УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в целях обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе и права государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

2. Установить на основании части 6 статьи 71 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", что до образования федерального государственного органа по управлению государственной службой и государственных органов субъектов Российской Федерации по управлению государственной службой функции этих органов, предусмотренные Положением, утвержденным настоящим Указом, выполняются государственными органами (аппаратами государственных органов), в которых проводится конкурс, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации .

3. Правительству Российской Федерации:

утвердить форму анкеты, подлежащей представлению в государственный орган гражданином Российской Федерации, изъявившим желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации;

обеспечить финансирование расходов, связанных с проведением конкурсов на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы, в том числе расходов на оплату труда независимых экспертов, в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание федеральных государственных органов или их аппаратов.

4. Установить, что расходы, связанные с проведением конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, осуществляются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 604 "Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 18, ст. 2115).

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

N 112

Утверждено

Указом Президента

Российской Федерации

ПОЛОЖЕНИЕ

О КОНКУРСЕ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНТНОЙ ДОЛЖНОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящим Положением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяются порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - вакантная должность гражданской службы) в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах (далее - государственный орган). Конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы (далее - конкурс) обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также право государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие) на должностной рост на конкурсной основе.

2. Конкурс в государственном органе объявляется по решению руководителя государственного органа либо представителя указанного руководителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее - представитель нанимателя), при наличии вакантной (не замещенной гражданским служащим) должности гражданской службы, замещение которой в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" может быть произведено на конкурсной основе.

3. Конкурс в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не проводится:

а) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - должности гражданской службы) категорий "руководители" и "помощники (советники)";

б) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

в) при заключении срочного служебного контракта;

г) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частями 1, 2 и 3 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";

д) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

4. Конкурс может не проводиться:

а) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента Российской Федерации;

б) при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы, по решению представителя нанимателя.

5. Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.

Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.

6. Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также размещает информацию о проведении конкурса на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

В публикуемом объявлении о приеме документов для участия в конкурсе указываются наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, а также сведения об источнике подробной информации о конкурсе (телефон, факс, электронная почта, электронный адрес сайта государственного органа).

На сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования размещается следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы.

7. Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган:

а) личное заявление;

б) собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждается Правительством Российской Федерации, с приложением фотографии;

в) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:

копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина - о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);

д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

8. Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, направляет заявление на имя представителя нанимателя. Кадровая служба государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, обеспечивает ему получение документов, необходимых для участия в конкурсе.

9. С согласия гражданина (гражданского служащего) проводится процедура оформления его допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин (гражданский служащий), связано с использованием таких сведений.

Достоверность сведений, представленных гражданином на имя представителя нанимателя, подлежит проверке.

Проверка достоверности сведений, представленных гражданским служащим, осуществляется только в случае его участия в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы.

10. Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

11. Документы, указанные в пункте 7 настоящего Положения, представляются в государственный орган в течение 30 дней со дня объявления об их приеме.

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину в их приеме.

При несвоевременном представлении документов, представлении их не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине представитель нанимателя вправе перенести сроки их приема.

12. Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется в письменной форме представителем нанимателя о причинах отказа в участии в конкурсе.

13. Претендент на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Представитель нанимателя не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса направляет сообщения о дате, месте и времени его проведения гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе (далее - кандидаты).

При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

15. Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на замещение которой он был объявлен, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.

16. Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа.

17 . В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

18. Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

В государственном органе допускается образование нескольких конкурсных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы.

19. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности.

При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы , на замещение которой претендуют кандидаты.

При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

20. Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов.

Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов. Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании.

21. Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении.

23. По результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса.

24. Кандидатам, участвовавшим в конкурсе, сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения. Информация о результатах конкурса размещается на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

25. Документы претендентов на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенных к участию в конкурсе, и кандидатов, участвовавших в конкурсе, могут быть им возвращены по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве государственного органа, после чего подлежат уничтожению.

26. Расходы, связанные с участием в конкурсе (проезд к месту проведения конкурса и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и другие), осуществляются кандидатами за счет собственных средств.

27. Кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Утверждено
приказом комитета по
управлению архивным делом
Ростовской области
от 21.04.2014 № 32/1

ПОЛОЖЕНИЕ
О КОНКУРСЕ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНТНОЙ ДОЛЖНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В КОМИТЕТЕ
ПО УПРАВЛЕНИЮ АРХИВНЫМ ДЕЛОМ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Настоящим Положением в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяются порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в комитете по управлению архивным делом Ростовской области (далее - вакантная должность гражданской службы) в комитете. Конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы (далее - конкурс) обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также право государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие) на должностной рост на конкурсной основе.

2. Конкурс в комитете по управлению архивным делом Ростовской области объявляется по решению председателя комитета, при наличии вакантной (не замещенной гражданским служащим) должности гражданской службы, замещение которой в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" может быть произведено на конкурсной основе.

3. Конкурс в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не проводится:

а) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - должности гражданской службы) категорий "руководители" и "помощники (советники)";

б) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

в) при заключении срочного служебного контракта;

г) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";

д) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

4. Конкурс может не проводиться:

а) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа;

б) при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы, по решению представителя нанимателя.

5. Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.

Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.

6. Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе на официальных сайтах комитета по управлению архивным делом Ростовской области и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы. Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании.

7. Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в конкурсную комиссию комитета:

а) личное заявление;

б) собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы, с приложением фотографии;

в) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, квалификацию и стаж работы:

копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенную нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

копии документов об образовании и о квалификации, а также по желанию гражданина копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы (службы);

д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

8. Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, подает заявление на имя представителя нанимателя.

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в ином государственном органе, представляет в этот государственный орган заявление на имя представителя нанимателя и собственноручно заполненную, подписанную и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, анкету с приложением фотографии. Форма анкеты утверждается Правительством Российской Федерации.

9. С согласия гражданина (гражданского служащего) проводится процедура оформления его допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин (гражданский служащий), связано с использованием таких сведений.

Достоверность сведений, представленных гражданином на имя представителя нанимателя, подлежит проверке.

Проверка достоверности сведений, представленных гражданским служащим, осуществляется только в случае его участия в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы.

10. Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

11. Документы, указанные в пунктах 7 и 8 настоящего Положения, представляются в комитет в течение 21 дня со дня размещения объявления об их приеме на официальном сайте комитета в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет".

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину в их приеме.

При несвоевременном представлении документов, представлении их не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине председатель комитета вправе перенести сроки их приема.

12. Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается председателем комитета после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется в письменной форме председателем комитета о причинах отказа в участии в конкурсе.

13. Претендент на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Представитель нанимателя не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса направляет сообщения о дате, месте и времени его проведения гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе (далее - кандидаты).

При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

15. Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на замещение которой он был объявлен, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.

16. Для проведения конкурса правовым актом комитета по управлению архивным делом Ростовской области образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом комитета.

17. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных, образовательных и других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

В состав конкурсной комиссии Комитета наряду с лицами, названными в абзаце два настоящего пункта, включаются представители общественного совета, образованного при Комитете, в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 04.04.2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» и приказом от 23.10.2013 № 47 «О создании общественного совета при комитете по управлению архивным делом Ростовской области».

Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Кандидатуры представителей общественного совета при Комитете для включения в состав конкурсной комиссии представляются этим советом по запросу председателя Комитета.

Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

18. Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

19. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности.

При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

20. Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов.

Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов. Проведение заседания конкурсной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не допускается. Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании.

21. Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении.

Конкурсная комиссия вправе также принять решение, имеющее рекомендательный характер, о включении в кадровый резерв государственного органа кандидата, который не стал победителем конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, но профессиональные и личностные качества которого получили высокую оценку.

23. По результатам конкурса, на основании решения конкурсной комиссии, издается приказ председателя комитета о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса.

Если конкурсной комиссией принято решение о включении в кадровый резерв государственного органа кандидата, не ставшего победителем конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, то с согласия указанного лица издается акт государственного органа о включении его в кадровый резерв этого органа для замещения должностей гражданской службы той же группы, к которой относилась вакантная должность гражданской службы.

24. Сообщения о результатах конкурса направляются в письменной форме кандидатам в 7-дневный срок со дня его завершения. Информация о результатах конкурса также размещается в указанный срок на официальных сайтах комитета и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

25. Документы претендентов на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенных к участию в конкурсе, и кандидатов, участвовавших в конкурсе, могут быть им возвращены по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве государственного органа, после чего подлежат уничтожению.

26. Расходы, связанные с участием в конкурсе (проезд к месту проведения конкурса и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и другие), осуществляются кандидатами за счет собственных средств.

27. Кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Положение о процедуре проведения конкурса на должности научно-педагогических работников государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Вятский государственный университет» (далее университет) составлено в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 года № 125-ФЗ, Трудовым кодексом РФ и приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.11.2002 г. № 4114 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации».

1.2. Положение определяет процедуру проведения конкурса на замещение должностей научно-педагогических работников (НПР) из числа профессорско-преподавательского состава (профессоров, доцентов, старших преподавателей и преподавателей) и научного состава (руководителя научно-исследовательского, научного сектора, отдела, лаборатории, другого научного подразделения, главного, ведущего, младшего научного сотрудника, научного сотрудника), далее претендентов.

1.3. Конкурс на замещение должностей объявляется в следующих случаях:
− при наличии вакантной должности;
− в случае истечения срока договора с действующими научно-педагогическими работниками.

1.4. Конкурс на вакантные должности не объявляется при переводе работника с его согласия на аналогичную занимаемой им должность на другую профильную кафедру, в научное подразделение до окончания срока трудового договора.

1.5. Настоящее Положение не распространяется на лиц, привлекаемых к педагогической работе на условиях почасовой оплаты труда, и на лиц, привлекаемых к научно-педагогической деятельности по гражданско-правовым договорам.

2. Порядок объявления конкурса

2.1. Не позднее окончания учебного года ректор объявляет фамилии и должности НПР, у которых истекает срок трудового договора в следующем учебном году. Данная информация вывешивается на доске объявлений университета.

2.2. Отдел кадров в начале учебного года доводит до заведующих кафедрами и руководителей научных подразделений (далее руководителей подразделений) списки НПР, срок трудовых договоров которых заканчивается в текущем учебном году.

2.3. Отдел кадров в начале учебного года составляет график проведения в текущем учебном году конкурсов на замещение должностей НПР (далее график проведения конкурсов), срок трудовых договоров которых заканчивается в текущем учебном году. График проведения конкурсов доводится отделом кадров до заведующих кафедрами, деканов и руководителей научных подразделений не позднее 30 сентября текущего учебного года.

2.4. В соответствии с графиком проведения конкурсов ректор университета объявляет конкурс на замещение должностей НПР в средствах массовой информации (далее СМИ) и на сайте университета не позднее, чем за 2 месяца до его проведения.
Для объявления конкурса в СМИ руководители подразделений за три месяца до даты проведения конкурса, установленного графиком проведения конкурсов, на основании списка НПР, срок действия трудовых договоров которых заканчивается в текущем учебном году, а также планируемых изменений штатного расписания, подают в отдел кадров на имя ректора служебную записку, согласованную с финансово-экономическим и учебно-методическим управлениями университета, с просьбой объявить конкурс на замещение соответствующих научно-педагогических должностей.

2.5. Отдел кадров университета в соответствии с распоряжением по университету об истечении срока трудового договора у НПР, поданными служебными записками и штатным расписанием кафедр передает указанные документы в учебно-методическое управление. Учебно-методическое управление обязано не менее, чем за два месяца до окончания срока трудового договора НПР и не позднее за два месяца до даты проведения конкурса, сформировать и разместить объявление о конкурсе на замещение должностей НПР в СМИ и на сайте университета.

2.6. При наличии вакантной научно-педагогической должности руководители подразделений подают в отдел кадров на имя ректора служебную записку, согласованную с финансово-экономическим и учебно-методическим управлениями университета, с просьбой объявить конкурс на замещение соответствующих научно-педагогических должностей. Учебно-методическое управление обязано сформировать и разместить объявление о конкурсе на замещение вакантных должностей НПР в СМИ и на сайте университета.

3. Квалификационные требования по должностям

3.1. Лица, претендующие на должности НПР, должны иметь высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца.
Лица, претендующие на должности НПР, должны соответствовать квалификационным требованиями, установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»:
преподаватель - высшее профессиональное образование по профилю кафедры;

старший преподаватель - высшее профессиональное образование по профилю кафедры, стаж научно-педагогической работы не менее трёх лет, печатные научные труды и методические указания по профилю кафедры;

доцент - учёная степень кандидата наук или учёное звание доцента, печатные научные труды и методические указания по профилю кафедры, высокий профессиональный и научно-методический уровень чтения лекций;

профессор - учёная степень доктора наук, печатные научные труды и методические указания по профилю кафедры, высокий профессиональный и научно-методический уровень чтения лекций.

В порядке исключения на должность доцента могут претендовать высококвалифицированные специалисты, в том числе не имеющие ученого звания и ученой степени, но обладающие опытом и стажем научно-педагогической или практической деятельности по профилю кафедры не менее 5 лет.
В порядке исключения на должность профессора могут претендовать высококвалифицированные специалисты, в том числе не имеющие ученого звания и ученой степени доктора наук, обладающие опытом и стажем научно-педагогической или практической деятельности по профилю кафедры не менее 10 лет.
Для замещении должности ведущего научного сотрудника, главного научного сотрудника претенденты должны иметь ученую степень доктора наук и (или) учено звание профессора и, как правило, стаж научной работы в научных организациях, научных подразделениях высших учебных заведений или учреждениях повышения квалификации не менее 5 лет.
Для замещении должности старшего научного сотрудника, главного научного сотрудника претенденты должны иметь ученую степень доктора наук и (или) учено звание профессора и, как правило, стаж научной работы в научных организациях, научных подразделениях высших учебных заведений или учреждениях повышения квалификации не менее 3 лет.
Для замещений должности научного сотрудника, младшего научного сотрудника претенденты должны иметь высшее профессиональное образование по профилю кафедры или научного подразделения.

4. Порядок подачи заявлений для участия в конкурсе

4.1. Срок подачи заявлений для участия в конкурсе - один месяц со дня опубликования объявления о проведении конкурса в СМИ и на сайте университета.

4.2. Заявление для участия в конкурсе (Приложение 1) визируется заведующим кафедрой и подается претендентом в отдел кадров университета.

4.3. К заявлению об участии в конкурсе при избрании на ранее занимаемую должность прилагаются:
. список научных и методических трудов (Приложение 2), опубликованных претендентом за истекший период работы в должности;
. отчёт о работе за истекший период работы в должности (отчёт может быть представлен к заседанию кафедры по рассмотрению конкурсного дела претендента).

Отчет о работе включает в себя информацию о проделанной работе по следующим направлениям деятельности:
учебная работа (по видам педагогической нагрузки; указываются институты, факультеты, где велась учебная работа; запланированный объем педагогической нагрузки и его выполнение или невыполнение; причины невыполнения или перевыполнение учебной нагрузки);
научно-исследовательская работа (подготовка диссертаций, монографий, статей, брошюр, рецензирование и редактирование научных трудов и др.);
учебно-методическая работа (подготовка учебников и учебно-методических пособий, методических указаний, разработка учебно-методических комплексов дисциплин, участие в работе методических советов, конференций и т.д.);
воспитательная и профориентационная работа;
прохождение повышения квалификации по профилю кафедры и по совершенствованию педагогического мастерства;
организационная работа (участие в заседаниях кафедры, научно-методических семинарах, учебно-методических советах и др.).
Научные работники представляют отчет о проведенных научно-исследовательских изысканиях.

К заявлению об участии в конкурсе при избрании на новую должность прилагаются:
. полный список научных и методических трудов претендента (Приложение 2);

Лица, не являющиеся работниками университета дополнительно представляют:
. полный список научных и методических трудов (Приложение 2), заверенный по прежнему месту работы или учёным секретарём Учёного совета университета;
. копию паспорта,
. копию трудовой книжки,
. автобиографию,
. полный список научных и учебно-методических работ,
. личный листок по учету кадров,
. копии дипломов о высшем образовании и учёных степенях, аттестатов об ученых званиях.
. информацию о предыдущих местах работы и аспектах деятельности, позволяющих охарактеризовать уровень претендента на должность научно-педагогического работника.

4.4. Отказ в приёме заявления ответственным лицом может иметь место только в случае несоответствия претендента квалификационным требованиям по соответствующей должности, при нарушении установленных сроков подачи заявления, при наличии препятствия для занятия педагогической деятельностью.
В случае отказа заявление с отметкой ответственного лица о причинах отказа возвращается заявителю под его роспись на копии заявления. Копия заявления и иные документы, представленные претендентом, хранятся в отделе кадров.

4.5. При составлении отчета, а также при рассмотрении кандидатуры претендента на всех этапах обсуждения могут быть использованы данные, полученные в ходе аттестации, проводимой с целью подтверждения соответствия работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности (в случае, если такая аттестация имела место).

4.6. Заявления претендентов на должности НПР с визой ректора и другие документы (п.4.3 настоящего Положения) после регистрации, но не ранее, чем через месяц со дня опубликования объявления о конкурсе в СМИ и на сайте университета, передаются отделом кадров заведующим кафедрами (руководителям научных подразделений).

4.7. Претендент имеет право ознакомиться с Положением о порядке замещения должностей НПР в высшем учебном заведении Российской Федерации, настоящим Положением, коллективным договором, с квалификационными требованиями по соответствующей должности, условиями трудового договора в части прав и обязанностей сторон, должностной инструкцией, о чем делается письменная отметка на его заявлении.
Претендент имеет право присутствовать на всех этапах обсуждения его конкурсного дела.

5. Порядок проведения конкурса

5.1. Конкурс на замещение должностей НПР проводится на заседании Учёного совета университета, которому предшествует обсуждение конкурсных дел претендентов на заседаниях кафедры, ученого совета факультета, Конкурсной комиссии Учёного совета университета.

5.2. Порядок рассмотрения кафедрой (научным подразделением) конкурсных дел, определяется решением кафедры (научного подразделения) и включает в себя отчет претендента о работе в должности за период действия истекающего трудового договора. По решению кафедры, может быть создана комиссия по проверке деятельности претендента на основании материалов, имеющихся на кафедре (в научном подразделении) и материалов конкурсного дела.

Кафедра вправе предложить претендентам на преподавательскую должность, не являющимся работниками университета, прочесть пробные лекции или провести другие учебные занятия, претендентам на научную должность - выступить с сообщением по предлагаемой тематике своих научных исследований и по их итогам принять рекомендации.
На заседании кафедры (научного подразделения) по обсуждению конкурсных дел претендентов на должности НПР заведующий кафедрой (руководитель научного подразделения) знакомит членов кафедры (научного подразделения) с материалами конкурсных дел и проектом мотивированного заключения кафедры (научного подразделения) по каждому конкурсному делу. Проект мотивированного заключения составляется на основании отчёта преподавателя и/или информации о результатах проверки деятельности претендента.
Решение кафедры о рекомендации претендента на должность НПР принимается открытым или тайным голосованием простым большинством голосов штатных НПР кафедры (научного подразделения) и оформляется по каждому конкурсному делу в виде мотивированного заключения, которое содержит рекомендацию (или не рекомендацию) на должность НПР, результаты голосования по кандидатуре, рекомендуемый срок трудового договора, ссылку на номер протокола и дату проведения заседания кафедры (научного подразделения).
Мотивированное заключение по кандидатурам претендентов принимается открытым голосованием.
Решение кафедры (научного подразделения) по кандидатурам претендентов на должности НПР носит рекомендательный характер.
Заведующий кафедрой (руководитель научного подразделения) не менее чем за неделю до заседания учёного совета факультета, передает учёному секретарю учёного совета факультета материалы конкурсных дел претендентов:
. заявление претендента об участии в конкурсе на должность и документы по п.4.3 настоящего Положения,
. мотивированное заключение кафедры (научного подразделения) по кандидатуре претендента в 4-х экз.

5.3. Для обеспечения гласности рассмотрения конкурсных дел на учёном совете учёный секретарь учёного совета факультета не менее чем за неделю до проведения заседания ученого совета вывешивает объявление о дате заседания ученого совета по рассмотрению конкурсных дел. В объявлении помещается список кандидатов на должности НПР с указанием их ученой степени, ученого звания, занимаемой должности, стажа научно-педагогической работы.

5.4. Перед началом голосования учёный секретарь учёного совета факультета знакомит членов учёного совета с материалами конкурсных дел, поступившими в Учёный совет.
Решение о рекомендации/не рекомендации на должность НПР по каждому конкурсному делу, по решению учёного совета, принимается открытым или тайным голосованием и оформляется выпиской из протокола заседания учёного совета.
Выписка из протокола заседания учёного совета содержит рекомендацию/не рекомендацию претендента на должность НПР, результаты голосования по кандидатуре претендента и рекомендуемый срок трудового договора.
Решение ученого совета факультета носит рекомендательный характер.

5.5. Документы претендентов, предусмотренные пунктом 4.3 настоящего Положения, мотивированное заключение кафедры по каждому претенденту (в 3-х экз.), выписка из решения учёного совета факультета (в 3-х экз.), в течение 3-х дней после принятия решения передаются учёным секретарем учёного совета факультета секретарю Конкурсной комиссии.
Учёный секретарь учёного совета факультета несёт полную ответственность за своевременное представление материалов конкурсных дел в Конкурсную комиссию.

5.6. Секретарь Конкурсной комиссии выносит материалы (п.5.5) конкурсных дел на заседание Конкурсной комиссии. Работа Конкурсной комиссии осуществляется в соответствии с Положением о Конкурсной комиссии Ученого совета ГОУ ВПО «ВятГУ».
Решение Конкурсной комиссии по кандидатурам претендентов на должности НПР оформляется в виде выписки из протокола заседания Конкурсной комиссии и носит рекомендательный характер. Выписка из протокола Конкурсной комиссии содержит рекомендацию/не рекомендацию претендента на должность НПР, результаты голосования по кандидатуре претендента и рекомендуемый срок трудового договора.

5.7. В течение 3-х дней с момента заседания Конкурсной комиссии секретарь Конкурсной комиссии передает документы претендентов (п.4.3 настоящего Положения), мотивированное заключение кафедры по каждому претенденту (в 2-х экз.), выписку из решения учёного совета факультета (в 2-х экз.) и выписку из протокола заседания Конкурсной комиссии, учёному секретарю Учёного совета университета.
Секретарь Конкурсной комиссии несёт полную ответственность за своевременное представление материалов конкурсных дел в Учёный совет университета.

5.8. Все претенденты на должность, независимо от рекомендации/не рекомендации кафедры, ученого совета факультета и Конкурсной комиссии, вносятся в бюллетень для голосования.

5.10. Успешно избранным по конкурсу считается претендент, получивший по результатам тайного голосования наибольшее число голосов членов Ученого совета университета, но не менее половины плюс один голос от числа принявших участие в голосовании при кворуме не менее двух третей списочного состава Ученого совета. При получении равного количества голосов претендентами на том же заседании Ученого совета проводится повторное голосование.

5.11. Если не подано ни одного заявления или ни один из претендентов не получил более пятидесяти процентов голосов членов Ученого совета, конкурс считается не состоявшимся.

5.12. Решение Учёного совета по каждой кандидатуре претендента на должность НПР оформляется выпиской из протокола заседания Ученого совета университета с указанием рекомендуемого срока трудового договора. Результаты рассмотрения конкурсных дел Учёным советом университета объявляются на сайте университета.

5.13. Материалы конкурсного дела (п.4.3 настоящего Положения, мотивированной заключение кафедры, выписки из протоколов учёного совета факультета, Конкурсной комиссии, учёного совета университета) претендента, успешно прошедшего конкурс, в течение десяти дней после заседания передаются ученым секретарем Ученого совета в Отдел кадров:
для заключения трудового договора при приеме на работу,
для изменения трудового договора,
для прекращения трудового договора
по результатам конкурса.

5.14. Материалы конкурсного дела претендента,
. успешно прошедшего конкурс, хранятся в личном деле работника;
. не прошедшего конкурс, хранятся в делах Учёного совета университета или в ином деле, сформированном в соответствии с номенклатурой дел Отдела кадров.

6. Заключение и изменение трудового договора по результатам конкурса

6.1. С претендентом, не состоящим в трудовых отношениях с университета и избранным по конкурсу, заключается трудовой договор. Срок трудового договора определяется по соглашению сторон.

6.2. С претендентом, состоящим в трудовых отношениях с университетом и избранным по конкурсу на прежнюю должность, действие срочного трудового договора продлевается по письменному соглашению сторон на определенный срок, но не более пяти лет.

6.3. При избрании по конкурсу на новую должность в действующий трудовой договор по письменному соглашению сторон вносятся соответствующие изменения.

6.4. На основании решения Ученого совета университета и заключенного трудового договора издается приказ ректора о приеме на работу (изменении условий трудового договора).

7. Прекращение трудового договора по результатам конкурса

7.1. Срочный трудовой договор с научно-педагогическим работником, не прошедшим конкурс, прекращается по истечении его срока действия трудового договора в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ.

7.2. Срочный трудовой договор с научно-педагогическим работником, не изъявившим желания участвовать в конкурсе, прекращается по истечении срока действия трудового договора в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ.

7.3. Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок с научно-педагогическим работником, не изъявившим желания участвовать в конкурсе, подлежит расторжению в связи с истечением срока избрания по конкурсу в соответствии с пунктом 4 статьи 336 Трудового кодекса РФ.

7.4. Во всех случаях прекращения трудового договора с научно-педагогическим работником в связи с истечением срока действия трудового договора или пятилетнего срока избрания по конкурсу Отдел кадров предупреждает работника об этом в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения.

7.5. При увольнении в связи с истечением срока трудового договора или пятилетнего срока избрания по конкурсу отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока этого договора (срока избрания по конкурсу). В этом случае днем увольнения считается последний день отпуска.

7.6. В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины ректор по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлевает срок действия трудового договора до окончания беременности.

"Отдел кадров коммерческой организации", 2012, N 6

ПРОВОДИМ КОНКУРС НА ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНТНОЙ ДОЛЖНОСТИ

Одним из немаловажных факторов успешной деятельности организации является грамотный подбор персонала. Как правило, он осуществляется по результатам собеседования, которое может проводиться в несколько этапов. По сути собеседование можно назвать конкурсом, проводимым с целью оценки профессионального уровня претендентов на определенную должность. Избрание по конкурсу на замещение вакантной должности - один из видов заключения трудового договора, установленных ст. 16 ТК РФ. В данной статье рассмотрим, в каком порядке может проводиться такой конкурс в коммерческих организациях, какими документами он должен устанавливаться и в чем заключаются его особенности.

Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом.

В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:

Избрания на должность;

Избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;

Назначения на должность или утверждения в должности;

Направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;

Судебного решения о заключении трудового договора.

Также трудовые отношения между работодателем и работником возникают при фактическом допущении последнего к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, если трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Чтобы избежать путаницы понятий "избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности" и "избрание на должность", внесем ясность.

Такое основание заключения трудового договора, как избрание на должность, применяется, как правило, для руководящего состава организации: директора, членов совета директоров или другого выборного органа. Например, согласно п. 3 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) единоличный орган (директор, генеральный директор) и (или) коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция) избираются общим собранием акционерного общества, если решение данного вопроса не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета). В основном срок полномочий на выборной должности директора (генерального директора) ограничен, поэтому в результате избрания с ним заключается срочный трудовой договор.

Избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности может проводиться на любую должность. Это могут быть должности руководителей филиалов, заместителей руководителя, начальников отделов, таких специалистов, как главный бухгалтер, юрист, и др. Законодательно обязанность по проведению конкурса на замещение определенных должностей установлена для:

V государственных служащих - Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О

государственной гражданской службе Российской Федерации";

V муниципальных служащих - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об

общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации" и законы субъектов РФ;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V научно-педагогических работников - Федеральный закон от 22.08.1996

N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V судей - Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской

Федерации";

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V работников таможенной службы - Федеральный закон от 21.07.1997

N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"; и др.

В силу ст. 18 ТК РФ трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности.

Таким образом, если на организации не распространяются нормы указанных или иных нормативных правовых актов, перечень должностей и порядок проведения конкурса должны определяться в уставе (положении) организации. При этом непонятно, какое положение имеется в виду: положение как учредительный документ, так как в силу ст. 52 ГК РФ юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, кроме устава может действовать на основании положения, или положение как локальный нормативный акт организации. Если в данной норме говорится о положении как учредительном документе, то требование о наличии перечня и порядка проведения конкурса создает для работодателя коммерческой организации определенные сложности, поскольку придется вносить соответствующие изменения в устав. Но если руководствоваться, например, п. 3 ст. 11 Закона N 208-ФЗ, в уставе акционерного общества помимо наименования общества и места его нахождения должны указываться сведения:

V о типе общества (открытое или закрытое);

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

привилегированные) акций и типах привилегированных акций, размещаемых

обществом;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V о правах акционеров - владельцев акций каждой категории (типа);

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V о размере уставного капитала общества;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V о структуре и компетенции органов управления общества и порядке

принятия ими решений;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V о порядке подготовки и проведения общего собрания акционеров;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V о филиалах и представительствах;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V иные положения, предусмотренные данным Федеральным законом и иными

федеральными законами.

Исходя из этого устав не регулирует трудовые отношения (за исключением отношений с руководителем общества, его образования и порядка прекращения полномочий), а определяет правовое положение юридического лица и отношения между участниками и этим лицом.

Кроме этого, регулирование трудовых отношений осуществляется ТК РФ, законами РФ и субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими указанные нормы.

Примечание. В силу ст. 275 ТК РФ в учредительных документах (соглашении сторон) должен указываться срок действия срочного трудового договора с руководителем организации. А если заключению трудового договора предшествует процедура проведения конкурса, избрания или назначения на должность, она также может быть установлена учредительными документами организации.

Смысл ст. 18 ТК РФ заключается в том, что определение перечня должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядка конкурсного избрания на эти должности в уставе (положении) порождает обязанность работодателя заключить трудовой договор с лицом, выигравшим конкурс. Данная обязанность возникает у работодателя, только если перечень и порядок проведения конкурса определены законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации.

Таким образом, работодатель может установить и перечень должностей, подлежащих замещению, и порядок проведения конкурса любым локальным нормативным актом, например положением о проведении конкурса, утвержденным приказом руководителя.

Цели и задачи конкурсного отбора

Итак, несмотря на первоначальные трудности, с которыми придется столкнуться работодателю при разработке приемов и методов конкурсного испытания, конкурсный отбор персонала на замещение вакантной должности имеет свои преимущества перед простым собеседованием. Проведение конкурса способствует:

Поднятию престижа должности с целью привлечения наиболее квалифицированного работника;

Привлечению большего количества кандидатов;

Карьерному росту сотрудников;

Объективности оценки кандидатов;

Четкой организации процесса приема.

Основной целью проведения конкурса является отбор кандидатов, наиболее подходящих для замещения вакантных должностей, соответствующих квалификационным требованиям, установленным Единым тарифно-квалификационным справочником, должностными инструкциями и условиями конкурса.

К основным задачам проведения конкурса можно отнести формирование высокопрофессионального кадрового состава и совершенствование работы по подбору и расстановке кадров. Для достижения поставленных задач при установлении конкурсной процедуры разрабатываются:

1. Процедура оповещения о проведении конкурса.

2. Порядок создания и определения полномочий конкурсной комиссии.

3. Механизм и методы проведения конкурсных испытаний.

4. Критерии оценки конкурсантов по итогам конкурса.

5. Порядок информирования о результатах конкурса.

Порядок проведения конкурса

Итак, конкурс на замещение должностей может объявляться в случае появления вакансий, образования новых должностей или кадровых передвижений при отсутствии полноценного резерва. При этом в организации может быть утвержден перечень работников, имеющих право выступить с инициативой о проведении конкурса (директор организации, начальники подразделений, начальник отдела кадров, руководитель филиала и др.).

Конкурс может быть:

Внутренним - если в нем могут участвовать только сотрудники организации;

Внешним - участие в нем принимают только внешние претенденты;

Смешанным - участвуют и те, и другие.

Рассмотрим примерный порядок проведения конкурса для коммерческой организации, используя при этом положения, утвержденные нормативными правовыми актами РФ.

Итак, проведение конкурса можно разделить на несколько этапов.

1. Подготовительный этап. Определяются должности, на замещение которых будет проводиться конкурс, издается приказ о проведении конкурса, сроках его проведения, составе конкурсной комиссии, о задачах конкурсной комиссии и отдела кадров в рамках проведения конкурса. После издания приказа конкурсная комиссия совместно с отделом кадров разрабатывают процедуру и критерии конкурсного отбора. Комиссия в дальнейшем действует на основании положения о ней.

2. Объявление конкурса. На данном этапе составляется объявление о проведении конкурса, решается вопрос о способах его размещения. Объявление можно разместить на сайте организации, различных сайтах вакансий и предложений по трудоустройству граждан, в периодических печатных изданиях. Кроме этого, поиск кандидатов можно поручить кадровым агентствам. Если работодатель предполагает участие в конкурсе сотрудников организации, информация о конкурсе доводится до их сведения путем размещения на внутреннем сайте или любым другим способом. Данная работа, как правило, осуществляется отделом кадров. В объявлении о проведении конкурса указываются:

Наименование, местонахождение организации и краткие сведения о ней (вид деятельности);

Наименование вакантной должности;

Требования, предъявляемые к кандидату;

Место и время приема заявок с прилагаемыми к ним документами;

Перечень прилагаемых документов, требования к их оформлению;

Срок, до истечения которого принимаются документы;

Дата, время, место и порядок проведения конкурса.

Примечание. Срок, до которого собираются документы, может не устанавливаться. В этом случае прием документов заканчивается, когда набирается достаточное количество претендентов.

К документам, представляемым для участия в конкурсе, относятся:

Личное заявление;

Собственноручно заполненная и подписанная анкета (автобиография);

Копия паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

Копии документов, подтверждающих необходимые профессиональное образование, стаж работы и квалификацию;

Копия трудовой книжки;

Копии документов о профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, присвоении ученой степени и ученого звания, заверенные кадровыми службами по месту работы (службы);

Согласие на обработку персональных данных.

К сведению. Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий, совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации или без их использования, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта этих данных на их обработку (ст. ст. 3, 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных").

3. Прием конкурсных заявок. Их прием и регистрацию осуществляют работники отдела кадров. Они также дают разъяснения по оформлению заявки и прилагаемых документов, проверяют правильность оформления заявок и прилагаемых к ним документов и оказывают иную помощь. Необходимо предоставить каждому претенденту возможность ознакомиться с условиями трудового договора, общими сведениями и основными показателями деятельности предприятия.

До конкурса иногда проводят проверку поданных документов на достоверность содержащихся в них сведений. В случае обнаружения обстоятельств, препятствующих замещению вакантной должности, кандидату может быть отказано в участии в конкурсе. К таким обстоятельствам относятся:

Несоответствие претендента квалификационным требованиям к вакантной должности;

Признание кандидата недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

Лишение его права занимать должности, по которым проводится конкурс;

Наличие заболевания, подтвержденного медицинским заключением и препятствующего исполнению должностных обязанностей.

Если кандидат не в полном объеме представил документы или неправильно их оформил, ему можно дать время для исправления ошибок. В противном случае ему также может быть отказано в участии в конкурсе.

Если в результате проведения третьего этапа конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности, работодатель может принять решение о проведении повторного конкурса. При наличии двух и более кандидатов, допущенных к участию в конкурсе, формируются списки кандидатов и все документы передаются в конкурсную комиссию.

Участникам конкурса, допущенным к его прохождению, рассылаются уведомления о дате, времени и месте проведения следующего этапа конкурса, остальным - уведомления об отказе в участии в конкурсе.

Примечание. Комиссия также может рассматривать документы, не предусмотренные перечнем, такие как рекомендации, характеристики с предыдущих мест работы.

4. Проведение конкурса. На данном этапе конкурсная комиссия оценивает профессиональный уровень кандидатов, их соответствие квалификационным требованиям. Кроме этого, оцениваются личные качества кандидата, опыт предыдущей работы, профессиональные навыки. Проведение конкурса также может состоять из нескольких этапов:

1) анализ представленных документов. Исходные документы дают возможность выявить соответствие образования, квалификации, стажа практической работы, личных качеств кандидата требованиям;

2) предварительное собеседование с кандидатами. В результате составляется психологический портрет каждого кандидата, дается первичная оценка его личности. В ходе собеседования члены комиссии имеют право задавать участникам конкурса любые вопросы, имеющие отношение к новой работе;

3) проведение тестирования и выполнение практических заданий. С кандидатами проводится профессиональное и психологическое тестирование по заранее подготовленному перечню теоретических вопросов, составленных в соответствии с квалификационными требованиями к должности и положениями должностной инструкции. Тесты используются для проверки уровня знаний и навыков, умственных способностей, выявления психологических качеств. Кроме этого, кандидатам могут быть предложены такие практические задания, как подготовка доклада, решение тематических задач;

4) заключительное собеседование. Его цели - детальное ознакомление с личностью кандидата, мотивами его устройства на работу, оценка его способностей и возможности к адаптации на новом месте. В ходе заключительного собеседования члены комиссии формируют окончательную оценку профессиональной подготовленности кандидата, его умения общаться с людьми и т. д. Со своей стороны, кандидаты имеют право изложить свою концепцию деятельности на предлагаемой должности, обосновать свое преимущественное право на ее замещение;

5) принятие решения о победе кандидата.

Примечание. При прохождении конкурсных процедур всем кандидатам предоставляются равные условия.

После заключительного собеседования члены конкурсной комиссии проводят обсуждение каждой кандидатуры, а затем голосование.

Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 общего числа ее членов. Решения комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов. Кандидат, получивший большинство голосов, считается победившим в конкурсе. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.

Решение конкурсной комиссией принимается и обсуждение проводится в отсутствие кандидата. Комиссия может принять одно из следующих решений - кандидат:

Соответствует требованиям для назначения на вакантную должность;

Не соответствует требованиям, предъявляемым для замещения вакантной должности;

Соответствует требованиям для включения в кадровый резерв.

Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются протоколом, который ведется секретарем комиссии, подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в заседании.

5. Заключительный этап. Участники конкурса информируются о его результатах, оформляются трудовые отношения с победителем конкурса.

Информация о результатах конкурса размещается на сайте организации, а кандидатам, участвовавшим в конкурсе, в течение семи дней (другого срока на усмотрение работодателя) направляются уведомления в письменной форме о результатах конкурса - о победе либо об отказе им в назначении на должность и (или) о включении в кадровый резерв.

На основании протокола заседания комиссии руководитель организации издает приказ о приеме на работу и заключении трудового договора с победителем конкурса. В случае отказа кандидата, победившего в конкурсе, заключить трудовой договор на вакантную должность комиссия может предложить должность другому кандидату, получившему наибольшее количество голосов. Если же в результате конкурса не были выявлены кандидаты, полностью отвечающие предъявляемым к должности требованиям, председатель конкурсной комиссии может принять решение о проведении повторного конкурса. Документы участников конкурса возвращаются по их письменному заявлению.

Если по результатам конкурса одинаковое количество голосов получили несколько конкурсантов, на этом же заседании проводятся их повторное обсуждение и голосование. Если и в результате повторного голосования голоса распределились так же, материалы с результатами голосования передаются руководителю организации, который принимает окончательное решение.

Положение о проведении конкурса

Итак, если в организации прием работников на определенные должности осуществляется по результатам прохождения конкурса, порядок его проведения следует закрепить в локальном нормативном акте - положении. При разработке положения о проведении конкурса на замещение вакантной должности предлагаем включить в этот документ следующие разделы:

1. Общие положения. В этом разделе можно указать:

Цели и задачи проведения конкурса;

Основания проведения конкурса (приказ руководителя);

Работников, имеющих право выступить с инициативой о проведении конкурса.

2. Порядок формирования и работы конкурсной комиссии. Здесь прописываются:

Состав комиссии, ее полномочия;

Полномочия председателя;

3. Подготовка к проведению конкурса. В этом разделе отражаются:

Перечень должностей, в отношении которых проводится (не проводится) конкурс;

Способы и сроки размещения объявления о проведении конкурса;

Перечень документов, предъявляемых кандидатами;

Обязанности работников отдела кадров (других работников) по подготовке конкурса.

4. Проведение конкурса. Указываются:

Этапы проведения процедуры конкурса;

Критерии оценки кандидатов;

Методы, применяемые с целью проверки квалификации и личных качеств кандидатов.

5. Заключительные положения:

Порядок принятия решения конкурсной комиссией;

Порядок оформления результатов;

Способ и сроки уведомления конкурсантов;

Кроме этого, в качестве приложений к положению можно разработать образцы конкурсной документации: объявления о проведении конкурса, заявления на участие, уведомления об участии (отказе в участии) в конкурсе, анкеты, резюме, протокола комиссии и т. д.

В заключение отметим, что конкурсный прием персонала на вакантные должности предоставляет более широкие возможности при осуществлении процесса подбора кадров и дает лучшие результаты по сравнению с обычным приемом работников. Поэтому даже в коммерческой организации для замещения некоторых должностей целесообразно установить методику конкурсного испытания.

Л. В.Куревина

Эксперт журнала

"Отдел кадров

коммерческой организации"

Подписано в печать

Отбор специалистов для замещения вакансий на государственную гражданскую службу производится посредством специального испытания. Детали его проведения регламентируют , положение о конкурсе государственной гражданской службы, утвержденное указом Президента № 112 от 01.02.2005 и другие нормативные акты.

Порядок проведения конкурса на государственную гражданскую службу

Прохождение государственной гражданской службы требует определенных навыков и уровня знаний. Поэтому его суть заключается в оценке профессиональных качеств, квалификационного уровня и личностных характеристик претендента на работу в государственной структуре. Оценивание состоит из двух этапов.

Первый этап

Первый этап носит подготовительно-ознакомительный характер. Он начинается с того, что на сайте ведомства, которое намеревается провести набор сотрудников, размещается объявление о предстоящем испытании. Это информационное сообщение должно содержать следующую информацию:

  • наименование вакантной должности;
  • требования к кандидатам;
  • условия работы;
  • список необходимых документов;
  • место и сроки их предоставления;
  • дата проведения испытаний;
  • другая необходимая информация.

Образец объявления о конкурсе на замещение вакантной должности

Текст объявления

В указанные сроки кандидаты должны предоставить необходимые документы. После чего организаторами будет проверена достоверность переданных сведений.

Второй этап

На втором этапе проводится непосредственно сам конкурс. Для этого ведомством, набирающим сотрудников, создается специальная комиссия, которая изучает сведения о кандидатах, а также проводит различные оценочные мероприятия. Среди них, например, могут быть:

  • индивидуальное собеседование;
  • анкетирование;
  • написание реферата;
  • групповые дискуссии;
  • тестирование.

Результаты оценивания

По результатам испытаний и оценивания профессионального уровня кандидатов комиссия выносит решение, которое является основанием для назначения на вакантную должность. Для этого издается акт о назначении победителя, а затем с ним заключается контракт.

Акт о приеме на госслужбу, образец

Претенденты, получившие в испытаниях высшие оценки, но для которых не хватило вакансий, могут быть включены в кадровый резерв государственной гражданской службы.

Когда конкурс не проводят

Существующее законодательство устанавливает случаи, когда конкурс не проводится:

  • вакантная должность замещается на определенный срок и относится к категориям «руководителей», «помощников» или «советников»;
  • назначение и освобождение от службы производится Президентом или Правительством;
  • при заключении срочного трудового договора;
  • назначение служащего на другую должность в связи с ротацией кадров, состоянием здоровья, при сокращении его предыдущего поста или упразднением госструктуры;
  • при назначении специалиста, включенного в кадровый резерв.

Этот список не является исчерпывающим и может дополняться в зависимости от того, какое ведомство проводит набор новых кадров. Например, в некоторых государственных структурах существует перечень должностей, работая на которых сотрудник получает доступ к секретной информации. При замещении таких вакансий также не используется конкурсная методика.