Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу учета расходов на уплату страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов, начисляемых на суммы среднего заработка, выплачиваемого работникам за период нахождения их на военных сборах, для целей налогообложения прибыли организаций сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон № 53-ФЗ) воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в том числе призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона № 53-ФЗ граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (далее - воинская часть), оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути.

Пунктом 7 статьи 1 Закона № 53-ФЗ установлено, что компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением Закона № 53-ФЗ, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ) установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Средний заработок, сохраняемый на время нахождения сотрудника на военных сборах, не поименован в статье 9 Закона № 212-ФЗ, где указан перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, следовательно, указанный средний заработок подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704, компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.

Компенсация данных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ и Федеральной службе безопасности РФ.

Согласно пункту 4 вышеуказанных Правил выплата компенсации осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.

Пунктом 5 вышеуказанных Правил установлено, что выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов граждане представляют оригиналы соответствующих документов, организации - заверенные в установленном порядке копии таких документов.

Согласно пункту 6 статьи 255 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) к расходам на оплату труда относятся в частности, сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ.

Таким образом, расходы, связанные как с начислением среднего заработка, выплачиваемого работникам за период нахождения их на военных сборах, так и с уплатой страховых взносов, начисленных на вышеуказанный средний заработок, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций. В случае компенсации за счет средств бюджета указанных расходов полученные средства подлежат учету во внереализационных доходах налогоплательщика.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В. Разгулин

Комментарий эксперта

Расходы, связанные с начислением среднего заработка, за период нахождения на военных сборах

В налоговом законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие вопрос признания в расходах суммы оплаты среднего заработка работнику за время военных сборов.

Минфин России в очередной раз подтвердил, что расходы на оплату среднего заработка работникам за время военных сборов учитываются в расходах работодателя.

Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе является воинской обязанностью согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" .

На время прохождения военных сборов за работником сохраняется место постоянной работы и выплачивается средний заработок (п. 2 ст. 6 Закона № 53-ФЗ).

Страховые взносы

Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами установлен в статье 9 Закона № 212-ФЗ. Средний заработок, сохраняемый на время нахождения сотрудника на военных сборах, в указанном перечне не поименован, следовательно, на средний заработок за время военных сборов следует начислить страховые взносы.

Налог на прибыль

Расходы организаций, связанные с выплатой среднего заработка с учетом соответствующих начислений в фонд оплаты труда по месту постоянной работы компенсируются на основании сведений о фактических расходах. Для подтверждения расходов организации представляют копии документов, заверенные в установленном порядке, а также банковские реквизиты счетов для перечисления компенсации.

По мнению финансового министерства, сумма среднего заработка, выплачиваемого работникам за время военных сборов, и сумма начисленных страховых взносов признаются расходами в целях налогообложения прибыли согласно пункту 6 статьи 255, подпункту 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, соответственно.

Суммы компенсации рассматриваемых расходов из бюджета следует включить во внереализационные доходы.

Мнение судебных инстанций

Суды считают, что рассматриваемые выплаты не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей и не являются расходами на оплату труда и не учитываются при исчислении ЕСН (см. постановления ФАС Уральского округа от 22.11.2006 № Ф09-10453/06-С2 по делу № А07-11384/06 (определением ВАС РФ от 12.02.2007 № 522/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), постановление ФАС Уральского округа от 15.06.2005 № Ф09-2472/05-С2 по делу № А47-9272/04)). Такой вывод суды объясняют тем, что средний заработок, выплачиваемый работнику на время прохождения военных сборов, производится за счет средств бюджета и потому не признается расходом работодателя согласно пункту 6 статьи 255 НК РФ. Если следовать логике судей, то оснований для начисления страховых взносов с указанных сумм отсутствуют.

Расчет среднего заработка

При расчете среднего заработка нужно руководствоваться статьей 39 Трудового кодекса РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 4 Порядка расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). Согласно п. 5 Порядка исчисления среднего заработка из расчетного периода исключается время, когда за работником сохранялся средний заработок в соответствии с трудовым законодательством.

Согласно пункту 9 Порядка средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные в расчетном периоде дни (включая премии и вознаграждения, учитываемые согласно пункту 15 Порядка) на количество фактически отработанных в этот период дней.

Если у работника отсутствует начисленная заработная плата или отработанные за расчетный период дни, до начала расчетного периода и до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, то применяется пункт 8 Порядка.

Итак, компенсация рассчитывается как средний дневной заработок, умноженный на количество рабочих дней, приходящихся на время прохождения военных сборов.

НДФЛ

Суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам по месту постоянной работы во время призыва на военные сборы облагаются НДФЛ.

В письме от 10.11.2009 № 03-04-05-02/13 финансовое министерство разъясняет, что согласно пункту 29 статьи 217 НК РФ от НДФЛ освобождены доходы лиц, призванных на военные сборы, только в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту прохождения военных сборов. Суммы среднего заработка, выплачиваемые по месту постоянной работы на время призыва на военные сборы, в указанном перечне не перечислены.

Бухгалтерский учет

Средний заработок, выплачиваемый работникам по месту постоянной работы на время призыва на военные сборы, является компенсационной выплатой, установленной законодательством и подлежит возмещению организации. Таким образом, у организации есть уверенность, что после получения от военкомата компенсации у нее не будет уменьшения экономических выгод. Следовательно, не выполняется одно из основных условий признания расходов в бухгалтерском учете (подп. 2, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

Начисление компенсационной выплаты может отражаться по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и по кредиту счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). Начисление страховых взносов отражается записью по кредиту счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" в корреспонденции со счетами учета затрат.

Если организация не признает в бухгалтерском учете доходы и расходы по рассматриваемым операциям, то у организации возникают постоянные разницы и соответствующие им постоянное налоговое обязательство (ПНО) и постоянный налоговый актив (ПНА) (подп. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

Руководствуясь принципом рациональности ведения бухгалтерского учета, организация может не отражать указанные ПР, ПНО и ПНА, если они возникли в одном отчетном периоде, поскольку различий между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью не возникает (п. 6 ПБУ 1/2008).

Бухгалтерские проводки

Рассмотрим на конкретном примере отражение в бухгалтерском учете

Работнику начислена компенсация за время нахождения на военных сборах в сумме 5000 рублей.

Дебет 76 Кредит 73

5000 руб. - начислена компенсационная выплата работнику, призванного на военные сборы;

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 69

1700 руб. (5000 руб. х 34 %) - начислены страховые взносы на сумму компенсации;

Дебет 73 Кредит 68

450 руб. (5000 х 13%) - удержан НДФЛ с суммы выплаты;

Дебет 73 Кредит 51

4550 руб. (5000 - 450) - выплачены денежные средства работнику;

Дебет 51 Кредит 76

5000 руб. - получены денежные средства от военкомата.

Эксперт «НА» Г.Г. Джамалова.

Праздник 23 февраля напомнил нам о том, что почти в каждой организации есть военнообязанные, которых могут призвать на военные сборы. Поскольку исполнение гражданами воинской обязанности имеет приоритет перед их трудовой деятельностью, наниматель обязан отпустить таких работников. Кроме того, работникам, которые призваны на сборы, по месту их работы предоставляются гарантии и компенсации. Настоящая статья поможет бухгалтерам отразить хозяйственные операции, связанные с призывом на военные сборы, без ошибок.

Из письма в редакцию:

«Работник нашей организации призван на военные сборы с 18 января 2016 г. сроком на 40 календарных дней. Он работает по графику 5-дневной рабочей недели при сдельной форме оплаты труда. Рабочие дни в ноябре и декабре 2015 г. отработаны работником полностью. Заработная плата работника, начисленная в ноябре 2015 г., составила 7 443 500 руб., в декабре - 6 890 000 руб.

Как правильно начислить заработную плату работнику за время нахождения на военных сборах и отразить указанные хозяйственные операции в учете организации?

С уважением, бухгалтер по заработной плате
Лариса Михайловна»

Уважаемая Лариса Михайловна, большое спасибо за своевременный вопрос. Давайте сначала обсудим общие положения, касающиеся прохождения военных сборов.

Военнообязанным является гражданин, состоящий в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь или других воинских формирований (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (далее - Закон № 1914-XII)).

Военнообязанные лица, состоящие в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь, могут быть призваны на военные сборы, которые организует и проводит военный комиссар (ст. 70 Закона № 1914-XII). Гражданам, призванным на сборы, по месту их работы предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством о труде Республики Беларусь (ст. 6 Закона № 1914-XII), а именно: за военнообязанными, призванными на военные сборы, за все время сборов, включая следование к месту проведения сборов и обратно, если это связано с выездом с постоянного места жительства, сохраняется место работы (должность) и выплачивается средний заработок по месту работы (ст. 339 Трудового кодекса Республики Беларусь). По окончании сборов работнику выдается справка о количестве дней нахождения на сборах, которую необходимо представить в бухгалтерию организации. Справка подтверждает фактическое время нахождения на военных сборах, и на ее основании за время сборов работнику выплачивается средний заработок.

Финансирование мероприятий, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности, производится за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и средств организаций в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь (ст. 8 Закона № 1914-XII). Таким образом, компенсация расходов, понесенных организациями независимо от форм собственности (за исключением бюджетных) в связи с исполнением части шестой ст. 6 Закона № 1914-XII, производится военными комиссариатами и воинскими частями в пределах средств, выделяемых на эти цели в соответствии с законодательством Минобороны Республики Беларусь и другим государственным органам, в которых предусмотрена военная служба (п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.12.2003 № 1642 «О финансировании мероприятий, связанных с исполнением гражданами Республики Беларусь воинской обязанности»).

Нормы указанных выше документов необходимо учитывать, рассчитывая средний заработок работника, подлежащий к выплате.

Исчисление среднего заработка, сохраняемого по месту работы, производится в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Минтруда Республики Беларусь от 10.04.2000 № 47 (далее - Инструкция № 47).

Средний заработок, сохраняемый за время военных сборов, исчисляется исходя из заработной платы, начисленной работнику за 2 календарных месяца работы (с 1-го по 1-е число), предшествующих месяцу его направления на сборы (п. 20 Инструкции № 47).

Общая сумма среднего заработка, причитающаяся к выплате работнику за время подготовки к военной службе, определяется путем умножения среднедневного заработка на количество дней, подлежащих оплате (п. 21 Инструкции № 47). Заработная плата, сохраняемая работникам за время выполнения ими государственных, общественных, воинских обязанностей, производится за рабочие дни согласно графику работы организации (подп. 4.4 п. 4 Перечня выплат , учитываемых при исчислении среднего заработка (приложение к Инструкции № 47)).

Таким образом, выходные дни, приходящиеся согласно табелю учета рабочего времени в организации на период сборов, работнику не компенсируются, дни отдыха взамен их не предоставляются.

Среднедневной заработок определяется путем деления заработной платы, фактически начисленной за принятый для исчисления период, на фактически проработанные в течение этого периода дни.

Произведем расчет среднего заработка, причитающегося к выплате работнику за время нахождения на военных сборах в Вашей ситуации:

1) заработная плата за 2 календарных месяца, предшествующих месяцу ухода работника на военные сборы, составила 14 333 500 руб. (7 443 500 руб. + 6 890 000 руб.);

2) количество фактически отработанных дней в 2 календарных месяцах, предшествующих месяцу ухода работника на военные сборы, - 43 рабочих дня (21 раб. день ноября + 22 раб. дня декабря);

3) среднедневной заработок составляет 333 337 руб. (14 333 500 руб. / 43 раб. дня);

4) количество рабочих дней, приходящихся на период военных сборов продолжительностью 40 календарных дней с 18 января 2016 г., - 30 рабочих дней;

5) средний заработок, сохраняемый за работником за рабочие дни, приходящиеся на период военных сборов, составил 10 000 110 руб. (333 337 × 30).

Обложение подоходным налогом среднего заработка, сохраняемого в рассматриваемой ситуации за работником за рабочие дни, приходящиеся на период военных сборов, производится в общеустановленном порядке (подп. 1.6 п. 1 ст. 154 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее - Перечень № 115), но не выше 5-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»).

Объектом для начисления страховых взносов в Белгосстрах являются выплаты всех видов, начисленные в пользу лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных Перечнем № 115 (п. 2 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297).

Так как Перечень № 115 не содержит норм относительно средней заработной платы, сохраняемой за работниками за время выполнения ими государственных, общественных обязанностей, обязательные страховые взносы в ФСЗН и страховые взносы в Белгосстрах в рассматриваемой ситуации следует начислять в общеустановленном порядке.

В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи (см. таблицу):

__________________________
* Размер страхового взноса в Белгосстрах определен условно.

** Применение предоставляемых в соответствии с законодательством налоговых вычетов не рассматривается.

Надеюсь, мне удалось разъяснить все вопросы.

Присутствие на военных сборах — обязанность гражданина. На этот период за ним сохраняется место работы (учебы), а также средний заработок (стипендия) (ст. 170 ТК РФ ). Поэтому кадровики должны заранее знать, кого из сотрудников, возможно, придется отпустить и на сколько.

По Федеральному закону от 28.03.1998 № 53 «О воинской обязанности и военной службе», военнообязанные граждане, пребывающие в запасе, должны появляться на военных сборах один раз в три года. Причем речь идет о тех, кто окончил военную кафедру, и о тех, кто проходил реальную службу. Существуют и возрастные ограничения — младших по званию (солдат, матросов) призывают на сборы до 35 лет, а полковников и высших офицеров запаса — до 65-70 лет.

Так что в комиссариат могут вызвать любого сотрудника мужского пола. Что касается длительности отсутствия на работе, то военные сборы продолжаются не более 2 месяцев. Максимальная продолжительность подготовки за весь период нахождения в запасе — 12 месяцев.

Военные сборы: как оформить на работе

После издания президентом указа о проведении военных сборов комиссариаты определяют, когда именно будут проходить учения и кто в них участвует. Составляются повестки, в которых указывают дату начала и окончания сборов, а также причину, по которой надо явиться.

Уведомления гражданам могут вручать лично либо через работодателя. В первом случае работник приносит повестку и извещение в отдел кадров, а во втором — сам работодатель обязан проинформировать сотрудника о необходимости пойти в комиссариат. Извещение при этом остается в организации.

По словам заместителя генерального директора компании «Кадис Плюс» Елены Ноздрюхиной, именно этот документ является основой для дальнейших действий кадровика.

— Если кто-то из ваших сотрудников принес в организацию извещение о призыве на военные сборы, то порядок действий работодателя таков:

  1. Издаем приказ об освобождении от работы в связи с призывом на военные сборы (в соответствии со ст. 170 ТК РФ) и выплате ему среднего заработка за этот период (на основании п. 2 ст. 6 закона № 53-ФЗ).
  2. В фиксируем период сборов как невыходы на время исполнения государственных обязанностей согласно законодательству РФ, т. е. проставляем буквенный код «Г» или цифровой код «23» (или выбираем в программе нужную строку).

Обращаю внимание, что оплата военных сборов работнику (2019) в связи с его пребыванием на военных сборах компенсируются из бюджета РФ. Для этого нужно подготовить и отправить в военкомат следующие документы:

  • письмо на бланке организации, в котором указывается сумма возмещения с разбивкой на суммы среднего заработка и страховых взносов, а также банковские реквизиты для перечисления средств;
  • справку, подтверждающую выплату среднего заработка, а также начисление и уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • копии извещения о призыве работника на военные сборы и справки из военкомата о прохождении сборов.

Военные сборы: оформление приказа на работе

Если объявляют призыв на военные сборы, приказ на работе нужно подготовить сразу же после получения повестки из комиссариата. В нем надо обязательно уточнить, кто и в течение какого срока будет отсутствовать, кто будет его замещать, если это необходимо. Основанием для приказа служит извещение или повестка.

Образец приказа в формате.docx

Можно ли не отпустить сотрудника

Законодательством установлена ответственность за отсутствие на военных сборах. Работодателя могут наказать за то, что он не оповестил сотрудника о необходимости появиться в комиссариате. Штраф по в этом случае составляет от 500 до 1000 рублей. Кроме того, за неявку в военкомат без уважительных причин самого работника могут оштрафовать по на 100-500 рублей.

Не явиться можно только в исключительных случаях, например, если человек заболел или его родственники в тяжелом состоянии. Сложности на работе к уважительным причинам неявки в комиссариат не относятся, поэтому кадровикам проще отпустить работника и найти ему замену, чем потом разбираться с новыми проблемами.

По состоянию на: 07.02.2011
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2011
Автор: Коваленко Т. П.
Тема: Документы кадровой службы, Оплата труда
Рубрика: Оплата и нормирование труда / налогообложение

    Шаблоны документов
      Письмо Приказ

    Нормативные документы

      Трудовой кодекс Российской Федерации (извлечение) Налоговый кодекс Российской Федерации (извлечение) Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинс Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (извлечение) Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2008 № 152 «Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» (извлечение) Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» (извлечение) Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»« (извлечен Постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 184 «Об утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевани Приказ Министра обороны Российской Федерации от 17.05.2007 № 185 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 333» (извлечение)
      Нужно ли платить зарплату работнику, проходящему военные сборы?

Отдел кадров - это первая инстанция, куда обращается работник со своими вопросами. А значит, его сотрудники сталкиваются с множеством нестандартных ситуаций и «незнакомых» документов. Разобраться в большом количестве представляемых бумаг - дело непростое и ответственное.

Работник принес справку о призыве на военные сборы. «А почему не повестка?» - спросите вы, и правильно сделаете. Как мы сейчас убедимся, по невнимательности учебные сборы можно спутать с военными. Какие будут последствия? Достаточно серьезные: неправильное оформление документов, ошибочные начисления выплат сотруднику и налогов, нарушения правил бухгалтерского учета. Все это в конечном итоге может привести к необоснованным финансовым потерям организации.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы осуществляет Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон о военной службе). Пункт 1 ст. 1 этого Закона включает в состав воинской обязанности граждан РФ призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Толковый словарь Военные сборы - это комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органахб.

На основе Закона о военной службе разработано Положение о военных сборах, утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333 (далее - Положение о военных сборах). Названное Положение определяет:
виды военных сборов, порядок определения их начала и окончания;
функции Минобороны России, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, их территориальных органов, осуществляющих воинский учет, по проведению военных сборов;
порядок призыва граждан РФ, пребывающих в запасе, на военные сборы;
порядок организации проведения военных сборов;
порядок и размеры материального обеспечения граждан, проходящих военные сборы;
права и обязанности должностных лиц организаций и граждан, связанные с проведением военных сборов.

Для чего работодателю ориентироваться во всех этих нормах? Дело в том, что закон устанавливает для него определенные обязанности, связанные с военными сборами.

Прохождение военных сборов является государственной обязанностью гражданина, поэтому работодатель, сотрудник которого призван на военные сборы, должен освободить его от выполнения трудовых обязанностей на этот период. При этом за работником сохраняются место работы и должность (ч. 1 ст. 170 ТК РФ).

Работнику, призванному на военные сборы, не только гарантировано сохранение места работы. Если ежегодный оплачиваемый отпуск сотрудника приходится на период военных сборов, он сможет продлить его или перенести на другой срок (ст. 124 ТК РФ). Время пребывания на военных сборах включается в стаж для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска (ст. 121 ТК РФ).

ДЛЯ СБОРОВ НЕ ГОДЕН!

Например, от военных сборов освобождаются граждане женского пола; граждане, обучающиеся по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в образовательных учреждениях; граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных учреждениях, - на период экзаменационных и зачетных сессий и написания дипломной работы.

Не подлежат призыву на военные сборы граждане, указанные в п. 3 ст. 23 Закона о военной службе. Это те же лица, которые не подлежат призыву на военную службу:
а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

При наличии уважительных причин работника может освободить от сборов военный комиссар (п. 3 ст. 55 Закона о военной службе).

Например, при прохождении обязательного в таких случаях медосмотра гражданин может оказаться не годным к призыву на военные сборы по состоянию здоровья.

ВОЕННЫЕ СБОРЫ: ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ

Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Минобороны России или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором Законом о военной службе предусмотрена военная служба.

Обратите внимание!

Военные сборы подразделяются на два вида:
– учебные сборы;
– сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов (проверочные сборы)

При этом должны соблюдаться следующие правила.

Правило 1. Продолжительность военного сбора не может превышать двух месяцев.

Правило 2. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев.

Правило 3. Периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на учебные сборы не может быть чаще одного раза в три года.

Правило 4. Граждане, пребывающие в запасе, призываются на проверочные сборы независимо от прохождения ими учебных сборов.

Обратите внимание!

Призыв граждан на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента РФ

Решение о призыве гражданина на военные сборы оформляется приказом военного комиссара.

О призыве на учебные сборы граждане оповещаются заблаговременно. Для этого им - не позднее чем за 10 дней до начала прохождения учебных сборов - вручаются повестки. Форма повестки приведена в приложении № 1 к Положению о военных сборах. Повестка содержит отрывную часть - извещение руководителю организации.

Обратите внимание!

Руководитель организации должен быть извещен о призыве граждан, которые у него работают, на военные сборы

Таким образом, заблаговременно извещается и работодатель. Пункт 17 Руководства по организации проведения военных сборов в Вооруженных Силах Российской Федерации, утв. приказом министра обороны России от 17.05.2007 № 185 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 333», содержит на этот счет специальное правило: о призыве граждан на военные сборы извещаются руководители организаций, в которых они работают.

В извещении, являющемся составной частью повестки, указывается время начала и окончания военных сборов, на которые призывается работник. В этот срок войдет не только период пребывания сотрудника в воинской части, но и время в пути до места сбора и обратно.

В нашу организацию пришли повестки о призыве двух работников на военные сборы. Мы удивлены, что повестки поступили на адрес организации. Обычно работники приносят нам эти документы сами, получая их на свой домашний адрес. Каковы наши действия в такой ситуации?

Повестка военного комиссариата действительно может быть направлена не по месту жительства гражданина, призываемого на военные сборы, а по месту его работы.

Пункт 1 ст. 4 Закона о военной службе в числе обязанностей организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности предусматривает и то, что руководители организации, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов.

Итак, получив повестку, вы обязаны не только не препятствовать явке вашего работника в военкомат, но и обеспечить ему возможность своевременно явиться в военкомат для прохождения военных сборов.

На основании повестки необходимо издать приказ об освобождении работника от работы на период военных сборов. Унифицированной формы такого приказа нет, его можно оформить в произвольной текстовой форме на бланке приказа (приложение 1 ).

Такой приказ должен содержать следующие сведения:
фамилия, имя и отчество работника;
занимаемая им должность и структурное подразделение, где он работает;
период освобождения от работы (с указанием даты начала и окончания сборов);
информация о сохранении среднего заработка.

В период отсутствия работника в табеле учета рабочего времени (унифицированные формы № Т-12 или Т-13, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1) в соответствующей ячейке проставляется буквенный код Г или цифровой код 23 - «Исполнение государственных или общественных обязанностей согласно законодательству».

ОПЛАТА ПЕРИОДА ВОЕННЫХ СБОРОВ

Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, можно классифицировать следующим образом:
1. Обеспечение продовольствием и имуществом во время прохождения военных сборов (подп. «а» и «б» п. 24 Положения о военных сборах).
2. Выплаты, осуществляемые соответствующими воинскими частями (федеральными бюджетными учреждениями) федеральных органов исполнительной власти, по месту прохождения военных сборов.

К таким выплатам в соответствии с пп. 25 и 26 Положения о военных сборах и пп. 2-3 ст. 6 Закона о военной службе относятся:
выплата оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и оклада по воинскому званию;
выплата коэффициентов (районных, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях) за прохождение военных сборов в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в т. ч. отдаленных, к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию и процентных надбавок в размерах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

Цитируем документ

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности,

федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

Пункт 1 ст. 2 Закона о военной службе

Расчет размера процентных надбавок к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию осуществляется на основании справок о стаже работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в т. ч. отдаленных, выдаваемых организациями по месту постоянной работы граждан, по форме согласно приложению № 3 к Положению о военных сборах.

3. Выплаты, осуществляемые работодателем, с последующей компенсацией военными комиссариатами.
К таким выплатам в соответствии с пп. 25 и 26 Положения о военных сборах и пп. 1 и 2 ст. 6 Закона о военной службе относятся:
выплаты среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы и за время прохождения военных сборов;
возмещение расходов по проезду граждан от места жительства к военному комиссариату (пункту сбора) и обратно;
возмещение расходов по найму (поднайму) жилья;
выплаты командировочных (суточных) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы и при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов и обратно.

Обратите внимание!

Минобороны России обязано компенсировать организации расходы, понесенные в связи с оплатой военных сборов

Минобороны России компенсирует организации понесенные расходы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"».

Разберем ситуацию на примере среднего заработка, выплачиваемого работнику, призванному на военные сборы.

Так, средний заработок за время призыва работника на военные сборы выплачивается по месту работы. Однако источник этой выплаты - федеральный бюджет. Работодатель в этих отношениях - «промежуточное звено»: сначала такую выплату производит он, а потом (после прохождения работником военных сборов) эти деньги ему возмещаются из бюджета (табл. 1 ).

Таблица 1

Порядок финансирования расходов

Таблица 2

Налогообложение выплат работнику, призванному на военные сборы

Как уже было отмечено, организациям в полном объеме компенсируются за счет бюджета расходы, связанные с выплатой работнику-призывнику среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда. При этом военкоматы не обладают полномочиями налоговых органов и не вправе требовать от организаций уплаты каких-либо налогов с выплат работнику за время прохождения им военных сборов (письмо Минфина России от 27.05.2008 № 03-04-07-02/11).

Мнение эксперта

Е. В. Орлова,
директор Департамента внутреннего аудита ООО «Комо»

Как работодателю компенсировать расходы за счет средств федерального бюджета

Обратите внимание, что работодатель фактически не несет расходов, связанных с призывом его работников на военные сборы.

Расходы организаций, связанные с выплатой работнику-призывнику среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы, компенсируются им в полном объеме за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели для Минобороны России по разделу «Национальная оборона» (подраздел «Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки»), целевая статья «Мобилизационная подготовка и переподготовка резервов, учебно-сборовые мероприятия с гражданами Российской Федерации» (подп. 2 п. 2, п. 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704) (далее - Правила компенсации расходов).

Эту компенсацию организации вправе получить от военных комиссариатов (подп. «д» п. 8 Положения о военных сборах).

Для получения компенсации работодателю необходимо в первую очередь надлежащим образом оформить время нахождения работника на военных сборах: издать приказ об освобождении его от работы, отметить этот период в табеле учета рабочего времени.

Пункт 26 Положения о военных сборах содержит норму: подтверждением времени фактического пребывания призывника на сборах и основанием для расчета среднего заработка за этот период является справка о прохождении военного сбора (форма утверждена приложением № 2 к Положению). Справка выдается призывнику не позднее даты его убытия из военкомата и представляется им работодателю. В такой справке указываются: Ф. И.О. гражданина, период фактического прохождения сборов (даты начала и окончания сборов), место прохождения сборов (адрес).

Далее работодатель рассчитывает средний заработок по общим правилам, предусмотренным Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. Основанием для расчета и выплаты среднего заработка за период сборов будет являться платежная или расчетно-платежная ведомость (унифицированные формы № Т-53 или № Т-49, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).

После оформления этих документов и расчетов с работником работодатель может получить компенсацию из бюджета. Для этого необходимо направить в соответствующий военный комиссариат письмо с приложением копий документов, подтверждающих произведенные расходы (приложение 2).

Пункт 5 Правил компенсации расходов предусматривает, что выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов граждане представляют оригиналы соответствующих документов, организации - заверенные в установленном порядке копии таких документов. Организация представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации. Обратите внимание: если какие-либо расходы, которые могут быть компенсированы организациям, не производились или отсутствуют документы, подтверждающие их фактическое осуществление, такие расходы в сведениях, направляемых в военный комиссариат для получения компенсации, не отражаются (письмо Минфина России от 27.05.2008 № 03-04-07-02/11). К сожалению, в настоящее время в Правилах компенсации расходов не установлен срок, в течение которого военкомат должен перечислить деньги на счет организации, оплатившей работнику период пребывания на военных сборах. Ранее военкоматам отводился на это месячный срок после представления организациями необходимых документов (см. п. 5 недействующего постановления Правительства РФ от 03.03.2001 № 157 «О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"», а также письмо Минфина России от 01.06.2007 № 03-04-06-02/104).

4. Выплаты, осуществляемые организацией согласно коллективному договору.

Коллективным договором может быть предусмотрена дополнительная компенсация или дополнительное время освобождения от работы лиц, проходящих военные сборы. В таком случае в коллективном договоре оговаривается период освобождения от работы, размер и источник выплаты.

СБОРЫ - ВОЕННЫЕ ИЛИ «УЧЕБНЫЕ»?

На практике может возникнуть ситуация, когда работник, обучающийся в вузе, имеющем факультет военного обучения, обращается к работодателю с просьбой освободить его от работы на время прохождения военных сборов и сдачи государственного выпускного экзамена по программе подготовки офицеров запаса. При этом работник представляет справку, выданную образовательным учреждением.

Что делать в такой ситуации? Безусловно, освобождать работника от работы на период, указанный в справке. А вот нужно ли оплачивать этот период по правилам, рассмотренными нами выше? Давайте разберемся.

Учебные сборы являются составной частью военной подготовки, осуществляемой факультетами военного обучения (военными кафедрами), и проводятся один раз за все время обучения, что закреплено в Положении о факультетах военного обучения (военных кафедрах) при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (далее - Положение о ФВО), утв. постановлением Правительства РФ от 06.03.2008 № 152.

Проведение учебных сборов, права и обязанности граждан, проходящих военную подготовку, определяются Положением о ФВО и уставом вуза. Гражданам, проходящим военную подготовку, один раз в месяц выплачивается дополнительная стипендия (п. 40 гл. V Положения о ФВО).

Высшее учебное заведение представляет списки граждан, подлежащих направлению на учебные сборы, а также сведения, которые подлежат внесению в документы воинского учета, в военный комиссариат по месту расположения высшего учебного заведения (подп. «б» и «г» п. 23 гл. IV Положения о ФВО). Согласно п. 24 гл. IV Положения о ФВО направление граждан на учебные сборы производится военным комиссариатом по месту расположения высшего учебного заведения на основании планов проведения учебных сборов.

Кстати сказать

С вступлением в силу распоряжения Правительства РФ от 06.03.2008 № 275-р, утверждающего Перечень создаваемых учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и Перечень факультетов военного обучения и

военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в России значительно сократилось количество военных кафедр.

Что касается студентов, которые сейчас обучаются в вузах, то в связи с ликвидацией военных

кафедр в армию их не заберут, так как отсрочку для студентов очной формы обучения никто пока не отменял. В отношении военных сборов также действует освобождение для граждан, не подлежащих призыву, куда входит эта категория (подп. «з» п. 2 ст. 55 Закона о военной службе).

Также вузы оповещают граждан об их направлении на учебные сборы. По просьбе студента может быть оформлен и оправдательный документ для работодателя (справка).

Хотя на лиц, направленных на учебные военные сборы, и распространяются права и обязанности граждан, призванных на военные сборы (п. 36 гл. IV Положения о ФВО), в то же время военные учебные и военные сборы имеют отличия в части:
законодательной базы;
порядка оформления документов;
компенсационных выплат.

Обратите внимание!

Выплата среднего заработка за период учебных военных сборов студентов-очников в вузах, имеющих факультет военного обучения и входящих в Перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 06.03.2008 № 275-р, законом не предусмотрена (ст. 173 ТК РФ)

Согласно ст. 173 ТК РФ студентам очной формы обучения разрешено совмещать учебу с работой. При этом им гарантируется предоставление дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по месту работы в части, касающейся обычного учебного процесса, что, однако, не относится к обучению на военной кафедре и не отражается в Положении о ФВО.

Справка из вуза может служить документом, подтверждающим уважительную причину отсутствия на работе сотрудника, но, чтобы оформить отпуск без сохранения заработной платы, сторонам нужно достичь соглашения об этом. Полагаем, что в подобной ситуации, конечно же, следует не препятствовать работнику и предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы на период прохождения учебных сборов.

Максимальное время отсутствия сотрудника на рабочем месте может складываться из времени учебных сборов - 26 дней, итоговой аттестации, на которую выделяется не менее четырех дней, времени в пути до места прохождения учебных сборов. Время следования граждан на учебные военные сборы и обратно в продолжительность учебных сборов не засчиты-вается, а оплата проезда осуществляется за счет средств, предусмотренных Минобороны России (пп. 21 и 26 гл. IV Положения о ФВО).

Итак, мы отметили существенную разницу между военными сборами, которые являются составной частью военной подготовки, проводимой факультетом военного обучения (военными кафедрами) при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и военными сборами, призыв на которые определяет Минобороны России. Учебные военные сборы не оплачиваются, не компенсируются и не документируются в отличие от военных сборов граждан РФ, пребывающих в запасе. Работодателю необходимо четко разграничивать эти случаи, так как от этого зависит и порядок оформления документов, и гарантии, предоставляемые работникам.

Наш механик принес повестку из военкомата. Его призывают на военные сборы на 2 недели. Понятно, что не отпустить его мы не можем, но как быть с его зарплатой? Работать-то он не будет, значит и платить мы ему не должны? Бухгалтер говорит, что начислять зарплату за это время нет никаких оснований. Механик же утверждает, что по закону в заработке он терять не должен. Да и как все это оформить, тоже непонятно. Помогите разобраться!

Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов является одной из составляющих воинской обязанности гражданина РФ (ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Поэтому, если у вас работает гражданин РФ, пребывающий в запасе, вы должны быть готовы освободить его от работы с сохранением за ним места работы (должности) на период военных сборов. Такая обязанность работодателя прямо установлена законом (ч. 1 ст. 170 Трудового кодекса РФ, далее - ТК РФ).

Продолжительность военных сборов, а также место и время их проведения определяет Минобороны России либо иной федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (например, ФСБ России).

Военные сборы бывают учебные и проверочные (по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов).

На учебные сборы вашего работника могут привлекать не чаще одного раза в 3 года. При этом на проверочные сборы граждане, пребывающие в запасе, могут призываться независимо от прохождения ими учебных сборов.

Находиться на военных сборах работник должен не дольше 2 месяцев, и в сумме продолжительность всех сборов за время пребывания в запасе не должна превышать 12 месяцев.

К участию в военных сборах могут привлекаться не все граждане, пребывающие в запасе. Например, освобождаются от участия в военных сборах:
граждане женского пола;
граждане, обучающиеся по очной и вечерней формам обучения в образовательных учреждениях;
граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных учреждениях (но только на период экзаменационных и зачетных сессий и написания дипломной работы);
граждане, уволенные с военной службы, - в течение 2 лет со дня увольнения в запас;
граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей (ст. 55 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Призыв на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента РФ. В период отбора на учебные сборы граждане вызываются по повестке в военные комиссариаты для уточнения данных воинского учета и медицинского освидетельствования. Кстати, на этот период вы тоже должны освободить работника от работы. Для призыва на проверочные сборы отбор граждан военными комиссариатами не проводится. Решение о призыве гражданина на военные сборы оформляется приказом военного комиссара.

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Повестка может быть направлена не только по месту жительства военнообязанного лица, но и по месту его работы. В этом случае вы обязаны вручить ее работнику и обеспечить ему возможность своевременной явки в место, указанное военным комиссариатом.

Гражданам, отобранным для прохождения учебных сборов, не позднее чем за 10 дней до их начала вручаются повестки. Обратите внимание! Составной частью этой повестки является отрывное извещение руководителю организации. Данное извещение должно остаться у вас.

Повестку, направленную по месту работы военнообязанного лица, необходимо вручить работнику и обеспечить ему возможность своевременной явки в место, указанное военным комиссариатом. Если этого не сделать, работодателя могут привлечь к административной ответственности (ст. 21.2 КоАПРФ).

А ЧТО ЗА ЭТО БУДЕТ?

Если гражданин без уважительной причины не явится в назначенное время в место, указанное в повестке военного комиссариата о призыве на военные сборы, военный комиссар примет все необходимые меры по его призыву и доставке к месту проведения военных сборов. Принеобходимости для этих целей в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» привлекаются органы внутренних дел (п. 13 Положения о проведении военных сборов, утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности»).

Итак, на основании повестки вы должны издать приказ об освобождении работника от работы. Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому он создается в произвольной форме.

Вручая работнику повестку, поступившую по месту работы, не забудьте получить с него расписку. Это лишит работника возможности «списать» свою неявку в военкомат на то, что вы не вручили ему повестку, и вас нельзя будет привлечь к административной ответственности по ст. 21.2 КоАП РФ

Этот приказ будет подтверждением того, что вы предоставили работнику возможность участвовать в военных сборах. И если он по каким-то причинам не явится в военкомат - это уже будет не ваша вина. Наличие приказа послужит доказательством того, что вы свою обязанность выполнили.

Период, пока работник будет отсутствовать на работе в связи с призывом на военные сборы, в табеле учета рабочего времени нужно кодировать буквенным кодом «Г» (цифровым кодом «23»).

С документальным оформлением освобождения сотрудника от работы в связи с призывом на военные сборы мы разобрались. Но остался вопрос - должен ли работодатель оплачивать это время.

Виды выплат (возмещений), которые выплачиваются работнику, зависят от того, в каких целях он призван на сборы (таблица .).

Так как работодателя затрагивает только вопрос выплаты среднего заработка работнику, призванному на сборы, то на этом мы и остановимся.

Не забудьте ознакомить работник ка с приказом об освобождении от работы в связи с призывом на военные сборы под роспись

Необходимо отметить, что закон прямо говорит об обязанности работодателя сохранить за работником, призванным на сборы, только место работы (должность) (ст. 170 ТК РФ). О сохранении за ним среднего заработка за этот период ТК РФ не упоминает. Вместе с тем, анализ ряда нормативных документов (Положение о проведении военных сборов, утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333, Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи среализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704) позволяет сделать вывод, что вам все же придется выплачивать работнику среднюю заработную плату за период его отсутствия. Не переживайте, впоследствии данные расходы будут компенсированы за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны России и ФСБ России. Расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, на основании данных из справки военного комиссариата.

Виды выплат (возмещений), которые производятся работнику, призванному на военные сборы

Обратите внимание на дату выдачи работнику справки о прохождении военных сборов. Она не может быть позднее даты его убытия из военного комиссариата.

Для того, чтобы получить компенсацию расходов, вам нужно будет сначала подтвердить, что организация эти I расходы понесла. Для этого на официальном бланке необходимо предоставить в соответствующий военный комиссариат сведения о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Документ должен быть подписан руководителем организации (его заместителем), на нем должна быть проставлена печать организации.

Резюме

Работника, призванного на военные сборы, необходимо освободить от работы и выплатить ему за время проведения сборов компенсацию из расчета среднего месячного заработка. Но данные рас ходы должны быть возмещены работодателю за сче т средств федерального бюджета.

Помимо этого, организации необходимо предоставить заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие расходы организации, связанные с выплатой работнику, призванному на военные сборы, среднего заработка за период его отсутствия.