Общественный контроль за охраной труда – это деятельность профсоюзных органов и уполномоченных лиц по вопросам соблюдения трудового законодательства в организациях в соответствии с установленными нормами.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Уполномоченными лицами могут быть представительные органы выбранные работниками или отдельные работники предприятия. Представительные органы вправе создавать свои инспекции.

Нормативная база

Основным правовым документом является Конституция РФ. Статья 37 этого закона дает право на труд каждому гражданину и запрещает принудительную работу.
В Конституции сказано, что каждый работающий гражданин имеет право на безопасный труд, оплату и защиту государства от безработицы.

Контроль, за соблюдением и охраной трудовых отношений, регламентируется ТК РФ.

С 2006 года Трудовой кодекс РФ дает право организовывать службы охраны труда в организациях, при условии, если число работников превысило 50 человек. В штатное расписание можно включать должность инженера по технике безопасности или другого специалиста, отвечающего за охрану труда.

Также существует множество указов Президента РФ и различных постановлений Правительства РФ в области защиты труда.

В организациях или на предприятиях утверждаются локальные документы, определяющие права работников на безопасный труд.

Понятия

Общественная охрана труда включают в себя ряд действий, направленных на обеспечение безопасности на производстве, таких как:

  • технические;
  • организационные;
  • санитарные;
  • реабилитационные;
  • социальные;
  • экономические.

За проведение вышеназваных мероприятий ответственность несет руководитель предприятия, общественный контроль, профсоюзные организации и уполномоченные лица.

К понятиям относятся и такие термины:

  • Охрана труда – комплекс мер, обеспечивающие жизнь и здоровье человека в условиях производства и в соответствии с нормативно-правовой базой.
  • Условия труда – организация рабочего места и места отдыха для работника.
  • Вредные факторы на производстве – нарушение санитарно — гигиенического порядка.
  • Опасность на производстве – нарушение правил эксплуатации приборов и механизмов.
  • Безопасность – соблюдение необходимых требований работниками и руководством.
  • Техника безопасности — комплекс мер на предприятии направленных против травматизма и профессиональных заболеваний.

Виды

Существует два вида общественного контроля охраны труда.

Ведомственный

Этот вид контроля регулируется вышестоящие организации на основании нормативно-правовой базы в отношении подчиненных организаций. Такой контроль проводят профильные министерства и ведомства, ассоциации и другие организации.

В компетенцию ведомственного контроля входит:

  • Проведение анализа условий работы в организациях.
  • Выявление причин полученных травм во время работы.
  • Участие в расследовании происшествий на рабочем месте.
  • Проведение обучающих семинаров.
  • Выполнение работ по аттестации (сертификации) рабочих мест.

На самих предприятиях и производствах эту функцию обязаны выполнять специалисты по технике безопасности.

Административно-общественный

Он проводится для снижения опасных факторов на производстве, травматизма и заболеваний. Такую функцию выполняет руководство организации совместно с профсоюзом.

Этот вид контроля может быть многоступенчатым:

  • Первая ступень – это проверки, проводимые руководством на рабочем участке каждый день перед работой.
  • Вторая ступень ежемесячный контроль руководителя предприятия совместно с органами общественного контроля. Цель проверки – техническое состояние оборудование и подсобных помещений, выполнение профилактических мероприятий.
  • Третья ступень – это ежеквартальные проверки по результатам устранения выявленных ранее недостатков и предписаний, организация обучения инженерно-технического состава и проверка полученных знаний.

Организация общественного контроля за охраной труда в организации

Безопасный труд гарантирован гражданину Конституцией РФ. Вопросы охраны труда регулируется ТК РФ.

Осуществляют контроль:

  • профессиональные союзы;
  • уполномоченные лица.

Профсоюзы имеют право:

  • следить за выполнением норм и правил закона о труде;
  • организовать и провести независимую экспертизу;
  • быть участниками комиссий по расследованию несчастных случаев и причин профессиональных заболеваний;
  • запрашивать любые сведения от руководящих органов, относительно условий работы;
  • оказывать помощь пострадавшим членам профсоюза в возмещении вреда здоровью, полученному во время работы;
  • требовать остановку работы у работодателя, в случаях грубого нарушения правил безопасности.

Согласно части 2 ст.370 ТК РФ руководителю отводится семь дней для устранения выявленных недостатков после получения требования от профсоюзного органа.

Уполномоченные лица избираются на общем собрании работников, на какой срок и какое количество уполномоченных лиц - определяется . Права у них такие же, как и у профсоюзов – охрана труда, защита социальных прав и гарантий трудящихся.

Уполномоченные лица (или орган) входят в состав комитета по охране труда вместе с представителями профсоюза. Обычно – по пять человек от каждого органа.

Комитет утверждается приказом руководителя и имеет следующие полномочия:

Документальное оформление

Чтобы состояние охраны труда на предприятии соответствовало установленным законодательством правилам, необходимо:

  • утвердить руководителем инструкцию по охране труда;
  • разработать журналы регистраций;
  • составить график медицинских осмотров;
  • принять положение о выдаче работникам средств защиты и др.

Если подробнее остановиться каким должен быть журнал, надо отметить, что есть журналы, обязательные в каждой организации, а есть – необходимые при специальных работах.

К обязательным относятся журналы:

  • регистрации вводного инструктажа;
  • учета инструкций по охране труда на предприятиях;
  • регистрации несчастных случаев на производстве;
  • учета выданных инструкций работникам;
  • учета технического состояния оборудования;
  • проверки соблюдения правил по охране труда и др.

Пример

3.1. Административно-общественный контроль в системе управления охраной труда следует считать основной формой контроля администрации и профсоюзного комитета (или иного представительного органа работников) за состоянием охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими требований трудового законодательства, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов по охране тру­да (положение об организации административно-общественного контроля утверждается руководителем организации в виде специального стандарта).

3.2. Административно-общественный контроль за состоянием охраны труда направлен на привлечение рабочих, инженерно-технических работников к участию в работе по улучшению условий труда в организации, профилактике несчастных случаев на производстве, общей и профессиональной заболеваемости трудящихся, повышению культуры производства.

3.3. Административно-общественный контроль должен проводиться в три этапа (ступени).

3.4.В зависимости от специфики производства, структуры организации и масштабов ее подразделений трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда должен проводиться:

На первой ступени - на участке цеха, в смене, бригаде или лаборатории (далее - участок);

На второй ступени - в цехе, отделе, на производстве или участке организации (далее - цех);

На третьей ступени - в организации в целом.

3.5. Проведение трехступенчатого контроля осуществляют руководитель и председатель профсоюзного комитета организации (или иного пред­ставительного органа работников).

3.6. Первая ступень контроля состояния охраны труда осуществляется ежедневно руководителем соответствующего участка (мастером, начальником смены, заведующим лабораторией, механиком и т.д. в зависимости от структуры цеха) и уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда до начала рабочей смены.

3.6.1. На первой ступени проверяются:

Состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, заготовок и др.):

Состояние проходов, переходов, проездов;

Безопасность технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств;

Исправность приточной и вытяжной вентиляции, местных отсосов, пыле- и газоулавливающих устройств;

Соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;

Соблюдение правил складирования заготовок и готовой продукции;

Соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожароопасными веществами и материалами;

Наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;

Наличие и правильность использования средств индивидуальной защиты;

Выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой.

3.6.2. В процессе проверки необходимо принимать оперативные меры устранению выявленных нарушений под непосредственным контролем руководителя участка.

3.6.3. О выявленных нарушениях, которые не могут быть устранены рогами участка, мастер (бригадир) должен по окончании осмотра доложить вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.

3.6.4. В случае выявления грубого нарушения правил и норм охраны труда, которые могут причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работу необходимо приостановить до устранения этого нарушения сообщить вышестоящему руководителю о приостановке работы.
3.6.5. Результаты проверки с конкретными мероприятиями по устранению выявленных недостатков и нарушений следует записывать в журнал первой ступени контроля (приложение №1).

Перечень мероприятий подписывают мастер и уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда, проводившие первую ступень контроля.
3.6.6. Мастер и уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда ежедневно по материалам проведения первой ступени контроля на десятиминутных планерках с начала смены информируют свои коллективы о нарушениях, выявленных в результате проверки и о принятых мерах.

3.6.7. Старший мастер (начальник участка) еженедельно проверяет качество проведения первой ступени контроля и записывает свои замечания каждому мастеру в журнале первой ступени.

3.7. Вторую ступень контроля следует проводить два раза в месяц в установленный графиком день комиссией, возглавляемой начальником цеха.

В состав комиссии входят уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда, руководители служб цеха, медработник, закрепленный за данным цехом. Инженер по охране труда в порядке контроля не реже одного раза в месяц участвует в проведении второй ступени контроля.

3.7.1. На второй ступени трехступенчатого контроля следует проверять:

Организацию и результаты работы первой ступени контроля;

Выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступеней контроля;

Выполнение приказов и распоряжений руководителя организации и начальника цеха, решений профсоюзного комитета, представлений уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда (приложение №2), мероприятий по предписаниям и указаниям органов надзора и контроля, по материалам расследования несчастных случаев;

Исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям стандартов безопасности труда (ССБТ) и другой нормативно-технической документации по охране труда;

Соблюдение работающими правил, норм и инструкций по охране труда;

Выполнение графиков планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок, соблюдение технологических режимов и инструкций;

Состояние проходов, проездов, переходов и галерей, прилегающей к цеху территории;

Состояние кабинетов и уголков по охране труда, наличие и состояние учебных пособий, иллюстративных и информационных материалов;

Наличие и состояние защитных сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;

Своевременность и качество проведения инструктажа работающих по охране труда;

Наличие спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты и правильность их использования работающими;

Обеспечение работающих лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;

Соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

3.7.2.Выявленные недостатки в процессе проведения второй степени контроля заносятся в журнал второй ступени контроля (приложение№3).При этом комиссия намечает мероприятия, назначает исполнителей и сроки исполнения.

3.7.3.Для устранения недостатков, которые не могут быть решены силами цеха, издается распорядительный документ с поручением службе охраны труда организации.

3.7.4.В случае грубых нарушений правил и норм охраны труда, которые могут причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа должна быть приостановлена до устранения этого нарушения.

3.7.5.Начальник цеха организует выполнение мероприятий по устранению недостатков и нарушений по охране труда, выявленных комиссией второй ступени контроля.

Контроль за выполнением мероприятий второй ступени контроля осуществляют начальник цеха, инженер по охране труда и уполномоченные (до­веренные) лица по охране труда по поручению профсоюзного комитета.

3.7.6.Итоги проведения второй ступени контроля рассматриваются на совещании, организуемом начальником цеха. На нем присутствуют руководители участков и служб цеха, председатель профсоюзного комитета цеха, работник медсанчасти, закрепленный за цехом, а также могут приглашаться при необходимости бригадиры и рабочие.

3.7.7.Решение совещания по охране труда оформляется протоколом, в котором следует определить меры по устранению имеющихся недостатков в работе по охране труда с указанием конкретных исполнителей и сроков.

3.8. Третью ступень контроля следует проводить не реже одного раза в квартал комиссией, созданной приказом руководителя, или комитетом (комиссией) по охране труда.

В состав комиссии входят один из заместителей руководителя организации, руководитель (специалист) службы охраны труда, председатель комитета (комиссии) по охране труда, главные специалисты и другие специалисты, ответственные за организацию охраны труда в организации.

3.8.1. Проверку следует приводить в присутствии начальника цеха и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

3.8.2. Крупную организацию следует проверять по отдельным цехам по годовому графику, составленному с таким расчетом, чтобы в течение года был обследован каждый цех не менее четырех раз, а цехи с повышенной опасностью и неблагополучные в отношении безопасности труда не менее шести раз в год.

График согласовывается с профсоюзным комитетом, утверждается руководителем организации и выдается руководителям всех цехов.

3.8.3. На третьей ступени трехступенчатого контроля проверяются:

Организация и результаты работы первой и второй ступеней контроля;

Выполнение приказов и распоряжений вышестоящих хозяйственных организаций, постановлении и решении профсоюзных opганов, предписаний и указаний органов надзора и контроля, приказов и распоряжений руководителей организации, решений профсоюзного комитета по вопросам охраны труда;

Выполнение мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими документами;

Выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых, групповых несчастных случаев и аварий;

Правильность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

Организация внедрения стандартов безопасности труда;

Техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений цехов и прилегающей к ним территории в соответствии с требованиями нормативно-технической документации по охране труда, состояние проезжей пешеходной частей дорог, тоннелей, переходов и галерей;

Соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного, энергетического и другого оборудования требованиям стандартов безопасноститруда и другой нормативно - технической документации по охране труда;

Эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, пыле- и газоулавливаюших устройств;

Выполнение графиков планово-предупредительного ремонта производственного оборудования, наличие схем коммуникаций и подключение энергетического оборудования;

Обеспеченность работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организации стирки, чистки и ремонта;

Состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;

Организацию лечебно-профилактического обслуживания работающих;

Состояние кабинетов и уголков по охране труда, своевременное правильное их оформление;

Своевременность проведения обучения и инструктажа работающие по охране труда;

Соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины и т.п.

3.8.4.Результаты проверки по третьей ступени контроля по каждом) цеху должны оформляться актом, в котором следует указывать подробный перечень обнаруженных недостатков и решение комиссии (приложение 4).

3.8.5.Результаты проверки по третьей ступени контроля следует обсуждать в установленный "День охраны труда" (ежемесячно или не реже одного раза в квартал) на совещании у руководителя или главного инженера.

3.8.5.1.Перед проведением "Дня охраны труда" составляется повестка дня, в которой указываются участники его проведения, как правило, это руководство организации, руководители структурных подразделений, главные специалисты, профсоюзный актив по охране труда и уполномоченные (дове­ренные) лица по охране труда.

3.8.5.2.Для четкой организации "Дней охраны труда" инженером по охране труда готовятся приказ и программа, утверждаемая руководителем организации, в подразделении - его начальником.

В приказе указываются лица, ответственные за проведение как в целом по организации, так и по каждому структурному подразделению (участку, цеху).

3.8.5.3. В программу включаются следующие мероприятия по охране труда:

Проверка состояния охраны труда на участках, в цехах, на рабочих местах;

Выполнение предписаний органов надзора и контроля;

Проверка хода работ по выполнению намеченных мероприятий по охране труда на год;

Рассмотрение состояния охраны труда в подразделении, заслушива­ние руководителей участков, цехов, инженерно-технических работников;

Рассмотрение имевших место случаев нарушения требований правил, норм охраны труда;

Изучение передового опыта по охране труда, безопасной технологии производства работ, материалов по несчастным случаям, приказов и указаний, протоколов и других руководящих документов по охране труда;

Организация работ по устранению замечаний по охране труда, выполнение мероприятий по улучшению условий труда.

3.8.5.4.По итогам проведения "Дня охраны труда" разрабатываются мероприятия по устранению выявленных нарушений, при необходимости издается приказ или распоряжение.

3.8.5.5.Проведение совещания оформляется протоколом (приложение №5) с указанием мероприятий по устранению выявленных нарушений, сроков выполнения и ответственных лиц.

3.8.6. В организациях, где отсутствует административно-общественный контроль, функции контроля за состоянием охраны труда осуществляет комитет (комиссия) по охране труда.

3.8.6.1. Комитет создается на паритетной основе из представителей работодателя, профессионального союза и иного уполномоченного работниками представительного органа и осуществляет свою деятельность в целях организации сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников и (или) их представителей в области охраны труда в организации.

С учетом возложенных на комитет законодательством задач по анализу состояния условий и охраны труда в организации он в пределах своих полномочий проводит проверки и о результатах информирует работников об обстановке с охраной труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и организации в целом.

3.8.6.2. Для выполнения поставленных задач рекомендуется возложить (приказом) на комитет следующие контрольные функции:

Участие в проведении обследований по обращениям работников и выработка в необходимых случаях рекомендаций по устранению выявленных нарушений;

Изучение причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, анализ эффективности проводимых мероприятий по условиям и охране труда, подготовка информационно-аналитических материалов о фактическом состоянии охраны труда в организации;

Анализ хода и результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, участие в подготовке подразделений и организации в целом к проведению обязательной сертификации рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда;

Участие в разработке проекта бюджета фонда охраны труда организации;

Содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания здоровых и безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ;

Изучение состояния и использования санитарно-бытовых помещений и санитарно-гигиенических устройств, обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, предоставления лечебно-профилактического питания;

Оказание содействия работодателю в организации обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, проведении своевременного и качественного инструктажа работников по безопасности труда;

Участие в работе по пропаганде охраны труда, повышению ответственности работников за соблюдение требований по охране труда.

Примечание : В отдельных организациях с учетом специфики системы управления охраной труда сложилась практика по осуществлению четырехступенчатого метода контроля: 1 ступень - мастер совместно с уполномоченным по охране труда; 2 ступень - начальник цеха совместно со старшим уполномоченным по охране труда; 3 ступень - главные специалисты (заместители директора по производству и ремонту, главные электрик и механик); 4 ступень - комплексная провер­ка под руководством директора по производству - главного инженера при участии главных специалистов службы охраны труда, лаборатории, пожарного отряда, специалистов всех видов надзора, медико-санитарной части и начальников цехов.

Приложение №1

Форма журнала первой ступени административно-общественного контроля по охране труда

Примечание: на первой странице следует привести памятку по проведению первой ступени контроля, на второй – выдержки из Постановления Минтруда РФ от 08.04.94 г. № 30 «Об утверждении рекомендаций об организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива».

Приложение № 2.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Административно-общественный контроль за состоянием охраны труда на АТП является одним из наиболее эффективных методов контроля, осуществляемого администрацией совместно с профсоюзной организацией.
Административно-общественный контроль проводится по срокам в три ступени.
Административно-общественный контроль за охраной труда осуществляет администрация предприятия или организации совместно с профсоюзной организацией по схеме оперативного контроля.
Проводит административно-общественный контроль состояния техники безопасности на закрепленном маршруте.
Проводит административно-общественный контроль состояния техники безопасности в смене и на закрепленном маршруте.
Проводит еженедельно административно-общественный контроль состояния безопасности труда.
Как проводится административно-общественный контроль.
Участвует в административно-общественном контроле по охране труда.
На производстве проводится трехступенчатый административно-общественный контроль за состоянием охраны труда.
Главным из них является оперативный административно-общественный контроль.
Четыре раза в месяц проводит административно-общественный контроль состояния охраны труда на предприятии.
Совместно с комитетом профсоюза организует работу административно-общественного контроля по охране труда на предприятии.
Совместно с представителем ЦК профсоюза организует работу административно-общественного контроля по охране труда на четвертой ступени.
В Министерстве газовой промышленности устанавливается шестиступенчатая система внутриведомственного и административно-общественного контроля за состоянием охраны труда на предприятиях и в организациях.
Проводит совместно с общественным инспектором по охране труда административно-общественный контроль.

Проводит совместно с общественным инспектором по охране труда административно-общественный контроль состояния техники безопасности в подразделении.
Проверяет регулярность и качество прове дения в подразделениях предприятия административно-общественного контроля состояния охраны труда.
За соблюдением безопасных условий работы в цехе осуществляется трехступенчатый или административно-общественный контроль. Первая ступень контроля: мастер (начальник цеха) вместе с общественным инспектором или дежурным по охране труда ежедневно за 15 - 20 мин до начала смены проверяют рабочие места, исправность оборудования, инструмента, технологической оснастки, работу вентиляционных установок, состояние ограждений, сигнализации и местного освещения, наличие знаков безопасности, средств индивидуальной защиты и их соответствие характеру выполняемой работы. Выявленные недостатки устраняют немедленно или разрабатывают мероприятия по их ликвидации. В течение смены мастер контролирует соблюдение технологической дисциплины, исправность оборудования и оснастки, чистоту рабочих мест, проходов и проездов, осуществляет надзор за выполнением станочниками безопасных приемов труда, использованием средств индивидуальной защиты.
Ежемесячная оценка состояния безопасности труда по подразделениям производится по результатам административно-общественного контроля с расчетом оперативного коэффициента безопасности труда.
Два раза в месяц проводит совещания по охране труда по результатам административно-общественного контроля с участием главных специалистов, службы охраны труда и представителя профкома для принятия мер по устранению недостатков в работе по охране труда.
Разрабатывает ежемесячный оперативный план мероприятий по охране труда на участке по результатам административно-общественного контроля и для выполнения предписаний, приказов и решений по охране труда.
Разрабатывает ежеквартальные оперативные планы работ по охране труда, по результатам проведения административно-общественного контроля, а также для выполнения предписаний, приказов и решений по охране труда.
Проводит оперативное собрание рабочих для разбора случаев нарушения инструкций по охране труда и результатов проведения административно-общественного контроля.
Ответственность за организацию работы четвертой ступени контроля, выполнение намеченных мероприятий, а также эффективность административно-общественного контроля всех ступеней в подведомственных структурных подразделениях возлагается на начальника и главного инженера объединения, которые раз в полугодие информируют министерство (ВПО) о состоянии условий безопасности труда.
Проводит оперативные собрания рабочих смены для разбора случаев нарушения инструкций по охране труда и результатов проведения административно-общественного контроля и обеспечивает устранение обнаруженных недостатков по охране труда.
Проводит оперативные собрания рабочих смены для разбора случаев нарушения инструкций - no охране труда и результатов проведения административно-общественного контроля и обеспечивает устранение обнаруженных недостатков по охране труда.
В борьбе за снижение и устранение производственного травматизма на производстве важное место принадлежит регулярному проведению на предприятиях и в организациях административно-общественного контроля и самоконтроля за состоянием охраны труда.
В обязанности главного инженера входят также руководство разработкой и внедрением более совершенных средств по охране труда, механизации трудоемких работ, обеспечение рабочих качественными средствами индивидуальной защиты, организация совместно с профкомом регулярного административно-общественного контроля. Он обеспечивает: выполнение предписаний органов государственного надзора, вышестоящих организаций, технической инспекции труда и предложений общественных инспекторов и комиссий охраны труда профсоюзного комитета; руководителей подразделений нормативными документами, правилами и знаками безопасности.
Как член профсоюза рабочий имеет право при избрании его инспектором по охране труда осуществлять общественный контроль по охране труда в объеме первой ступени административно-общественного контроля, а при избрании председателем комиссии по охране труда (КОТ) или председателем профсоюзного комитета участвовать на более высоком уровне в работе административно-общественного контроля.

1.1. Положение об административно-общественном контроле по охране труда в ГБОУ ДО ЦВПВУМ (далее - Положение) разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ч. I, ст. 3), Федерального закона об основах охраны труда в Российской Федерации, Типового положения о службе охраны труда, Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в образовании, утвержденных Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14, Закона Российской Федерации «Об образовании», Уставом ГБОУ ДО ЦВПВУМ, коллективным договором.

1.2. Административно-общественный контроль по охране труда является совместным контролем администрации, профсоюзного комитета учреждения за состоянием охраны труда.

1.3. Действие настоящего Положения распространяется на всех работников образовательного учреждения.

1.4.Настоящее Положение принимается на общем собрании трудового коллектива образовательного учреждения, согласуется с профсоюзным комитетом и утверждается директором школы.

  1. Задачи административно-общественного контроля:

2.1. Основными задачами административно-общественного контроля являются:

*​ соблюдение законодательства об охране труда;

*​ обеспечение безопасности технологического и другого оборудования, безопасности технологических процессов, зданий, сооружений;

*​ обеспечение работников средствами коллективной и индивидуальной защиты;

*​ организация надлежащих санитарно-гигиенических, социально-психологических и бытовых условий труда;

*​ организация лечебно-профилактического обслуживания работников;

*​ обучение, инструктаж, аттестацию рабочих мест по условиям труда.

  1. Организация трехступенчатого административно-общественного контроля

3.1. В целях систематического соблюдения требований законодательства по охране труда вводится следующая многоступенчатая система контроля:

3.1.1. I ступень - осуществляют ежедневно педагогические и другие работники - каждый на своём рабочем месте, а также на закрепленных за ними учебных, административных и хозяйственных помещениях.

На первой ступени контроля проверяется:

Выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

Безопасность мебели, технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств, компьютеров, оргтехники, электрооборудования;

состояние и правильность организации рабочих мест;

Отсутствие (наличие) противопоказаний у работника к выполнению трудовой функции (самооценка);

Исправность приточной и вытяжной вентиляции;

Исправность приборов освещения рабочих мест;

Наличие на рабочих местах инструкций по охране труда;

Наличие и исправность средств пожаротушения;

Наличие спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными перечнем и нормами.

При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, которые могут быть устранены сразу, устраняются немедленно, остальные записываются в журнал АОК с указанием сроков исполнения.

В случае грубого нарушения правил, норм, инструкций по охране труда, которое может причинить ущерб здоровью работников или привести к аварии, работник немедленно закрывает доступ в данное помещение, извещает администрацию о выявленном нарушении для принятия мер по приостановке работы в данном помещении до устранения этого нарушения

Педагог в процессе наблюдений за ходом работы, в случае нарушения правил техники безопасности работающими, проводит инструктаж с нарушителями правил и инструкций по технике безопасности, делает в специальном журнале письменные предупреждения, обязательные для исполнения и знакомит с ними под расписку, нарушающих правила обучающихся, а к лицам, систематически нарушающим безопасные приемы работы, применяют меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные правилами внутреннего распорядка, а также меры общественного воздействия, ведет ежедневный учет всех несчастных случаев, разработки профилактических мероприятий.

3.1.2. II ступень - осуществляют заместитель директора учреждения по учебно-воспитательной работе, заведующий хозяйством, уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда, председатель комиссии по охране труда, специалист по охране труда - не реже одного раз в квартал.

На второй ступени контроля проверяется:

Организация и результаты работы первой ступени контроля;

выполнение мероприятий, намеченных в результате ранее проведенных проверок второй и третьей ступеней контроля;

Выполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения и решений профсоюзного комитета, предложений уполномоченного (доверенного) лица по охране труда;

Выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям органов надзора и контроля;

Выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;

исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям стандартов охраны труда и другой нормативно-технической документации по охране труда;

Соблюдение работниками инструкций по охране труда, правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;

Соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов (осмотров) производственного оборудования, вентиляционных систем и установок, технологических режимов и инструкций;

Состояние проходов, переходов, запасных выходов, проездов;

Состояние уголков по охране труда, наличие и состояние плакатов по охране труда, сигнальных цветов и знаков безопасности;

Наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;

Своевременность, качество и учёт (в специальных журналах) проведения инструктажа работников по охране труда;

Наличие и правильность использования работниками спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты;

Состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;

Соблюдение установленного режима труда и отдыха;

Обеспечение работников мылом и другими профилактическими средствами;

установление компенсационных доплат по итогам специальной оценки условий труда;

Наличие инструкций по охране труда по всем должностям и профессиям согласно штатному расписанию.

Результаты проверки и выявленные нарушения записываются в специальный журнал и доводятся до сведения руководителя ОУ. При этом проверяющие намечают мероприятия по устранению обнаруженных нарушений, назначают исполнителей и сроки исполнения.

В случае грубого нарушения правил, норм, инструкций по охране труда, которое может причинить ущерб здоровью работников или привести к аварии, составляется акт и работа приостанавливается комиссией до устранения этого нарушения.

Руководитель учреждения обеспечивает выполнение мероприятий по устранению недостатков и нарушений охраны труда, выявленных на второй ступени контроля.

инспектор по охране труда и член профсоюзного комитета 1 раз в месяц проводят тщательную проверку состояния охраны труда и культуры производства в кабинетах, на спортивных площадках и на других участках. Выявленные в ходе проверки недостатки устраняются сразу или записываются в специальные журналы и устанавливают сроки и лиц, ответственных за выполнение.

3.1.3. III ступень - осуществляют директор ОУ и председатель профсоюзного комитета не реже одного раза в полугодие.

На третьей ступени контроля проверяется:

Организация и результаты работы первой и второй ступеней контроля;

выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения третьей ступени контроля;

Выполнение приказов и распоряжений вышестоящих организаций, постановлений и решений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов надзора и контроля, приказов руководителя учреждения и решений профсоюзного комитета по вопросам охраны труда;

Выполнение мероприятий, предусмотренных планами, КД, соглашениями по охране труда и другими документами;

Выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;

Техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений и прилегающих к ним территорий в соответствии с требованиями нормативно-технической документации по охране труда, состояние проезжей и пешеходной частей дорог, переходов;

Эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции;

выполнение графиков планово-предупредительного ремонта, наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования;

Соблюдение норм и сроков обеспечения работников спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организации стирки, чистки и ремонта;

Состояние санитарно-бытовых помещений;

соблюдение сроков периодических медицинских осмотров работников;

состояние кабинета охраны труда, стендов по охране труда, своевременное и правильное их оформление;

Организация и качество проведения обучения и инструктажей работников по охране труда;

Подготовленность персонала к работе в аварийных условиях;

соблюдение установленного режима труда и отдыха;

Наличие инструкций по охране труда.

Результаты проверки оформляются отдельным актом, краткое содержание итогов проверки, рекомендации по устранению выявленных нарушений вносятся в журнал АОК.

  1. Порядок разработки и утверждение правил и инструкций по охране труда

4.1. Положение о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда утверждено постановлением № 129 от 01 июля 1993 г. Министерства труда РФ.

4.2. Положение является обязательным для всех учреждений, организаций независимо от организационно-правовых форм собственности.

4.3. Правила по охране труда - нормативный акт, который устанавливает требования по ОТ, обязательные при осуществлении любых видов деятельности.

Правила по ОТ могут быть отраслевого и межотраслевого назначения.

4.4. Инструкции по ОТ - нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ или выполняются служебные обязанности.

Инструкции по ОТ могут быть типовые (отраслевые) для работников и конкретного рабочего места.

4.5. Типовые инструкции утверждаются центральными органами федеральной исполнительной власти, а инструкции по охране труда должны разрабатываться на основе межотраслевых правил по ОТ и не противоречить им.

4.6. Надзор и контроль за соблюдением правил по охране труда осуществляют государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от руководства.

4.7. Контроль за выполнением инструкций для работников возлагается на директора учреждения или его заместителя. Выполнение требований инструкций следует проверять при осуществлении всех видов контроля.

  1. Разработка инструкций по охране труда

5.1.​ Инструкции по охране труда разрабатываются как для работников отдельных профессий, так и на отдельные виды работ (работы на высоте, ремонтные работы, и другие).

5.2.​ Изучение инструкций для работников обеспечивает руководитель или лицо, назначенное приказом руководителя. Требования инструкций являются обязательными для работников, невыполнение требований рассматривается как нарушение трудовой деятельности.

5.3.​ Инструкции для работников по профессиям и на отдельные виды работ разрабатываются в соответствии с перечнем штатного расписания учреждения, который утверждает руководитель.

5.4.​ Требования нормативных актов по ОТ, включаемые в инструкции, должны быть изложены применительно к конкретному рабочему месту и реальным условиям труда работников.

5.5.​ Инструкции для работников утверждаются руководителем после проведения предварительных консультаций с выборным профсоюзным органом или с другими выборными органами учреждения.

  1. Содержание инструкций

6.1.​ Каждой инструкции должно быть присвоено наименование. В наименовании следует кратко указать для какой профессии или вида работ она предназначена.

6.2.​ Инструкция должна содержать следующие разделы:

*​ Общие требования безопасности;

*​ Требования безопасности перед началом работы;

*​ Требования безопасности во время работы;

*​ Требования безопасности в аварийных ситуациях;

*​ Требования безопасности по окончании работ.

  1. Порядок проверки, пересмотра инструкций по охране труда

7.1.​ Инструкции систематически, не реже одного раза в пять лет необходимо пересматривать на соответствие требованиям действующих государственных стандартов, санитарных норм и правил.

7.2.​ Пересмотр и проверка инструкций для работников по профессиям или по видам работ, связанным с повышенной опасностью, должна проводиться не реже одного раза в три года.

7.3.​ Если в течение указанного срока условия труда работников не изменились, то приказом или распоряжением по учреждению действие инструкции продлевается на следующий срок, о чем делается запись на первой странице инструкции (ставится штамп «Пересмотрено», дата и подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции).

7.4.​ У руководителя должен быть постоянного хранения комплект действующих в данном учреждении инструкций для всех работников и по всем видам работ.

7.5.​ Инструкции работникам могут быть выданы на руки под расписку либо вывешены на рабочих местах.

  1. Ответственность

8.1. При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, производственной санитарии и пожарной профилактики недостатки, которые могут быть устранены сразу, устраняются, остальные записываются в журнал учета проведения административно-общественного контроля с указанием сроков их устранения.

8.2. В случае грубого нарушения правил, норм, инструкций по охране труда, которые могут причинить ущерб здоровью обучающихся, их родителей или работников образовательного учреждения или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения.

8.3. К лицам, систематически нарушающим ТБ, применяют меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные правилами внутреннего распорядка, а также меры общественного воздействия.

8.4. По результатам проверок лица, ответственные за работу по охране труда могут быть заслушаны на совещаниях при директоре, заседаниях профкома, общих собраниях трудового коллектива.

Для чего нужен административно-общественный контроль в сфере охраны труда и кто должен его организовать? Получив ответы на эти вопросы, вы в полной мере сможете обеспечить безопасные условия труда для работников вашей компании.

Административно-общественный контроль в сфере охраны труда

Эта процедура особенно важна для производственных, строительных, логистических и других компаний, где работники взаимодействуют не только с компьютером и блокнотом, но и с оборудованием, требующим специфических навыков. Суть ее в том, что уполномоченные лица компании вместе с представителями профсоюзов осуществляют общественный контроль за охраной труда и порядком на предприятии.

Кто участвует в административно-общественном контроле по охране труда

Каждая компания в обязательном порядке должна обеспечивать безопасные условия работы сотрудников и проверять соблюдение этих условий (ст. 212 , 217 ТК РФ). В этом заключается обязательный административный элемент проверочных мероприятий.

Общественность же в данном случае представляют доверенные лица профсоюзов, уполномоченные участвовать в проверках условий работы сотрудников (ст. 370 ТК РФ, ст. 20 ФЗ «О профессиональных союзах» № 10-ФЗ от 12.01.1996).

Общественный контроль за охраной труда, осуществляемый представителем профсоюза, включает в себя:

  • получение информации об условиях работы сотрудников, о несчастных случаях и профзаболеваниях;
  • участие в периодических проверках условий работы, расследовании несчастных случаев и т. п.;
  • предъявление работодателю требований в защиту интересов работников в связи с выявленными нарушениями правил безопасности на рабочих местах.
  • Уровни административно-общественного контроля

    ГОСТ Р 12.0.007-2009 «СУОТ. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» говорит о трехступенчатой системе проверочных мероприятий:

    • 1-я ступень: мастер вместе с представителем профсоюза ежедневно проверяет свой производственный участок и устраняет выявленные нарушения, а наиболее квалифицированные и ответственные работники делают это самостоятельно;
    • 2-я ступень: начальник цеха (крупного производственного участка) вместе с представителями службы охраны труда предприятия обходит цех раз в неделю. Итоги проверки заносят в журнал административно-общественного контроля по охране труда, назначают ответственных лиц и мероприятия по устранению нарушений;
    • 3-я ступень: комиссия организации рассматривает на ежемесячном заседании итоги работы за месяц, составляет акт о нарушениях, выносит рекомендации.

    Образец журнала

    Хотя в документе упомянуто участие профсоюзного уполномоченного только на первой ступени, это не запрещает профсоюзным инспекторам участвовать в проверках любого уровня.

    Если же организация небольшая, она может ограничиться двухступенчатым уровнем проверочных мероприятий.

    АДМИНИСТРАТИВНО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

    1. Общие положения

    4. Третья ступень трехступенчатого контроля

    4.1. Третью ступень контроля осуществляют руководитель и председатель комитета профсоюза, не реже одного раза в полугодие.

    4.2. На третьей ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:

    — организацию и результаты работы первой и второй ступеней контроля;

    — выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения третьей ступени контроля;

    — выполнение приказов и распоряжений вышестоящих организаций, постановлений и решений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов надзора и контроля, приказов руководителя учреждения и решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;

    — выполнение мероприятий, предусмотренных планами, коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими документами;

    — выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;

    — техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений и прилегающих к ним территорий в соответствии с требованиями нормативно-технической документации по охране труда, состояние проезжей и пешеходной частей дорог, тоннелей, переходов и галерей;

    — эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, пыле- и газоулавливающих устройств;

    — выполнение графиков планово-предупредительного ремонта, наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования;

    — обеспеченность работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организации стирки, чистки и ремонта;

    — обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;

    — организацию лечебно-профилактического обслуживания работающих;

    — состояние кабинета охраны труда;

    — состояние стендов по охране труда, своевременное и правильное их оформление;

    — организацию и качество проведения обучения и инструктажей работающих по безопасности труда;

    — подготовленность персонала к работе в аварийных условиях;

    4.3. На основании результатов анализа проводят проверку состояния замечаний, отмеченных в журнале учета проведения административно-общественного контроля первой и второй ступени. На совещаниях у руководителя учреждения с участием профсоюзного актива заслушивают ответственных лиц за выполнение соглашения по охране труда, планов, приказов, предписаний. Проводят анализ происшедших несчастных случаев в школе.

    4.4. Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. На основании проверки и обсуждения вопросов по охране труда руководителем предприятия издается приказ.

    Положение об административно-общественном контроле по охране труда

    Председатель Заведующий МКДОУ

    Профсоюзного комитета №3 г. Аши

    об административно-общественном контроле

    по охране труда

    Административно-общественный контроль по охране труда является совместным контролем администрации МКДОУ №3 г. Аши (далее ДОУ), профсоюзной организации, Управления образованием АМР за состоянием охраны труда.

    В целях систематического контроля за соблюдением требований законодательства по охране труда организуется четырехступенчатая система контроля.

    Контроль осуществляется ответственными за помещения, кабинеты, музыкальный зал, воспитателями, специалистами.

    Они ежедневно до начала работы (занятий) проверяют рабочие места, исправность оборудования. При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, электробезопасности, недостатки, которые могут быть устранены сразу, устраняются, остальные записываются в журнал учета проведения административно-общественного контроля с указанием сроков их устранения.

    Воспитатели и специалисты ведут постоянный контроль соблюдения безопасных приемов труда на своем участке работы.

    К лицам, систематически нарушающим ТБ, применяют меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные правилами внутреннего распорядка, а также меры общественного воздействия.

    Вторую ступень контроля осуществляют заведующий хозяйством, старший воспитатель, уполномоченный по охране труда, ответственный по пожарной безопасности, электробезопасности, производственной санитарии во всех помещениях Д ОУ, которые не реже одного раза в квартал проводят проверку состояния охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии, принимают меры по устранению выявленных нарушений, за исключением тех, которые требуют определенных затрат времени, средств и усилий. Эти нарушения записываются в журнал административно-общественного контроля с указанием сроков их устранения, исполнителей и сообщают руководителю ДОУ.

    Третью ступень осуществляет руководитель ДОУ совместно с председателем профсоюзного комитета, которые один раз в полугодие изучают материалы второй ступени административно-общественного контроля, на основании результатов анализа проводят проверку состояния выполнения замечаний, указанных в журнале учета проведения административно-общественного контроля первой и второй ступени.

    Заслушивают на совместных заседаниях лиц, ответственных за выполнение соглашения по охране труда, планов, приказов, предписаний, обсуждают итоги общественного контроля по охране труда, проводят анализ несчастных случаев в ДОУ.

    На основании обсуждения вопросов о состоянии охраны труда руководителем издается приказ.

    Четвертую ступень осуществляет комиссия по приемке ДОУ к новому учебному году.

    ds3asha.74214s001.edusite.ru

    Охрана труда

    Скачивать документы могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь!

    «Положение об административно-общественном контроле за охраной труда в учреждениях образования»

    Утверждено
    Постановлением Президиума ЦК
    профсоюза работников народного
    образования, высшей школы
    и научных учреждений
    от 1 июля 1987 г. N 7

    ПОЛОЖЕНИЕ
    ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ
    ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

    1. Общие положения

    1.1. Трехступенчатый (административно-общественный) контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля администрации и комитетов профсоюза предприятия, организации, учреждения, колхоза и т.д. (далее — предприятие) за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими требований трудового законодательства, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов по охране труда.
    Трехступенчатый контроль не исключает проведение административного контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников предприятия, а также общественного контроля в соответствии с Положением о комиссии охраны труда и Положением об уполномоченном по охране труда.
    1.2. Руководство организацией трехступенчатого контроля осуществляют руководитель предприятия, председатель комитета профсоюза и представители других общественных органов.

    2. Первая ступень трехступенчатого контроля

    2.1. Первую ступень контроля осуществляют зав. кабинетами физики, химии, биологии, физкультуры, учебными мастерскими, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования.
    2.2. На первой ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:
    — выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
    — состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, заготовок и др.);
    — состояние проходов, переходов, проездов;
    — безопасность технологического оборудования;
    — соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;
    — исправность приточной и вытяжной вентиляции местных отсосов, пыле- и газоулавливающих устройств;
    — наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;
    — наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты.
    2.3. При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, которые могут быть устранены сразу, устраняются немедленно, остальные записываются в журнал общественно-административного контроля с указанием сроков исполнения (примерная форма журнала приведена ниже).

    3. Вторая ступень трехступенчатого контроля

    3.1. Вторую ступень контроля проводят ответственный и уполномоченный по охране труда один раз в четверть.
    На второй ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:
    — организацию и результаты работы первой ступени контроля;
    — выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступеней контроля;
    — выполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения и решений комитета профсоюза, предложений уполномоченных по охране труда;
    — выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям органов надзора и контроля;
    — выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;
    — исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям стандартов безопасности труда и другой нормативно-технической документации по охране труда;
    — соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;
    — соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок, технологических режимов и инструкций;
    — состояние переходов и галерей;
    — состояние уголков по охране труда, наличие и состояние плакатов по охране труда, сигнальных цветов и знаков безопасности;
    — наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;
    — своевременность и качество проведения инструктажа работающих по безопасности труда;
    — наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;
    — обеспечение работающих лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;
    — состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
    — соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.
    3.3. Результаты проверки записываются в журнале административно-общественного контроля и сообщаются администрации учреждения.
    В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается комиссией до устранения этого нарушения.

    Трехступенчатый контроль по охране труда

    Ещё во времена Советского Союза была разработана система трехступенчатого контроля по охране труда. И сегодня этот метод применяется довольно активно.

    Виды контроля

    Трудовой кодекс обязывает работодателя не только обеспечить в компании соответствующие условия охраны труда, но и организовать надлежащий контроль за состоянием таких условий.

    Существует три основные системы контроля за охраной труда:

  • государственный;
  • ведомственный;
  • общественный.
  • Помимо этих систем выделяют и трехступенчатый контроль (административно-общественный).

    Трехступенчатый контроль: его суть

    Суть такого метода заключается в организации контроля в три этапа (ступени).

    Нет единого документа, регламентирующего порядок проведения такого контроля во всех организациях. Есть несколько нормативных правовых актов, в которых описывается этот метод на отдельных производствах.

    Например, в Правилах для полиграфических компаний (Приказ МПТР РФ от 04.12.2002 N 237). В этом документе данный метод предусматривает:

  • ежедневный контроль (I ступень) - должен проводиться мастером участка вместе с общественным инспектором;
  • еженедельный (II ступень) - начальником цеха вместе с уполномоченным по охране труда;
  • ежемесячный (III ступень) - комиссией под руководством главного инженера организации.
  • Такой же метод контроля применяется и при эксплуатационной работе и обеспечении безопасности движения поездов в локомотивном хозяйстве ОАО «РЖД» (Регламент, утв. ОАО «РЖД» 12.08.2006 N ЦТЛ-16/2).

    Рассмотрим более подробно каждую ступень контроля, исходя из общей сложившейся практики.

    1-я ступень контроля

    Подразумевает проведение ежедневного контроля или ежесменного. Проводится руководителем работ (например, сменным мастером, дежурным по станции, бригадиром и т.д.). Контроль должен проводиться как в начале рабочего дня, так и в течение дня или смены.

    В начале рабочего дня руководитель работы обязан проверить:

  • готовность сотрудников начать трудовую деятельность (на общее состояние здоровья, отсутствие алкогольного опьянения и др.);
  • рабочие места (их состояние и соответствие нормам);
  • наличие аптечки, средств пожаротушения и т.д.;
  • наличие средств защиты и спецодежды, исправных инструментов и приспособлений;
  • правильность работы заземляющих устройств, вентиляции, освещения;
  • состояние проходов и проездов;
  • устранение нарушений, обнаруженных предыдущей проверкой.
  • После того, как рабочая бригада приступит к работе, в течение всей смены необходимо вести контроль за соблюдением работниками инструкций и правил по охране труда.

    2-я ступень контроля

    2-я ступень проводится руководителем подразделения. В его качестве может выступать, например, начальник цеха, участка, старший мастер и т.д.

    Контроль проводится не менее 1 раза в месяц. Привлекаются к участию лица, уполномоченные по охране труда.

    На втором этапе проверяются:

  • реализация мероприятий, запланированных по результатам проверок предыдущих ступеней контроля;
  • осуществление мероприятий по итогам расследования несчастных случаев;
  • работоспособность транспортных средств, оборудования;
  • освещённость рабочих мест;
  • наличие информационных стендов и знаков безопасности;
  • качество и своевременность проведения технической учёбы и инструктажей;
  • исправность электрооборудования и вентиляционных устройств;
  • санитарное состояние цехов и бытовых помещений.
  • 3-я ступень контроля

    Последний этап осуществляется комиссией. В состав комиссии могут быть включены главный инженер, заместители начальника, инженер по охране труда, уполномоченные по охране труда, представители профкома, главный технолог, ответственный за электрохозяйство, инспектор отдела кадров и т.д. Возглавляется комиссия одним из руководителей предприятия. В некоторых случаях при необходимости может быть создано несколько комиссий.

    3-я ступень контроля проводится не реже одного раза в квартал. Проверка охватывает все производственные подразделения.

  • результаты контроля на предыдущих этапах;
  • содержание строений, сооружений, проезжей, пешеходной части, помещений, переходов, тоннелей;
  • работоспособность технологического, грузоподъемного, транспортного и прочего оборудования;
  • правильность работы вентиляционных систем;
  • наличие схем подключения энергоустановок и коммуникаций;
  • наличие и использование спецодежды, спецобуви и других средств защиты;
  • соблюдение режима работы и отдыха;
  • соответствие санитарно-гигиенических нормам, правилам электро- и пожарной безопасности и пр.
  • По результатам проверки на третьем этапе составляется акт. В этом акте указываются выявленные нарушения. На основании акта издаётся приказ о принятии необходимых мер и устранении выявленных нарушений.

    • За неуплату взносов в срок штраф платить не нужно ВАС РФ пришел к выводу, что в случае если страховые взносы уплачены с опозданием, но при этом исчислены правильно, то работники Пенсионного фонда РФ не вправе предъявить плательщику штраф за неуплату взносов в срок 1 […]
    • Ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с деятельным раскаянием В ОВД Некого района Дознавателю ст. лейтенанту полиции от Иванова Ивана Ивановича Ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с деятельным раскаянием 14 марта 2011 г. в отношении меня […]
    • ЕСН - Единый социальный налог - Справочник Порядок формирования налоговой базы, исчисления и уплаты единого социального налога Единый социальный налог - справочник для бухгалтера Что такое ЕСН Единый социальный налог (ЕСН) - федеральный налог в Российской Федерации, […]
    • Штраф за несвоевременную сдачу отчетности в ПФР Актуально на: 20 июля 2016 г. По итогам каждого отчетного и расчетного периода страхователь обязан представлять в ПФР расчет по форме РСВ-1 (утв. Постановлением Правления ПФ РФ от 16.01.2014 N 2п, п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона от […]
    • Приложение N 3. Форма 23-ФСС РФ "Заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации" Информация об изменениях: Приказом ФСС РФ от 20 июля 2015 г. N 305 в приложение внесены изменения См. […]
    • Гос пособия семьям воспитывающим детей Н ормативны й документ по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей: Размеры государственных пособий семьям, Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения: с 01.11.2012 по 31.01.2013 – 880 030 […]
    • Пособие по беременности и родам и НДФЛ Актуально на: 26 ноября 2015 г. Работодатель должен выплатить своей работнице пособие по беременности и родам за период отпуска, который предоставляется ей в связи с беременностью. В общем случае он составляет 70 календарных дней до […]
    • Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ"Об основах общественного контроля в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями […]