Парижский клуб - неофициальная межправительственная организация индустриально развитых стран-кредиторов, инициатором создания которого выступила Франция. Парижский клуб, объединяющий ведущие страны - кредиторы, возник в 1956 году, когда руководители этих государств стали проводить нерегулярные совещания, связанные с решением долговых проблем. Первое заседание прошло в Париже с целью избежания банкротства Аргентины. Основной задачей Парижского клуба является предоставление рассрочки государственных или гарантированных государством долгов с тем, чтобы помочь стране, переживающей экономические трудности, избежать объявления о её несостоятельности обслуживать свой долг, восстановить её кредитоспособность, чтобы она вновь получила возможность брать кредиты зарубежом.

Членами парижского клуба являются 19 стран: Австралия, Австрия, ельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия (стала членом в 1997 году), США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.

В Парижском клубе проводятся прямые переговоры между страной-должником, которую представляют министр финансов или председатель Центрального банка, и ее кредиторами (страны-кредиторы представляют официальные лица из министерства финансов, экономики или иностранных дел). Представители МВФ, МБРР, региональных банков развития (Азиатского банка развития, Межамериканского банка развития и др.) и ЮНКТАД участвуют в переговорах в качестве наблюдателей.

Сразу после открытия переговоров слово предоставляется представителю страны должника, который выступает с докладом об экономической и финансовой политике страны и излагает просьбу об отсрочке платежей по погашению долга. Затем выступают представители МВФ, МБРР и ЮНКТАД. В докладе МВФ основное внимание уделяется перспективам платежного баланса страны, в частности, прогнозам относительно финансирования предлагаемой экономической программы; представитель Всемирного банка анализирует перспективы долгосрочного развития страны и подчеркивает необходимость структурных преобразований. Далее представители стран-кредиторов задают вопросы представителям страны-должника и финансовых организаций о намечаемых экономических и финансовых показателях предлагаемой программы, о мерах по ее осуществлению и о тех или иных аспектах просьбы об отсрочке платежей по погашению долга. Затем представители стран-кредиторов проводят закрытое заседание без участия делегации страны-должника. При содействии представителя МВФ страны-кредиторы переходят непосредственно к предмету переговоров и начинают вырабатывать общую позицию относительно просьбы страны-должника об отсрочке платежей. Решения в Парижском клубе принимаются на основе консенсуса, т.е. предлагаемое решение должно устраивать представителей всех стран-кредиторов. Вырабатывается общее предложение, и председательствующий передает и разъясняет его условия представителю страны-должника. Как правило, представитель страны-должника выдвигает встречное предложение, настаивая на сближении условий кредиторов с положениями первоначальной просьбы. Эта процедура может повторяться несколько раз, и ее длительность определяется масштабами требуемых уступок и настойчивостью должника в достижении максимально выгодных условий.

Процесс реструктуризации начинается с того момента, когда страны-кредиторы отказываются предоставлять должнику дальнейшие кредиты. Правительство страны-должника обращается к правительству Франции с официальной просьбой о проведении переговоров с представителями стран-кредиторов. Если страна-должник имеет обязательство МВФ о выделении обусловленной суммы кредита на период требуемой отсрочки, Парижский клуб назначает дату проведения переговоров. Если договоренности с МВФ нет, то Парижский клуб напоминает стране-должнику об обусловленности отсрочки платежей обязательством должника проводить рекомендованную МВФ экономическую политику.

Переговоры о предоставлении отсрочки фактически начинаются с заседания представителей стран-кредиторов без участия делегации страны-должника, где подробно обсуждается вопрос о заявлении данного конкретного должника и вырабатывается общая стратегия для будущих переговоров. Затем приглашается представитель страны-должника (как правило, министр финансов или председатель Центрального банка), который выступает с сообщением о положении страны и излагает просьбу об отсрочке платежей. По достижению консенсуса, согласно сложившейся практике, председатель совещания, представители стран-кредиторов и страны-должника подписывают текст достигнутой договоренности, зафиксированный в согласованном протоколе. По традиции протокол составляется на английском и французском языках. С юридической точки зрения протокол носит рекомендательный характер; в нем содержится предложение кредиторам и правительству страны-должника провести переговоры о заключении двусторонних соглашений о пересмотре условий погашения долговых обязательств на основе положений протокола.

8.Специфика ценообразования на различных типах мировых товарных рынках.

Мировая цена

Как и на внутреннем рынке ценообразование связано с конкретной рыночной ситуацией.

Цена - денежная сумма денег, кот хочет получить продавец предлагая свой товар или услугу и кот готов заплатить покупатель за этот же товар.

Ценообразующие факторы- 1) общеэкономические факторы (не зависят от продукции и условий ее производства и реализации)

Стадии экономического цикла

Соотношение сов спроса и предложения

Темпы инфляции

2) конкретно экономические (определяются особенностями продукции, условиями ее реализации и производства)

Издержки –налоги - уровень прибыли – потребительские свойства

3) специфические условия (для некоторых товаров и услуг)

Сезонность - гарантии и условия сервиса - эксплуатационные расходы

4) спец ценообразование факторы

Государственное регулированиевалютный курс

5) внеэкономические (политические, военные, религиозные, этнические) прямо не относящиеся к экономике, но оказывающие вполне определенное воздействие на динамику цен в сфере международной торговли (война в Персидском заливе отразилась на ценах на нефть и т.п.).

Мировая цена- цена крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках в основных центрах мировой торговли. При этом операции должны осуществляться на регулируемой основе, так как цены сделок, носящих случайный или эпизодический характер не считаются представительными. Операции носят раздельный комм характер (не учитывается встречная торговля и операции связанного характера). Операции в условиях свободных торгово-политических режимов. (в качестве мировых цен не могут служить цены в рамках закрытого рынка) Мировая цена- в свободно конвертируемой валюте.

Множественность цен - существование ряда цен на один и тот же товар в одной и той же сфере обращения одинакового качества на одинаковой транспортной основе. (сырье)

1)Существуют разнородные части мир рынка на тот или иной товар и существуют зоны сохранившие специфику ценообразования.

2) Используются разные валюты при выражении цены с учетом неодинаковых темпов обесценивания

3) дисбаланс между спросом и предложением

Существуют рынок продавца, цена продавца.

Разные типы рынков-1) совершенная конкуренция, 2) чистая монополия, 3) монополистическая конкуренция 4) олигополия

Типы цен-

1) контрактная цена – цена, кот между собой согласовывает покупатель и продавец в ходе переговоров, ниже цены предприятия поставщика, на период заключения контракта) Если ее не пересматривают, нигде не публикуется, коммерческая тайна. – твердофиксированная цена - твердо фиксированная цена с возможностью корректировки - цена в последующей фиксацией - скользящая цена - смешанная цена

2) справочные цена (цена прод-ца в специально изданы бюллетенях)

3) бирж цены (сырье, полуфабрикаты, отражают изменения на рынке данного товара)

4) цен аукционов

5) статистические мир цены

Характерные черты мировых цен:

1. регулятивная основа

2. торговля осуществляется на основе свободно конвертируемой валюты

3. торговля осуществляется основными центрами международной торговли

Парижский клуб кредиторов - это неформальная группа официальных кредиторов, объединяющая кредиторы-государства, которые имеют большие требования по долгам ко всем остальным странам мира.
Роль клуба состоит в принятии решений по урегулированию суверенных долгов стран-должников (стран, которые име
ют большой внешний долг, т. е. развивающиеся страны и страны с переходной экономикой).
Кредиторы Парижского клуба реструктурируют долги стран-заемщиков, что означает пересмотр условий и изменение структуры долга, т. е. облегчение долгового бремени страны-заемщика путем предоставления отсрочек по платежам или в некоторых случаях путем сокращения обязательств по обслуживанию долгов за счет списания или аннулирования части долга.
Первая встреча Парижского клуба со страной-должником, в роли которого выступала Аргентина, состоялась в 1956 г. С тех пор Парижский клуб заключил уже 398 соглашений по реструктуризации долга на общую сумму в 505 млрд долл. с 83 стра- нами-должниками. Несмотря на такую активную деятельность, Парижский клуб остается неформальной организацией. Это по- прежнему добровольное собрание стран-кредиторов, желающих урегулировать долги развивающихся стран.
Состав Парижского клуба следующий: 19 постоянных членов - государств с высокими требованиями к другим странам по всему миру. К постоянным членам относятся Австрия, Австралия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Япония, Нидерланды, Норвегия, Российская Федерация, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, США. Россия стала постоянным членом Парижского клуба с 1997 г. Она является одновременно и кредитором, и крупным должником многих стран. Иногда в работе Парижского клуба участвуют 13 стран, которые могут быть и кредиторами, и странами-заемщиками (Турция, Марокко, Бразилия, Новая Зеландия, ЮАР, Корея, Аргентина, Израиль, Мексика, Португалия, Кувейт, Абу Даби, Тринидад и Тобаго).
Парижский клуб кредиторов в своей деятельности руководствуется следующими принципами: консенсуса (решения принимаются только при согласии всех участников); солидарности кредиторов (все кредиторы равны перед заемщиками, ни один из них не в праве получать лучшие условия от должника); обусловленности (клуб идет на переоформление долга страны-должника только при условии принятия им согласованной с МВФ программы стабилизации); недискриминации (страна-кредитор клуба как любой двусторонний кредитор, не являющийся участником клуба, не может предлагать должнику менее благоприятные условия, чем те, которые предлагаются клубом); соответствия (решения клуба в отношении страны-должника всегда соответствуют реальной экономической и финансовой ситуации в данной стране).
Как правило, урегулирование госдолгов осуществляется Парижским клубом в отношении тех стран, которые нуждаются в этом и проводят у себя реформы по решению проблемы неплатежей. На практике должна существовать соответствующая программа, поддерживаемая МВФ, которая направлена на облегчение долгового бремени.
В переговорах Парижского клуба с государством-должни- ком обычно принимают участие наблюдатели - международные институты, от которых требуется высказать свое заключение об экономическом и финансовом положении страны. Это, как правило, МВФ, ВБ, ОЭСР, ЮНКТАД, ЕБРР, ЕС, Африканский банк развития, Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития. Последние три МФО выступают наблюдателями только в случаях принятия решений по африканским государствам-дол- жникам, азиатским и американским соответственно.
Реструктуризации в рамках Парижского клуба подлежат следующие долги: долги госсектора странам - это коммерческая задолженность (т.е. долг частных структур, гарантированный государством), а также ODA-кредиты (прямые льготные кредиты на развитие); средне- и долгосрочные долги. Краткосрочные долги (сроком 1 год и менее) исключаются, так как их реструктуризация может серьезно нарушить способность страны участвовать в международной торговле; долги до определенной даты, которая устанавливается в первую встречу Парижского клуба со страной-должником; кредиты, выданные после нее, не являются объектом реструктуризации.
Платежные условия, предлагаемые Парижским клубом странам-должникам, представлены в табл. 2.10.
Таблица 2.10
Условия и порядок урегулирования госдолга Парижским клубом


Условия

Дата
введения

Поря
док
списа
ния

Период
отсрочки
платежа

Страны-
должники

Коли
чество
стран

I

2

3

4

5

6

I. Торонтские

1988 г.

33,33%

14 лет (8 лет льготный период)

Бедные страны

20

2. Хьюстонские

1990 г.


15-20 лет (15 лет - коммерческая задолженность; 20 лет, включая 10 лет льготный - ODA- кредиты)

Страны с большим долгом и с низкими и средними доходами*

20

3. Лондонские

1991 г.

50%

23 года

Бедные страны

23
/>4. He- аполь- ские
1994 г.

67%

23-33 года

Беднейшие страны с высоким уровнем долга**

35

5. Лионские

1996 г.

80%

23^-0 лет

В рамках Инициативы HIPC*** (для беднейших стран с высоким долгом)

5

6. Кельнские

1999 г.

90%

23^-0 лет

В рамках Инициативы HIPC (для беднейших стран с высоким долгом)

26

7. Классические

Последний пример Габон 11.06.2004 г. (все долги выплачиваются в течение 14 лет прогрессивно, 3 года - льготный период)

индиви
дуально

индивидуально

Любая страна, имеющая соответствующую программу стабилизации МВФ, нацеленную на облегчение долгового бремени

58

Примечания:
* ПК учитывает 3 критерия, по которым страна может реструктуризировать свою задолженность по Хьюстонским условиям: низкий уровень доходов в стране (ВВП/душу населения = менее 2995 долл.); высокое долговое бремя (госдолг = более 50% ВВП; долг/экспорту = более 275%; обслуживание долга/экспорту = более 30%); официальный двусторонний долг = не менее 150% частного долга.
** ВВП/душу населения = менее 755 долл.
*** Инициатива HIPC (Heavily Indebted Poor Countries) представляет собой инициативу по урегулированию чрезмерной задолженности бедных стран мира (см. разд. 2.3.3).
Необходимо отметить, что, во-первых, за последнее время периоды отсрочки значительно увеличились. В ранних соглашениях Парижского клуба сроки платежей не превышали 10 лет, включая льготный период. Сейчас для более бедных стран эти сроки увеличены до максимума в 23 года (6 лет льготный период) для коммерческой задолженности и до 40 лет (16 лет льготный период) для ODA-кредитов. Во-вторых, участились прецеденты списания долга. Эта практика существует с 1988 г., когда впервые стало возможно аннулирование части госдолга, и сохранилась по сей день. Однако стопроцентного списания долга не было ни разу, хотя на эту тему ведутся дискуссии.
Таким образом, в настоящее время Парижский клуб кредиторов для стран-должников предлагает следующие платежные условия: классические; хьюстонские (в отношении стран с низкими и средними доходами, большим объемом госдолга); неапольские (для бедных государств, имеющих большой госдолг); кельнские (в отношении стран, которые удовлетворяют критериям Инициативы HIPC).
Остальные условия, приведенные в табл. 2.10, применялись раньше, но в настоящее время заменены: торонтские заменены неапольскими; лондонские - неапольскими; лионские - кельнскими.
Следует отметить, что РФ сыграла заметную роль в деятельности Парижского клуба. В отношении России Парижским клубом были разработаны уникальные параметры реструктуризации долга, которые существенно развили методологию реструктуризации государственных долгов. Данные параметры состояли в следующем: Парижским клубом впервые был использован принцип “всеобъемлющего" урегулирования долга, который заключается в том, что реструктуризации подверглись все долги России, во- первых, срочные в течение консолидационного периода, установленного как 3,5 года, а не 1 год, во-вторых, все ранее реструктурированные долги. Таким образом, была отсрочена рекордная для Парижского клуба сумма в 40 млрд долл. Получил развитие принцип “выхода из состояния реструктуризации”, в соответствии с которым дебитору предлагаются такие условия реструктуризации долга, что исключает необходимость обращения страны в клуб в будущем за дополнительным облегчением бремени. Был установлен сверхдлинный срок погашения консолидированного долга России в 25 лет. РФ стала первой среди государств с формирующимися рынками, которая получила такую длительную отсрочку платежа.
До недавнего времени большая часть внешней задолженности приходилась на долг перед международными финансовыми организациями и странами - членами Парижского клуба. В настоящее время внешний долг России в основном урегулирован (приложение 3). В мае 2005 г. Россия подписала соглашение с Парижским клубом кредиторов о досрочном погашении долга в размере 15 млрд долл. по номиналу 16 странам-кре- диторам бывшего СССР. Из них 13 млрд долл. были переведены двумя траншами 15 и 29 июля этого года. Выплаты были произведены 11 странам (Австралии, Великобритании, Голландии, Германии, Дании, Италии, Канаде, США, Франции, Финляндии и Швеции). Оставшаяся часть от суммы досрочного погашения
долга Австрии, Бельгии, Испании, Норвегии и Японии в размере 2,3 млрд долл. была выплачена 19 августа 2005 г. Все эти платежи осуществлялись из средств Стабилизационного фонда РФ, объем которого на 1 июля 2005 г. составил 617,9 млрд руб. В августе 2006 г. РФ досрочно выплатила 11,1 млрд долл. и выкупила по рыночной цене оставшуюся часть реструктурированного долга в объеме 10,6 млрд долл. Это стало самой крупной подобного рода операцией Парижского клуба. Таким образом, статус России как дебитора Парижского клуба прекратил свое существование.

Существует огромное количество официальных международных организацией, занимающихся финансированием и кредитованием целых государств, однако помимо них есть еще две структуры, если их так можно назвать, которые также дают деньги в долги разным странам. Они являются не официальными организациями, а, скорее, просто группой кредиторов. Проводя аналогии с привычной действительностью, можно сказать что официальные структуры - это банки, а вот Парижский и Лондонский клубы - это некий аналог международных частных ростовщиков.

Что это такое

Парижский клуб кредиторов представляет собой, как уже было сказано, неофициальную/неформальную организацию, в состав которой входят экономически развитые государства, имеющие свободные средства и готовые давать их в долг на своих условиях всем желающим. В большинстве случаев этот клуб выходит на сцену тогда, когда заемщик, уже имеющий долги, не может по ним расплатиться. То есть он скорее не кредитует, а перекредитовывает, выполняя в первую очередь роль посредников.

История

Впервые информация об этом клубе появилась в 1956 году. Именно тогда Аргентиной проводились попытки консолидировать займы на общую сумму в 350 миллионов долларов США. Чтобы решить проблему, собрались 12 представителей стран Западной Европы, которые и были кредиторами Аргентины. Как раз тогда клуб начал свое действие. Интересен тот факт, что название этому объединению государств дали журналисты. Они высчитали, что чаще всего собрания производятся в Париже, в отеле Ritz. С тех пор прошло уже более 50 лет, совершено множество сделок и выдано огромное количество кредитов. Достоверных данных о деятельности клуба не слишком много, но сам факт того, что он до сих пор продолжает свою деятельность, уже может говорить о высокой эффективности его работы. Не последнюю роль в этом играет и желание не столько получить свою прибыль любой ценой, сколько получить ее же хотя бы когда-нибудь, что особенно актуально в случае с бедными и слаборазвитыми странами, набравшими кредитов, но не имеющими ни малейшего понимания, как их теперь возвращать.

Кредиторы

Так как это неформальная организация, какой-то жесткой структуры, устава, места работы и юридического статуса у нее нет. Члены парижского клуба приходят и уходят тогда, когда это им удобно и выгодно. Если при этом они не затрагивают интересы окружающих, то и вопросов к ним никаких не возникает. В то же время данное объединение работает по своим собственным правилам, принятым всеми странами Парижского клуба (это обязательное условие участия). Других ограничений нет и кредитором может стать кто угодно, при условии, что он вообще может выдавать деньги в долг и уже является держателем каких-то обязательств другого государства. Вступление в Клуб может дать стране неплохие преимущества, но потребует участия в работе этой неформальной организации, особенно в плане реструктуризации уже имеющихся задолженностей.

Сборы и место встречи

Все участники парижского клуба собираются примерно раз в месяц (10 или 11 раз в году). Во время своих «съездов» они обсуждают сложившуюся ситуацию с должниками, заключают договоры и обговаривают любые другие вопросы, интересные именно им. По традиции, сложившейся за полвека работы клуба, встречи происходят всегда именно в Париже, и каждый раз в роли председателя выступает кто-то из высшего руководства министерства финансов Франции. Обслуживающего персонала минимум и в основном он состоит из сотрудников секретариата все того же Министерства финансов. С одной стороны, это приводит к некоторым неудобствам, но они сполна компенсируются возможностью игнорировать бюрократию, что позволяет принимать решение и делать свое дело намного эффективнее. Этому у данного объединения стоит поучиться большинству официальных структур.

Парижский клуб: цели и функции

Главной задачей является избавление государства от кредитного давления самыми разными способами. Это не значит, что Клуб выступает в роли благодетеля, скорее, он просто позволяет выплатить долги по более приемлемым условиям, но при этом требует кое-что и себе. Начинается все непосредственно с переговоров, по итогам которых составляется специальный Согласованный протокол. В нем представлена все информация о потенциальной работе с задолженностью, сроки реструктуризации, даты выплат и другие особенности. Несмотря на то что в переговорах может участвовать большое количество сторон, одной из функций клуба считается полное соблюдение конфиденциальности всеми его участниками. Только и исключительно должник имеет право предоставлять информацию о собственных кредитах и условиях их погашения. Для выполнения поставленной цели могут применяться такие решения:

  • Превращение займа в субсидию, которую не нужно отдавать (разумеется, в ответ на другие услуги).
  • Увеличение срока кредита, что позволит растянуть выплаты по времени и несколько облегчить ситуацию с выплатами.
  • Замена одного кредита другим. При таком подходе появляется возможность получить задолженность на более выгодных условиях, что с большей долей вероятности позволит вернуть средства с меньшей нагрузкой на экономику.

Кроме всего прочего, для некоторых заемщиков могут изменяться другие условия уже полученных кредитов, благодаря чему выполнение их условий может стать более реальным. В рамках своей деятельности Парижский клуб кредиторов строго следует трем основополагающим принципам.

Первый принцип

Угроза прекращения выплат. Это первое, на что ориентируется Парижский клуб стран-кредиторов. Чтобы долг был пересмотрен, государство просто обязано обосновать, почему именно оно больше не имеет возможности платить, и доказать это. Самый простой вариант - показать большое количество долгов и их размер. Обычно этого бывает вполне достаточно, чтобы получить помощь клуба. В других ситуациях может приниматься за основу анализ Международного валютного фонда (МВФ).

Второй принцип

Смягчение требований по кредиту возможно только при условии выполнения определенных условий Парижского клуба. Это второй принцип его работы. То есть страны-участники должны понимать, что заемщик действительно будет стараться оптимизировать собственную экономику и в результате получит возможность выплаты долга. Без встречных шагов ни о какой реструктуризации не может быть и речи. Как правило, за основу берутся рекомендации МВФ. Хотя они обычно подразумевают серьезное падение уровня жизни населения, но помогают высвободить достаточное количество свободных средств, которые можно будет направить на выплату кредита. Среди всех рекомендаций можно выделить несколько самых распространенных и встречающихся практически в каждой ситуации:

  • Государство обязуется не вмешиваться в работу экономической системы страны.
  • Запрещается пытаться регулировать цены на любые товары или услуги.
  • Требуется усовершенствовать политику работы с обменным курсом государственной валюты, чтобы исключить возможность его завышения из-за возможной девальвации.
  • Бюджет страны не должен быть отрицательным. Обычно это подразумевает отказ от различных государственных программ, направленных на улучшение условий жизни населения, кроме самых основных. Одновременно возможен рост налогов, коммунальных платежей и так далее.
  • Помимо всего прочего, от страны-должника требуется ограничить рост массы денег в стране, то есть отключить печатный станок.

Несмотря на тот факт, что все эти программы должны улучшить ситуацию в экономике, как правило, она только ухудшается из-за нежелания населения мириться с ухудшением условий жизни (а в странах, которые берут кредиты, эти условия и так не самые лучшие). В результате возникают бунты, забастовки и другие подобные проблемы.

Третий принцип

Все проблемы, возникающие с долгом, обязаны быть разделены между всеми кредиторами той или иной страны. В первую очередь это касается льгот и сроков выплаты. Неважно, сколько именно денег должна страна и кому именно, абсолютно все кредиты обязаны быть приведены к единому знаменателю, чтобы не было искушения совершать выплаты только по каким-то одним договорам, игнорируя все остальные.

Торонтские условия по реструктуризации

Они применяются только в самых крайних случаях и ориентированы на очень бедные страны. Есть три варианта этих условий:

  1. Третья часть долга списывается безвозвратно, но на остальную сумму начисляются стандартные проценты, соответствующие текущей ситуации в мире. Максимальный срок кредита устанавливается в 14 лет, но в них входит целых 8 лет льготного периода. Подразумевается, что благодаря полученным средствам за эти восемь лет страна сможет улучшить свое экономическое состояние и за следующие 6 лет полностью расплатиться с долгами.
  2. Кредит сохраняется в том же размере, в каком и был, как и размер процентов, однако максимальный срок в данном случае срок может быть увеличен до 25 лет и из них 14 лет будут льготными.
  3. Последний вариант реструктуризации по Торонтским условиям - уменьшение процентов. Используется 2 разновидности этого действия. Проценты могут быть установлены в размере 3,5 % или в половину базовой ставки на рынке таких услуг, в зависимости от того, что будет больше. Условия по срокам идентичны варианту № 1.

Торонтские условия были использованы Парижским клубом кредиторов для реструктуризации задолженности Мали, Мадагаскара, Танзании, Нигера и многих других подобных стран.

Хьюстонские условия

Они применяются для не слишком богатых стран, население которых имеет достаточно высокий уровень дохода.

  • Максимальный срок не более 20 лет с льготным периодом на 10 лет.
  • Кредиторы получают право менять или продавать обязательства.

При этом получить такую реструктуризацию не так-то и просто. У Парижского клуба есть три базовых критерия, и государство, которое хочет получить кредит подобного типа, обязано соответствовать хотя бы двум из них:

  • Масштаб задолженности - общая сумма кредитов составляет 50 % от ВВП или больше.
  • Соотношение между задолженностью коммерческим организациям и долгов Клуба обязано быть 1,5.
  • Доход населения не должен быть выше установленного ВБ (Всемирный банк).

Такой вариант реструктуризации получили Египет, Польша, Марокко, Сальвадор, Конго и другие.

Другие условия

Для самых бедных и абсолютно не способных справиться с кредитами стран предлагаются и другие условия. Например, по Тринидадским условиям возможно списание большей части долга (около 2/3) со значительным увеличением сроков погашения (до 25 лет) и льготным периодом на 5 лет. А по Лондонским условиям можно списать около 20 % кредита, снизить проценты и дать такой же долгий срок до полного погашения. Долги Парижскому клубу все равно приходится отдавать, и сами его представители делают все, чтобы страна действительно получила такую возможность. Намного выгоднее немного «подвинуться» в требованиях и в конечном итоге вернуть свои деньги, чем настоять на строгом соблюдении обязательств и в результате не получить вообще ничего (должнику будет проще объявить себя банкротом). Вот на этой грани обычно и балансирует вся система.

Парижский клуб и Россия

Российская Федерация вступила в Парижский клуб в 1997 году. Это помогло выплатить внешние долги с большей эффективностью, получить серьезное международное влияние и в конечном итоге начать диктовать собственные условия уже для своих же должников. В результате вступления в Клуб Россия смогла зафиксировать долги СССР (которые она выплачивала как за себя, так и за отделившиеся страны) на уровне 60 копеек за 1 доллар США. Это значительно облегчило дальнейшие выплаты. Более того, получилось согласовать возможность досрочного погашения (что обычно запрещено). Как результат, за 2005-2006 год страна расплатилась сразу со всеми своими долгами и очень хорошо сэкономила на процентах, которые в противном случае пришлось бы выплачивать намного дольше.

Вывод

Парижский клуб, как и его Лондонский аналог - достаточно эффективная неформальная организация, действительно помогающая государствам, погрязшим в долгах, расплатиться. Да, зачастую это напрямую связано с серьезным ухудшением условий жизни граждан, однако, учитывая банкротство как единственную альтернативу, такой подход даже лучше, так как помогает избежать связанных с банкротством волнений или даже революций.


Парижский клуб - неформальное объединение правительств 20 мировых ведущих стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Ирландия, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония, Россия). Это международное объединение было создано в 1956 г. в целях реструктуризации погашения и обслуживания внешних государственных долгов.
Парижский клуб не имеет юридического статуса. У него нет штаб-квартиры, секретариата, а главное, нет устава. Тем не менее за 40 с лишним лет своего существования Клуб стал одним из главных действующих лиц в проведении международной стратегии в этой области. Здесь не рассматриваются кредиты частным организациям, международным финансовым организациям, кредиты для военных целей, кредиты до одного года.
Членство в Парижском клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Все соглашения стран-должников с Парижским клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим странам

более выгодных условий погашения долга перед ними, чем условия, предоставленные членам Клуба.
Наиболее бедным странам списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Парижский клуб функционирует в тесном сотрудничестве с МВФ. Если какое-либо государство- должник, испытывающее экономические трудности (например, по части баланса платежа), начинает осуществлять программу оздоровления под эгидой МВФ, Парижский клуб совместно с правительством данной страны вырабатывает соглашение о реструктуризации ее внешнего государственного долга. В результате появляется возможность уменьшить пассивное сальдо платежного баланса, не сокращая при этом объем импорта товаров и капиталов.
В рамках Парижского клуба страны, испытывающие трудности в выплате долгов другим государствам и частным учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей.
Особенность структурной организации Парижского клуба состоит в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов. Будучи созданный не как постоянно действующий орган, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельным должникам, клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Периодически некоторые принципы пересматриваются и уточняются.
Основные принципы долговой политики Парижского клуба: наличие у должника непосредственной угрозы прекращения платежей; обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику; равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.
Первые два принципа - это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования. Остановимся более подробно на названных принципах долговой политики Парижского клуба. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей.
Чтобы Парижский клуб начал действовать, должнику необходимо доказать, что он не в состоянии платить. Как доказать? Показать размер задолженности в соответствии с макроэкономическими показателями: состояние платежного баланса, бюджета, динамику ВВП, темпы инфляции.
Парижский клуб либо сам, либо с помощью МВФ проводит анализ проблемы: есть ли действительно угрозы прекращения платежей. Если такие угрозы усматриваются, то разрабатываются условия реструктуризации долга. Условия реструктуризации долга.
Реструктуризация долга - одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, срок которых должен наступить в определенный период времени, а также о новом графике таких платежей.
В последнее время реструктуризация внешнего долга стала достаточно популярной практикой. В Парижском клубе реструктурируются долги правительств и гарантированные ими долги. Реструктуризация задолженности большей частью применяется в отношении беднейших стран.
В отношении разных стран государствами-кредиторами применяются различные методы. В результате этих подходов в настоящее время четко обозначились четыре категории стран-должников: беднейшие страны (ВВП на душу населения до 785 долл. в год) - применяются Торонтские, Лондонские, Неапольские условия урегулирования задолженности; беднейшие из стран со средним уровнем дохода (ВВП на душу населения от 785 до 3600 долл. в год) - применяются Хьюстонские условия; богатые из стран со средним уровнем дохода (ВВП на душу населения от 3600 до 10-12 тысяч долл. в год) - применяются стандартные условия Парижского клуба; исключения: в отдельных случаях сумма внешнего долга страны может быть сокращена на особых условиях в силу политических и иных соображений.
Торонтские условия. Данные условия, принятые в 1988 г., могут применяться лишь в отношении стран с годовым ВВП на душу населения не более 540 долл. и имеющих право на получение кредитов от Международной ассоциации развития. Страны, получившие отсрочку по погашению долгов в соответствии с Торонтскими условиями: Республика Мали, Центральноафриканская Республика, Мадагаскар, Нигер, Танзания и др.
Кредиторам предлагаются следующие варианты условий, которые они могут предоставлять должникам.
Вариант А (уменьшение суммы долга): списание трети долга; пересмотр условий погашения остальной части долга по рыночным процентным ставкам; срок погашения 14 лет, включая льготный период в 8 лет, в течение которого проценты по долгу не выплачиваются.
Вариант В (долгосрочные долги): проценты начисляются по рыночным ставкам; срок погашения 25 лет, включая льготный период в 14 лет.
Вариант С (уменьшение платежей по обслуживанию долга): предоставление льготных процентных ставок (кредитор может выбрать большую из двух величин - 3,5% в год или половину рыночной процентной ставки); срок погашения 14 лет, включая льготный период в 8 лет.
Однако Торонтские условия предназначены не для всех стран-
должников. Они применяются лишь в случае очень тяжелых обстоятельств по обслуживанию долгов и предоставляются странам с низким средним доходом на душу населения и хроническими проблемами платежного баланса на период осуществления ими глубокой структурной перестройки.
Хьюстонские условия. Приняты в 1990 г. в отношении стран, у которых годовой доход на душу населения превышает установленный максимальный уровень (в настоящее время - 785 долл. на душу населения), дающий право на реструктуризацию долгов на основе Торонтских условий.
По данным условиям: срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, льготный срок 8 лет; срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный период - до 10 лет; кредиторам предоставлено право продавать или обменивать долговые обязательства по погашению всей суммы кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, либо 10% непогашенной суммы кредитов (либо обязательства по погашению коммерческих кредитов на сумму в 10 млн долл., если данная величина окажется больше, чем упомянутые 10%).
Чтобы претендовать на пересмотр кредита на основе Хьюстонских условий, страна должна удовлетворять двум из трех следующих критериев: годовой ВВП на душу населения не должен превышать установленный Всемирным банком потолок (1235 долл.); соотношение суммы долга кредиторам Парижского клуба и суммы долга коммерческим кредиторам должно составлять 1: 1,5; необходимо иметь следующие показатели масштабов задолженности: сумма долга - не менее 50% объема ВВП; сумма долга/стоимость экспорта - не менее 275%; коэффициент обслуживания долга - не менее 30%.
Некоторые страны, входящие в указанную категорию, занялись реструктуризацией своих долгов на основе Хьюстонских условий, причем первыми были Польша и Египет. Другие решили провести обменные операции с государственными долговыми обязательствами, как это допускается Хьюстонскими условиями. Так поступили Конго, Сальвадор, Гондурас, Марокко и Нигерия.
Тринидадские и Лондонские условия (усиленные Торонтские условия)
А. Тринидадские условия аннулирование 2/3 долга стран-должников, входящих в соответствующие категории; гибкий график платежей в соответствии с экспортными возможностями страны-должника: реструктуризация оставшейся части долга на 25 лет, предоставление льготного периода в 5 лет; капитализация процентов за первые 5 лет; отбор кандидатов на предоставление льготных условий по критериям, аналогичным Торонтским условиям.
Б. Лондонские условия аннулирование 25% долга и реструктурирование оставшейся суммы на 23 года с шестилетним льготным периодом и начислением процентов по рыночным ставкам; реструктурирование долга с применением льготных процентных ставок на 23 года без льготного периода; реструктурирование долга по рыночным процентным ставкам на 25 лет с 16-летним льготным периодом; реструктурирование обязательств по обслуживанию кредитов, предоставленных в порядке оказания официального содействия развитию, на 30 лет с 20-летним льготным периодом.
Этими условиями воспользовались такие страны, как Гвинея, Гондурас, Мавритания, Мали, Мозамбик, Сьерра-Леоне.
Неапольские, Лионские условия, Инициатива HIPC
А. Неапольские условия
Такие условия предусматривают:
67%-ное списание или реструктуризацию суммы долга с целью его сокращения. Данное условие действует для стран, у которых годовой ВВП на душу населения менее 500 долл. или долг/экспорт более 350%. Для других стран применяется 50%-ное списание долга; выплату оставшейся части долга в течение 33 лет с восьмилетним льготным периодом или в течение 23 лет с шестилетним льготным периодом с прогрессивной шкалой амортизации долга; реструктуризацию долга на 40 лет с 16-летним или 20-летним льготным периодом, с выплатой процентов по прежней ставке. В 1995-1998 гг. более 30 странам с низким уровнем дохода Парижский клуб сократил задолженность на условиях Неаполя.
Б. Лионские условия, Инициатива HIPC
С 1997 г. действуют Лионские условия, которые предлагают 80%-ное снижение долговых обязательств, а также доведение соотношения внешний долг/экспорт до 200-250% и платежи/экспорт до 20-25%.
Проект под названием «Инициатива HIPC» предусматривает целенаправленные усилия по снижению долгового бремени самых бедных развивающихся стран при условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по финансовому оздоровлению, одобренных Всемирным банком и МВФ.
Стандартные (классические) условия Парижского клуба реструктуризация до 10% долга (в некоторых случаях только основной долг); срок погашения 10 лет с пятилетним льготным периодом; рыночные ставки.
Для реализации этих принципов должник должен представить программу макропреобразований для улучшения финансового состояния страны. В данную программу должны быть заложены следующие меры. Ограничение роста денежной массы (запрет Центральному банку кредитовать правительство, отказ от льготных кредитов, повышение налогов и т.п.). Сокращение дефицита госбюджета (одно из главных направлений - уменьшение государственных расходов, в том числе и социальных). Совершенствование политики обменного курса национальной валюты (не допускать повышения или понижения). Устранение госконтроля над ценами. Ограничение государственного вмешательства в экономику. Равномерное распределение бремени непогашенных долгов среди кредиторов (принцип равных услуг). Этот принцип обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с обеспечением условий долговых обязательств (срок погашения, процентные ставки).
Россия и Парижский клуб. 17 сентября 1997 г. в Париже Правительством Российской Федерации подписан Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного государства-участника. Россия выступает в Парижском клубе не только как страна-кредитор, но и как страна-должник.
Присоединение к Парижскому клубу способствует дальнейшей интеграции России в международную финансовую систему и базируется на следующих основных принципах, изложенных в положениях Меморандума о взаимопонимании. Равноправное участие России в рассмотрении вопросов урегулирования задолженности государств-должников. Начиная с даты подписания Меморандума российские долговые требования приобретают тот же статус, что и аналогичные требования членов Парижского клуба. Признание и применение при урегулировании задолженности перед Россией официального курса Госбанка СССР. Предоставление начальной скидки на задолженность госу- дарств-должников перед Россией.
Уже к 2001 г. России удалось достичь успехов: долг нашей стране со стороны многих развивающихся государств был реструктурирован. Часть долга из долга кредитного была переведена в долг по ценным бумагам, т.е. произошла секьюритизация долга.
Негативные моменты присоединения к Парижскому клубу. Россия должна была признать часть царских долгов по облигациям, главным образом, перед гражданами Франции. Россия лишилась суверенитета в улаживании отношений со своими должниками, необходимо было учитывать условия урегулирования долга, принятые Парижским клубом. В частности по условиям Парижского клуба не допускается погашение долга товарами, правами на разработку полезных ископаемых. Кроме того, пришлось списать значительную сумму долга некоторым стра- нам-должникам: Ираку - 100% (11 млрд долл.); Монголии - 98% (11 млрд долл.); Вьетнаму - 86% (9,4 млрд долл.); Сирии - 70% (9,8 млрд долл.).
Кроме того, наша страна присоединилась к международным программам оказания безвозмездной помощи беднейшим странам для поддержания минимального уровня существования их населения. Это предусматривает уменьшение абсолютного объема финансовых требований к государствам-должникам из числа развивающихся стран в зависимости от их экономического положения.
Вместе с тем вступление в Парижский клуб имело и положительные моменты. Оно дало возможность России подписать ряд соглашений со странами-должниками. Среди них - 33 многосторонних меморандума о реструктуризации задолженности с 24 странами, в том числе с Бенином, Боснией и Герцеговиной, Мали, Мозамбиком. С 1999 по 2002 г. Россией было заключено 13 двусторонних соглашений о реструктуризации задолженности с Йеменом, Вьетнамом, Мадагаскаром, Гвинеей, Гвинеей-Бисау, Бенином, Экваториальной Гвинеей, Замбией, Пакистаном, Танзанией, Албанией, Мозамбиком, Мали и Конго.
В результате реструктуризации странам-должникам были установлены льготные графики погашения консолидированных сумм задолженности. Большая часть выплат будет осуществляться после 2015 г. Почти все соглашения о реструктуризации предусматривают возможность осуществления конверсионно-обменных операций оставшейся и неоплаченной задолженности, а также переуступку или продажу долга третьей стороне.
Проведенная реструктуризация долгов способствовала началу платежей некоторыми странами, увеличению доли выплат в СКВ, консолидации задолженности по процентам и основному долгу.

Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Традиционно заседания клуба проходят только в Париже, в год проводится 10-11 переговорных сессий. Сегодня членами клуба являются 20 государств: Австрия, Австралия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Нидерланды, Норвегия, Россия, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания и США.

Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы. Все соглашения стран-должников с Парижским Клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим странам более выгодных условий погашения долга перед ними, чем условия, предоставленные членам Клуба.

Особенность структурной организации Парижского Клуба состоит в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под председательством высокопоставленного чиновника государственного Казначейства Франции Бруно Безарда. Будучи созданный не как постоянно действующий орган, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельным должникам, Клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Некоторые из них периодически пересматриваются.

Поскольку Парижский Клуб не имеет фиксированного членства, в переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать любое государство-кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может потребоваться пересмотр условий погашения. Большую часть займов и кредитов развивающиеся страны, а также государства Центральной и Восточной Европы получают от стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) , поэтому последние почти всегда участвуют в таких переговорах.. Среди других традиционных участников переговоров в Парижском Клубе следует назвать МВФ, Всемирный банк, Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности. Ряд крупных должников, например Россия и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим странам, и их должники также обращаются в Парижский Клуб. Таким кредиторам выгодно решать вопросы уже на многосторонней основе.

Структура

Постоянные члены – 20

Другие официальные кредиторы могут также активно участвовать в переговорных сессиях или в ежемесячных дискуссиях, при условии согласия постоянных членов и страны-должника. Следующие страны приняли участие в качестве кредиторов в некоторых соглашениях Парижского клуба в специальной форме:

  • Аргентина

    Бразилия

    Народный банк Китая

  • Новая Зеландия

    Португалия

  • Тринидад и Тобаго

Наблюдатели - присутствуют на заседании переговоров но не участвуют в них и не подписывают соглашение, которое формализует результат переговоров.

    представители международных институтов:

        Всемирный банк

      • Европейская комиссия

        Африканский банк развития

        Азиатский банк развития

        Европейский банк реконструкции и развития

        Межамериканский банк развития

    Представители постоянных членов Парижского клуба, которые не имеют никаких претензий связанных по поводу долга или, не кредиторы страны-должника, но тем не менее изъявившие желание принять участие в переговорах.

Представители стран, не входящих в Парижский клуб, которые имеют претензии на страну-должника, но при условии, что постоянные члены и страна-должник согласны на их присутствии

Основные принципы работы Парижского клуба

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами. Первые два принципа - это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.

1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности.

Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год.

Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора).