Объективную сторону правонарушения характеризуют: внешне выраженное деяние, его общественно вредные последствия и необходимая причинная связь между ними. Как и иные элементы состава, объективная сторона достаточно четко закреплена в законе.

Основным ядром объективной стороны является само деяние. Правонарушение может выражаться либо в совершении действий, запрещённых правовой нормой (активное поведение), либо в не совершении действий, которые были необходимы для сохранения и укрепления общественных отношений (воздержание от действия, бездействие). В форме бездействия обычно нарушаются нормы обязывающего характера . Например, административное правонарушение, предусмотренное ст.15.58. Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь «Разжигание костров в запрещённых местах» требует активного поведения. Бездействие можно рассмотреть на следующем примере. Индивидуальный предприниматель не представил в установленном порядке в налоговый орган бухгалтерские отчёты и балансы. В то же время ст.22 Налогового кодекса Республики Беларусь предусматривает обязанность плательщика представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы и сведения, связанные с налогообложением . Таким образом, индивидуальный предприниматель не совершил необходимых действий, т.е. бездействовал, и тем самым совершил правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.13.8.Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь «Непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем».

В ряде случаев элементом объективной стороны правонарушений может быть не отдельное действие или бездействие, а длящееся во времени определенное внешнее поведение. Однако принципиально такого рода правонарушения ни чем не отличаются от правонарушений, объективная сторона которых включает в себя определенное действие или бездействие. Такого рода поведение складывается из отдельных актов поведения и, в конечном счете, представляет собой совокупность повторяющихся однородных отдельных противоправных действий.

Противоправное действие (бездействие) как элемент объективной стороны правонарушения -- это волевой поступок самого правонарушителя. Это верно как в отношении правонарушений отдельных индивидов, так и в отношении правонарушений организаций. Действие (бездействие) организаций -- это всегда акты внешнего поведения конкретных людей. При совершении правонарушения организацией действие (бездействие) одного и того же индивида оказывается одновременно элементом объективной стороны и этого правонарушения и правонарушения со стороны самого индивида. Например, за совершение правонарушения, предусмотренного ст.9.14. Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь «Нарушение законодательства о пенсионном обеспечении», устанавливается юридическая ответственность, как работодателя, так и уполномоченного должностного лица работодателя.

Общественная опасность или общественная вредность правонарушения находит свое выражение в его объективной стороне.

Посягнуть на ту или иную общественную ценность -- это всегда означает нести в той или иной форме и мере ущерб объекту. Ущерб, причиненный объекту посягательства, является последствием, образующим необходимый элемент каждого состава правонарушения.

Однако некоторые авторы считают, что общественно вредные последствия являются обязательным элементом объективной стороны только гражданских правонарушений, а для преступлений, административных и дисциплинарных проступков вредное последствие не обязательно. Поэтому возможно деление преступлений, административных и дисциплинарных проступков на «материальные», которые считаются законченными только при наличии результата (например, уголовное преступление, предусмотренное ст.139 Уголовного кодекса Республики Беларусь, «Убийство» предусматривает обязательный результат - смерть потерпевшего), и «формальные», для которых наступление вредного результата необязательно (например, преступление «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных или иных сообщений», предусмотренное ст.203 Уголовного кодекса Республики Беларусь. В данном примере для наличия правонарушения достаточно только совершения одного противоправного деяния и не имеет значения причинило ли оно ущерб потерпевшему). Представляется более убедительной другая точка зрения, что правонарушений без последствий не бывает. Разделение составов на «материальные» и «формальные» чисто процессуальное. В противном случае следовало бы признать, что существуют правонарушения, не вредные для общества .

В каждом правонарушении, где прямо предусмотрено наступление вреда, необходимо наличие причинной связи между противоправным деянием и наступившим вредом. Такая связь означает, что вредоносные последствия с объективной необходимостью порождены именно данным деянием, а не какими-то его отдаленными последствиями. При этом непосредственный вред может быть не только материальным. Правонарушение может не только причинить непосредственный вред, но и создавать угрозу причинения такого вреда.

Связь между поведением правонарушителя и наступившими последствиями должна быть не случайной, а необходимой, закономерно вытекающей из противоправного поведения.

Для правонарушений с формальным составом достаточно совершения лишь противоправного деяния. В этом случае не возникает вопрос о двух других элементах объективной стороны правонарушения - причинённом вреде и причинной связи между ним и противоправным деянием.

Характер наступивших последствий, их тяжесть, размер часто служат квалифицирующим признаком при разграничении различных правонарушений, в первую очередь преступлений и административных проступков. Основная масса смежных составов преступлений и административных правонарушений разграничивается по характеру и объёму вредных последствий. Наиболее широко используется в законе критерий размера причинённого ущерба, вреда . Так, и в административном, и в уголовном законодательстве Республики Беларусь предусмотрена ответственность за лжепредпринимательство. Критерием отнесения данного деяния к преступлению либо к административному проступку является размер причинённого ущерба. Если указанное деяние повлекло причинение ущерба в крупном либо особо крупном размере, то оно является уголовным преступлением.

Объективная сторона правонарушения включает также факультативные признаки: место, время, способ, обстановку совершения правонарушения. Названные обстоятельства всегда свойственны любому правонарушению. Вместе с тем они приобретают юридическое значение, т. е. оказывают влияние на квалификацию противоправного поведения, не во всех случаях, а только тогда, когда указаны в гипотезе юридической нормы. Поэтому эти признаки называются факультативными.

В теории права дается самая общая характеристика объективной стороны правонарушения. Более глубокий анализ этого элемента состава правонарушения, в том числе с позиции конструкций материальных и формальных составов преступлений (правонарушений) проводится в отраслевых юридических науках (уголовном праве и др.) .

Таким образом, под объективной стороной правонарушения понимают внешнее его проявление, заключающееся в деянии, последствиях, причинной связи, протекающих в определенном месте и в определенный временной промежуток с применением конкретных способов, орудий или средств, в условиях окружающей обстановки. Объективная сторона состава правонарушения - это теоретическая конструкция, выводимая из содержания нормы, предусматривающей юридическую ответственность, характеризующая внешнюю сторону правонарушения и заключающаяся в системе определенных в правовой норме признаков.

В составе правонарушения выделяется ряд признаков, которые позволяют квалифицировать деяние именно как правонарушение. К ним относятся:

  • субъект,
  • объект,
  • объективная и субъективная сторона правонарушения.

Общее понятие

Определение 2

Под объективной стороной правонарушения понимают внешнее проявление противоправного деяния.

По объективной стороне можно судить о том, какое административное правонарушение, где и когда произошло, а также какой вред был причинен.

Для установления объективной стороны правонарушения требуется много сил и внимания правоприменителя и сторон участников процесса.

Признаки объективной стороны

Объективная сторона административного правонарушения характеризуется наличием таких признаков как:

  • деяние (действие , бездействие),
  • опасные последствия деяния;
  • причинно-следственная связь между деянием и последствиями; *способ, время, место и средства совершения правонарушения.

В зависимости от того, как в КоАП РФ формулируется понятие объективной стороны, состав правонарушения может быть формальным или материальным.

Объективная сторона в административном правонарушении это все те элементы деяния, которые правонарушение может быть охарактеризовано как акт поведения субъекта во вне.

Сюда относится:

  • действие (либо бездействие) субъекта,
  • вред обществу или его отдельным его членам,
  • обстановка, время и место совершения деяния.

Замечание 1

Как правило, правонарушения различаются между собой своей объективной стороной. Другими словами, объективная сторона позволяет охарактеризовать правонарушение как определенной вид общественно вредного деяния.

Обстановка, время и место совершения деяния, как правило, не являются обязательными для установления, хотя и имеют важное значение. В теории права была выработана позиция, согласно которой, обязательными элементами объективной стороны следует признавать факт наличия двух обстоятельств:

  1. Деяния как поведения человека, вменяемого, дееспособного и находящегося под контролем разума, которое было выражено в действии или бездействии. Действие характеризуется признаками, предусмотренными в соответствующих составах правонарушений. В таком случае, действие выступает как сложный, но вредный для правопорядка акт внешнего поведения индивида. Правонарушением будет признаваться бездействие в случае, если лицо обязано было действовать, то есть знать о способах своего правомерного поведения. Так, противоправное деяние совершается в форме действия, когда, к примеру, происходит воспрепятствование доступа сотрудника налогового органа на территорию налогоплательщика или бездействия, к примеру, непредоставление в налоговый орган отчетности. Мысли, а также убеждения или намерения, не проявленные во вне, не квалифицируются в действующем законодательстве как правонарушения вообще и административные правонарушения в частности, и не влекут за собой какой-либо юридической ответственности.
  2. Общественно опасных последствий, под которыми понимают имеющие объективно негативный характер реальные изменения объекта. В данном случае важным является обязательное установление причинно-следственной связи между деянием и последствиями, так как деяние должно предшествовать последствиям или происходить с ними непосредственно в одно время. Невозможно нести ответственность за общественно опасные последствия, если совершенные лицом противоправные деяния располагались во времени после наступления последствий.

Основание административной ответственности — совершение административного правонарушения (административного проступка). При этом административная ответственность за правонарушение наступает, если данное нарушение по своему характеру не влечет уголовной ответственности.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Противоправное действие и противоправное бездействие являются двумя возможными вариантами противоправного деяния, т. е. противоправного поведения физического или юридического лица. Действие — это активное невыполнение обязанности, законного требования, нарушение установленного запрета. Бездействие — это пассивное невыполнение обязанности, возложенной на физическое или юридическое лицо. Например, открытие банком или иной кредитной организацией счета организации либо индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ст. 15.7 КоАП РФ) — противоправное действие должностного лица банка, иной кредитной организации. Невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций (ст. 15.2 КоАП РФ) — противоправное бездействие должностного лица.

Анализ понятия административного правонарушения позволяет выделить три его признака: противоправность, виновность, наказуемость деяния.

Противоправность означает, что совершением данного деяния (действия или бездействия) обязательно нарушены нормы права. Никакое деяние не может быть признано административным правонарушением и за его совершение не может наступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права.

Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины. Отсутствие вины ни в коем случае не позволяет считать данное деяние (пусть даже и противоправное) административным правонарушением. Вина физического лица бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

Административное правонарушение совершается умышленно, если лицо сознает противоправный характер своего действия (бездействия), предвидит его вредные последствия и желает наступления таких последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично. В первом случае умысел является прямым, поскольку лицо желает наступления вредных последствий. Во втором и третьем случаях умысел косвенный, так как лицо прямо не желает наступления вредных последствий, но сознательно допускает их наступление либо относится к этим последствиям безразлично.

Умышленным правонарушением, совершенным с прямым умыслом, признается, например, проезд водителя на запрещающий сигнал светофора (ст. 12.12 КоАП РФ), когда он видел этот сигнал, но очень торопился и не стал останавливать транспортное средство. Примером умышленного правонарушения, совершенного с косвенным умыслом, служит случай, когда водитель не разобрался, какой сигнал светофора горит (положим, из-за яркого солнца, светившего в глаза), и, сознательно допуская, что едет на запрещающий сигнал светофора, или вообще относясь к этому факту безразлично, проехал на красный свет, хотя прямо наступления вредных последствий не желал.

Характерным правонарушением с прямым умыслом является нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14 КоАП РФ). Осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом (ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ) также правонарушение, совершаемое с прямым умыслом. А вот деяния, предусмотренные ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ, выражающиеся в заключении с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом или в неприменении последствий прекращения действия договора (контракта), могут иметь как прямой, так и косвенный умысел. Причем, как показывает изучение дел, возбужденных по ч. 2 ст. 14.23, подобные правонарушения совершаются в основном с косвенным умыслом.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности их наступления, хотя должно было и могло их предвидеть. В первом случае неосторожность проявляется в форме легкомыслия (самонадеянности), так как лицо предвидело возможность наступления вредных послелствий, но самонадеянно рассчитывало их предотвратить. Во втором случае — в форме небрежности.

Случай, когда водитель подъехал к перекрестку на большой скорости, рассчитывая успеть остановить автомобиль при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и выехал на перекресток на красный свет, — типичный пример неосторожного правонарушения, совершенного по легкомыслию (самонадеянности). Если же, отвлекшись от дороги, водитель проехал на красный свет (хотя не предвидел возможности такой ситуации, поскольку не знал участка дороги, не знал, что там установлен светофор), имеет место неосторожное правонарушение в форме небрежности. Водитель должен был и мог предвидеть вредные последствия своей невнимательности и не имел права ослаблять внимание.

Кстати, рассмотренное выше правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ (заключение с дисквалифицированным лицом договора на управление юридическим лицом), в ряде случаев совершается по неосторожности: по небрежности не проверяется, было ли лицо, с которым заключается договор на управление юридическим лицом, дисквалифицировано.

Правонарушение, связанное с причаливанием к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам (ст. 16.8 КоАП РФ), может быть совершено как умышленно, так и но неосторожности. Неосторожная форма вины в форме небрежности имеет место в том случае, когда лицо, осуществившее причаливание, не предвидело, что судно или плавучее средство, стоящее на рейде или в акватории порта, находится под таможенным контролем (хотя должно было и могло это предвидеть).

Среди административных правонарушений, в том числе правонарушений юридических лиц и их должностных лиц, еще очень много таких, которые могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. Например, нарушение установленных сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст. 15.5 КоАП РФ) может быть умышленным (либо с прямым, либо с косвенным умыслом) или неосторожным (небрежным). Как умышленной формой вины, так и неосторожностью может характеризоваться нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 11.20 КоАП РФ). Подобных примеров можно привести немало.

Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, т. е. казуса — случая, при котором административная ответственность лица не наступает. В таких случаях лицо либо не должно было или не могло предвидеть общественно опасные, вредные последствия своего действия (бездействия), либо не было способно управлять своим поведением в силу чрезвычайных обстоятельств.

Так, из практики выяснения причин проезда водителей на красный сигнал светофора, совершения ими соответствующих ДТП известны случаи, когда у водителей, ранее не подозревавших о своем заболевании, перед перекрестком внезапно происходил инфаркт, появлялись судороги ног, они теряли сознание и т. п., в результате чего не были способны управлять транспортным средством. Могут быть и другие форс-мажорные обстоятельства, при которых лицо без наличия умысла или неосторожности нарушает правовую норму. Во всех этих случаях в силу отсутствия вины деяние не может быть признано административным правонарушением, и ответственность лица не наступает.

Юридическое лицо, согласно ст. 2.1 КоАП РФ, признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Наказуемость деяния означает, что за совершение данного действия (бездействия) физического или юридического лица либо КоАП РФ, либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях обязательно должна быть установлена именно административная ответственность.

Дело в том, что за очень многие умышленные или неосторожные противоправные деяния предусмотрена не административная, а иная ответственность, например дисциплинарная. К сожалению, имеется также достаточно примеров, когда за совершение противоправного деяния законодательством не предусмотрена никакая ответственность. В подобных случаях деяние, несмотря на его противоправность и виновность, не может быть признано административным правонарушением.

Допустим, в нарушение требований приказа директора должностное лицо организации вело переговоры с клиентами в верхней одежде. Это противоправное деяние (нарушение нормы приказа директора, содержащей соответствующее требование) имеет, как правило, косвенный умысел. Сотрудник либо сознательно допускает наступление вредных последствий своего действия — потерю имиджа организации (явно этого не желая), либо относится к этим вредным последствиям безразлично. Хотя иногда может иметь место и прямой умысел (сотрудник хотел нанести вред имиджу организации) или неосторожная форма вины (сотрудник по небрежности просто забыл раздеться).

Однако административная ответственность за такое деяние ни КоАП РФ, ни законами субъектов РФ об административных правонарушениях не предусмотрена. Значит, данный проступок является не административным правонарушением, а дисциплинарным проступком. За него должностное лицо может нести лишь дисциплинарную ответственность.

В соответствии с КоАП РФ к административным правонарушениям относятся правонарушения:

  • посягающие на права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;
  • в области охраны собственности;
  • в области охраны окружающей природной среды и природопользования;
  • в промышленности, строительстве, энергетике;
  • в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;
  • на транспорте и в области дорожного движения;
  • в области связи и информации; в предпринимательской деятельности, в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела; посягающие на институты государственной власти;
  • в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ; против порядка управления;
  • посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
  • в области воинского учета.

Кодексами и законами субъектов РФ предусматриваются административные правонарушения и в иных сферах.

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда в состоянии крайней необходимости , т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред менее значительный, чем предотвращенный.

Состав административного правонарушения

Не каждое деяние, даже содержащее все признаки административного правонарушения (противоправность, виновность, наказуемость), является административным правонарушением. Дело в том, что в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает привлечение лица, его совершившего, к административной ответственности. Понимание состава административного правонарушения важно для обеспечения законности при привлечении лица к административной ответственности, для отграничения административных проступков от других видов правонарушений, в частности от схожих с ним преступлений. В связи с этим следует отличать признаки административного правонарушения как понятия (как некой абстракции, теоретической конструкции) от элементов и признаков состава конкретного админ истрати вного правонарушения.

Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением. Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии служит единственным основанием наступления за его совершение. Например, провоз без билета в пригородном поезде ребенка, проезд которого подлежит частичной оплате, — административное правонарушение, которое совершается лицом, сопровождающим ребенка (ч. 4 ст. 11.18 КоАП РФ). Если же ребенок в возрасте до 16 лет самостоятельно ехал без билета, то, хотя его действие отвечает всем признакам, свойственным административному правонарушению как понятию (противоправности, виновности, наказуемости), данное действие тем не менее в указанном конкретном случае не может квалифицироваться как административное правонарушение. Объясняется это тем обстоятельством, что в данном деянии нет одного из необходимых компонентов состава административного правонарушения — субъекта правонарушения, каковым может быть физическое лицо, лишь достигшее 16 лет.

Однотипные признаки состава административного правонарушения в совокупности образуют так называемые элементы состава административного правонарушения. К элементам состава административного правонарушения относятся:

  • объект;
  • объективная сторона;
  • субъект;
  • субъективная сторона.

Объект административного правонарушения — это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Например, объектом административного правонарушения, связанного с нарушением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), являются права граждан.

К административным правонарушениям помимо тех, которые посягают на права граждан, как уже отмечалось выше, относятся также правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования; посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, многие другие. Нарушаемые противоправным деянием указанные общественные отношения и есть объект соответствующего административного правонарушения.

Общественные отношения, представляющие собой объект административного правонарушения, регулируются не только нормами административного права, но в ряде случаев и нормами конституционного, экологического, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. Однако охраняются они только нормами КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Если конкретное противоправное деяние посягает на общественные отношения, не охраняемые нормами этого Кодекса и законов субъектов РФ об административных правонарушениях, то здесь нет объекта административного правонарушения, следовательно, нет и всего состава административного правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Объективная сторона состава характеризует проступок как акт внешнего поведения правонарушителя и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

Например, нарушение водителями транспортных средств Правил дорожного движения выражается в разных противоправных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и др. Вредными последствиями таких действий могут быть: создание опасности в дорожном движении, помехи другим участникам движения, аварийной ситуации, совершение ДТП.

Кроме противоправного деяния и наступивших вредных последствий третьей составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между этим деянием и наступившими в результате него вредными последствиями. Установить такую причинно- следственную связь — значит выявить обстоятельства появления вредных последствий, определить, наступили они в результате противоправного деяния или по другим причинам, каким образом данное деяние повлияло на величину этих последствий и др. Однако в установлении наличия причинно-следственной связи в составе административного правонарушения, как правило, нет необходимости: наступившие вредные последствия в основном нематериальны, а проявляются только в виде общественного вреда или общественной опасности, и причинно- следственная связь между противоправным деянием и его последствиями не вызывает сомнений.

Такой состав административного правонарушения, который не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо материального вредного последствия, называется формальным составом. Административные правонарушения (в отличие от преступлений) в подавляющем большинстве случаев имеют формальный состав; соответствующие нормы предусматривают ответственность лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от того обстоятельства, что никаких вредных материальных последствий не наступило. Например, нарушение или невыполнение работодателем либо лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП РФ) будет административным правонарушением с формальным составом. Еще один пример административного правонарушения с формальным составом — превышение установленной скорости движения водителем транспортного средства (ст. 12.9 КоАП РФ).

Однако кроме правонарушений с формальным составом законодательством об административных правонарушениях предусмотрено немало и правонарушений с так называемым материальным составом , который включает обязательное наступление вредных материальных последствий. Например, если ч. 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливают административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, когда это не повлекло материальных последствий (формальный состав), то ч. 3 этой же статьи — за нарушения, которые привели к материальным последствиям в виде возникновения пожара (материальный состав).

В правонарушениях с материальным составом причинно- следственная связь между противоправным деянием и наступившими вредными последствиями зачастую далеко не очевидна и требует доказательства. Например, факт наезда водителем, превысившим на 15 км/ч допустимую скорость дорожного движения, на пешехода, в результате чего последнему были причинены легкие телесные повреждения, сам по себе не означает наличия состава проступка, сформулированного в ст. 12.24 КоАП РФ. Здесь в обязательном порядке требуется доказать причинно-следственную связь между противоправным деянием и наступившими материальными последствиями.

Должно быть выяснено (как правило, путем производства судебной автотехнической экспертизы), мог ли водитель избежать наезда на пешехода, если бы не превысил установленной скорости движения. Положительный ответ на этот вопрос свидетельствует, что наезд на пешехода стал следствием нарушения Правил дорожного движения водителем, в его действиях имеется состав, предусмотренный ст. 12.24 КоАП РФ. Отрицательный ответ означает, что наезд не явился следствием превышения скорости движения, так как в сложившейся ситуации он из-за неправомерного поведения самого пешехода был неминуем даже при движении с разрешенной скоростью. В этом случае в действиях водителя не усматривается состав правонарушения, предусмотренный ст. 12.24 КоАП РФ. Водитель должен будет понести более мягкую административную ответственность, чем та, которая предусмотрена ст. 12.24, — ответственность за превышение установленной скорости движения по ч. 1 ст. 12.9 КоАП РФ.

Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит также в зависимость от таких ее признаков, как время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность.

Например, в соответствии со ст. 3.1 Закона Кировской области от 26 июля 2002 г. № 88-ЭО «Об административной ответственности в Кировской области» установлена ответственность за громкую речь, крики, пение и т. д. в период с 22 до 6 часов. Естественно, что подобные деяния, совершенные в иное время, не будут содержать состава этого правонарушения.

Часть 1 ст. 20.20 КоАП РФ предусматривает ответственность за распитие пива и напитков, изготовляемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12% объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта городского и пригород ного сообщения, в организациях культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях. Распитие таких напитков в иных местах, например у себя дома, в личном или служебном автомобиле, не будет содержать состава этого правонарушения.

Мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ) определяется как нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, уничтожением или повреждением чужого имущества. В данном случае законодатель прежде всего подчеркивает демонстративный характер совершения деяния — выражение явного неуважения к обществу. Действия, нарушающие общественный порядок, но не имеющие подобного характера, не будут содержать состава мелкого хулиганства. И, безусловно, для наличия состава этого правонарушения важно, чтобы соответствующие действия осуществлялись в указанных местах. Например, нецензурная брань может только тогда образовывать состав мелкого хулиганства, когда она наблюдается в общественных местах.

Повторность предусмотрена многими статьями законода тельных актов, устанавливающих административную ответст венность, и означает совершение, как правило, в течение года одним и тем же лицом однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию. Например, ч. 1 ст. 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях от 19 декабря 2006 г. № 80-ЗРТ установлена ответственность за нарушение правил благоустройства территорий муниципальных районов и городских округов, а ч. 2 этой же статьи — повышенная ответственность за те же действия, совершенные повторно в течение года. Другой пример: санкция в виде дисквалификации применяется к должностному лицу, нарушившему законодательство о труде и об охране труда, только в том случае, если оно ранее подвергалось административному наказанию за аналогичное правонарушение (ст. 5.27 КоАП РФ).

Неоднократностью признается совершение более двух однородных правонарушений, а систематическим правонарушением считается такое, которое повторяется в течение года несколько раз. Например, ст. 15 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности от 17 июля 2002 г. № 727-ОД установлена административная ответственность за систематическую неявку без уважительных причин лиц, больных туберкулезом, ВИЧ-инфекцией или инфекциями, передающимися преимущественно половым путем, в специализированные медицинские организации по вызову для проведения обязательных медицинских обследований и лечебно-профилактических мероприятий.

Однако эти признаки состава административного правонарушения (время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность) присуши далеко не всем составам административных правонарушений, в силу чего они называются факультативными, т. е. необязательными, признаками состава административного правонарушения. В отличие от них противоправное действие (бездействие), наступившие вредные последствия и причинно- следственная связь между деянием и наступившими в результате его вредными последствиями являются обязательными признаками состава административного правонарушения.

Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. При этом, как уже отмечалось выше, физические лица подлежат административной ответственности, если они достигли к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Субъектом административного правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо. Лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. с. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежит административной ответственности.

Кроме того, в законодательстве различаются общие субъекты - любые вменяемые лица, достигшие 16 лет, специальные субъекты - должностные лица, водители, несовершеннолетние и др., а также особые субъекты — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе. Для одних из этих категорий субъектов законом установлены дополнительные основания для административной ответственности или се повышенный размер, для других — ограничение применения мер администра тивной ответственности.

Так, согласно ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте граждане (общие субъекты) несут ответственность меньшую, чем должностные лица (специальные субъекты). Вместе с тем в соответствии со ст. 2.5 Кодекса военнослужащие (особые субъекты) в большинстве случаев не несут административной ответственности на общих основаниях.

В любом случае о наличии состава правонарушения речь может идти только тогда, когда лицо, совершившее противоправное деяние, является именно тем субъектом, которому за это деяние статьями КоАП РФ или законов субъектов РФ об административных правонарушениях предусмотрена админист- рати вн ая ответстве н ность.

Например, по ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ за выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственного технического осмотра, административное наказание может быть назначено только должностному лицу, ответственному за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. Указанное должностное лицо является субъектом данного правонарушения (специальным субъектом), и только его действия образуют состав этого правонарушения. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственного технического осмотра, осуществленный лицом, не отвечающим за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, не может образовать состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ. Соответственно, такое лицо не может нести ответственность, предусмотренную этой статьей.

В свою очередь, по ч. 1 и 2 ст. 12.1 КоАП РФ за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра, административное наказание может быть назначено только водителю, управляющему этим транспортным средством. Водитель является субъектом данного правонарушения (специальным субъектом), и только его действия образуют состав правонарушения, предусмотренного ст. 12.1 Кодекса.

Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию (бездействию) и его последствиям.

Обязательным признаком субъективной стороны является вина субъекта административного правонарушения, возможные формы которой рассмотрены выше. В статьях КоАП РФ и законов субъектов РФ, устанавливающих административную ответственность, форма вины чаще всего не обозначается. По данным статьям наступает вне зависимости от формы вины. Например, не важно, умышленно нарушил водитель требование дорожного знака или по неосторожности (допустим, не заметил данного знака), в любом случае он подлежит ответственности (ст. 12.16 КоАП РФ). Также не важно, умышленно либо по неосторожности произошло несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц (ч. 1 ст. 14.25 КоАП РФ). Это никак не влияет на квалификацию соответствующего правонарушения, совершенного должностным лицом.

В ряде случаев, хотя форма вины не установлена законодателем прямо, она косвенно ясна из характера деяния. Например, ч. 3 ст. 11.17 КоАП РФ предусматривает ответственность за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, а ч. 1 ст. 12.8 этого Кодекса — за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Понятно, что такие действия могут быть только умышленными.

Однако иногда формулировка состава административного правонарушения прямо говорит, что оно может быть совсршс- но только в форме умысла или только в форме неосторожности. Например, ст. 19.2 КоАП РФ вводит ответственность лишь за умышленное повреждение или срыв печати (пломбы). В соответствии со ст. 7.26 этого Кодекса установлена ответственность за утрату материалов и данных государственного картографо- геодезического фонда Российской Федерации в результате их небрежного хранения пользователем.

В отдельных составах административных правонарушений присутствуют факультативные признаки субъективной стороны: цель или мотив. Цель — это представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится. Мотив есть то побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения.

Например, ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ устанавливает ответственность, в частности, за приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, направленное на их пропаганду. Отсутствие при приобретении указанных атрибутики или символики цели их сбыта исключает возможность квалификации деяния в качестве административного правонарушения по данной статье. И наоборот, ст. 6.8 КоАП РФ вводит ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, а также их аналогов. Если указанные действия осуществлялись в целях сбыта наркотических средств или психотропных веществ, их аналогов, возможность квалификации деяния по данной статье исключается.

Еще раз подчеркнем, что только при наличии всех предусмотренных законом признаков состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность ().

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия) . Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие) . Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ :

умышленно , если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности , если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения . К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст . Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет ().

Иностранные граждане . Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях ().

4. Наказуемость деяния : за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях , ни законами субъектов Федерации.

Состав административного правонарушения

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения - это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения - это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения - это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ ("Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего") не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Формальный состав правонарушения

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке ();
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство ();
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена ();
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством ();
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения ();
  • Превышение установленной скорости движения ()
  • и т.д.

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак "характер совершения "), и именно в общественных местах (признак "место ").

3) Субъект административного правонарушения - физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

Общие субъекты правонарушения - любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Специальные субъекты правонарушения - должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

Особые субъекты правонарушения - военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

4) Субъективная сторона административного правонарушения - это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

  • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
  • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
  • содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
  • предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".

Состав любого правонарушения образует комплекс взаимосвязанных компонентов. Только при одновременном их наличии предусматривается ответственность. Этими компонентами являются: объект, субъект, субъективная сторона, объективная сторона правонарушения . Рассмотрим их подробнее.

Общие сведения

Объект правонарушения, субъект правонарушения, объективная сторона и личное отношение виновного к своему противоправному поведению - обязательные компоненты конструкции деяния. Оно, в свою очередь, является осознанным актом человека. Каждый элемент обладает самостоятельным значением только во взаимосвязи с другими компонентами.

Направленность посягательства

В качестве объекта правонарушения выступают общественные взаимодействия, которым лицо причиняет вред или угрожает их нормальному существованию. Данное определение считается самым общим. Каждое неправомерное действие всегда направлено на конкретный объект. Это может быть честь и достоинство лица, собственность, здоровье, жизнь и так далее. Любое неправомерное действие, даже не повлекшее негативных последствий, причиняет вред общественному порядку. Незаконные поведенческие акты вносят хаос в отношения, регулируемые правом. К примеру, подготовка к убийству может и не причинить действительный ущерб. Однако угроза его нанесения создается в любом случае.

Объективная и субъективная сторона правонарушения

Эти компоненты противоправного деяния имеют свою специфику. У каждого лица, совершающего противоправное действие, есть свое собственное отношение к своему поведению. Оно отражает субъективную сторону нарушения. Ее выражает деликтоспособность лица. Это значит, что в качестве правонарушения выступает только виновное деяние. Другими словами, в момент совершения проступка субъект контролировал свое поведение и осознавал его. Объективную сторону правонарушения характеризует в первую очередь непосредственно само противоправное действие/бездействие. Оно влечет негативные последствия. Они также выступают как . Как выше было сказано, компоненты конструкции существуют во взаимосвязи. Другими словами, действие субъекта должно повлечь те или иные последствия. Такая причинная связь также включается в объективную сторону состава административного правонарушения .

Классификация компонентов

Признаки объективной стороны административного правонарушения разделяются на обязательные и факультативные. Как отмечал А. В. Мальков, к первым следует относить:

  1. Деяние.
  2. Последствия.
  3. Причинную связь.

Средства совершения, обстановку, время, место события автор считает факультативными . Такое разделение считается довольно условным. Это связано с тем, что любое деяние совершается в определенное время, в конкретном месте, теми или иными способами и пр. Тем не менее в ряде случаев законодатель не включает эти элементы объективной стороны правонарушения в диспозицию нормы . В результате они приобретают статус нейтральных (факультативных). В других же случаях нормы прямо указывают на время, место, способ совершения проступка непосредственно в диспозиции.

Примеры

Ст. 129.1 НК закрепляет ответственность за неправомерное несообщение информации налоговой инспекции. В данном случае объективная сторона правонарушения заключается непосредственно в факте бездействия. Время, способ, место совершения проступка не принимается во внимание. Противоположный подход применяется в 120 статье НК. В части первой устанавливается наказание за грубое нарушение предприятием порядка учета расходов/доходов или объектов обложения, если оно допущено на протяжении одного отчетного периода. Здесь значение имеет не только сам проступок, но и время его совершения.

Последствия

Объективная сторона правонарушения в ряде случаев формируется только самим деянием. При этом оно может и не повлечь негативных последствий. К примеру, устанавливается ответственность за появление на работе в нетрезвом состоянии, неисполнение правил ОТ, хранение оружия без разрешения, выданного уполномоченными органами в установленном порядке, и так далее. Если такой проступок все-таки повлек негативные последствия, то ответственность или ужесточается, или применяется по основаниям, предусмотренным нормой, в которой содержит указание на наличие последствий как обязательного условия для привлечения гражданина к ответственности.

Причинная связь

Объективная сторона административного правонарушения предполагает определение последствий. Соответственно, предусматривается и установление причинной связи между ними и, собственно, деянием. Ее наличие имеет место в случае, если поведение лица, предшествуя последствиям, обусловило наступление последствий. То есть, действие гражданина стало причиной возникшего ущерба.

Вред

Он выражается в комплексе негативных последствий противоправного деяния. Вред может быть выражен в уничтожении ценностей, создании препятствий для законного владельца в пользовании ими, нарушении порядка, ущемлении субъективных прав других лиц, стеснение свободы их поведения. Формы, в которых проявляется вред, весьма многообразны. Ущерб может иметь материальный, физических и другой характер, посягать на общие или специфические интересы. Некоторые деяния влекут нарушение нормальной деятельности предприятий и уполномоченных органов. К примеру, неявка по вызову или уклонение от посещения ФНС по делу, связанному с налоговым проступком, создает препятствия для осуществления эффективного и своевременного расследования.

Нюансы

Несомненно, вред может иметь разный размер, характер, отличаться по иным критериям. Однако всегда предполагает возникновение социального ущерба. Вред может быть моральным или материальным, иметь или не иметь количественной оценки, быть в той или иной степени значительным, ощущаемым коллективом, отдельным индивидом или всем обществом. Но наличие ущерба считается необходимым признаком правонарушения. Именно он позволяет квалифицировать деяние как общественно опасное.

Субъективная сторона

Законодательство допускает вменение ответственности лицам вменяемым и дееспособным. Другими словами, они должны достичь определенного возраста, а их психика должна быть сформированной и полноценной. Нормативными актами определяется круг лиц, которые не могут быть наказаны за правонарушения. К ним относят психически нездоровых людей, малолетних. Субъективная сторона нарушения формируется:

  1. Виной.
  2. Мотивом.
  3. Целью.

Значение при квалификации имеет также эмоциональный фон лица в момент совершения деяния. Указанные компоненты обладают разным содержанием. Но их объединяет то, что они характеризуют процессы, которые происходят в психике лица. Именно поэтому они объединены в одну группу.

Вина

Она считается обязательным признаком правонарушения. Факультативными компонентами выступает эмоциональный фон, цель и мотив. Вина выражает психическое состояние лица, его отношение к противоправному деянию, которое оно совершает, а также реакцию на возможные последствия. Она предполагает понимание или осознание субъектом недопустимости его поведения. При отсутствии вины деяние не может квалифицироваться как правонарушение. Она может выражаться в двух формах. Вина может быть прямой или косвенной. В последнем случае подразумевается, что субъект предвидит негативные последствия и желает их наступления. Косвенная вина предполагает, что лицо понимает вероятность вреда, но по своей самонадеянности или халатности думает, что его удастся избежать. Из этого следует вывод. Если противоправность всегда предполагает вину, то отсутствие последней указывает на отсутствие первой и, следовательно, на невозможность привлечения к ответственности.

Специфика вины

При формировании умышленной и неосторожной форм законодателем используется два элемента - волевой и интеллектуальный. Примеры этому можно найти в разных нормах. Так, по 110 статье НК, налоговое преступление будет считаться совершенным умышленно, если субъект понимал противоправность своего действия/бездействия, желал или сознательно допускал наступление негативных последствий от своего поведения. Данную формулировку можно найти в части 2 указанной нормы. Понимание противоправности выступает как интеллектуальный признак, а сознательное допущение и желание наступления последствий - как волевой.

Умысел

Большая часть противоправных действий совершается с четким пониманием их незаконности. К примеру, по неосторожности нельзя совершить изнасилование, разбой, грабеж. Но есть категория правонарушений, которые совершаются без намерения причинить вред. Лицо может действовать вопреки своей воле и желанию. В этом случае говорят о легкомысленности. Умысел может быть косвенным и прямым. В последнем случае субъект не только понимает противоправность своего поведения, но и желает наступления негативных последствий, стремится к ним. От прямого умысла косвенный отличается по характеристике волевого аспекта. Во втором случае лицо относится безразлично к вероятности наступления отрицательных последствий. Умысел выражает крайнюю форму отрицательного отношения лица к обществу, правам других.

Самонадеянность

Она является одной из форм легкомыслия. Самонадеянность предполагает, что нарушитель предвидел вероятность наступления последствий, но рассчитывал на их предотвращение, не имея к тому достаточных оснований. К примеру, автомобилист не выполняет требования по соблюдению скоростного режима. При этом он рассчитывает, что он имеет необходимый водительский опыт для предотвращения аварии. Вследствие этой самонадеянности он сбивает пешехода. Воля нарушителя в этом случае направлена на предотвращение негативных последствий, однако его расчет является необоснованным.

Небрежность

Это вторая форма легкомыслия. Она выражается в том, что лицо не предвидело негативных последствий своих действий, хотя при надлежащей предусмотрительности и внимательности должно было их предполагать. Определение волевого аспекта небрежности обуславливается субъективным ("могло предполагать") и объективным ("должно было предвидеть") критериями. На практике последний связывается с обязанностями лица, вмененными ему на основании законодательства, в соответствии с профессиональным статусом, общепринятыми правилами поведения и пр. Субъективный аспект означает способность предвидеть последствия при надлежащем напряжении сознания и воли. К примеру, врач обязан предполагать вероятные осложнения от приема пациентом медикаментов и должен принять меры по их нейтрализации.

Мотив

Он выражает побудительную причину к совершению противоправного поступка. Мотив - это то, чем, собственно, руководствуется субъект. Проступок совершается из корысти, хулиганских, сексуальных побуждений. Мотив может быть политическим, эгоистическим и пр. К примеру, налоговое нарушение совершается из корысти, поскольку субъект стремится избежать расходов.

Цель

Она представляет собой тот результат, которого субъект хочет добиться, совершая правонарушение. Достаточно часто законодатель выделяет цель как обязательный компонент конструкции деяния. Состав преступления, предусмотренного по 285 статье УК, будет иметь место только в случае, если оно совершается из корыстной цели или по иной личной заинтересованности.

Критерии для привлечения к ответственности

Основным условием выступает деликтоспособность. Она предполагает способность отвечать за свои действия. Для ее признания законодательство устанавливает определенные требования. В первую очередь это достижение конкретного возраста. По общим правилам, уголовное наказание может вменяться с 16 лет. Но за отдельные преступления ответственность наступает и с 14. Вместе с тем следует учесть, что некоторые деяния лица могут совершить и в более старшем возрасте. Например, за посягательства против правосудия могут привлекаться к ответственности судьи. А ими могут, в свою очередь, стать лица, достигшие 25 лет. Что касается административной ответственности, то к ней привлекаются, по общему правилу, граждане 16-ти л. Дисциплинарные наказания могут вменяться также с этого возраста. ГК признает в качестве субъектов правонарушений лиц, достигших 18-ти лет. Но, как указывает 27 статья Кодекса, лицо может быть признано полностью дееспособным и с 16. Для этого ему необходимо работать по трудовому контракту или заниматься предпринимательской деятельностью с согласия законных представителей.

Заключение

Содержание правонарушения выступает в качестве его главной внутренней характеристики. Она позволяет выделить его из других поведенческих актов. Объективная сторона административного правонарушения - один из ключевых аспектов квалификации. Она характеризует внешние свойства деяния. Именно объективная сторона состава правонарушения позволяет определить наличие и величину вреда, его особенности, направленность посягательства. На основании этих показателей устанавливается соответствие деяния лица конкретной норме. Между тем, объективная сторона состава правонарушения еще не позволяет применять наказание. Обязательным условием для привлечения к ответственности выступает вина. При отсутствии этого элемента наказание будет считаться неправомерным. Противоправные действия обладают определенными свойствами, позволяющими отграничить их от других действий/бездействий. Эти признаки необходимо анализировать в совокупности. Только полное их наличие позволяет однозначно квалифицировать деяние как неправомерное. Правонарушения считаются аномальным явлением общественной жизни. В качестве предпосылок для их совершения выступают разные экономические, политические, нравственные, социальные факторы. При этом, как отмечают многие эксперты, поскольку правонарушения имеют неразрывную связь с общественной жизнью, они всегда будут иметь место. Соответственно, государство должно вырабатывать адекватные меры реагирования на такие антисоциальные явления. В условиях развития отношений между людьми, повышения качества жизни, улучшения благополучия, усиления гарантий, повышения защищенности граждан, углубления их политической зрелости объем противоправного поведения снижается. При наличии благоприятных условий формируются предпосылки для уменьшения качественного и количественного уровня правонарушений.