Изготовление и продажа спиртных напитков — выгодный вид бизнеса, если процесс организован правильно. На качественный алкоголь всегда имеется спрос независимо от ценовой политики товара.

Для осуществления какой-либо деятельности с алкогольной продукцией (производства, продажи, хранения и перевозки) необходима лицензия.

Всем ли нужна лицензия: требования законодательства

Лицензия оформляется на изготовление, продажу, хранение и перевозку напитков, которые содержат этил в количестве от 6% . Документ могут получить только те юридические лица, бизнес которых отвечает требованиям законодательства по лицензированию. Получить разрешение могут компании с различной правовой формой. К продаже алкоголя не допускаются ИП (индивидуальные предприниматели) ни оптом, ни в розницу.

У организации, которая планирует продавать спиртные напитки, должен быть в наличии уставной капитал определенного размера:

  • при реализации продукции, содержащей до 15% этанола — 10 000 рублей;
  • при реализации напитков, содержащих свыше 15% этанола — 300 000 рублей;
  • при реализации представителями малого бизнеса спиртного, которое отсутствует в реестре и содержит свыше 15% этанола — 1 миллион рублей;
  • для оптовой торговли — 10 миллионов рублей.

Помещение для хранения и продажи алкогольных напитков должно полностью отвечать нормам закона. Для торговли пригодны только стационарные комплексы, которые являются личной собственностью фирмы либо арендуются. В случае аренды в наличии должен быть договор аренды.

Для хранения и реализации продукции размер помещения в городской зоне необходим от 50 м 2 , в селе от 25 м 2 . Склад необходимо обеспечить качественной вентиляцией, средствами для тушения пожара, всеми видами сигнализации и охраной. Торговые точки оснащают кассовыми аппаратами, в обязательном порядке ведутся документы строгой отчетности.

Производители спиртного обязаны оснащать оборудование автоматическими измерительными приборами. Объемы производства и реализации продукции следует тщательно фиксировать, вся информация должна быть надежно защищена от искажения и подделок. Не разрешается изготавливать спиртные напитки, если объем готовой продукции меньше, чем минимальная производительная мощность оборудования.

На всю продукцию (в том числе и реализуемую) должен оформляться сертификат соответствия либо декларация.

Торговая точка согласно нормам законодательства по реализации спиртного должна располагаться вдали от таких объектов:

  • детских, образовательных, медицинских и спортивных организаций;
  • домов культуры (кроме продажи спиртного в сфере общественного питания);
  • общественного транспорта и автозаправочных комплексов;
  • уличных торговых объектов (рынков и базаров);
  • мест с большим скоплением народа;
  • источников с повышенной опасностью;
  • военных объектов.

Не разрешается лицензирование перемещаемых (мобильных) объектов и фирм, допускающих продажу алкоголя несовершеннолетним.

Штрафы при торговле без лицензии

В 2014 году вступил в действие Закон № 365-ФЗ, по которому усилили ответственность за продажу спиртного без алкогольной лицензии. Введены новые штрафы за несанкционированную торговлю. Они касаются не только оптовых и розничных торговых точек, но и мест общепита (кафе, баров, ресторанов и прочих).

Нарушения караются приостановлением деятельности компании, а при грубых нарушениях — изъятием продукции. Ранее административное приостановление деятельности не распространялось на представителей розничной продажи спиртного. Также увеличен срок исковой давности по алкогольным нарушениям, теперь он составляет 1 год, ранее был 2 месяца.

В розничной торговле нарушения у предпринимателей караются штрафом 10 000 — 15 000 рублей, у организаций — 200 000 — 300 000 рублей. Ранее этот штраф был 4000 — 5000 рублей и 40 000 — 50 000 соответственно.

Взимаются штрафы и за иные нарушения торговой деятельности. Под иными нарушениями подразумевается несоответствие торговых объектов требованиям лицензирования по алкоголю. Сумма штрафа с 2014 года для предпринимателя составляет 5000 — 10 000 рублей, для организации — 50 000 — 100 000 рублей .

Штрафы продавцов составляют 4000 — 5000 рублей, для предпринимателей – 10 000 — 15 000 рублей, для организаций – 200 000 — 300 000 рублей. Чтобы удостовериться, что марки соответствуют принятым стандартам, необходимо оформить регистрацию на сайте Росалкогольрегулирования и воспользоваться ресурсом по проверке подлинности акцизных марок.

Проверке подлежит каждая марка на алкоголь. Ответственность за подлинность каждой марки возлагается на продавца. Реализация товара с марками старого образца карается штрафом в размере 40 000 рублей . Нелегальный алкоголь можно вернуть поставщику, при этом в Росалкогольрегулирование следует подать документы о возврате, копии сопроводительных документов и перечень поддельных марок с указанием серии, номера, литража, наименования спиртного и производителя.

При грубых нарушениях лицензирования практикуется остановка работы компании на 90 дней с изъятием спиртного. Выписывается также штраф в интервале 150 000 — 200 000 рублей.

К грубым нарушениям относятся, к примеру, факты продажи алкогольных напитков сомнительного качества.

Если отсутствует либо не представляется алкогольная декларация, предприниматель уплачивает штраф 5000 — 10 000 рублей, предприятие — 50 000 — 100 000 рублей. Ранее такой штраф составлял 3000 — 4000 рублей и 30 000 — 40 000 рублей соответственно. Теперь каждый квартал представляют декларации до 20 числа месяца, идущего после периода отчета. Невыполнение правомерных требований представителей государственного органа по контролю алкогольной продукции карается штрафом в пределах 5000 — 8000 рублей. Когда не выполнены предписания, предприниматель платит 6000 — 12 000 рублей, а организация — 20 000 — 40 000 рублей.

Процесс получения алкогольной лицензии

Лицензия выдается на продукцию с количеством этанола от 6% Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, а также прочими лицензирующими органами местной государственной власти. За получением лицензии можно обратиться к посредникам — негосударственным лицензирующим компаниям или центрам сертификации. Такая компания должна иметь разрешение на данный спектр услуг. Преимущества посредников — возможность получить консультацию по правилам оформления алкогольной лицензии.

В Росалкогольрегулирование претендент на получение алкогольной лицензии подает заявление и регламентированный пакет документов. Порядок получения лицензии для розничных торговых точек, кафе, баров и ресторанов одинаков. К рознице и общепиту выдвигаются разные требования к помещениям, незначительно отличается перечень документов.

Период принятия решения по лицензированию составляет 30 дней, при потребности более тщательного изучения подлинности документов и информации в них процесс лицензирования может затянуться еще на 30 дней.

При выдаче лицензии издается приказ о выдаче либо продлении документа.

При подаче документов в лицензирующий орган в обязательном порядке нужно заплатить государственную пошлину. Один год продажи алкоголя с содержанием спирта от 15% обойдется в 40 000 рублей налога, соответственно лицензия на 5 лет будет стоить 200 000 рублей. Документ можно оформлять ежегодно либо на период до 5 лет.

Госпошлина также подлежит уплате при продлении срока действия лицензии и переоформлении. Если в лицензии было отказано, пошлина возврату не подлежит. При повторной подаче документов после отказа необходимо снова заплатить налог в полном объеме.

Для розничных торговых точек, кафе, баров и ресторанов необходимо представить следующие документы (распространяется также на все акционерные общества):

  • Устав ООО, ОАО, ЗАО;
  • ОГРН и ИНН;
  • Свидетельства об изменениях (если они производились, представляются все изменения);
  • Уведомление об обособленном подразделении (если есть);
  • Выписка из ЕГРЮЛ (для розницы);
  • Решение и отчет о выпуске акций (для АО);
  • Коды статистики (для кафе, баров и ресторанов);
  • Решение (протокол) о назначении и вступлении в должность генерального директора;
  • Справка о стоимости уставного капитала (для розницы);
  • Платежные документы о внесении уставного капитала (для АО);
  • Баланс, сданный в последнем отчетном периоде (для общепита);
  • Документ об уплате госпошлины;
  • Договор долгосрочной аренды либо свидетельство о праве собственности;
  • Технический паспорт БТИ;
  • Карточка регистрации ККМ (только для розницы);
  • Заключение МЧС (для общепита).

Если продажа спиртных напитков будет осуществляться в стационарном павильоне, дополнительно представляют:

  • Договор аренды земли под павильон;
  • Акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта;
  • Договор купли-продажи или аренды павильона.

Процесс продления лицензии

Заявление подается за 90 дней до окончания срока действия разрешения. Продление лицензии происходит в те же сроки, что и получение документа. Пошлина за 1 год лицензирования составляет 40 000 рублей. Росалкогольрегулирование проверяет соответствие документов, оборудования и помещения принятым стандартам. Все документы контролируются на подлинность, в том числе и указанный в них адрес предприятия. Для продления срока действия разрешения представляют:

  • Учредительные документы на компанию;
  • Копию действующей лицензии;
  • Справку об отсутствии долгов по уплате налогов и сборов.

Если переоформление алкогольной лицензии связано с реорганизацией компании посредством слияния либо с переоформлением ее места регистрации или названия, пошлина составит 2 тысячи рублей.

Лицензия на изготовление алкоголя

Лицензирование производителей имеет свои нюансы. На каждый вид продукции необходим свой вид лицензии:

  1. Лицензия на изготовление, хранение и поставку этилового спирта и денатурата собственного производства.
  2. Лицензия на изготовление, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции собственного изготовления.
  3. Лицензия на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции.

Для получения лицензии на изготовление алкогольных напитков к заявлению представляют:

  • Учредительные документы и выписки о регистрации юридического лица;
  • Документ об уплате пошлины за лицензирование;
  • Заключения о соответствии всех помещений санитарным, противопожарным, экологическим требованиям;
  • Документ об аккредитации собственной лаборатории по контролю производства алкоголя или заключенный договор о проведении контроля с такой лабораторией;
  • Копии сертификатов соответствия основного используемого оборудования;
  • Документ, подтверждающий стоимость уставного капитала.

При подаче документов в лицензирующий орган на изготовление спиртных напитков также в обязательном порядке уплачивается государственная пошлина. Налог уплачивается по такой же процедуре, как и при реализации спиртного. Размер пошлины зависит от вида алкогольной продукции:

  • на вино и подобный алкоголь — 500 000 рублей;
  • на водку и коньяк — 6 миллионов рублей.

Получение лицензии на оптовые поставки

Получение лицензии на торговлю оптом выполняется по стандартной схеме на общих основаниях. Дополнительно представляются документы:

  • Заключение МЧС о полном соответствии производственных и складских помещений противопожарным требованиям;
  • Сертификат соответствия на основное оборудование, которое используется для производства и продажи алкогольной продукции и этилового спирта;
  • Заключение Росприроднадзора о соответствии всех помещений экологическим нормам;
  • Документ об уставном капитале.

Изменения в 2019 году

Самым главным изменением 2019 года считается окончательный переход на онлайн-кассы для всех предпринимателей.


В Российской Федерации спиртосодержащая продукция реализовывается населению по особым правилам, называемым лицензированием. Контроль соблюдения лицензионных правил проводит Федеральная служба Росалкогольрегулирования (ФСР) , которая руководствуется , принятом ещё в 1995 году. С тех пор он многократно пополнялся различными коррективами в соответствии с веяниями времени, но суть – продажа по правилам, установленным государством – остаётся неизменной.

Основная задача закона заключается в защите здоровья потребителей путем недопущения продажи им некачественного суррогатного алкоголя, а также недопущения обогащения преступных сообществ на продаже поддельной продукции.

Чтобы не было кривотолков и разночтений, в законе приводится перечень употребляемых понятий и терминов и даётся четкое определение их значения.

  • Определение алкогольной продукции:
    • Пищевая продукция с содержанием этилового спирта выше 0,5%. В данный перечень входят практически все спиртосодержащие напитки: водка, вина, пиво, сусло, сидр.
  • Определение оборота алкогольной продукции:
    • Вся цепочка действий, проводимых с продукцией: поставка, закупка, хранение, доставка (в том числе транзит), розничная торговля.
  • Определение участников оборота (круга лиц):
    • – участниками являются предприятия-производители этилового спирта и других товаров, содержащих спирт;
    • – организации и лица, реализующие в розницу пиво, пивные напитки, медовуху, сидр, в том числе непищевые продукты с содержанием спирта;
    • – работники спиртовых заводов и предприятий торговли, потребители.

Лицензия на алкоголь в 2017

Особые условия для товаров с малым содержанием спирта

Лицензия на алкоголь нужна отнюдь не всегда, к примеру, когда продукт содержит этиловый спирт в количестве, не достигающем 15%, разрешений на реализацию не требуется.

Если доля спирта велика

Продукция с содержанием спирта более 15% делится на две категории: пищевую и непищевую.
  • К пищевой относят виноматериалы, сусло виноградное и из других фруктов, эмульсию – полуфабрикаты для продуктов, в которых алкоголь является неотъемлемой частью.
  • К непищевым товарам относят лакокрасочные материалы, предметы косметической и парфюмерной группы.
В нормах указывается, что не обязательно, когда осуществляется:
  • Продажа пива и пивных напитков, а также их закупка и производство.
  • Реализация спиртосодержащих товаров в розницу, не предназначенных для пищевого употребления.
  • Закупка и перевозка технических жидкостей с обязательной спиртовой составляющей, являющихся сырьем при производстве товаров непищевой группы. Единственным ограничением является объём сырья, без разрешительных документов допускается в течение года освоить – 2 тысячи литров.
Таким образом, становится очевидным фактом, что лицензия на алкоголь необходима тогда, когда предприниматель поставляет, производит или продаёт пищевую продукцию с содержанием спирта выше 15%.

Виды реализации: Оптовая и розничная

  • Опт подразумевает большие объёмы проходящего товара, поэтому при получении соответствующего разрешения к соискателям выдвигаются требования на наличие достаточного количества складских площадей, которые должны отвечать определённым нормативам.
  • Розница подразумевает сбыт продуктов поштучно и малыми партиями, к этому виду реализации относят предприятия питания (рестораны, бары, кафе) и магазины.

В чем состоит заинтересованность государства

Лицензия на алкоголь позволяет государству предъявлять жёсткие требования к бизнесу, стремящемуся работать в этом сегменте рынка. Одна из форм регуляции состоит из стоимости разрешения на торговлю. Когда стоимость увеличивается, мелкие игроки, не имеющие средств на следование качественным стандартам, из претендентов выпадают, остаются крупные предприятия, способные обеспечить оборот качественной продукции.

Большая стоимость касается больших товарных партий (опт), а розница более доступна, сегодня получение лицензии на алкоголь с целью розничной торговли обойдётся в 65 тысяч рублей. Для зарождающихся бизнесов, удобнее всего подниматься на наименее затратном варианте – реализации пива и подобных напитков, на продажу которых разрешений не требуется. Когда предприятие выйдет на высокие обороты, приобретение лицензии не будет столь обременительным.

Более наглядно годовая стоимость лицензии на алкоголь в 2017 году представлена сводной таблицей:

Меры регулирования хождения по прилавкам страны продуктов с содержанием спирта с завидной периодичностью претерпевают изменения, которые обращены ко всем участникам оборота продукции. Что касается организаций, занимающихся продажей спиртного, то в настоящее время этим правом могут пользоваться любые компании, независимо от государственной принадлежности (отечественные и зарубежные) и без ограничений по форме собственности. В соответствии с законодательными нормами к ним ко всем предъявляются равные требования, при выполнении которых можно стать обладателем лицензии на алкоголь , если всё делать по закону, то дополнительных препятствий не возникнет.

Одно и требований – уставной капитал. Он должен быть реальным и составлять:

  • от 10 тыс. рублей и выше, чтобы позволяет торговать во всех регионах, кроме отдельных территорий, для которых устанавливаются более жесткие рамки. Так,
  • чтобы получить разрешение на розничную торговлю алкоголем на территории города Москвы, уставной капитал должен составлять уже 1 миллион рублей.
  • Гораздо выше – не менее 10 миллионов рублей должен быть уставной капитал, чтобы осуществлять оптовую продажу.
При оформлении лицензии на алкоголь , кроме прочего, необходимы документы, подтверждающие наличие в распоряжении компании торговых и складских помещений, отвечающих требованиям пожарной безопасности, санэпиднадзора и ряду других.

Требования к помещению для кафе, где можно будет продавать спиртосодержащие напитки:

  • Расположение – в стационарном здании (на реальном фундаменте), а не временном строении, то есть постройки, поставленные без фундамента (на чурбачки) – исключаются.
  • Площадь – от 50 м2 и выше.
  • Инженерная инфраструктура – полный набор коммуникаций (электричество, отопление, вода, канализация).
  • Окружение других объектов социального назначения – обязательное удаление от медицинских, учебных, спортивных учреждений на расстояние от 100 м.

О необходимых для лицензии документах

Лицензия на алкоголь в 2017 году выдаётся при наличии следующего набора документов:
  • Заявление на выдачу лицензии с указанием наименования предприятия или ФИО (для ИП), места нахождения (жительства), адресом электронной почты (для осуществления связи), номером счёта и названием банка, вида разрешения и срок действия.
Правоустанавливающие документы (предоставляются нотариальные копии):
  • Копия учредительного документа (Протокол или решение о создании Учредителя).
  • Устав организации (в последней редакции).
  • Подтверждение о государственной регистрации заявителя (ЕГРЮЛ).
  • Подтверждение о постановке на налоговый учет (ИНН).
  • Документ, подтверждающий право распоряжения помещением (со сроком по договору на год и более).
  • Заключение санитарно эпидемиологической службы (по помещению) об отсутствии отклонений от норм.
Документы, заверенные претендентом на получение лицензии на алкоголь:
  • план производственной зоны, где должна производиться торговля (выдается БТИ).
  • Договор с уполномоченной организацией на установку пожарной сигнализации или акт обследования и разрешение на эксплуатацию имеющегося сигнализационного оборудования. Организация, проводившая проверку должна приложить к договору (акту) лицензию на свою деятельность.
  • Договор на обслуживание пожарной сигнализации (плюс разрешение подрядной организации на данную деятельность).
  • Карточка с регистрацией кассового аппарата.
  • Документальное подтверждение наличия уставного капитала.
  • Квитанции об уплате пошлины.
В оригинале предоставляются:
  • Заключение Федеральной противопожарной службы, подтверждающее соответствие помещения требованиям пожарной безопасности.
  • Подтверждение от налоговой службы об отсутствии налоговых задолженностей. Эта справка действительна короткий период времени, поэтому запрашивать её лучше, когда остальные документы будут собраны.

Непосредственная выдача разрешений

Лицензия на алкоголь в 2017 году стала доставаться бизнесу с большим трудом, в том числе по причине изменений требований к самим претендентам на её получение.

В 2017 году помощь предпринимателям в получении разрешений на розничную продажу спиртосодержащих напитков стали оказывать негосударственные компании, уполномоченные на выполнение ряда услуг, среди которых консультирование, продление ранее выданных лицензий, содействие при получении новых. Заявление на получение лицензии на алкоголь принимается департаментом развития предпринимательства и торговли по месту нахождения организации-претендента, а сами разрешительные документы выдаются ФСР.

Законодательство с постоянной периодичностью обрастает дополнениями и изменениями, это также касается комплекта документов, чтобы точно знать последние требования, проконсультируйтесь по этому вопросу до подачи заявления в одной из уполномоченных компаний.

Причины отказа в лицензии на алкоголь

Когда случаются отказы в выдаче разрешений, а такое действительно происходит, то причины обычно просты и заключаются в неполном или неточном выполнении требований, предъявляемых к документации.

Чтобы получить положительное заключение, недостаточно устава организации и заявления на выдачу, это всем понятно, каждый заявитель отдает себе отчёт в том, что комплект документов должен быть полным, строго по перечню в законе. Поэтому при сборе нужных бумаг недостаток одной справки заявитель легко обнаруживает самостоятельно, но вот при оформлении этих справок в содержании почему-то возникают неточности или ошибки, хотя каждый документ должен оформляться в соответствии с однозначно определёнными правилами.

Реальные ситуации, при которых вожделенная лицензия на алкоголь так и оставалась только желаемой, заключаются:

  • в просроченных правоустанавливающих документах,
  • в неточности или неверности сведений о претенденте,
  • искаженной информации об уставном капитале и его действительной оплате,
  • в наличии у претендентов непогашенных задолженностей по налогам.
Все данные легко проверяются. Так если складское помещение по документам отвечает требованиям, а по факту к эксплуатации непригодно, положительного решения по лицензированию также не будет. Такое несоответствие может быть случайной опечаткой или целенаправленным действием со стороны заявителя, это уже неважно, результат будет один – отказ. Документы должны содержать точную информацию и не быть просроченными, чтобы не получить отказ, лучше до подачи заявления проверить бумаги ещё раз, чтобы элементарно не потерять деньги и время.

Почему отказ сулит финансовые потери

Законодательство не запрещает подавать документы повторно, но если сама процедура подачи может производиться раз, другой, третий, ведь вроде бы нужно всего лишь выбрать день и посетить уполномоченный орган, то вся подготовительная работа должна проводиться каждый раз заново, а это и серьёзный труд и затраты по времени и по деньгам. Об этом нужно знать заранее.

Если вы получили отказ в выдаче лицензии на алкоголь , то пакет сданных документов обратно вам не вернут, уплаченную госпошлину также, документы, заверяемые у нотариуса, опять же придется делать еще раз. Таким образом, сам факт подачи документов, это своеобразный рубеж, после прохождения которого, предприниматель либо поднимается на новую ступень развития, либо, потратившись, возвращается к тому с чего начал и начинает восхождение сначала (с предыдущей ступени). Как видите, к точности оформления документов следует отнестись ответственно.

Сроки действия разрешений

Лицензия может выдаваться:
  • На один год.
  • На пять лет.
Пятилетняя лицензия на алкоголь лет удобна своей продолжительностью, но следует понимать, что госпошлина должна уплачиваться также сразу на весь срок. Сумма может оказаться существенной, зато в будущем отпадает необходимость ежегодного сбора объёмного пакета документов, уплаты новых пошлин, возникновения лишней организационной суеты.

Штрафные санкции

Получение лицензии на алкоголь , не является гарантией от проверок и от штрафных санкций, накладываемых на нарушителей правил торговли. Если обнаружен нелицензированный товар – наказание неминуемо.

Размеры штрафов и другие виды воздействия

Если нарушителем признано физическое лицо, штраф может составить 15 тыс. рублей, вариации зависят от выявленной серьезности нарушения. Для юридического лица размер штрафа заметно выше – до 300 тысяч рублей. В дополнение к штрафу у нарушителя конфискуется товар, продаваемый без лицензии.

Если проверка обнаружила несоответствие помещения требуемым нормам, «прикрыться» лицензией также не получится, работу заведения придётся прекратить, запрет на торговлю может длиться до 3-х месяцев.

Обнаружение товара с поддельными акцизами грозит штрафом до 300 тыс. руб. и конфискацией продукции. Особенно следует учесть, что данный случай – яркая иллюстрация правила «незнание закона, не освобождает от ответственности». Если продавец продавал алкоголь с поддельными акцизами, то контролирующие органы не будут разбираться, было ли ему об этом известно изначально или нет. Если нарушение будет обнаружено, обязательно последуют штраф и конфискация товара.

ЕГАИС

Продажа спиртосодержащей продукции в 2017 году обогатилась ещё одним новшеством, утяжеляющим жизнь продавцам алкоголя в розницу – это Единая государственная автоматизированная информационная система. ЕГАИС – это своеобразное «удостоверение личности» для продукта. В системе отражается вся информация о содержимом каждой бутылки, что оно собой представляет, какую крепость имеет, кем и где сделан разлив, куда бутылка перевезена, вплоть до того, кто продает.

В предыдущем году участникам оборота спиртосодержащих напитков необходимо было подключиться к новой системе, привыкнуть к работе с ней, а в настоящем она стала обязательным инструментом для торговли алкоголем и заработала на полную мощь.

Теперь, если контролирующие органы обнаружат, что организация не подключена к ЕГАИС, на нарушителей будут наложены штрафы:

  • для ИП – до 10 тысяч,
  • для организаций – 200 тыс. рублей.

Какие спиртные напитки продаются лучше всего

В ассортименте спиртных напитков, наиболее продаваемы водка, коньяк, пиво и виски, их количество должно составлять до 70% от общего количества. Вина лучше продаются в преддверии больших праздников. Спиртные напитки, хотя и пользуются спросом практически всегда, тем не менее, специализированные магазины не столь посещаемы, как супермаркеты, значит, надо придумать изменить это положение.

Как оптимизировать торговое пространство

Лицензия на алкоголь в 2017 стала дороже, усложнилось её получение и непосредственно продажа (благодаря ЕГАИС), тем не менее, бизнес на розничной продаже алкоголя не стал менее прибыльным, просто отдача от него чуть более растянулась во времени. Чтобы минимизировать затраты, необходимо найти пути для увеличения продаж, существует огромное количество литературы о том, как это делать, мы же обратим внимание на один из способов, который нам подсказывают обстоятельства.


Одно из необходимых условий для получения лицензии на алкоголь торговая площадь в 50 квадратных метров, на которой допустимо размещение многих товарных категорий. Для маленьких магазинов такая площадь кажется большой, с этой проблемой сталкиваются практически все начинающие предприниматели, это как раз и есть то обстоятельство, которое подсказывает, что надо оптимизировать именно торговое пространство.


Вывод напрашивается сам собой – необходимо заполнить магазин не только товаром, на который было получено разрешение, а максимально расширить ассортимент другими категориями, тем, что люди покупают всегда и прежде всего – продукты питания. Это бакалейные товары, сладости, кулинария и другое. Таким образом, можно оптимизировать торговые площади и заставить их приносить максимально возможную прибыль.

Алексей Фокс

Торговля и производство спиртных напитков, несомненно, являются одним из самых прибыльных видов деятельности. Это понимают и индивидуальные предприниматели, и крупные организации. Однако новички, стремящиеся занять данную нишу, зачастую не слишком четко представляют себе, что такое лицензия на алкогольную продукцию и в каких случаях ее получение является необходимым. Нижеизложенная информация позволит физическим лицам и учредителям фирм понять все тонкости процесса лицензирования и определить, какой именно вид государственного разрешения нужно будет получить конкретно в их случае.

Алкогольная продукция и ее лицензирование

Оборот алкоголя на территории РФ регулируется специальным законом № 171‑Ф3. Основными функциями данного закона является защита жителей России от любой некачественной спиртной продукции, а также определение оборота спиртного в стране. Что же касается контроля над его соблюдением, его осуществляет Росалкогольрегулирование - специальная федеральная служба.

Также закон № 171‑Ф3 определяет лиц, которые могут участвовать в обороте напитков и изделий, содержащих алкоголь. Ими являются:

  • Юридические лица, принимающие непосредственное участие в производстве и обороте спиртосодержащих напитков и изделий;
  • индивидуальные предприниматели, реализующие алкогольные напитки, пиво и пивную продукции, сидр и медовуху в розницу;
  • физические лица, связанные трудовыми отношениями с вышеперечисленными обществами и предпринимателями;
  • Потребители спиртной продукции.

Как уже было сказано ранее, одной из функций данного закона является определение алкогольной продукции. Под это наименование попадают такие напитки:

  • Водка, виски, коньяк и т.д.;
  • Любые виды вин и винных напитков;
  • Пиво и пивные напитки;
  • Медовуха, сидр и пуаре.

Следует подчеркнуть, что алкогольной продукцией считаются не только напитки, но также и продукты, которые содержат больше 0,5% этилового спирта. Впрочем, большинство продуктов и блюд не подпадают под данное понятие.

Согласно данному Федеральному закону, для определенных видов деятельности специальное разрешение не требуется. Оформлением лицензии не должны заниматься лица, реализующие спиртосодержащую непищевую продукцию (косметику, различные эмульсии на спирту и т.д.) в розницу, а также лица и общества, производящие, закупающие и поставляющие пиво и пивную продукцию, сидр и медовуху. Кроме того, лицензирование не является нужным для закупки и транспортировки технических жидкостей, содержащих спирт, если их объем составляет меньше, чем 2 000 литров в год.

Кому нужна лицензия на алкоголь?

Прежде всего, разрешение на производство и участие в обороте спиртных напитков и алкогольной продукции должны получить организации, ведущие подобную деятельность. Только при наличии лицензии их деятельность не будет признана противозаконной.

ИП же не обязаны оформлять лицензию при осуществлении розничной продажи спиртных напитков (только слабоалкогольных) и спиртосодержащей продукции. Непосредственно в обороте и производстве таких товаров могут быть задействованы исключительно юридические лица.

Кем выдаются государственные лицензии на алкоголь?

В статье уже была упомянута служба, занимающаяся вопросами регулирования соответствующей продукции под названием «Росалкогольрегулирование». Именно эта инстанция и отвечает за выдачу лицензий. Впрочем, данная служба не выдает лицензии на розничную продажу спиртного. Ею занимаются местные органы власти. Если определенные субъекты Российской Федерации заключили соглашение об обоюдном признании лицензий, выданных на их территории, данные документы могут действовать не только на территории субъекта, выдавшего документ, но и за ее пределами.

Стоимость лицензии

Стоимость лицензии на алкоголь будет зависеть от того, каким именно видом деятельности вы планируете заняться. В целом, получение данного документа оплачивается через специальную пошлину, стоимость которой составляет:

  • 65 тысяч руб. ежегодно для розничной реализации спиртного;
  • 9,5 миллионов руб. для производства, поставки и хранения спирта и спиртосодержащих напитков (за исключением винных напитков без этилового спирта, а также игристого, виноградного и фруктового вина);
  • 800 тысяч руб. для производства, поставки и хранения вина и винных напитков, упомянутых в прошлом пункте в качестве исключения;
  • 800 тысяч руб. для хранения спирта, алкоголя и спиртосодержащих изделий;
  • 800 тысяч руб. для закупки, хранения и поставки любой спиртосодержащей продукции;
  • 800 тысяч руб. для транспортировки спирта;
  • 800 тысяч руб. для транспортировки нефасованных товаров, которые содержат более четверти этилового спирта.

Требования к предприятиям, получающим лицензию на алкоголь

Если ваша организация планирует заняться производством или принять участие в обороте спиртных напитков или спиртосодержащих изделий, вам нужно ознакомиться с основными требованиями, предъявляемыми законом.

Прежде всего, у общества должен быть определенный размер уставного капитала. Он должен составлять не менее 10 миллионов руб. для производства и оборота напитков и изделий, которые содержат более 15% спирта, и 80 миллионов руб. для изготовления водки.

Если предприятие находится в пределах города, торговая площадь и площадь складов должна составлять от 50 кв. м. Если же торговое помещение находится в сельском населенном пункте, его площадь может составлять от 25 кв. м.

Если же вы являетесь ИП или организацией, но осуществляете только розничную продажу пива, медовухи, пивных напитков и сидра, вышеперечисленные требования на вас не распространяются. Впрочем, даже такие предприятия могут иметь ограничения, связанные с запретом на реализацию в нестационарных точках, если крепость продукции составляет более 5%.

Где нельзя реализовывать алкоголь?

Торговля спиртными напитками запрещена:

  • Возле образовательных, культурных учреждений и больниц;
  • Возле спортивных комплексов и других объектов;
  • На остановках и в транспорте;
  • На АЗС;
  • На ЖД вокзалах и аэропортах, если крепость алкоголя превышает 16,5%;
  • На военных объектах;
  • Местах нестационарной торговли;
  • Местах, запрет на которые установлен местными властями.

Регистрация и коды ОКВЭД

И индивидуальные предприниматели, и юридические лица еще в процессе регистрации должны указывать коды статистики , которые напрямую связаны с их планируемыми видами деятельности. Один из них при этом является основным, тогда как остальные могут применяться, или же не применяться. Но если вы планируете заняться розничной торговлей спиртными напитками , вам необходимо указать код 52.55. Если же вы планируете производить алкогольные напитки или изделия, необходимо указать коды с 15.91 по 15.97.

Помните, даже если вы собираетесь заняться реализацией или производством спиртных напитков в будущем, лучше ввести соответствующие коды ОКВЭД сразу в процессе регистрации. В противном случае вам придется дополнять их список в будущем, что потребует от вас выплаты государственного сбора и дополнительной волокиты с документами.

Как получить лицензию на алкоголь

Юридическое лицо, которое собирается реализовывать алкоголь в розницу, должно представить такие документы:

  1. Заявление, в котором должна быть изложена следующая информация: организационно-правовая форма, название организации, ее юр. адрес, адрес электронной почты, номер расчетного счета, лицензируемая деятельность и виды продукции, срок действия разрешения.
  2. Ксерокопии учредительной документации, заверенные нотариусом.
  3. Ксерокопия свидетельства о регистрации юридического лица .
  4. Ксерокопия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц .
  5. Ксерокопия квитанции об оплате пошлины.
  6. Ксерокопия свидетельства о постановке на учет в налоговой и идентификационный номер.
  7. Документ об УК общества.
  8. Договор аренды (от 12 месяцев) или документ о праве собственности на недвижимое имущество.

Если же ваша фирма планирует не только реализацию, но также и производство алкогольных напитков или спиртосодержащих изделий, вам нужно дополнительно представить:

  • Заключение пожарной и эпидемиологической служб по помещениям предприятия;
  • Аккредитацию лаборатории химического и техконтроля процесса производства и самой продукции;
  • Сертификаты, свидетельствующие о качестве используемого оборудования;
  • Технологическую схему контроля содержания спирта в продукции;
  • Производственную мощность оборудования.

Вся вышеперечисленная документация может быть представлена в соответствующую инстанцию как в бумажном, там и электронном варианте.

Где получить лицензию?

Если вы планируете заняться розничной реализацией спиртосодержащей продукции, вам следует обратиться в локальные департаменты развития предпринимательства и торговли. Если же вы планируете заняться другими видами деятельности, связанными со спиртным, необходимо обратиться в «Росалкогольрегулирование».

Как правило, рассмотрение заявки на выдачу лицензии занимает около 2-х месяцев. При этом первый из них отведен под первичное рассмотрение, тогда как второй требуется для экспертиз предприятия, если таковые необходимы.

Отказ в выдаче лицензии на алкоголь

Отказ в выдаче данного разрешения может быть продиктован следующими причинами:

  • Неверным оформлением документации;
  • Указанием ложных сведений или отсутствием необходимой информации;
  • Несоответствием размера капитала общества;
  • Несоответствие помещения основным стандартам;
  • Наличие задолженности или санкций налоговиков.

Помните, получив отказ, вы не получите сумму пошлины назад. Именно поэтому следует максимально серьезно подойти ко всем вышеперечисленным факторам, способным повлиять на решение компетентных органов.

Срок действия лицензии

Срок действия разрешительного документа может длиться от года до 5 лет. Чаще всего власти выдают лицензии на три года для отдельных точек и на максимальный срок для крупных сетей.

Размер государственного сбора (пошлины) будет зависеть и от срока действия данного документа. Максимальная ее стоимость может достигать более 300 тысяч руб.

Если у вас уже есть лицензия на алкоголь, но срок ее действия подходит к концу, о ее продлении стоит задуматься как минимум за два месяца до окончания. Это позволит вам избежать ощутимых штрафов и проблем с контролирующими органами.

Чтобы продлить лицензию на алкоголь, вам нужно представить чек об оплате пошлины и документ, подтверждающий отсутствие каких-либо задолженностей перед государством.

Когда нужно переоформлять лицензию?

Переоформление данного документа становится необходимым, если:

  • Юридическое лицо проходит реорганизацию - 65 тысяч руб.;
  • Происходит слияние организаций (у каждой из них должна быть лицензия) - 3,5 тысяч руб.;
  • Организация изменила название, адрес и т.д. - 3,5 тысяч руб.

Штраф за реализацию без лицензии

Помните, несанкционированная торговля и производство спиртного может повлечь за собой штраф до 300 тысяч руб. Более того, все напитки и изделия при этом подвергается уничтожению. Также стоит упомянуть, что правительство может ужесточить штрафы уже в ближайшее время.

Насколько выгодна продажа алкоголя - не приходится объяснять. Но начать деятельность, связанную со спиртосодержащей продукцией, сложно. Борьба с бюрократией, наличие знаний и опыта в оформлении документов, умение взаимодействовать с государственными органами - к получению алкогольной лицензии для магазина необходимо подойти ответственно. Придется в кратчайшие сроки подготовить внушительный пакет документов, сформировать уставной капитал, арендовать/купить помещение. Но и это не гарантия, что вам выдадут алкогольную лицензию. А что грозит в случае отказа? Вам не вернут документы, уплаченную госпошлину, потеряете нотариальные расходы и, конечно, время и деньги. Компания «ЮрЭксперт» предлагает иной подход - получение алкогольной лицензии для магазина мы полностью возьмем на себя, минимизировав риск отказа. Алкогольная лицензия - кто может стать соискателем?

Законодатель выдаст разрешение на торговлю алкоголем в розницу только зарегистрированным юридическим лицам. При этом организация должна доказать свою «состоятельность», подтвердив наличие уставного капитала. Его размер может значительно отличаться для каждого региона, но не должен быть ниже 50 000 руб. (например, для Москвы - от 1 000 000 руб.).

Лицензию на реализацию алкогольной продукции выдает отдельный орган (в зависимости от региона) - ведомство потребительского рынка услуг. Контролирует выдачу разрешений Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка РФ.

Для оформления лицензии алкогольной необходимо иметь только стационарные помещения, где осуществляется торговля и предусмотрены складские помещения для хранения продукции. Площадь магазина не должна быть меньше 50 м. кв. в городе, 25 м. кв. - на территории сельской местности. Помещение в обязательном порядке оборудуется сигнализацией (как торговый зал, так и склад), имеет сейф, предусмотрено наличие кассовой техники. Объект недвижимости должен находиться в собственности юридического лица или нужно подписать договор аренды с владельцем.

Обратите внимание, если алкогольная (торговая) лицензия оформляется для арендованного магазина, придется в обязательном порядке регистрировать в ИФНС договор аренды (указывается срок не менее 12 месяцев).

Недопустимо располагать торговую точку, реализующую алкогольную продукцию, вблизи медицинских и образовательных учреждений, военных объектов, рынков, заправочных станций, остановок общественного транспорта, мест массового скопления людей. Минимальное расстояние должно составить от 50 до 200 м (в каждом регионе свои нормы). Несоблюдение данного требования может привести к отказу в получении лицензии.

Лицензирующий орган в обязательном порядке (перед оформлением лицензии) совершает ревизионную оценку помещения. В ходе проверки исследуют магазины на наличие:

  • Сейфа.
  • Кассовых агрегатов.
  • Систем пожаротушения.
  • Складских помещений.
  • Правоустанавливающих документов.
  • Заключений государственных органов (МЧС, Роспотребнадзор).

Обратите внимание, что контролирующий орган обязательно проверяет актуальность указанного в документах юридического адреса. При сообщении неправдивой информации - вам откажут в лицензии.

В оформлении алкогольной (торговой) лицензии могут отказать, если помещение будет признано несоответствующим требованиям закона. Чтобы такого не произошло, и вы не потеряли возможность заниматься прибыльным бизнесом, наши специалисты помогут подготовить магазин к выездной проверке. Важно!

Получение разрешения станет невозможным для соискателя, если выяснится, что организация имеет долги по уплате налогов, обязательных сборов.

Перед подачей документов стоит выяснить этот факт, правда, сделать это непросто. Наши юристы готовы выяснить, имеются ли долги, а если они велики - помочь зарегистрировать новую организацию, которая гарантированно позволит получить лицензию на реализацию алкогольной продукции.

Торговая точка или учреждение общественного питания?

И в том, и в другом случае необходимо получить розничную лицензию на продажу алкогольных продуктов. Но к каждому виду деятельности предъявляются разные требования:

Условия получения лицензии алкогольной

Торговля в магазине

Реализация алкогольных продуктов в ресторанах, кафе, барах, закусочных и т.д.

Правовая форма

Юридические лица

Возможность продавать алкогольную продукцию в определенное время суток

Круглосуточно

Размер капитала (уставного)

От 50 000 руб. (сумма возрастает в зависимости от региона, где оформляется лицензия)

10 000 руб. - для всех регионов

Требования к помещению

Для получения разрешения нужно иметь собственное или арендованное (не менее 12 месяцев) помещение - только стационарного типа

Площадь помещения

Алкогольные лицензии выдаются только организациям, осуществляющим деятельность в помещении площадью от 50 кв.м

Государственная пошлина за выдачу лицензии (на 1 год)

Минимальная удаленность коммерческого объекта от мест массового скопления людей, образовательных, культурных, медицинских учреждений

Индивидуально в каждом регионе - от 50 до 200 м.

Наличие контрольно-кассового оборудования

Необходимо. Если продавец не работает на ЕНВД - достаточно товарного чека

Допускается оформление алкогольной лицензии на 1 год или на 5 лет (государственная пошлина составит 325 000 руб.). Долгосрочное разрешение - более выгодный вариант для организаций, ведь лицензионный сбор может увеличиться в следующем году.

Обратите внимание, если вам отказали в разрешении на торговлю - законодатель не предусматривает возможности возвращения заявителю уплаченной госпошлины. Минимальная потеря составит 65 000 руб., максимальная - 325 000 руб. И это без нотариальных расходов! Поэтому не стоит рисковать личными средствами, доверьте дело профессионалам, чтобы иметь возможность вести прибыльный бизнес.

Документы для оформления алкогольной лицензии

Если вы планируете заниматься оформлением алкогольной лицензии самостоятельно - придется собрать большой комплект документов для подачи в лицензирующий орган. Доверите дело юристам компании «ЮрЭксперт» - избежите сложной процедуры, лицензия будет оформлена без проволочек и вашего участия.

Комплект документов для получения лицензии:

  • Личное заявление от соискателя разрешения на торговлю спиртными напитками.
  • Устав организации. Если у вас его нет - наши юристы его разработают таким образом, чтобы вы гарантировано получили разрешение на реализацию алкогольной продукции. Составим и Протокол о создании предприятия, учредительный договор.
  • Свидетельство ОГРН.
  • Выписка ЕГРЮЛ - актуальная на месяц подачи документов.
  • Документ, который подтвердит наличие у соискателя Уставного капитала (оплаченного) - справка из банка или отчет об оценке имеющегося имущества.
  • Свидетельство ИНН.
  • Решение или Протокол о назначении Генерального директора
  • Правоустанавливающий документ на помещение, где будет реализовываться алкогольная продукция.
  • Если помещение арендованное - зарегистрированный в ИФНС договор субаренды/аренды сроком не менее, чем на 1 год.
  • Документы из БТИ - техническая характеристика помещения с поэтажным планом, экспликацией, выписка из технического паспорта.
  • Действующий договор с охранной организацией, а также акт, который подтвердит, что охранная система (сигнализация) принята в эксплуатацию.
  • Заключение Пожарного надзора.
  • Справка, подтверждающая, что юридическое лицо, получающее лицензию для магазина, не имеет задолженностей перед бюджетом по налогам и обязательным сборам.
  • Карточка регистрации ККМ - наличие кассового оборудования.
  • Заключение Роспотребнадзора.
  • Квитанция, подтверждающая уплату госпошлины на 1 год или 5 лет.

Обратите внимание, что все копии документов должны быть заверены нотариально.

Лицензирующему органу отведено 30 дней для рассмотрения и проверки представленных документов. После чего вам сообщат, возможно ли получение лицензии либо вам отказали в ее выдаче. Если потребуются дополнительные проверки сведений о лицензиате - срок оформления документа может увеличиться до 60 дней.

Продление лицензии для розничной реализации спиртных напитков Компания «ЮрЭксперт» поможет вам продлить разрешение быстро и без риска получить отказ. Если вы будете самостоятельно заниматься пролонгацией - никто не гарантирует, что получение лицензии пройдет без сложностей. Проблема в том, что помимо документов, лицензирующий орган осуществит проверку ваших магазинов. Найдены несоответствия, есть долги по налогам, помещение признано непригодным для торговли спиртными напитками - лицензия аннулируется, а вы теряете бизнес. Какие документы подавать:

  • Заявление на продление разрешения.
  • Квитанция об уплате государственной пошлины (65 000 руб.).
  • Копия и оригинал еще действующей лицензии.
  • Правоустанавливающий документ или договор аренды на торговое помещение.

Обратите внимание, что подать заявление на продление необходимо не позже 30 дней до окончания действия лицензии, но не раньше 90 дней до указанной в документе даты.

На экспертизу документов отводится 15 дней, после чего принимается решение о продлении или об отказе в разрешении реализовывать спиртные напитки в розницу.

Нет лицензии - есть ли ответственность за продажу спиртных напитков? С каждым годом законодатель ужесточает ответственность за ведение деятельности без соответствующих разрешений. Возможные санкции для нарушителей:

Вид правонарушения Юридические лица Предприниматели
Отсутствие действующей лицензии Штраф до 300 000 руб. Штраф до 15 000 руб., но не менее 10 000 руб.
Конфискация всей спиртосодержащей продукции
Выявление факторов, которые не соответствуют нормам, установленным лицензирующим органом Даже при наличии лицензии, ревизионный орган имеет право приостановить деятельность организации на 3 месяца
Поддельные акцизные марки на продукции - фальсификат Штраф до 300 000 руб. и конфискация товаров.

Вид правонарушения

Юридические лица

Предприниматели

Отсутствие действующей лицензии

Штраф до 300 000 руб.

Штраф до 15 000 руб., но не менее 10 000 руб.

Конфискация всей спиртосодержащей продукции

Выявление факторов, которые не соответствуют нормам, установленным лицензирующим органом

Даже при наличии лицензии, ревизионный орган имеет право приостановить деятельность организации на 3 месяца

Поддельные акцизные марки на продукции - фальсификат

Штраф до 300 000 руб. и конфискация товаров.

Если реализуемая без разрешения или с таковым спиртосодержащая продукция причинит вред здоровью потребителя (фальсификат) - ответственное лицо организации-продавца будет привлечено к уголовной ответственности.

Получение алкогольной лицензии для магазина - почему могут отказать Важно! Сбор полного пакета документов для разрешения, не гарантирует выдачу документа. Мы предлагаем так не рисковать - проведем аудит на соответствие торговых точек действующему законодательству, подготовим и проверим имеющиеся документы. Поможем оперативно получить дополнительные заключения из всех государственных органов, проанализируем учредительные документы, проконтролируем наличие долгов. Какой вариант подойдет вам:

Возможные причины отказа

Лицензия оформляется нашими юристами

Разрешение получаете лично

Просроченные уставные документы или их отсутствие

Мы возьмем на себя разработку всех учредительных документов, проанализируем вид деятельности, предусмотрим максимум условий для получения лицензии.

Не всегда образцы документов соответствуют виду деятельности заявителя, сложно составить юридически грамотный Устав.

Ошибки/неточности при заполнении комплекта документов для получения разрешения.

Юристы гарантируют правильность заполнения бумаг, нет риска отказа из-за недочетов, ошибок.

Высока вероятность допущения ошибок из-за незнания всех требований лицензирующего органа

Приведение в соответствие помещения, где осуществляется торговля

Специалисты осуществят проверку здания, укажут на недочеты, которые вы еще сможет исправить (до выезда комиссии). Проверим или поможем составить договор аренды, зарегистрируем его в ИФНС.

Незнание нюансов, которые могут повлиять на выдачу разрешения

Указаны неправдивые данные о предприятии

Исключено, потому что мы проводим аудит всей документации

Такое возможно умышленно или не намеренно

Нет заключений из специализированных органов (Роспотребнадзор, МЧС и т.д.)

Мы тесно взаимодействуем с контролирующими органами, поэтому готовы посодействовать в выдаче всех необходимых заключений в кратчайшие сроки.

Длительный срок оформления заключений, невозможность получить «правильные» документы

Оформление алкогольной лицензии - дело непросто сложное, но и весьма затратное. К тому же оно займет много времени, если вы не знаете с чего начать и как гарантированно получить разрешение. Но проблему легко решить, не понеся никаких убытков - обратитесь в компанию «ЮрЭксперт», которая имеет огромный опыт в оформлении разрешений на любой вид деятельности.

Электронные услуги

Полное название услуги

Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции

Условия получения услуги на сайте

  • Кто может обратиться за услугой:

    Юридические лица

  • Стоимость услуги и порядок оплаты:

    Государственная пошлина - 65000.0 руб.

    Уплачивается государственная пошлина в соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса РФ, которая составляет 65 000 рублей за каждый год срока действия лицензии.

  • Перечень необходимых сведений:

    Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции" (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Запрос оформляется согласно приложению 1 к Административному регламенту. При подаче запроса в электронной форме с использованием Портала запрос заполняется посредством внесения соответствующих сведений в интерактивную форму.

    Документ, удостоверяющий личность руководителя юридического лица или его представителя (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    Представляется в подлиннике в случае личного обращения при подаче запроса и документов. В случае подачи запроса представителем заявителя представляется документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.

    Копии учредительных документов (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются копии с предъявлением оригинала или нотариально заверенные копии.

    Документ, подтверждающий наличие у заявителя уставного капитала (уставного фонда) в размере, установленном Правительством Москвы (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    За исключением предприятий общественного питания.

    Документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений площадью не менее 50 квадратных метров в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, по каждому месту нахождения обособленного подразделения (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются при подаче заявления на розничную продажу алкогольной продукции, в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Требования о наличии отдельных складских помещений не распространяются на розничную продажу алкогольной продукции магазинами беспошлинной торговли.

    Документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарного объекта общественного питания по каждому месту нахождения обособленного подразделения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются при подаче заявления на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением бюджетных учреждений) в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Заявителем, являющимся бюджетным учреждением, представляются документы, подтверждающие наличие стационарного объекта общественного питания по каждому месту нахождения обособленного подразделения в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости). Указанные документы представляются за исключением случаев, установленных пунктами 2.5.1.1.2.1.5 и 2.5.1.1.2.1.6 Административного регламента предоставления услуги.

    Документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета, вагона-бара), водного судна, воздушного судна и (или) права заявителя оказывать в них услуги общественного питания (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются при выдаче лицензии, предусматривающей право розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на указанных транспортных средствах.

    Документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания, по каждому месту нахождения обособленного подразделения (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются при выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента готовой продукции при оказании услуг общественного питания на оптовых и розничных рынках и в нестационарных торговых объектах (за исключением бюджетных учреждений) в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Заявителем, являющимся бюджетным учреждением, представляются документы, подтверждающие наличие у заявителя в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания (в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости).
  • Сроки предоставления услуги

    30 календарных дней

    Основания для приостановления предоставления государственной услуги не предусмотрены.

  • Результат оказания услуги

    Выдается:

    • Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции (Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) (оригинал, 1 шт.)

      Лицензия выдается лично заявителю или его уполномоченному представителю в форме документа на бумажном носителе при предъявлении подлинника документа, удостоверяющего личность руководителя юридического лица или его представителя. В случае получения лицензии представителем заявителя представляется документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя. Должностное лицо, ответственное за выдачу (направление) документов: 1. Сообщает заявителю или уполномоченному им представителю о готовности документов способом, указанным в запросе, и (или) через "личный кабинет" заявителя на Портале. 2. Проверяет полномочия лица, получающего готовые документы лично. 3. Передает заявителю или его представителю лицензию, передает (направляет) решение о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги.

    • Решение о предоставлении государственной услуги по выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) (оригинал, 1 шт.)

      В случае если заявитель не явился за получением конечного результата предоставления государственной услуги, решение о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги направляется заявителю по почте.

    Происходит:

  • Формы получения

    Через законного представителя

    На WEB сайте

  • Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

    Порядок обжалования

    Решение лицензирующего органа может быть обжаловано в лицензирующий орган и (или) в суд.

    Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и (или) действий (бездействия) Департамента, его должностных лиц, государственных гражданских служащих

    1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента, его должностных лиц, государственных гражданских служащих.

    2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", постановлением Правительства Москвы от 21.02.2012 № 59-ПП.

    3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

    3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

    3.2. Требования от заявителя:

    3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

    3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

    3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

    3.4. Отказа заявителю:

    3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

    3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента рассматриваются его руководителем (уполномоченным заместителем руководителя).

    Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, направляются в Правительство Москвы и рассматриваются заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений.

    5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на их рассмотрение в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (далее - органы, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

    5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

    5.2. Почтовым отправлением.

    5.3. С использованием официальных сайтов органов, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

    5.4. Иными способами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    6. Жалоба должна содержать:

    6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

    6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

    6.3. Наименование, сведения о месте нахождения заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

    6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

    6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

    6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

    6.7. Требования заявителя.

    6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

    6.9. Дату составления жалобы.

    7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

    Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

    8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

    9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

    9.1. Отказа в приеме документов.

    9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

    9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

    10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

    11. Решение должно содержать:

    11.1. Наименование органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

    11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

    11.3. Наименование и сведения о месте нахождения заявителя.

    11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

    11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

    11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

    11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

    11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

    11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

    11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

    11.11. Порядок обжалования решения.

    11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

    12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

    13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

    13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

    13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

    13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

    13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

    13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    14. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее удовлетворении в случаях:

    14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

    14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

    14.4. Наличия:

    14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

    14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

    15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

    15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

    15.2. Если текст жалобы (его часть), почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

    15.3. Если в жалобе не указаны наименование заявителя или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

    15.4. Если в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

    16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

    17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

    18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 Административного регламента предоставления государственной услуги «Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции», утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21.02.2012 № 59-ПП, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

    19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

    20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

    20.1. Размещения соответствующей информации на Портале и стендах в местах предоставления государственной услуги.

    20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

    21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

    При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).

    Основания для отказа в предоставлении услуги

    Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
    1. Выявление в представленных заявителем запросе и документах недостоверной, искаженной или неполной информации, в случае, если такая неполная информация не позволяет установить соответствие заявителя лицензионным требованиям.
    2. Несоответствие заявителя требованиям статей 2, 8, 11, 16, 19, 20, 25,26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
    Перечень оснований отказа в предоставлении государственной услуги, установленный является исчерпывающим.

    Основания для отказа в приеме документов

    Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для получения государственной услуги, являются:

    1.1. Представленные запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, не соответствуют требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Административным Регламентом.
    1.2. Представленные документы утратили силу.
    1.3. Заявителем представлен неполный комплект документов, указанных в Административном Регламенте в качестве документов, подлежащих обязательному представлению заявителем.
    1.4. Подача запроса от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.
    1.5. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги.
    1.6. Запроси иные документы в электронной форме подписаны с использованием электронной подписи с нарушением требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2. Дополнительными основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, при направлении запроса в электронной форме с использованием Портала являются:
    2.1. Некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивного запроса.
    2.2. Наличие противоречивых сведений в интерактивном запросе и приложенных к нему документах.