:

  • к должникам, по которым принято решение об их ликвидации;
  • если должник отсутствует;
  • предприятие ведет деятельность по привлечению финансов незаконно;
  • к физическим лицам.

Наблюдение, как подготовительная процедура, необходима перед ликвидацией или оздоровлением предприятия (организации, компании). В этот период необходимо собрать необходимую документацию, оповестить заинтересованные стороны, подготовить решения, основанием для которых служит анализ финансового состояния должника.

Наблюдение это обязательная процедура, без которой во время реализации мероприятий банкротства, обойтись нельзя.

Для того чтобы ввести наблюдение, необходимо в определении арбитражного суда установить:

  • обоснованы ли требования заявителя, и нужно ли введение наблюдения;
  • утверждение кандидатуры временного управляющего;
  • в каком размере устанавливается вознаграждение временному управляющему, и из какого источника средств оно будет выплачиваться.

В случае невозможности выдвижения кандидатуры управляющего во время определения о введении наблюдательной процедуры, суд откладывает этот вопрос на срок до 15 дней.

Наблюдение начинается подачей заявления конкурсных кредиторов и уполномоченного органа после того как арбитражный суд рассмотрит обоснование требований заявителя, адресованных должнику. Основанием служит определение суда. Заявление также может подать сам должник. При этом наблюдение начинается с даты, которой арбитражный суд примет заявление о признании должника в его несостоятельности.

Органом управления в этот период является руководство предприятия-должника, контролируемое временным управляющим.

Как предприятие осуществляет свою деятельность в период наблюдения?

Предприятие, являющееся должником, работает под наблюдением управляющего со своим прежним руководством.

В этот период запрещается:

  • ликвидировать и проводить реорганизацию предприятия-должника;
  • создавать на его основе другие компании, филиалы, представительства;
  • выпускать ценные бумаги;
  • выходить из состава участников;
  • выплачивать дивиденты;
  • проводить имущественные сделки, превышающие 5% стоимости активов по балансу.

Временный управляющий имеет право принимать решения по проведению сделок, связанных с выдачей гарантий, кредитов, займов, поручительств и др. Формирование реестра требований кредиторов также проводит управляющий.

Период, в течение которого ведется наблюдение

Законодательно срок наблюдения не установлен. Но оно должно завершиться в период, пока рассматривается дело о банкротстве. Срок, в течение которого ведется дело и срок наблюдательного периода совокупно должны закончиться не позднее 7 месяцев от его начала.

Период, по истечению которого должно быть завершено наблюдение :

  • с момента признания должника в несостоятельности (банкротстве) и открытия конкурсного производства;
  • при введении внешнего управления предприятие;
  • при утверждении мирового соглашения.

Введение наблюдения при банкротстве

Мероприятия в период наблюдения

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требует обязательного опубликования сведений о введении наблюдения на предприятии.

У временного управляющего после получения определения АС есть срок – 10 дней для отправки в специальный орган (ст.28 ФЗ №127) сведений для опубликования информации о введении наблюдательного периода на предприятии должника. Платить за опубликование сведений обязан должник. Если на его счету нет средств, расплачивается управляющий с последующим возмещением затрат должником.

Правительство Российской Федерации определило печатное издание, которое осуществляет опубликование данной информации – газету «Комерсантъ». Кроме того, данные сведения о банкротстве могут опубликовываться в электронных средствах массовой информации.

В арбитражный суд отправляется копия опубликованной информации с сопроводительным письмом.

С момента получения определения, выданного арбитражным судом, в срок до 5 дней уведомляется руководитель должника о том, что на его предприятие введен временный управляющий, о последствиях введения процедуры и тех ограничения, которые накладываются на все действия в рамках наблюдения.

Руководитель должника в срок до 3 дней получает запрос на предоставление документации предприятия, которая свидетельствует о финансовом состоянии предприятия:

  • уставная документация;
  • бухгалтерские балансы;
  • расчетные счета;
  • отчеты (срок – за 2 последние года);
  • дебиторская, кредиторская задолженность (с расшифровкой).

Кто должен быть уведомлен о начале процедуры наблюдения?

Чтобы выявить все имущество должника и предотвратить его незаконное отчуждение, необходимо в соответствии с требованиями ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» сообщить следующим органам о начале проведения процедуры несостоятельности:

  • Федеральную налоговую службу;
  • Федеральную службу судебных приставов;
  • Фонд социального страхования;
  • Банки, в которых открыты счета должника;

Также необходимо проконтролировать руководство должника в отношении уведомления работников, учредителей, акционеров. Это обязательное действие требуется законом «О несостоятельности» и должно быть выполнено в период до 10 дней со дня вынесения определения арбитражным судом.

Проведение первого собрания кредиторов

Первое собрание кредиторов является значительным этапом для банкрота, так как здесь решается его дальнейшая судьба.

Определение даты проведения первого собрания кредиторов возлагается на временного управляющего. Управляющим должны быть уведомлены все лица, имеющие права на принятие участия в собрании кредиторов, которое проводится впервые.

На этом собрании могут присутствовать:

Принятие решений, которые обсуждаются на первом собрании, осуществляется большинством голосов от общего количества голосов.

Управляющий должен сообщить на собрании результаты анализа финансового состояния банкрота и изложить перспективы восстановления его платежеспособности. Все заключения, которые делает временный управляющий, являются рекомендационными и кредиторы не обязаны их принимать безоговорочно. Их мнение может не совпадать с мнением управляющего.

Временный управляющий направляет протокол этого собрания арбитражному суду в период не позднее 5 дней со дня проведения собрания кредиторов.

Когда заканчивается процедура наблюдения?

Арбитражный суд подводит итог в процедуре наблюдения, вынося решение по результатам первого собрания кредиторов или в соответствии с ФЗ о банкротстве. АС может признать должника банкротом или начать конкурсное производство. Есть вариант вынесения определения по введению внешнего управления или утверждения решения о принятии мирового соглашения.

Наблюдение может быть прекращено АС в случае признания должника банкротом, с началом конкурсного производства, введения мероприятий по финансовому оздоровлению или при мировом соглашении.