Введение. 3

Глава 1. Понятие банкротства. 7

1.1. Как возникает банкротство. 7

1.2. Сущность, виды и процедуры банкротства. 12

Причины банкротства. 21

Глава 2. Наблюдение и внешнее управление на предприятии. 26

2.1. Процедура наблюдения. 26

2.2. Анализ финансового состояния должника. 30

2.3. Собрание кредиторов. 35

2.4. Внешнее управление. 39

План внешнего управления. 44

Отчет внешнего управляющего. 48

Глава 3. Конкурсное производство – завершающая стадия процедуры банкротства. 51

Функции конкурсного управляющего. 54

Конкурсная масса. 58

Расчеты с кредиторами. 59

Завершение конкурсного производства. 63

Заключение. 65

Список литературы: 70

Введение.

Актуальность темы исследования: выделяем основные аргументы, определяющие актуальность рассмотрения данной темы исследования.

Первым и важным аргументом исследования является неудовлетворительное финансово-хозяйственное состояние промышленных предприятий, которое приводит к банкротству многих предприятий Камчатской области.

Вторым менее важным аргументом исследования является неэффективность системы управления российских предприятий, которая прежде всего обусловливается: отсутствием стратегии в деятельности предприятий и организаций, недостаточным знанием конъюнктуры рынка; отсутствием трудовой мотивации работников, неэффективностью финансового менеджмента и управления, издержками производства.

Третьим аргументом является резкое обострение проблем неплатежей, долгов, которое приводит к несостоятельности предприятий.

Согласно статистическим данным, экономические и финансовые кризисы 1990-1998гг. в стране повлияли также на экономику региона. В 1995г. предприятия и организации по всем видам деятельности и всех форм собственности были убыточными, кредиторская задолженность по платежам в бюджет составила соответственно 800 млн. руб. По состоянию на 1 апреля 2000 г. в налоговые органы области для реструктуризации кредиторской задолженности подано 53 заявления на общую сумму 212,3 млн. руб., в том числе, в федеральный бюджет – 154,5 млн. руб., областной – 17,5 млн. руб., в городской – 39 млн. руб.

По данным территориальных органов ФСФО России по Камчатской области, с 1996 по 2000 гг. 107 предприятий прошло процедуру банкротства, из них большинство предприятий закрыты, стали фактическими банкротами.

Объектом исследования дипломной работы является финансово-экономическое состояние ОАО «Петропавловский судоремонтно-механический завод».

Субъектами исследования являются: участники экономическо-правовых отношений: руководитель предприятия, работники, кредиторы, арбитражный управляющий, налоговые и другие уполномоченные органы.

Цель исследования: изучение основных процедур банкротства, применяемых к должнику - это наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство; изложение наиболее важных правовых и экономических вопросов конкурсного производства.

Цель процедуры наблюдения – сохранение имущества должника. В период наблюдения временный управляющий изучает и выявляет состояние активов должника, наличие и характер дебиторской задолженности, перспективность деятельности предприятия-должника, размер требований кредиторов, состав имущества должника, находящегося у третьих лиц, и приходит к выводу о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности и подсказывает пути, которые могут привести к достижению цели.

В период наблюдения проведено собрание кредиторов, на котором рассмотрены вопросы, предусмотренные Федеральным Законом от 01.03.1998г. Собрание кредиторов принимает решение о введении внешнего управления, конкурсном производстве или мировом соглашении. Суть введения процедуры внешнего управления заключается не только в удовлетворении требований кредиторов, но и проведении ряда мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия. Поэтому оно эффективно, когда осуществляется специалистами высокого класса. К мероприятиям, направленным на восстановление платежеспособности предприятия, необходимо отнести: снижение издержек производства, рост производительности труда, повышение конкурентоспособности продукции, и т.п. (наряду с реструктуризацией долгов, изменение системы управления, выработкой новой стратегии и многого другого). Но введение внешнего управления еще не означает, что предприятие будет успешно реформировано.

Фигура внешнего управляющего в рассматриваемом периоде антикризисного управления имеет решающее значение. От его воли, способностей, организаторского таланта зависит результативность внешнего управления. На предприятии вводится конкурсное производство. Деньги, вырученные от реализации конкурсной массы, распределяются в порядке очередности, предусмотренной Федеральным Законом. Проведя определенную работу с кредиторами, управляющий получает возможность реструктурировать кредиторскую задолженность предприятия. Возможен вариант заключения мирового соглашения с кредиторами. В редких случаях проведение процедуры внешнего управления оказывается настолько эффективным, что предприятие рассчитывается с кредиторами.

Внешнее управление может стать эффективной мерой лишь в отношении предприятия, кризисные явления на котором затрагивают только отдельные направления его деятельности. Когда же производство практически остановлено, оборотных средств нет, задолженность во много раз превышает объем реализации, тогда ничто, кроме конкурсного производства спасти предприятие уже не может.

При принятии решения о признании должника банкротом арбитражный суд вводит процедуру конкурсного производства и назначает конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий должен максимально удовлетворить требования кредиторов. Все полномочия по управлению делами должника, в том числе по управлению имуществом, переходят к конкурсному управляющему.

Процедуры конкурсного производства – это удовлетворение требований кредиторов и исключение из гражданского оборота несостоятельных хозяйственных субъектов, восстановление платежеспособности финансово неустойчивых предприятий и наращивание числа эффективных собственников. Акцент при этом делается на освобождение от долгов, оптимизацию системы управления и развитие конкурентоспособных направлений производственной деятельности.

Для выполнения работы изучен широкий круг источников: законодательные акты, нормативные документы, методические рекомендации, статистические данные, монографии, статьи периодических изданий.

Существенную помощь в этой сложной работе оказало ознакомление с трудами таких известных специалистов, как М.В.Телюкина, Е.Торкановский, И.Гуськов. Они рассматривают проблему несостоятельности и банкротства.

Хронологические рамки дипломной работы охватывают 1998 – 2000 гг.

Структура дипломной работы определена целями и задачами исследования. Дипломная работы состоит из введения, трех глав и 13 параграфов. В первой главе раскрывается понятие банкротства: как возникает банкротство, сущность, виды и процедуры банкротства, а также причины банкротства. Во второй главе исследуется процедура наблюдения и внешнего управления на предприятии ОАО «ПСРМЗ» В третьей главе рассматривается конкурсное производство - завершающая стадия процедуры банкротства. А также включает заключение, список источников и литературы, рисунки, приложения, связанные с исследованием несостоятельности предприятия.

Глава 1. Понятие банкротства.

1.1. Как возникает банкротство.

Фирма-банкрот, что это такое? Различные специалисты ответят на этот вопрос по-разному.

Юрист сошлется на Закон о банкротстве, в соответствии с которым под несостоятельностью (банкротством) понимается «признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня (федеральный, бюджет субъекта РФ, местный бюджет) и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных федеральным законодательством».

Банкир отметит момент прекращения платежей и занесение расчетных документов фирмы в соответствующую картотеку банка.

Экономист попытается рассмотреть банкротство как процесс, в котором и юрист, и банкир зафиксировал лишь отдельные моменты.

Существуют определенные признаки банкротства. В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» признаком банкротства предприятия (организации) считается неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения. Для определения признаков банкротства предприятия-должника должен приниматься в расчет размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за пререведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займов с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми предприятие-должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника-предприятия (организации), вытекающих из такого участия. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пени) не учитываются при определении размера денежных обязательств.

При определении наличия признаков банкротства предприятия должны приниматься в расчет размеры обязательных платежей (налогов, сборов) без учета установленных федеральным законодательством штрафов (пени) и других финансовых (экономических) санкций.

Конкурсное производство - это процедура банкротства, применяемая в отношении должника, признанного банкротом, для соразмерного удовлетворения требований кредиторов (ст. 2 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ - далее Закона N 127-ФЗ). В этом и заключается цель конкурсного производства. По статистике данная процедура - наиболее распространенная среди всех процедур банкротства (не считая наблюдения, которое при банкротстве юридических лиц вводится всегда в обязательном порядке).

Конкурсное производство применяется при банкротстве юридических лиц. В случае банкротства физических лиц оно не используется, за исключением глав крестьянских фермерских хозяйств, в отношении которых может быть открыто конкурсное производство при банкротстве (ст. 213.2 , ст. 214.1 , п. 1 ст. 221 Закона N 127-ФЗ).

Конкурсное производство по сути является ликвидационной процедурой в процессе банкротства.

Последствия открытия конкурсного производства

Если должник признан банкротом, значит, велика вероятность того, что его имущества будет недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов. В связи с этим открытие процедуры конкурсного производства ведет к определенным последствиям. А именно (п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ):

  • считается наступившим срок исполнения денежных обязательств и обязательных платежей, которые появились у должника до открытия конкурсного производства;
  • больше не начисляются проценты, неустойки и иные санкции по неисполненным обязательствам, кроме текущих платежей и процентов, начисляемых в соответствии с п. 2.1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ ;
  • сведения о финансовом состоянии банкрота больше не являются конфиденциальными и не образуют коммерческой тайны;
  • вводятся ограничения в отношении сделок, связанных с отчуждением имущества должника и передачей его в пользование третьим лицам;
  • и другие.

Кроме того, после введения конкурсного производства полномочия руководящих органов организации-должника прекращаются. Руководство компании может только участвовать в обсуждении условий о предоставлении третьими лицами средств должнику для исполнения его обязательств и заключать соответствующие соглашения (п. 2 ст. 126 Закона N 127-ФЗ).

Еще одно важное последствие заключается в том, что после признания должника банкротом предъявление требований кредиторов, кроме текущих платежей, происходит только в конкурсном производстве (п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ). Иначе говоря, обязательственные требования к должнику не должны рассматриваться вне дела о банкротстве (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35).

Если кредитор подал исковое заявление о взыскании долга (кроме текущих платежей) до введения наблюдения, то в ходе процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления он может (п. 28 Постановления Пленума ВАС от 22.06.2012 N 35):

  • или подать ходатайство в суд, рассматривающий его иск, о приостановлении производства по делу (п. 1 ст. 63 Закона N 127-ФЗ , ч. 2 ст. 143 АПК РФ). Впоследствии, если должника признают банкротом, то по приостановленному делу суд возобновит производство и оставит его без рассмотрения в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 148 АПК РФ . Поскольку теперь требование должно рассматриваться в рамках дела о банкротстве;
  • или не подавать такое ходатайство, и тогда суд продолжит рассмотрение дела. Но поскольку Законом 127-ФЗ прямо предусмотрен запрет на исполнительное производство по таким требованиям в рамках указанных процедур (п. 1 ст. 63 , п. 1 ст. 81 , п. 2 ст. 95 Закона N 127-ФЗ), то исполнительный лист выдан не будет. Кстати, если кредитор выбирает этот вариант, то он не должен предъявлять свои требования к должнику в рамках дела о банкротстве и пытаться «включиться» в реестр требований кредиторов. Неприостановление и непрекращение отдельного искового производства по тому же требованию является основанием для суда, рассматривающего дело о банкротстве, оставить «запрос» кредитора о включении в реестр без рассмотрения (п. 1 ч. 1 ст. 148 АПК РФ , п. 29 Постановления Пленума ВАС от 22.06.2012 N 35).

Отметим, что в отличие от других процедур банкротства в рамках конкурсного производства кредиторы могут предъявлять не только денежные, но и имущественные требования (

Процедура конкурсного производства-завершающий этап банкротства ОАО. Его цель -обеспечить возможность удовлетворения . Обычно это происходит с помощью реализации того имущества, которое . Важно и то, что во время проведения процедуры банкротства все ее участники ограничены а возможных неправомерных действиях, а очередность требований имеющихся кредиторов формируется согласно законодательству. Конкурсное производство ОАО проводится в установленные этапы.

Открытие

Открытие конкурсного производства ОАО возможно только по решению суда, причем только когда установлено, что организация неплатежеспособна, и возможность восстановить платежеспособность отсутствует. Вынесенное по этому поводу решение должно содержать информацию:

О признании данного ОАО банкротом;


О времени, в течение которого должна пройти процедура;

Определения сроков, в которые конкурсный управляющий будет представлять отчет о своей деятельности.

Этапы конкурсного производства открытого акционерного общества

Первый этап конкурсного производства ОАО - публикация решения суда в изданиях «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и «Вестник Федеральной службы России по делам о несостоятельности».

Второй этап - назначение конкурсного управляющего. Он проанализирует финансовое состояние ОАО, опишет его имущество и . Кроме того, в его распоряжение должны быть переданы имеющиеся исполнительные документы в отношении предприятия.

Третьим этапом становится удовлетворение требований кредиторов в порядке и очередности, предусмотренными ст. 135–138 Федерального закона №127- ФЗ «О несостоятельности» .

Срок конкурсного производства ОАО

Срок конкурсного производства открытого акционерного общества определяется законодательно и составляет 1 год. Предусмотрена возможность его продлить, но не более чем на 6 месяцев. В исключительных случаях производство может быть продлено и далее, но только специальным заседанием суда, которому должны быть представлены доказательства непреодолимых обстоятельств, свидетельствующие о требовании дополнительного времени для завершения продажи имущества и/или расчета с кредиторами.

Требования

Требования в конкурсном производстве ОАО должны быть заявлены в особом режиме. Существует несколько их видов: реестровые; зареестровые и текущие.

Требования первого вида вносятся в реестр безусловно. О требованиях второго вида придется побеспокоиться самому кредитору: они подлежат включению в реестр, только если заявлены в срок.

Основная цель введения конкурсного производства ОАО как раз и состоит в погашении включенных в реестр требований.

Они разделяются на несколько категорий:

Требования первой очереди-компенсация морального вреда, вреда жизни и/или здоровью, причиненных должником;

Требования второй очереди-выплата зарплаты трудящимся предприятия;

Третья очередь-иные требования, к примеру, оплата налогов, взносов во внебюджетные фонды;

Текущие требования-те, которые не вносятся в реестр, но несмотря на это, удовлетворяются в приоритетном порядке. Такая норма законодательства продиктована необходимостью обеспечить функционирование предприятия хотя бы на минимальном уровне, без чего невозможно проведение собственно конкурсного производства.

Текущие требования тоже ранжируются. Они имеют следующий порядок погашения:

Оплата судебных издержек, связанных с конкурсным производством;

Вознаграждение управляющему и лицам, которых он обязан привлечь для выполнения своей деятельности;

Выплата заработной платы и выходных пособий трудящимся банкротящегося предприятия;

Выплата вознаграждения иным лицам, которых конкурсному управляющему пришлось привлечь для выполнения своих обязанностей;

Погашение тех платежей, которые обеспечивают деятельность ОАО (эксплуатационные, коммунальные и так далее);

Все иные возникающие текущие платежи.

Роль конкурсного управляющего в банкротстве ОАО

По законодательству Российской Федерации лицо, занимающее в банкротстве ОАО, наделяется правами и обязанностями. К обязанностям можно отнести:

Оценка принятого имущества с помощью аккредитованных специалистов;

Принятие мер к поиску и возврату имущества ОАО, которое, возможно, находится у третьих лиц;

Обеспечение сохранности имущества банкрота;

Поиск возможной задолженности третьих лиц перед ОАО, ее взыскание;

Заявления возражений на требования кредиторов, если на то имеются основания;

Ведение единого реестра требований кредиторов;

Ответственное хранение документов ОАО;

Проведение различных сделок, необходимых для целей конкурсного производства;

Выставление надлежащих требований к лицам, которые могут нести субсидиарную ответственность с банкротом;

Сбор сведений, касающихся процедуры конкурсного производства и предоставление их по требованию уполномоченных лиц.

К правам конкурсного управляющего относятся:

Распоряжение имуществом ОАО;

Увольнение работников предприятия, включая руководящий состав.

При ненадлежащем исполнении обязанностей конкурсный управляющий может быть отстранен от своей деятельности. Если этого не происходит, то его деятельность продолжается до конца процедуры. Чтобы ее закончить, управляющий обязан сформировать отчет, приложив к нему следующие документы:

О продаже описанного имущества;

Сформированный реестр предприятий-кредиторов с предъявленными ими требованиями и долями погашения;

Документы, которые подтверждают эти погашения.

Сформированный отчет необходимо представить судебному органу. Если к рассмотренному документу не возникает претензий, то суд должен вынести определение, по которому процедура будет считаться завершенной. Этот документ является основанием для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о .

Торги

В течение процедуры банкротства ОАО конкурсному управляющему дается месяц после окончания инвентаризации и оценки имущества для того, чтобы он мог надлежащим образом сформировать и предложения о продаже имущества. Его доклад должен включать следующие сведения:

Списки СМИ и сайтов, где предполагается размещение сведений о предстоящей продаже описанного имущества;

Данные аккредитованной организации, которая планируется для привлечения для проведения процедуры торгов.

Законодательство предусматривает возможность того, что имущество ОАО может не быть целиком реализовано на первых торгах. В этом случае на следующих торгах его продают по частям. Эти новые торги снова рассматриваются как первые, и установленный для реализации имущества срок исчисляется уже с даты их проведения.

Собрание кредиторов, рассмотрев предложения, может согласиться с ними, а может и отклонить. При этом оно имеет право разработать и утвердить иной порядок торгов конкурсного производства ОАО. По закону на это отводится не более двух месяцев. Если по истечении этого срока ни одно предложение не утверждено, любая из сторон вправе обратиться в арбитраж с ходатайством об утверждении вышеназванного порядка.

Увольнение работников в конкурсном производстве ОАО

Так как в результате процедуры банкротства ОАО предприятие ликвидируется, его работники должны быть уволены. Эта процедура проводится с соблюдением требований ТК РФ.

Основная нагрузка, разумеется, приходится на отдел кадров. Его специалисты в сжатые сроки готовят необходимую документацию. После этого оповещается местный Центр занятости населения. Если персонал увольняется в полном составе, оповещение должно произойти за 3 месяца, если частично - за 2.

Следующий этап-уведомление самих сотрудников организации. Каждый работник получает сообщение под подпись за 2 месяца. Если человек оформлен по краткосрочному трудовому соглашению, его можно предупредить за 3 дня, а рабочие-сезонники должны узнать о расторжении договора за 7 дней до него.

Далее все работники под подпись знакомятся с приказом об увольнении, и получают на руки трудовые книжки. Им перечисляется заработная плата и отпускные, а также выходное пособие в размере среднемесячной заработной платы. Получить все это они должны не позднее дня официального увольнения. Теперь уволенные имеют право встать на учет в Центр занятости населения, и им еще 2 месяца будет выплачиваться аналогичная сумма, при условии, что они не найдут другую работу.

В случае, если ОАО-банкрот не выполнил своих обязательств по выплатам персоналу, невыплаченные средства включаются в общую массу задолженности и до полного выполнения данных обязательств удовлетворение требований, следующих по очереди, приостанавливается.

Что касается директора банкротящегося ОАО, то он увольняется вследствие введения конкурсного производства. Однако он не имеет права на получение пособий и компенсаций, если иное особо не оговорено в его трудовом договоре.

Последствия

Как только запускается процесс конкурсного производства в открытом акционерном обществе, время всех долгов считается наступившим. Это не зависит от ранее установленных сроков их исполнения.

Еще одно последствие-то, что требования всех кредиторов рассматриваются как равные.

В отношении самого ОАО при конкурсном производстве прекращается применение каких бы то ни было финансовых санкций: начисление процентов, неустоек и так далее. Отныне все претензии к банкротящейся организации могут быть предъявлены только через конкурсного управляющего.

Появляется и такой нюанс: сведения о текущем финансовом состоянии предприятия не могут больше составлять коммерческую тайну и вообще утрачивают конфиденциальность.

Что касается исполнительных документов, имеющихся в отношении ОАО, производство по ним прекращается, причем независимо от даты, когда они были приняты к исполнению. Если же на имущество предприятия были наложены какие-то ограничения или аресты, то с назначением конкурсного производства они снимаются, а введение новых не допускается.

Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства выносит арбитражный суд (п. 1,2 ст. 53 , п. 1 ст. 124 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ - далее Закон N 127-ФЗ). Сразу оговоримся, что данное решение может быть обжаловано (п. 4 ст. 53 Закона N 127-ФЗ).

Конкурсное производство вводится на срок до 6 месяцев (п. 2 ст. 124 Закона N 127-ФЗ). Конкретный срок конкурсного производства указывается в упомянутом выше решении суда. Этот срок исчисляется с даты принятия решения суда, а если резолютивная часть решения была объявлена отдельно, то с даты ее объявления ().

Если конкурсное производство длится более 6 месяцев

Хотя изначально установленный срок конкурсного производства не может превышать 6 месяцев, он может быть продлен. Но опять же не более чем на 6 месяцев. Для этого необходимо подать в суд ходатайство о продлении. Сделать это может лицо, участвующее в деле о банкротстве, к примеру, конкурсный управляющий (п. 2 ст. 124 , п. 1 ст. 34 Закона N 127-ФЗ).

По итогам рассмотрения ходатайства суд может вынести определение о продлении срока конкурсного производства (п. 3 ст. 124 Закона N 127-ФЗ). При этом Закон не требует, чтобы сведения о продлении процедуры были опубликованы в .

Причины, по которым срок конкурсного производства может быть продлен, в Законе 127-ФЗ не поименованы. То есть в каждом отдельном случае обстоятельства дела рассматриваются в суде индивидуально и с учетом их судьи оценивают необходимость продления процедуры.

Отметим, что истечение срока конкурсного производства не является основанием для прекращения процедуры, а также для прекращения полномочий конкурсного управляющего (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35).

Максимальный срок конкурсного производства

На какой максимальный срок вводится конкурсное производство? С одной стороны, в Законе 127-ФЗ указано, что процедура может быть введена не более чем на 6 месяцев и еще на 6 месяцев продлена. То есть в общей сложности на конкурсное производство отводится год.

С другой стороны, прямого ограничения по продолжительности процедуры конкурсного производства в Законе 127-ФЗ нет. Более того, как разъяснял ВАС РФ, в определенных случаях возможно неоднократное продление срока указанной процедуры. В том числе для реализации имущества должника и завершения расчетов с кредиторами (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35). При этом вынесенные судом определения о продлении должны быть обоснованными и мотивированными (ч. 4 ст. 15 АПК РФ).

Соответственно, верхний предел для периода конкурсного производства законодательно не установлен.

Согласно действующим на территории Российской Федерации законодательным актам, потеря платежеспособности дает право как юридическому, так и физическому лицу признать свое банкротство, что приводит к ликвидации и списанию имеющейся задолженности перед кредиторами. Однако следует иметь представление о том, что банкротство представляет собой многоступенчатую процедуру, в процессе реализации которой в первую очередь усилия направляются на восстановление финансового благополучия, вследствие чего станет возможным погасить все долги. В том случае если предпринятые меры не привели к желаемому результату, наступает завершающий этап - конкурсное производство при банкротстве . В данной статье речь пойдет о том, какие условия должны иметь место для перехода на эту и какие действия она предполагает.

Что представляет собой конкурсное производство при банкротстве?

Если все предварительные этапы, которые проводятся путем назначения независимого управляющего активами организации и составлением плана восстановления платежеспособности, не помогли достигнуть поставленной цели, то по соответствующей инициативе судебной инстанции начинается конкурсное производство, являющейся финальной стадией присвоения статуса банкрота. Целью данного этапа является погашение в максимально возможной мере задолженности перед кредиторами путем реализации имеющегося имущества, в результате чего происходит ликвидация предприятия.

Комплекс мер, который предпринимается в рамках осуществления конкурсного производства, обладает рядом особых характеристик, среди которых можно выделить следующие:

  • привлечение судом независимого управляющего, которому поручается распоряжение всеми активами банкрота (при этом с имущества снимается арест);
  • недопущение должника к распоряжению своими активами;
  • временное непринятие требований, которые в индивидуальном порядке выставляют контрагенты-кредиторы;
  • право отказа от сделок, которые были заключены должником до объявления данной стадии;
  • организация инвентаризации и полной оценки имущества с целью его последующей реализации;
  • прекращение начисления штрафов, пеней, неустоек и других финансовых санкций.

После оглашения факта того, что начинается реализация конкурсного производства, информация о том, что представляет собой финансовое положение банкрота, перестает являться коммерческой тайной.

Когда проводится конкурсное производство при банкротстве?

Факт того, что осуществляется переход к данной стадии, подтверждается решением арбитражного суда. Ее длительность по закону составляет один год. Однако в некоторых случаях суд использует свое полномочие продлить его еще на полгода. Законом не запрещается еще большее увеличение длительного данного процесса при наличии достаточно веских для этого обстоятельств, среди которых те, которые обусловлены необходимостью в дополнительном времени для осуществления завершающего этапа сделки по продаже имущества и расчетов с кредиторами. Таким образом, согласно установленным правилам, данная процедура может длиться от года до полутора лет, однако на практике ответ на вопрос, сколько длится конкурсное производство при банкротстве, не всегда является таким однозначным.

Если речь идет о , то в течение проведения соответствующей процедуры к нему должны быть предъявлены требования по всем имеющимся обязательствам, в том числе к нему как к физическому лицу (в отношении коммунальных платежей, выплаты алиментов на несовершеннолетних детей и так далее). Индивидуальный предприниматель, который признан банкротом, лишается своей регистрации и выданных лицензий. Возобновить свою деятельность в данном случае возможность только через год.

Также отметим, что по заявлению гражданина дело о банкротстве может возбуждаться не чаще, чем один раз в пять лет.

Задачи и возможности конкурсного управляющего

Одной из ключевых особенностей данного этапа является то, что судом назначается конкурсный управляющий по банкротству. Именно он получает все полномочия по управлению дел должника. В первую очередь это отражается в приобретении права на распоряжение имущества, которое находится в собственности банкрота.

Спектр задач конкурсного управляющего достаточно широкий. В него включены даже такие мелкие обязанности как размещение информации в официальных публицистических изданиях. Также в круг обязанностей конкурсного управляющего входят следующие функции:

  • принятие и последующее ведение имеющегося имущества;
  • организация инвентаризации;
  • инициирование проведения оценки имущества с привлечением профессионального оценщика;
  • осуществление возврата имущества должника, которое по тем или иным причинам находится у третьих лиц;
  • принятие мер по сохранности имущества;
  • извещение работником о последующем увольнении в течение месяца с момента начала процедуры;
  • предъявление требования к должникам банкрота при их наличии;
  • контроль над правомерностью требований, которые выставляются кредиторами, а также ведение их реестра;
  • реализация требуемого документооборота;
  • получение согласия кредиторов на заключение той или иной сделки.

На этом перечень обязанностей управляющего не заканчивается, их полный перечень представлен в соответствующем