Одним из возможных вариантов прекращения деятельности юрлица является его принудительная ликвидация через суд по требованию налогового органа. Однако правомерность данной процедуры можно оспорить. На практике у налогоплательщика есть ряд преимуществ при оспаривании оснований принудительной ликвидации, о них и пойдет речь в данной статье.

Деятельность юридического лица может быть прекращена несколькими путями: по волеизъявлению учредителей (либо уполномоченного на это органа организации) или по решению суда, то есть принудительно.
Обратиться в суд с требованием о ликвидации юрлица может государственный орган или орган местного самоуправления, которому законом предоставлено соответствующее право. К ним относятся, в частности, налоговые органы, которые вправе предъявлять в суд иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы и о признании недействительной госрегистрации юрлица или госрегистрации физлица в качестве ИП (п. 11 ст. 7 Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации”).
Принудительная ликвидация юрлица возможна в следующих случаях (п. 3 ст. 61 ГК РФ):

  • при обнаружении грубых нарушений закона, допущенных на этапе создания юрлица, причем если эти нарушения нельзя исправить или устранить;
  • при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого свидетельства о допуске к определенному виду работ;
  • при осуществлении деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократными или грубыми нарушениями закона;
  • при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;
  • при невозможности достижения целей, ради которых оно создано.

Также юрлицо может быть ликвидировано, если стоимость его имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то есть в случае признания его банкротом.
Обратите внимание: при ликвидации организации ее деятельность прекращается без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация недействующего юрлица во внесудебном порядке

Регистрирующий орган может исключить юрлицо из ЕГРЮЛ без обращения в суд в том случае, если оно фактически прекратило свою деятельность. Недействующим юрлицо признается тогда, когда оно в течение последних двенадцати месяцев (предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения) не представляло отчетность, предусмотренную законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”).
Стоит отметить, что исключение юрлица из ЕГРЮЛ – даже в том случае, если оно обладает признаками недействующего юрлица, – является правом, но не обязанностью регистрирующего органа. То обстоятельство, что регистрирующий орган не воспользовался таким правом, не рассматривается судами как нарушение требований закона в связи с неисполнением возложенных на него обязанностей (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.08.2013 по делу N А27-15710/2012).
Регистрирующий орган при принятии решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должен опубликовать его в органах печати в течение трех дней. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с таким исключением из реестра.
В случае направления заявлений (срок для направления составляет три месяца со дня опубликования решения регистрирующего органа) решение об исключении недействующего юрлица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юрлицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (то есть в соответствии со статьей 61 ГК РФ).
Исключение недействующего юрлица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда такое лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пени и санкциям перед бюджетами разных уровней, при этом принимается во внимание отсутствие у должника какого-либо имущества, на которое может быть обращено взыскание в погашение задолженности (п. 1 постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67, определение ВАС РФ от 22.10.2013 N ВАС-14257/13 по делу N А82-13099/2012).

Обратите внимание! Налоговики вправе требовать через суд ликвидации юридического лица в случае обнаружения допущенных при его создании грубых и неустранимых нарушений закона.

Устранимые нарушения – не причина для ликвидации!

Судьи считают, что само по себе нарушение закона не может являться единственным основанием для прекращения деятельности юридического лица путем его ликвидации при условии, что допущенные нарушения носят устранимый характер (постановление Конституционного суда РФ от 18.07.2003 N 14-П).
В пункте 3 статьи 61 Гражданского кодекса указан перечень положений, нарушение которых может привести к ликвидации юрлица. Однако этот факт не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию – в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Ведь нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду с учетом всех обстоятельств дела оценить вызванные ими последствия и принять решение о ликвидации юрлица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Судебная практика также иллюстрирует затруднения реализации налоговыми органами своего права требования принудительной ликвидации через суд. Например, суд отклонил доводы инспекции о недостоверности сведений, послуживших основанием для регистрации ООО, а также внесения изменений в учредительные документы об учредителе и месте нахождения юрлица, поскольку данные обстоятельства не могут быть отнесены к нарушениям, носящим неустранимый характер. При рассмотрении материалов дела суд отклонил ссылку инспекции на протокол допроса учредителя (по данным ЕГРЮЛ), согласно которому последний им не являлся и не обращался с заявлением о его госрегистрации при создании ООО. При этом никакими другими доказательствами, кроме показаний этого лица, данное обстоятельство не подтверждалось (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013 по делу N А56-33784/2012).

Важно знать. Если стоимость чистых активов ООО становится меньше минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации, если не устранит это снижение в установленном порядке (п. 4 ст. 90 ГК РФ).

Связь с фирмой по юрадресу невозможна

Местонахождение (место госрегистрации) юридического лица должно указываться в его учредительных документах и (или) в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 52; п. 2, 3, 5 ст. 54 ГК РФ).
Юрлицо, не находящееся по месту своей регистрации, несет риски, связанные с неполучением почтовой корреспонденции, направленной по этому адресу. При этом почтовые письма будут считаться доставленными ему надлежащим образом.
Налоговый орган наделен возможностью проверить, находится ли в действительности постоянно действующий исполнительный орган по адресу, указанному в представленном заявлении на госрегистрацию, после ее проведения. Критерий достоверного адреса выражается в действительном нахождении организации по заявленному местонахождению.
Если связь с юрлицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (его представители по адресу не располагаются, и корреспонденция возвращается с пометкой “организация выбыла”, “за истечением срока хранения” и т.п.), регистрирующий орган направит этому юрлицу (в т.ч. в адрес его учредителей (у частников) и лица, имеющего право действовать от его имени без доверенности) уведомление о необходимости представления достоверных сведений о его адресе. Регистрирующий орган в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61).
Судебная практика не поддерживает позицию налоговых органов в решении принудительной ликвидации в том случае, если не установит, что несоответствие адреса в уставе и в заявлении на регистрацию юрлица повлекло какие-либо негативные последствия для третьих лиц, нарушение их прав и законных интересов. Суды отклоняют доводы инспекций о том, что существенными нарушениями, достаточными в совокупности для процедуры принудительной ликвидации, являются:

  • указание недостоверных сведений в учредительных документах юрлица препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля;
  • нарушение требований к форме и содержанию документов, предъявляемых при регистрации, приравнивается к их отсутствию;
  • неосуществление с момента создания финансово-хозяйственной деятельности, непредоставление отчетности, отсутствие открытых счетов в банке (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013 по делу N А82-10460/2012).

Законодательством не предусмотрено принятие налоговым органом такого ненормативного акта как предписание, обязывающее фирму внести изменения в учредительные документы в части ее место нахождения, а также зарегистрировать их в установленном порядке. Такая позиция подтверждается судебной практикой (решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.07.2014 по делу N А60-16016/2013).
Правовые последствия устранения выявленных налоговым органом нарушений, предусмотренные, в частности, пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, могут повлечь к привлечению к административной или уголовной или ответственности.
Обратите внимание: в госрегистрации создаваемого юридического лица может быть отказано, только если в заявлении будет указан несуществующий адрес. О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее:

  • адрес обозначен как местонахождение большого количества других юрлиц (адрес массовой регистрации), в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна;
  • адрес в действительности не существует, или находившийся по нему объект недвижимости разрушен;
  • адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
  • адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юрлицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти и т.п.);
  • имеется заявление от собственника объекта недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юрлица по этому адресу.

При наличии хотя бы одного из таких обстоятельств сведения об адресе юрлица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61).
При этом у налоговиков нет оснований для отказа в регистрации по заявленному адресу, если постоянно действующего исполнительного органа юрлица там нет, то есть – нет ни офиса, ни представителей организации.
Отметим также: с 1 июля 2014 года при выявлении в ходе оказания госуслуг факта отсутствия в информационной адресной системе госреестра сведений об адресе инспекция не вправе отказать юрлицу в госрегистрации и обязана совместно с уполномоченным органом провести работу по его уточнению либо его внесению в этот реестр (Закон от 28.12.2013 N 443-ФЗ, письмо ФНС России от 22.08.2014 N ЗН-4-1/16666).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, по сути, достоверность сведений ЕГРЮЛ об адресе организации обеспечивается добросовестностью лица, представляющего заявление о ее регистрации.

На заметку. Стоит иметь в виду, что налоговый орган при установлении факта недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юрлица, должен доводить информацию об этом в 10-дневный срок до банков, в которых открыты счета организации для приостановления операций по ним (письмо ФНС России от 25.06.2014 N СА-4-14/12088).

Чистые активы организации ниже минимального размера уставного капитала

Одним из оснований принудительной ликвидации ООО является уменьшение стоимости чистых активов относительно размера уставного капитала по окончании второго или каждого последующего финансового года.
Чтобы избежать такой ситуации организации следует:

  • увеличить стоимость чистых активов до размера уставного капитала в порядке и в срок, которые предусмотрены законом об обществах с ограниченной ответственностью (п. 4 ст. 90 ГК РФ в ред., вступившей в силу с 01.09.2014);
  • или же зарегистрировать в установленном порядке уменьшение уставного капитала (п. 4 ст. 90 ГК РФ)

Судьи считают, что отрицательное значение стоимости чистых активов общества не всегда является признаком ухудшающегося финансового состояния общества и само по себе не свидетельствует о необходимости ликвидации общества, поскольку может быть исправлено принятием соответствующих мер (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2012 N 06АП-4292/2012).
Кроме того, есть судебная практика, согласно которой сделан вывод о том, что само по себе несоблюдение юрлицом установленного законом порядка действий при установлении факта снижения стоимости чистых активов ниже минимального размера уставного капитала не является безусловным основанием для удовлетворения иска о его ликвидации (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 по делу N А33-5916/2012).
Стоит отметить, что в редакции, действующей с 1 сентября 2014 года, пункт 4 статьи 90 Гражданского кодекса изменился как раз в части порядка действий юрлица при снижении чистых активов относительно уставного капитала. Можно предположить, что эти изменения не повлияют на оценку судами споров по таким обстоятельствам, так как арбитрам предписано руководствоваться единым подходом к их разрешению.

Фирма предоставила в налоговую недостоверные сведения

Непредставление (несвоевременное представление) или представление недостоверных сведений о юрлице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий госрегистрацию, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).
Если же в регистрирующий орган были представлены заведомо ложные сведения, но такое действие не содержало уголовно наказуемого деяния, то в этом случае предусмотрена также административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере пяти тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).
Привлечение лица к административной ответственности по таким основаниям, например, возможно при факте несвоевременного представления предпринимателем в налоговый орган сведений об основном документе гражданина Российской Федерации (паспорте) при его замене или утере. Такой вывод подтверждается судебной практикой (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.01.2009 N Ф08-8210/2008 по делу N А53-17269/2008-С4-48, постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.01.2009 по делу N А21-2001/2008, постановление ФАС Уральского округа от 22.01.2010 N Ф09-11176/09-С1 по делу N А50-22858/2009).
Если же налоговый орган получит информацию о подложности представленных документов, непричастности лица, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ, к заявлению о госрегистрации или деятельности организации либо наличии иных признаков уголовно наказуемых деяний, то соответствующие материалы инспекция направит в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела (письмо ФНС России от 25.06.2014 N СА-4-14/12088).
Из смысла статьи 170.1 Уголовного кодекса фальсификацией ЕГРЮЛ является представление в орган, осуществляющий госрегистрацию юрлиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений:

  • об учредителях (участниках) организации;
  • о размерах и номинальной стоимости долей участия учредителей в уставном капитале;
  • о зарегистрированных владельцах именных ценных бумаг;
  • о количестве, номинальной стоимости и категории именных ценных бумаг, об обременении ценной бумаги или доли;
  • о лице, осуществляющем управление ценной бумагой или долей, переходящих в порядке наследования;
  • о руководителе постоянно действующего исполнительного органа или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юрлица, либо в иных целях, направленных на приобретение прав на чужое имущество.

Такие незаконные действия наказываются штрафом в размере от 100 до 300 тысяч рублей либо принудительными работами на срок до двух лет или лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 100 тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового (постановление президиума Московского городского суда от 31.01.2014 по делу N 44у-17/14, постановление Московского городского суда от 30.05.2013 N 4у/2-3453).

Теги: 0 0 Адвокаты https://сайт/wp-content/uploads/2017/11/logo1-300x40.png Адвокаты 2014-11-24 13:07:02 2016-03-29 17:56:08 Принудительная ликвидация организации

Законодательством установлена как возможность добровольной ликвидации, так и условия, при которых возможна принудительная ликвидация юридического лица. Заканчивается процедура ликвидации прекращением деятельности юридического лица с внесением данных об этом в ЕГРЮЛ.

Причины ликвидации

В отличие от добровольной принудительная ликвидация юридического лица осуществляется только в судебном порядке. Основания для принудительной ликвидации указаны в п. 3 ст. 61 ГК РФ , в частности:

  • нарушения закона при регистрации организации, если это носит неустранимый характер;
  • организация ведет деятельность без лицензии или допуска к работе;
  • организация ведет деятельность, запрещенную законодательством, или неоднократно нарушала закон;
  • а также в случаях, установленных законодательством.

Ликвидация по иску налогового органа

То есть налоговый орган делает запрос, проводит проверку нахождения организации по указанному в ЕГРЮЛ адресу и, не получив подтверждение, что организация находится по указанному адресу, направляет требование юридическому лицу о предоставлении достоверных данных. В том случае, если организация такие данные не предоставит в течение 30 дней, то в ЕГРЮЛ могут быть внесены сведения, что данные организации недостоверны, а налоговый орган вправе обратиться с иском о принудительной ликвидации ООО в связи с тем, что при регистрации было допущено грубое нарушение закона. При этом расходы по ликвидации будет нести учредитель (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.12.2016 N Ф05-19852/2016 по делу N А41-89559/15).

Налоговый орган может подать иск и по другому основанию, например, если чистые активы общества меньше минимального размера два и более года подряд и общество не приняло решение о добровольной ликвидации. Но в судебной практике это, как правило, не считается безусловным основанием для ликвидации, так как учредители могут исправить ситуацию и принять меры по оздоровлению общества (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.08.2015 N Ф05-8810/2015 по делу N А41-74235/14).

Принудительная ликвидация по иску участника ООО

Необходимо выделить основание, указанное в подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ , когда инициатором ликвидации в судебном порядке выступает учредитель, аргументируя иск тем, что организация не может продолжать деятельность или это связано с существенными сложностями.

Учитывая, что учредителям предоставлена возможность принять решение о ликвидации, эта процедура проще и дешевле. Судебные споры о ликвидации между учредителями возникают, как правило, при наличии корпоративного конфликта, когда невозможна ликвидация добровольная и принудительная ликвидация юридического лица инициируется одним из участников.

В п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 приводятся разъяснения, согласно которым такая ликвидация возможна в случае затяжного корпоративного конфликта, когда фактически невозможна деятельность организации в связи с тем, что участники не могут принять решение, уклоняются от участия в управлении организацией и иным образом затрудняют принятие решений.

При этом участник, который обращается в суд, чтобы произвести ликвидацию ООО в судебном порядке, должен доказать, что действия других учредителей влекут негативные последствия для организации.

Подразумевает полное прекращение правового статуса такого лица без каких-либо вариантов перехода его прав и обязанностей к другим субъектам. Ликвидация юридических лиц - процедура достаточно продолжительная, она включает в себя определенные этапы и способы, которые мы и рассмотрим в данной статье.

Способы ликвидации предприятия

Согласно ГК РФ, ликвидация может происходить двумя способами: по обычной и по принудительной процедуре. Обычные и принудительные способы включают разные основания. Суть обычного порядка состоит в том, что вердикт о ликвидации юридического лица выносят его учредители или участники. Отличие же принудительного порядка в том, что решение о прекращении деятельности организации принимается в судебном порядке. Принудительная ликвидация юридических лиц проводится в случаях, когда предприятие совершало определенные незаконные действия.

Добровольный порядок ликвидации

Учредители могут добровольно закрыть свое предприятие в таких случаях:

Цель, которую они ставили при создании организации, полностью достигнута;

Юридическое лицо создавалось на определенный срок, соответственно, по окончании этого периода оно подлежит ликвидации;

Регистрация предприятия недействительна по решению суда;

Могут предусматриваться и другие основания, так как данный перечень на вышеуказанных случаях не исчерпывается.

Принудительное прекращение деятельности

Как было упомянуто, вынужденная ликвидация юридических лиц возможна только по решению судебной инстанции. Для этого могут быть следующие основания:

Осуществление деятельности, которая прямо запрещается законодательством.

При грубом или неоднократном нарушении определенных нормативных актов.

Уставные цели организации не соответствуют действительности (это касается, в частности, религиозных или благотворительных учреждений).

Несостоятельность организации (не относится к госпредприятиям). На последнем основании, как показывает судебная практика, довольно часто происходит ликвидация юридических лиц. Банкротство, которое не подтверждается документально, уголовно наказуемо.

В других случаях, которые указаны в законе.

Этапы процесса ликвидации

Для принудительной ликвидации предприятия иск в суд могут подавать только уполномоченные на это законом органы. Другие субъекты не могут обратиться с таким видом иска. Задача судебной инстанции - удовлетворить или не удовлетворить их заявление. Самим же процессом непосредственной ликвидации организации занимается учредитель компании. Ликвидация юридических лиц - процедура довольно сложная и трудоемкая. Как при добровольной, так и при вынужденной ликвидации назначенная комиссия обязана провести такие действия: опубликовать сведения о прекращении деятельности, оповестить кредиторов о последующем закрытии организации, составить промежуточный ликвидационный баланс, рассчитаться с кредиторами. После произведения всех необходимых выплат составляется окончательный баланс.

Когда юридическое лицо считается закрытым?

Только после проведения всех необходимых согласно закону действий учредитель должен провести завершающую стадию ликвидации - внесение записи о завершении деятельности субъекта в единый государственный реестр юридических лиц. Часто многие путают такие понятия, как реорганизация и ликвидация юридических лиц. Это совершенно разные процессы. Реорганизация предприятия - это переход прав и обязанностей к другому учреждению путем слияния, разделения, выделения, преобразования либо присоединения. А это уже совсем другая тема.

Иногда возникает такая неприятная ситуация, как принудительная ликвидация ООО. В этом случае из-за лишних нервных потрясений предприниматели могут наломать много дров. Поэтому следует собрать волю в кулак и действовать.

Для начала требуется определить, что подразумевается под принудительной ликвидацией. Под данным видом ликвидации подразумевается, что поступил иск от уполномоченных органов и суд принял решение ликвидировать ООО. Кто же может обратиться в суд? Данное прошение может подать как государственный орган, так и орган местного самоуправления, которое получило такое право законом РФ.

Вследствие такого обращения более вероятно суд решит, что учредители должны незамедлительно заняться ликвидацией ООО. Если такое решение принято, то вся процедура будет проходить так же, как и при добровольной ликвидации ООО. Других альтернатив в данном случае нет.

Причины закрытия

На самом деле причин принудительной ликвидации ООО много. Чаще всего сами участники нарушили закон при создании организации или же уже по мере ее действия совершили нарушения. Рассмотрим некоторые из них:

  • Итак, при создании ООО имели место грубые противоречия с законодательством, и они являются неустранимыми.
  • Некоторые виды деятельности требуют наличия лицензии, например, продажа алкоголя. Если организация была уличена в данном действе, не имея документа, разрешающего торговый оборот или производство, то она подлежит немедленной ликвидации.
  • Разумеется, крайне важной причиной может служить банальная незаконная деятельность, которую осуществляла данная организация. Это может быть как строительство жилых домов в пляжной зоне, так и более грубое нарушение.
  • Если вдруг организация была уличена в нарушении закона и суд дал возможность на исправление, а данное ООО продолжило свою нарушающую законодательство РФ деятельность, то она также подлежит ликвидации.
  • Признание банкротства также решается через арбитражный суд.

Заметно, что причин действительно масса, но в общей массе они имеют характер действий, нарушающих законодательство.

Банкротство ООО — итог

Итак, как же признать организацию банкротом? В этом случае на этапе составления ликвидационного баланса обнаруживается, что данная организация не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Даже в том случае, если все имущество будет продано. Поэтому бумаги направляются в арбитражный суд.

Если ликвидатор подал заявление самостоятельно, а не кредиторы или налоговые службы, то это хорошо. В этом случае через месяц происходит первое судебное заседание. Оно состоялось. За ООО организовано наблюдение. Оно существует для того, чтобы проверить заявление о банкротстве на возможные фиктивные махинации с целью получения прибыли. Если оное не было обнаружено, то происходит конкурсное производство. Удовлетворяются требования кредиторов. Если остаются какие-то долги, их чаще всего списывают, а само ООО ликвидируют.

Существует более упрощённая форма данного судопроизводства. Если в процессе ликвидации было обнаружено банкротство и оно подтверждено, тогда документы направляются в суд. В этом случае слежки нет. Сразу же происходит раздача денежных средств кредиторам на конкурсной основе. Данная процедура привлекательнее тем, что требует меньшего количества времени для решения. Однако однозначно назвать ее наилучшим решением нельзя.

Добровольная ликвидация

Если же суд принял решение о том, что участники должны самостоятельно заниматься ликвидацией ООО, то данный процесс напоминает добровольную ликвидацию. А именно:

  • Уведомляются службы. Правда, по больше части они уведомляются посредством суда.
  • Происходит раздача задолженностей. В первую очередь денежную компенсацию получают кредиторы. Далее идет расчет с банками. Следом нужные денежные средства передаются сотрудникам.
  • Также идет составление ликвидационного баланса. Именно на этом этапе может обнаружиться банкротство. Или его могут инициировать. Если денежные средства остаются, они могут уйти как на компенсацию, так и остаться у участников.
  • Происходит увольнение всех сотрудников. Не важно, на больничном они или работают по сотрудничеству. Увольнению подлежат абсолютно все.
  • По итогу уничтожаются печати, документы передаются в органы. И участники получают свидетельства о том, что данное ООО является ликвидированным.

Процесс действительно кропотливый. Есть возможность назначения ликвидатора. Ликвидация занимает несколько месяцев, по итогу которой ООО является успешно ликвидированным.

Принудительная ликвидация

Вероятно, что процедурой ликвидации занимается не участник ООО, а лицо, выбранное судом. Оно имеет все полномочия по управлению данной организацией. В этом случае денежные средства не распределяются среди участников.

Процесс принудительной ликвидации юридического лица действительно неприятен. Однако не так страшен бес, как его малюют. Иногда он не отличается и от обычной ликвидации. Единственное различие – решение о данном процессе принято судом.

Что такое принудительная ликвидация ООО? Каковы ее основания, условия и последствия? Данной теме и посвящена эта статья.

Принудительная ликвидация представляет собой процедуру, при которой деятельность предприятия заканчивается по решению суда, а не в добровольном порядке. Процедура инициируется при выявлении нарушений действующего законодательства. Процесс принудительной ликвидации ООО длится довольно долго и в целом не выгоден владельцам предприятия. Даже после этого кредиторы имеют право предъявить претензии по долговым обязательствам. Процедура выгодна только в той ситуации, если руководство организации желало её закрыть из-за отсутствия перспектив в развитии.

Основания

Для того чтобы начать процесс ликвидации, предприятие необходимо уведомить о том, что в его деятельности есть нарушения закона, которые повлекут за собой его ликвидацию. Если руководитель не реагирует и не пытается устранить нарушения, то дело поступает в арбитражный суд по заявлению заинтересованного лица. Например, если в принудительной ликвидации ООО заинтересована налоговая.

В арбитражный суд можно обратиться также и при следующих ситуациях: учредители по факту не ведут никакой деятельности и прописаны только в уставных документах или заявлены в розыск. Компания считается несуществующей. Весь процесс осуществляется за счёт организации, в отношении которой заведено дело. В случае, если учредители не имеют необходимых средств, то упразднение компании производится за счет государства.

Условия ликвидации в принудительном порядке

В принудительном порядке организация может быть ликвидирована на следующих условиях:

  • Были зафиксированы грубые нарушения законодательства.
  • Деятельность осуществлялась без лицензии (если она требуется по закону).
  • Предприятие нарушало закон, увеличивая собственную конкурентоспособность.
  • Отсутствие фактической деятельности. Доказательством служат операции, проводимые по расчетному счету. Если на нем не зафиксировано активности в течение предыдущих двенадцати месяцев, то это считается основанием для ликвидации компании.

Особенности проведения ликвидации

Процесс принудительной ликвидации ООО может быть инициирован следующими органами: природоохранными прокуратурами, органами федеральной и региональной исполнительной власти. Все структуры, которые возбуждают дело, должны быть наделены соответствующими полномочиями. Кроме того, обратиться с заявлением о ликвидации предприятия могут и его кредиторы, если реализуется процедура банкротства.

Каковы особенности ликвидация ООО с долгами? Кредиторы имеют право на это только в том случае, если долговые обязательства компании составляют более, чем сто тысяч рублей. В случае, если после принятия судебным органом соответствующего решения о ликвидации ООО, учредитель решает опротестовать его, то он имеет право подать жалобу (надзорную, апелляционную, кассационную).

Предварительная подготовка

Процедура принудительной ликвидации требует некоторой предварительной подготовки. Необходимо провести тщательный анализ платежеспособности организации, выяснить объём ее активов. После этого назначают ликвидационную комиссию, как и в остальных случаях. Но здесь есть свои нюансы.

При проведении ликвидации, так сказать, в классическом варианте, комиссия создается с учетом пожеланий учредителей. В случае с организацией этого процесса в принудительном порядке комиссия собирается в соответствии с решением суда. Выбирается ликвидатор, который отвечает за выполнение надлежащих действий. Осуществляет выполнение расчетов с кредиторами, отслеживает выплаты по заработной плате и выходных пособий увольняемым работникам и различных финансовых обязательств внебюджетным фондам. Также ликвидатор должен достичь договоренности с кредиторами предприятия и добиться выплат.

Обязательные действия при ликвидации

Ликвидация ООО требует также выполнения обязательных действий в установленном законом порядке:

  • Составляется и сдается промежуточный ликвидационный баланс, если он не сдавался за предыдущий отчётный период.
  • Производится оценка и распределение между учредителями частей уставного капитала.
  • Рассчитывается размер задолженности, которую нужно выплатить кредиторам.
  • В архив сдается документация, штампы и печати уничтожаются.

Принудительная ликвидация ООО порядок имеет определенный. Без выполнения этих процедур она не может быть закончена. Существует и альтернативный способ прекращения деятельности компании - через офшор. Но такой способ вызывает много нареканий у налоговиков и поэтому требует более тщательной юридической проработки.

Пошаговая инструкция ликвидации ООО

Причины могут быть самые разные, но этапы проведения всегда одни и те же.

Если заинтересованное подало лицо в судебные органы соответствующее исковое заявление, оно имеет право получить уведомление о начале процесса. Перед тем, как подать заявление в суд, необходимо собрать доказательную базу о фактах нарушения предприятием законодательства. Документы предъявляют вместе с иском. Если суд считает собранные доказательства достоверными и достаточными, то он принимает положительное решение о ликвидации. На следующем этапе, в соответствии с судебным решением, собирается ликвидационная комиссия, в чьи обязанности входит совершение некоторых действий. Комиссия выполняет необходимые действия по оформлению бухгалтерского учёта и выполнению аудита деятельности организации.

Кроме того, она принимает требования от кредиторов, составляет промежуточный баланс и закрывает расчетные счета в банковских учреждениях. Только после проведения всех этих мероприятий проводится ликвидация ООО. Для того чтобы процедура была проведена на законных основаниях, комиссия должна иметь следующие документы: решение судебных органов, доказательные документы, подтверждающие нарушения законодательства предприятием (например, результаты прокурорской проверки), исковое заявление, промежуточный и окончательный баланс. Учредителю необходимо заплатить пошлину, которая составляет 20% от пошлины, которая была уплачена при регистрации предприятия.

Процесс принудительной ликвидации ООО налоговым органом должен сопровождаться исключением ООО из ЕГРЮЛ. Налоговые органы вправе начать процесс упразднения в том случае, если не получали в течение 12 месяцев от ООО налоговой и бухгалтерской отчётности. А также тогда, когда по расчетному счету за предыдущие 12 месяцев не было никаких операций.

Налоговые органы в ситуации упразднения организации действуют по следующему алгоритму:

  1. Составляется внутренний документ, подтверждающий, что отчётность ООО не высылает и счета не использует в течение длительного времени.
  2. Издается постановление о дате проведения ликвидации.
  3. Публикуется сообщение в «Вестнике государственной регистрации» о том, что организацию планируют ликвидировать. Всех кредиторов предприятия необходимо уведомить о том, что оно закрывается. Они могут подать свои претензии в течение трёх месяцев. В сообщении требуется указать сроки и порядок, в соответствии с которыми предоставляются заявления с претензиями. Они могут быть оформлены не только кредиторами, но и участниками процесса ликвидации. В случае, если в течение трёх месяцев поступит хотя бы одно заявление, исключение организации ООО из ЕГРЮЛ не состоится.
  4. После того, как все дела с кредиторами улажены, предприятие будет выведено из ЕГРЮЛ.

По закону при поступлении претензий от кредиторов ликвидация приостанавливается. На практике, обычно процесс продолжается.

Что делать после принудительной ликвидации ООО?

Последствия ликвидации

Ликвидация предприятия означает, что оно не имеет права ведения какой-либо коммерческой или иной деятельности. Если задолженности ООО не были выплачены в процессе ликвидации, то происходит их списание. Поскольку после упразднения компании нет средств, из которых можно покрыть задолженности. Имущество учредителей при этом в расчет не берется. Собственность участников подлежит реализации только в случае, если имели место намеренные их действия, приведшие к развалу предприятия. В некоторых случаях ликвидации можно избежать. Для этого учредители должны признать исковое заявление по всем пунктам и обеспечить грамотное восстановление платежеспособности организации. Можно предупредить этот процесс при помощи получения лицензии, в соответствии с которой должна была осуществляться деятельность. Также учредители могут организовать работу предприятия не противоречащим закону образом.

Процедура проведения ликвидации считается самой крайней мерой, применяющейся к особенно злостным неплательщикам. Перед тем, как начать ее, организацию уведомляют о такой перспективе неоднократно и у руководства есть время для исправления ситуации. Если предприятием будут приняты меры к устранению нарушений и улучшению ситуации, то этого и не потребуется.

Какие последствия принудительной ликвидации ООО, теперь понятно.

Плюсы принудительной ликвидации

Как это ни странно, но в этом процессе есть и определенные преимущества. К таковым можно отнести то, что бухгалтер не должен в этом случае оформлять и сдавать бухгалтерскую отчетность, это делает ликвидационная комиссия. Нередко уменьшение штрафов происходит практически в два раза, если они начислены за отсутствие сданной отчетности.

Минусы принудительной ликвидации

Но, в то же время, процесс может затянуться надолго. К тому же, если учредители хотят прекратить процесс, то им придется воспользоваться услугами адвоката и долго судиться с уполномоченными органами. Кроме того, не получившие своих денег кредиторы могут впоследствии предъявить претензии учредителям. Во многих ситуациях владельцы таких компаний остаются в выигрыше, если организация на протяжении определенного времени не приносила прибыль.

Срок ликвидации

Срок принудительной ликвидации ООО не может превышать полгода после даты вступления в силу решения судебных органов. Если этого времени недостаточно, то регистрирующий орган в десятидневный срок направляет заявление в судебные органы, где требуется применить штрафные санкции к нарушителям и предоставить новый срок.

В заключение

Таким образом, принудительная ликвидация является весьма специфическим процессом, инициировать который могут государственные органы, коммерческие организации или физические лица.

Мы рассмотрели последствия принудительной ликвидации ООО.